Перспективы и направления разработки и реализации демографической политики РФ. Меры по улучшению демографической ситуации в стране

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования реферативной работы является демографическая политика РФ.
Предмет исследования: процесс реализации демографической политики в стране.
Целью данной реферативной работы является всестороннее изучение демографического состояния современной России, выявление тенденции и факторов, влияющих на развитие демографии, а также оценка демографической политики государства.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
- определить сущность, задачи и методы реализации демографической политики.
- проанализировать нынешнее состояние России в демографическом аспекте.
- изучить направления демографической политики в РФ.

Содержание работы

Введение_____________________________________________________3
Теоретические основы разработки и реализации демографической политики._____________________________________________________5
1.1 Сущность и содержание демографической политики_____________5
1.2 Цели, задачи и методы реализации демографической политики____6
II. Анализ реализации демографической политики в РФ_____________10
2.1 Основные тенденции в сфере демографической политики________10
2.2 Анализ основных демографических показателей________________12
III. Перспективы и направления разработки и реализации демографической политики РФ. Меры по улучшению демографической ситуации в стране________________________________________________________20
3.1 Концепция демографической политики РФ._____________________25
Заключение____________________________________________________27
Список используемой литературы_________________________________28

Файлы: 1 файл

Демографическая политика России.docx

— 61.96 Кб (Скачать файл)

Государственная помощь, семьям с детьми, поддержка института  семьи и брака, стимулирование рождаемости  выступают приоритетными направлениями  демографической политики. Их реализация должна сопровождаться обеспечением осуществления  права человека свободно и ответственно решать вопросы о числе своих  детей и о частоте их рождения. Свобода человека и семьи в  формировании своей репродуктивной ориентации — главное ограничение  в демографической политике.

Как известно в Российской Федерации наблюдалась тенденция  к резкому снижению рождаемости, и естественно, что данная проблема не могла остаться без внимания высшего  руководства страны, которая побудило принять ряд мер по развитию уровня рождаемости в Российской Федерации, а именно:

– федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», принятый 12.10.2006 года Государственной думой, согласно которому на индивидуальные счета женщин, родивших с 1 января 2007 года второго ребенка, будет начисляться сумма в размере 250 тысяч рублей. Ежегодно эта сумма  индексируется из расчета набежавшей инфляции. Эти деньги можно будет потратить на приобретение жилья или оплату образования ребенка. Неизрасходованные суммы направляются в Пенсионный фонд РФ и приплюсовываются к будущим пенсиям матерей. Данное новшество побудит многие семьи завести второго ребенка, и тем самым удовлетворить не только свои собственные интересы, но и обеспечить прирост населения государства;

– подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной  целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденная постановление  Правительства Российской Федерации  от 31 декабря 2005 г. № 865.

Основная идея программы и ее обоснование заключается в том, что с 2002 года в период рождения первого ребенка вступало поколение 1982-1986 годов, т.е. поколение самой высокой численности за прошедший период, при этом, согласно результатам статистического наблюдения, 80 процентов детей в Российской Федерации рождается у родителей в возрасте до 30 лет.

По данным государственного статистического наблюдения, в Российской Федерации молодежь в возрасте от 20 до 30 лет составляет 20,7 млн. человек.

Действующей системой государственного статистического наблюдения не установлено  понятие молодой семьи. На основе выборочных обследований и экспертных оценок в настоящее время в  Российской Федерации насчитывается  около 10 млн. молодых семей из общего числа семей (49,9 млн.). Из них большая  часть (примерно 6 млн. молодых семей) нуждается в улучшении жилищных условий.

В современных условиях, когда большинство молодых семей  не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется  продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной  поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в  свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.

Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов  местного самоуправления и других организаций, что обусловливает необходимость  применения программных методов.

Государственная поддержка  молодых семей, нуждающихся в  улучшении жилищных условий, осуществляться путем: предоставления субсидий молодым  малообеспеченным семьям на приобретение жилья; компенсации части затрат на приобретение или строительство  жилья в случае рождения (усыновления) ребенка; выделения строительных материалов для индивидуального жилищного  строительства (в первую очередь  в сельской местности); предоставления многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма; воссоздания или организации в отдельных субъектах Российской Федерации новых форм содействия решению жилищных проблем молодежи, подобных молодежным жилищным комплексам и жилищно-строительным кооперативам. Решение жилищных проблем будет оставаться одним из основных социально значимых приоритетов. Обеспечение жильем граждан в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите граждан в Российской Федерации" будет осуществляться в объемах, которые возможно учесть в федеральном бюджете исходя из задач оптимизации. Предусматриваются бюджетные ассигнования на обеспечение постоянным и служебным жильем военнослужащих.

– федеральный закон «О повышении пенсий и детских пособий», согласно данного закона, с 1 января 2008 года изменились социальные выплаты для многодетных семей, – пособия получают все многодетные семьи вне зависимости от своего материального положения. Пособие начисляется с учетом возраста детей. В 2010 году пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет рассчитывалось исходя из среднего заработка женщины за последние 12 месяцев. С 2011 года пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет, а также пособие по беременности и родам будет начисляться исходя из среднего заработка за последние два года, предшествующие отпуску по уходу за ребенком до 1.5 лет. Ежемесячное минимальное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2011 году на первого ребенка составляет – 2 194,33 рублей. Ежемесячное минимальное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2011 году на второго ребенка и последующих детей составляет – 4 388,67 рублей.

На данную сумму минимального пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2011 году применяются повышающие районные коэффициенты в районах  и местностях где они установлены.

– федеральный закон «О внесении изменений в федеральный  закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», предусматривающий  введение двух новых видов пособий, подписанный экс - Президентом Р.Ф. В.В. Путиным.

Данный федеральный закон  предусматривает установление с 1 января 2008 года в рамках системы государственных  пособий гражданам, имеющим детей, двух новых видов пособий: единовременного  пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка  военнослужащего-срочника.

На каждого из детей  установлено пособие в размере 6 тыс. руб. в месяц до достижения ими трехлетнего возраста.

Беременная жена военнослужащего  получит право на пособие в  размере 14 тыс. руб. при сроке беременности не менее 180 дней. В случае смерти ребенка  такое пособие будет выплачиваться  и в течение 70 дней после родов.

Пособия будут выплачиваться  с учетом районных коэффициентов  в тех районах и местностях, в которых они применяются. Период выплаты пособия ограничивается периодом военной службы по призыву.

 

 

 

3.1 Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года

 

Самый главный сдвиг в  области демографии произведет реализация концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, данный указ был утвержден  президентом Российской федерации  от 11.10.2007 года.

В Концепции дается оценка современной демографической ситуации в Российской Федерации и тенденций  ее развития, определяются принципы демографической  политики Российской Федерации (основу которых составляют комплексность  решения демографических задач, выбор по каждому направлению  демографического развития наиболее проблемных вопросов, учет региональных особенностей демографического развития, координация  действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном  уровнях), а также основные задачи демографической политики Российской Федерации.

К числу основных, отнесены следующие задачи:

        • Сокращение уровня смертности граждан, прежде всего в трудоспособном возрасте;
        • Сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
  • Сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
  • Повышение уровня рождаемости;
  • Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
  • Регулирование внутренней и внешней миграции, привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
  • Концепцией также определены комплексные меры, осуществляемые в три этапа, следствием которых должно стать улучшение демографической ситуации в стране.

Такими мерами, в частности, являются: формирование у различных  групп населения, особенно у подрастающею поколения, мотивации для ведения  здорового образа жизни; проведение профилактических мероприятий в  целях раннего выявления нарушений  состояния здоровья; ранняя диагностика  заболеваний с применением передовых  технологий; повышение доступности  и качества оказания бесплатной медицинской  помощи; улучшение материально-технического и кадрового обеспечения учреждений здравоохранения; применение новых инновационных технологий лечения и развитие высокотехнологичной медицинской помощи; внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ; пропаганда ценностей семьи, усиление государственной поддержки семей, имеющих детей; создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество.

Таким образом, подводя итоги  демографической политики в настоящее  время, можно с уверенностью сказать, что к данной проблеме Российской действительности уделено достойное  внимание со стороны государства для обывателя, но копнув по глубже можно заметить, что идет планомерное снижение численности славянского населения и замещение его иммигрантами. 
Заключение

 

Российская Федерация  сейчас находится в стадии демографического кризиса, преодолеть который будет  непросто. Подводя общие итоги, необходимо отметить, все меры преодоления демографического кризиса, несмотря на свое определенное положительное воздействие, не могут в корне изменить демографическую ситуацию в стране, которая требует проведения целого ряда последовательных, комплексных и целенаправленных мероприятий законодательной и исполнительной властями, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Очевидно, что основой  улучшения воспроизводства населения  может служить не обеспечение достойного уровня и качества жизни людей, а зависимость этого уровня от количества детей, чем их больше, тем выше уровень жизни. Также не вызывает сомнения то, что создавшаяся демографическая ситуация требует незамедлительного вмешательства как государственных, так и всех гражданских институтов российского общества.

С целью определения стратегии  государственной социально-демографической  политики необходима комплексная оценка и мониторинг тенденций, факторов и  последствий социально-демографических  процессов на федеральном и региональном уровнях.

Кроме того, требуется разработка Правительством Российской Федерации  совместно с Федеральным Собранием  Российской Федерации и с субъектами Российской Федерации общегосударственной  Комплексной программы по выводу страны из демографического кризиса не за счет иммиграции, а за счет народов проживающих на территории страны.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000.
  2. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление / учебник / А.И. Гаврилов. – М.: Инфра-М, 2002.
  3. Демографический ежегодник России. 2007, М.: Росстат. 2007. 551 с.
  4. Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 год: [указ Президента 11.10.2007].
  5. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года / Экономика и жизнь, № 24, 2000.
  6. Мир после кризиса, М.: Издательство «Европа», 2009.
  7. Мониторинг демографической ситуации в Российской Федерации и тенденции ее изменения, М.: КДУ, 2008 г.
  8. Обеспечение жильем молодых семей: [постановление Правительства РФ 15.05.2003, N 285].
  9. Сайт Федеральной Службы Государственной Статистики: www.gks.ru
  10. www.demographia.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 В.П.Максаковский статья «Демографическая политика»

 

 


Информация о работе Перспективы и направления разработки и реализации демографической политики РФ. Меры по улучшению демографической ситуации в стране