Общая характеристика правовой системы Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:50, контрольная работа

Описание работы

Великобритания - унитарное государство. Исторически сложившиеся части Соединенного Королевства - Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Административно-территориальное деление этих 4 стран различно. В Англии и Уэльсе - это графства (с населением свыше 1 млн. человек), которые в свою очередь делятся на округа. Самостоятельной административно-территориальной единицей является Большой Лондон, который включает 32 городских района и Сити. Северная Ирландия делится на округа, Шотландия - на области. Самостоятельными административными единицами являются остров Мэн и Нормандские острова.
Правовая система функционирует на основе неписанной конституции, составленной из норм статутного права (наиболее важные среди них — Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., закон о престолонаследии 1701 г., законы о парламенте 1911 и 1949 гг.), норм общего права и норм, представляющих собой конституционные обычаи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
3
1.Общая характеристика правовой системы Великобритании…………
4
2. Гражданское право………………………………………………………
8
3. Уголовное право…………………………………………………………
11
4.Судебная система…………………………………………………………
14
Заключение…………………………………………………………………
21
Список использованной литературы……………………………

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 48.71 Кб (Скачать файл)

Современные системы социального  обеспечения начали развиваться  в конце XIX – начале XX в. с изданием Закона о компенсации работникам за увечье 1897 г., первого Закона о  пенсиях по старости 1911 г. и других актов.

Активное развитие эти  системы получили после Второй мировой  войны, когда была создана сеть учреждений, через которые финансируются  соответствующие программы, например национальная служба здравоохранения, национальное страхование от несчастных случаев на производстве.

 Одним из центральных  в этой сфере является Закон  о национальной службе здравоохранения  1977 г., консолидировавший большинство  ранее изданных актов. Ряд важных  дополнений в него внесены  Законом о здравоохранении 1980 г. В сфере пенсионного законодательства  большое значение имеют Закон  о социальном обеспечении 1985 г.  и Закон о несчастных случаях  на производстве и профессиональных  болезнях 1975 г., в которых консолидированы  положения многих ранее изданных  актов. Сохраняет самостоятельное  действие Закон о хронических  больных и инвалидах 1970 г.

Большое развитие за последние  десятилетия получило законодательство об охране окружающей среды. Система  выдачи разрешений на сброс отходов  во внутренние воды впервые была введена  в 1951 г. в 1956 г. на ряде территорий страны запрещена эксплуатация предприятий, если они дают вредные выбросы  в атмосферу. Министерство окружающей среды было создано в 1970 г. создано, в 1972 г. — Королевская комиссия по борьбе с загрязнением окружающей среды  — независимый орган при правительстве  Великобритании; имеются также многочисленные центральные учреждения — советы по охране воздуха, по обработке различных отходов и десять региональных управлений по контролю за качеством окружающей среды. Важную роль играют местные органы власти и многочисленные общественные объединения граждан.

3. Уголовное право

Развитие уголовного права  в Англии происходило особыми  путями. Английская революция XVII в., по существу, не затронула феодального  права, которое в своей основе не изменилось даже к началу XIX в., когда  в большинстве стран Европы уголовное  право было приведено в соответствие с общественными отношениями буржуазного общества.

Преступные деяния в Англии преследовалось по нормам либо общего права, либо многочисленных статутов, устанавливавших ответственность  за то же самое преступление (наказание  за подлог было предусмотрено в 400 статутах). Система санкций отличалась чудовищной жестокостью. Свыше 200 статутов предусматривали  в качестве единственной меры наказания  смертную казнь, по большей части  в ее квалифицированных видах (путем  публичного сожжения, колесования, четвертования и т. п.).

К отмене наиболее жестоких законов и к некоторому упрощению  и упорядочению уголовного законодательства привело движение за реформу уголовного права в конце XVIII – начале XIX в. Подлинная реформа уголовного законодательства, которая в основном приспособила уголовное право к потребностям капиталистического общества была осуществлена в период между 1830 и 1880 гг. в результате последовательного издания отдельных парламентских актов.

Как в содержании реформы  английского уголовного законодательства, так и в методах ее осуществления  сказались специфические для  Англии приемы управления обществом. Попытка  издания уголовного кодекса для  Англии оказалась безрезультатной: проект, составленный в 1877 г. известным  юристом Дж. Стифеном по поручению лорда-канцлера и генерального атторнея, не стал предметом рассмотрения в парламенте.5

Дальнейшее развитие английского  уголовного законодательства продолжается путем издания новых консолидированных  актов либо актов, вносящих изменения  в ранее изданные статуты. Деятельность английского парламента за последние  десятилетия в этой области значительно  активизировалась, что объясняется прежде всего потребностями проведения гибкой карательной политики в связи с существенным ростом преступности в стране. К важнейшим действующим законам, регулирующим по преимуществу вопросы Общей части уголовного права, могут быть отнесены следующие: Закон об уголовном праве 1967 г., в котором определена новая классификация уголовных преступлений; Закон об уголовном праве 1977 г. с последующими дополнениями и уточнениями, определяющий ответственность за сговор и решающий некоторые другие вопросы Общей части.

Закон о преступном покушении 1981 г., внесший существенные изменения  в регулирование ответственности  за предварительную преступную деятельность; Закон о компетенции уголовных  судов 1973 г., в котором регулируются многие вопросы назначения наказаний; Закон о наказаниях за преступления 1997 г., направленный на усиление уголовной  репрессии по делам о наиболее тяжких преступлениях; Закон об исправлении  правонарушителей 1974 г., трактующий проблему целей и применения наказаний.

Правовой комиссией для  Англии (и аналогичной комиссией  для Шотландии), созданной в 1965 г., осуществляется подготовка проектов новых  законодательных актов в сфере  уголовного права и процесса. В  рамках Правовой комиссии с 1981 г. развернулась работа над составлением проекта  уголовного кодекса для Англии и Уэльса, осуществляемая небольшой группой криминалистов-ученых. В 1984 г. эта группа вынесла на обсуждение специалистов доклад о кодификации уголовного законодательства и предварительный проект уголовного кодекса. В марте 1989 г Правовая комиссия направила лорду-канцлеру проект уголовного кодекса для Англии и Уэльса. В его Общей части учтены нормы и статутного, и прецедентного права, регулирующие ныне соответствующие правовые институты.6

 Основные элементы  нынешней системы наказаний в  Англии — лишение свободы,  пробация и штраф. В качестве  дополнительных наказаний используются  лишение прав водить автомобиль, заниматься определенной деятельностью  и т. п., а также приказ о  выполнении работы в общественных  интересах (от 40 до 240 ч). Смертная  казнь, которая по Закону об  убийстве 1957 г. могла назначаться  только за несколько видов  тяжкого убийства, в 1965 г. была  отменена временно, а в 1969 г.  — постоянно, поскольку выяснилось, что временная отмена смертной  казни не привела к росту  тяжких убийств. В Англии продолжают  действовать статуты, предусматривающие  смертную казнь за государственную  измену, пиратство и поджог королевских  доков, но смертные приговоры  по ним уже на протяжении  нескольких десятилетий не выносятся.

Каторжные работы, прежде широко применявшиеся, с 1948 г. отменены. Лишение  свободы отбывается в учреждениях  с различной строгостью режима. В  Англии ведутся поиски новых форм лишения свободы, в частности  путем создания «открытых тюрем» и в особенности учреждений для молодых правонарушителей.

Наиболее распространенная, но не единственная форма условного  осуждения в Англии — пробация (буквально — «испытание»). Она предполагает оставление осужденного на свободе под условием выполнения ряда требований, установленных судом: не посещать определенные места, воздерживаться от встреч, с определенными лицами, оставаться дома в вечернее время, регулярно посещать церковь и др. Нарушивший условия пробации, назначаемой обычно на срок до 3 лет, по представлению надзирающего за его поведением социального работника может быть подвергнут штрафу или иным мерам, не связанным с лишением свободы, в частности обязанности являться на несколько часов в день в «центр посещений для молодых людей».

4.Судебная система

Палата лордов — высшая судебная инстанция в Соединенном  Королевстве. Она рассматривает  апелляции, главным образом по вопросам права, на постановления по гражданским  и уголовным делам, вынесенные апелляционными инстанциями Англии и Уэльса, а также (только по гражданским делам) — Шотландии.

 От имени Палаты  дела рассматриваются судом Палаты  лордов, который состоит из возглавляющего  его лорда-канцлера, «ординарных лордов по апелляции» и тех пэров, которые в прошлом занимали высшие судебные должности, в том числе все бывшие лорды-канцлеры. «Ординарные лорды по апелляции» назначаются в Палату лордов из опытных юристов, как правило, членов Апелляционного суда. Их число составляет от 7 до 11 человек. Принято, чтобы 2 из них были шотландскими юристами. В суде Палаты лордов дела рассматривают не менее трех лордов, каждый из которых выступает с речью.

 Заключение, принятое  большинством голосов передается  в суд, вынесший обжалованное  постановление, который и выносит  окончательное постановление по  делу в соответствии с рекомендациями Палаты лордов.

Верховный суд Англии и  Уэльса, возглавляемый в качестве председателя лордом-канцлером, включает 3 самостоятельных судебных учреждения – Апелляционный суд, Высокий суд и Суд короны.

Апелляционный суд состоит  из гражданского и уголовного отделений  и рассматривает в коллегиях  из 3 или более судей апелляции  на постановления других судов. В  него входят лорд-канцлер, бывшие лорды-канцлеры, лорд — главный судья (возглавляет гражданское отделение) и другие высшие судебные деятели, а также до 18 лордов – апелляционных судей.

Высокий суд имеет три  отделения — королевской скамьи, канцлерское и семейное. В него входят лорд-канцлер и другие высшие судебные деятели, а также до 80 рядовых  судей. Наиболее сложные гражданские  дела и апелляции на приговоры  магистратских судов по уголовным  делам рассматривает Отделение  королевской скамьи по первой инстанции. В составе Отделения королевской  скамьи самостоятельно функционируют: Суд адмиралтейства, рассматривающий  споры по морским перевозкам, столкновениям  кораблей и возмещению связанных  с этим убытков и т. п., и Коммерческий суд, рассматривающий споры торгового  характера. Канцлерское отделение  слушает в качестве суда первой инстанции  гражданские дела, связанные с  управлением имуществом, доверительной  собственностью, деятельностью компаний, банкротствами и др. На правах одной  из составных частей Канцлерского отделения  функционирует Патентный суд, который  рассматривает ходатайства генерального контролера по вопросам патентов, дизайна и торговых марок.

Что касается семейного отделения, то в его компетенцию входит рассмотрение жалоб на решения магистратских  судов по всем вопросам семейных отношений, в том числе разводов, раздельного  проживания супругов, выплаты алиментов, опеки и попечительства. Разбирательство  дел по первой инстанции в отделениях Высокого суда проводится судьями единолично, рассмотрение апелляций — обычно в коллегиях из 2 или 3 судей. В  Отделении королевской скамьи при  определенных условиях дело может слушаться с участием присяжных.

Суд короны, рассматривает  по первой инстанции, обязательно с  участием присяжных (в других английских уголовных судах присяжных нет), дела о преступлениях, преследуемых по обвинительному акту (т. е. о наиболее серьезных преступлениях), а также  апелляции на приговоры и решения  магистратских судов. Суд короны регулярно проводит заседания по своим округам, центры которых расположены в крупнейших городах Англии и Уэльса. Заседание суда присяжных проводится под председательством судьи с участием обычно 12 присяжных, но ныне допускается участие в процессе 10 или 11 присяжных.

Согласно Закону об уголовном  правосудии 1967 г. вместо необходимого раньше единогласия присяжных для  вынесения вердикта о виновности допускается большинство голосов  в 10 из 11 или 12 присяжных либо в 9 из 10. Оправдательные приговоры, вынесенные судом присяжных, апелляционному обжалованию  не подлежат. Если не требуется участие  присяжных, дела в Суде короны рассматриваются  судьями единолично. Дела в Суде короны слушают судьи Высокого суда, окружные судьи (их должность учреждена  в 1971 г. для пополнения судейского корпуса  Суда короны и судов графств), а  также рекордеры — юристы, исполняющие  обязанности судей «по совместительству». Апелляционные жалобы судьи или  рекордеры рассматривают с участием 2–4 мировых судей.

Суды графств и магистратские  суды являются низшими в Англии и  Уэльсе. Суды графств (их насчитывается свыше 350) — основные органы гражданского правосудия, где по первой инстанции рассматривается около 90% гражданских дел. Границы района, в котором действует соответствующий суд графства, определяются лордом-канцлером. Он же вправе упразднять, объединять или учреждать новые суды графств. В каждом суде графства обычно имеется один или два постоянных судьи. Но компетенция ох ограничена по сравнению с Высоким судом, также рассматривающим гражданские дела по первой инстанции, размерами исков, различающимися в зависимости от категории последних.

 Дела в них слушаются  окружными судьями или рекордерами  в большинстве случаев единолично  либо с присяжными, если судья  удовлетворит заранее заявленное  ходатайство об этом одной  из сторон (число присяжных в  суде графства — не менее  8). Решения судов графств могут  быть обжалованы в Апелляционный  суд, но только с согласия  суда, вынесшего решение, и, как правило, лишь по вопросам права либо допустимости доказательств, а не по вопросам факта.

Основную массу уголовных  дел (до 98% в год) в суммарном порядке (без присяжных) рассматривают магистратские  суды. Они могут приговорить осужденных только к штрафу или лишению свободы  на срок до 6 месяцев. Если обвиняемый заслуживает  более сурового наказания, магистраты передают дело в Суд короны. Магистраты проводят также предварительное  слушание по делам о преступлениях, преследуемых по обвинительному акту. В ходе этих слушаний они решают вопрос, имеется ли достаточно доказательств для предания обвиняемого Суду короны. Гражданская юрисдикция магистратов крайне ограниченна и связана прежде всего с разбирательством споров о взыскании долгов и по некоторым вопросам семейного права.

 Магистраты в большинстве  своем не являются профессиональными  юристами и не обязаны иметь  юридическое образование. Они  рассматривают дела лишь в  коллегиях, чаще всего из 2–3  человек. Особую, достаточно малочисленную  группу составляют платные магистраты: они назначаются только из  юристов и рассматривают дела  единолично. Некоторые магистратские  суды по решению собрания судей  получают право рассматривать  дела о правонарушениях несовершеннолетних. В состав такого суда (образуемого  коллегией из 3 судей) обязательно  включается одна или две женщины-судьи.  Этот суд рассматривает дела  о правонарушениях, совершенных  подростками и молодыми людьми в возрасте до 21 года.

Информация о работе Общая характеристика правовой системы Великобритании