Образование Демократической республики Конго

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 18:43, реферат

Описание работы

Демократическая Республика Конго — государство в Центральной Африке, граничащее с Республикой Конго, Центральноафриканской Республикой, Южным Суданом, Угандой, Руандой, Бурунди, Танзанией, Замбией, Анголой, в том числе с ангольским эксклавом Кабинда. До 1960 года Демократическая Республика Конго была колонией Бельгии. Самая бедная страна мира согласно исследованиям МВФ за 2012 год..

Файлы: 1 файл

Образование Демократической республики Конго.docx

— 30.01 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Доклад

 

 

 

 

 

Тема: Образование Демократической республики Конго.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демократическая Республика Конго — государство в Центральной Африке, граничащее с Республикой Конго, Центральноафриканской Республикой, Южным Суданом, Угандой, Руандой, Бурунди, Танзанией, Замбией, Анголой, в том числе с ангольским эксклавом Кабинда. До 1960 года Демократическая Республика Конго была колонией Бельгии. Самая бедная страна мира согласно исследованиям МВФ за 2012 год..

Древнейшим населением Конго были пигмеи. Во II тысячелетии до н. э. с севера начали мигрировать земледельческие племена банту, которые принесли с собой земледелие, металлургию и создали первые государственные образования. Наиболее значительным среди них было королевство Конго, возникшее около XIV века, которое охватывало и север Анголы. Правители этого государства носили титул мани-конги, а столицей являлся город Мбанза-Конго (Сан-Сальвадор). В конце XV в. в устье реки Конго появились португальцы. Основным доходом Конго стала работорговля с европейскими странами, особенно с Португалией. Конголезские рабы использовались на плантациях Америки. В 1876 году в страну проникли бельгийцы. В 1908 году страна стала колонией Бельгии.

В 1959 году Национальное движение Конго во главе с Патрисом Лумумбой выиграло выборы в местный парламент, 30 июня 1960 года страна получила независимость под именем Республика Конго. С 27 октября 1971 года переименована в Заир. После свержения диктатуры Мобуту в1997 году страна стала носить современное название.

Имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией, которые были установлены ещё с СССР 7 июля 1960 года.

До установления колониального правления на юге, западе и востоке современной ДРК существовал ряд государственных образований, некоторые из них были довольно крупными по территории и численности населения. За исключением северных и северо-восточных окраин все население страны говорило на языках банту. Наибольший след в истории оставили королевства Конго, Куба, Луба и Лунда.

В 1484, когда португальские мореплаватели достигли устья р.Конго, были установлены первые контакты между европейцами и местным населением. Из-за порогов португальцы не смогли подняться вверх по реке более чем на 160 км. По-настоящему Европа узнала о Конго благодаря географическим исследованиям Генри Стэнли и других европейских путешественников конца 19 в. Попытка Г.Стэнли заинтересовать результатами своих открытий власти Великобритании закончилась неудачей, и тогда он обратился к королю Бельгии Леопольду II, в лице которого нашел заинтересованного союзника. Бельгийский монарх провел тонкую дипломатическую игру и сумел добиться от участников Берлинской конференции европейских держав 1885 согласия на передачу в его личное владение «Независимого государства Конго», территория которого была в 80 раз больше территории Бельгии. Правление Леопольда II было отмечено жестокостью по отношению к местному населению, и на волне массовых протестов появилось первое правозащитное движение – организация «За реформы в Конго». В 1908 бельгийский король подписал декрет о преобразовании «Независимого государства Конго» в колонию Бельгии, названную Бельгийским Конго.

В последующие 40 лет Конго управлял своеобразный триумвират из колониальной администрации, католической церкви и горнодобывающих и сельскохозяйственных компаний. До середины 1950-х годов Бельгии удавалось изолировать Конго от остальной Африки, однако начиная со второй половины 1950-х годов конголезцы стали получать все больше информации об освободительных движениях в соседних странах. Несмотря на преследования колониальных властей, в Конго одна за другой стали создаваться политические партии и организации. Бельгийцы допустили создание выборных муниципальных советов в нескольких городах, однако политические партии были разрешены только после массовых беспорядков в январе 1959 в Леопольдвиле (совр. Киншаса).

Январские события подорвали доверие к бельгийцам, и колониальная администрация стала сдавать одну позицию за другой. Однако уступки оказались запоздалыми, и наладить отношения с конголезскими политическими организациями удалось только после обещания официального Брюсселя предоставить Конго полную независимость 30 июня 1960.

Наиболее влиятельной партией стало Национальное движение Конго (НДК), которое было создано в октябре 1958 молодыми образованными конголезцами, представлявшими различные этнические группы и районы. ВозглавляемоеПатрисом Лумумбой НДК стремилось стать организацией общенационального масштаба. Хотя наибольшую поддержку НДК оказывало население Восточной провинции и районов, где был распространен язык конго, до провозглашения независимости ему удалось распространить свое влияние на ряд других районов. Динамичная и радикальная партия Лумумбы особенно импонировала конголезской молодежи. В 1959 партия оказалась ослабленной, когда из нее вышли некоторые наиболее образованные партийные лидеры, в частности Сирил Адула и Жозеф Илео, в будущем премьер-министры страны. Еще одним следствием раскола стало создание Альбером Калонжи, лидером Касаи, соперничающей с НДК одноименной партии Национальное движение Конго – Калонжи (НДК – К). В отличие от партии Национальное движение Конго – Лумумба (НДК – Л), пользовавшейся поддержкой разных этнических групп, НДК – К опиралась на балуба, живущих в провинции Касаи.

Общенациональной поддержкой пользовалась и другая политическая организация, Партия национального прогресса (ПНП), коалиция консервативно настроенных политиков и вождей, которая была создана при поддержке бельгийцев. Эта партия отличалась умеренностью и пробельгийской настроенностью, ее лидером стал Поль Болья. Остроумные конголезцы расшифровали французскую аббревиатуру названия партии (PNP) следующим образом: «parti des négres payés», т.е. «партия подкупленных негров».

На проведенных в мае 1960 парламентских выборах партия Лумумбы завоевала 33 из 137 депутатских мандатов в палате представителей, еще 8 мест достались ее союзникам. В состав фракции НДК – Л вошли представители пяти провинций страны. ПНП в парламенте представляли 14 депутатов из трех провинций. 13 мест завоевали кандидаты от ПАС и 12 – от АБАКО, все в избирательных округах Леопольдвиля. НДК – К получила 8 депутатских мандатов от провинции Касаи. Кандидаты КОНАКАТ и БАЛУБАКАТ завоевали по 8 мест от провинции Катанга. Остальные места в палате представителей поделили мелкие партии и независимые кандидаты.

В ситуации, когда ни одна из партий или коалиций не обеспечила себе большинства, единственным логичным шагом было формирование правительства во главе с представителями НДК – Л и его союзников. Было сформировано коалиционное правительство, П.Лумумба стал премьер-министром. Временная конституция, в значительной степени списанная с конституции Бельгии, предусматривала разделение исполнительной власти между президентом и премьер-министром: первому отводились в основном церемониальные функции. Президент и премьер-министр избирались парламентом. В соответствии с достигнутым компромиссом, пост главы государства занял лидер партии АБАКО Ж.Касавубу. В каждой из шести провинций избранные законодательные органы выбирали президентов провинций и членов провинциальных правительств. Последние в большинстве случаев, подобно центральному правительству, представляли собой весьма непрочные коалиции.

На первом этапе операция ООН проходила успешно, но затем между правительством Конго и чиновниками ООН возникли разногласия о характере мер в отношении Катанги, где при прямой поддержке Бельгии усиливалось сепаратистское движение. Конголезская сторона настаивала на силовом подавлении сепаратизма, а генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд утверждал, что ООН не имеет права прибегать к военной силе. Понимая, что проблема Катанги должна быть решена любой ценой, Патрис Лумумба обратился с просьбой о предоставлении военной помощи к СССР. Запад использовал это обстоятельство для того, чтобы обвинить Лумумбу в прокоммунистических симпатиях, что привело к падению его престижа как внутри страны, так и за ее пределами.

К началу 1961 в Конго были четыре правительства: два боровшихся друг с другом национальных правительства, одно в Стэнливиле во главе с Мобуту, второе в Кисангани во главе с Гизенгой, заместителем премьер-министра в правительстве Лумумбы, и два сепаратистских правительства, одно во главе с Чомбе в Катанге, второе – с Калонжи в Южном Касаи. Сложившаяся в Конго ситуация вызывала беспокойство у западных держав и ООН. Как в самом Конго, так и за его пределами укреплялось мнение, что Лумумба является единственным конголезским политиком, который способен сохранить территориальную целостность страны. Возможность возвращения Лумумбы к власти пугала Вашингтон, его западных союзников, поэтому ЦРУ продолжало поддерживать правительство в Леопольдвиле. По приказу Мобуту арестованный Лумумба был передан правителю Катанги Чомбе, который 17 января 1961 распорядился ликвидировать бывшего лидера страны. В феврале 1961 Совет безопасности ООН принял жесткую резолюцию, которая требовала восстановления в Конго власти центрального правительства и демократического режима, а также прекращения иностранной помощи Катанге.

 

Процесс ослабления режима Мобуту начался в конце 1970-х годов. Его предвестником стал экономический кризис 1975, а затем ряд унизительных поражений правительственной армии на начальном этапе боевых действий в Катанге в 1977 и 1978. Попытки международного сообщества, в первую очередь США, убедить правительство Мобуту в необходимости демократизации политической системы и стабилизации экономики закончились неудачей. Частично это можно было объяснить плохо продуманными рекомендациями, частично – нежеланием Мобуту и его погрязшего в коррупции окружения пойти на какие-либо реформы.

Столкнувшись с последствиями «приватизации» государства президентом и его ближайшим окружением, здоровые силы конголезского общества сформировали новое демократическое движение, направленное на восстановление в стране законности и государственных институтов. Основной целью созданного в 1980 демократического движения была ликвидация глубинных причин экономического кризиса и социальной деградации, решение моральной проблемы, известной под названием le mal zaïrois (фр. «заирская болезнь»). В 1990 демократическим силам удалось добиться отмены однопартийной системы. Во главе демократического движения находилась группа из 13 депутатов парламента, которые потребовали проведения политических реформ, направленных на установление многопартийной демократии. В 1982 эта группа создала оппозиционную партию Союз за демократию и социальный прогресс (СДСП), что было открытым вызовом однопартийной государственной системе. Первой крупной акцией СДСП, которую возглавил Этьен Тшисекеди, была демонстрация 17 января 1989 в Киншасе, приуроченная к годовщине убийства Лумумбы.

Демократические силы добились также созыва Верховной национальной конференции. Проходившие в Киншасе в период между 7 августа и 6 декабря 1992 историческое собрание 2842 делегатов, которые представляли все слои конголезского общества, стало эпохальным событием в истории независимого Конго. На этом форуме была принята четкая юридическая и организационная схема двухлетнего переходного периода к демократии, которая предусматривала введение парламентской формы правления, создание на переходный период временного законодательного органа, поста президента с преимущественно представительскими функциями и премьер-министра, который является главой переходного правительства национального единства. Главными задачами правительства было достижение экономического выздоровления и поддержка специализированных институтов, созданных для успешной реализации задач переходного периода. Главным таким институтом стала независимая избирательная комиссия, которая должна была в течение двух лет подготовить, провести всеобщие выборы и проконтролировать ход их проведения.

По решению конференции президент был лишен практически всех властных полномочий, но на переходный период оставлен в качестве номинального главы государства. 71% делегатов конференции, принявших участие в свободных выборах, одобрили кандидатуру Этьена Тшисекеди на пост премьер-министра. Однако в начале 1993, стремясь внести раскол в ряды оппозиции и сохранить абсолютную власть, Мобуту и его клика развернули ожесточенную борьбу с демократическими силами, взяв на вооружение методы государственного терроризма, этнических чисток и экономического саботажа. В ситуации, когда вооруженные силы препятствовали Э.Тшисекеди и его министрам осуществлять руководство страной, отсутствие деятельного правительства и развал всей системы государственного управления привели к полному краху экономики и дестабилизации внутриполитической обстановки, что живо напоминало хаос, захлестнувший Конго в начале 1960-х годов.

Провал ненасильственного перехода к демократии совпал по времени с разгулом геноцида в Руанде. Многие уличенные в преступлениях хуту нашли убежище в Конго – в областях Северное и Южное Киву. Два года спустя возглавляемое тутси руандийское правительство приняло решение уничтожить базы хуту на территории Конго, что привело к семимесячной войне, которая закончилась в мае 1997 свержением режима Мобуту и приходом к власти правительства Кабилы. Страна получила официальное название Демократическая Республика Конго. В 1998 ухудшились отношения между Кабилой и его бывшими союзниками Руандой и Угандой. Какими бы важными ни были внешние причины войн 1996 и 1998 и их международные последствия, для конголезцев наиболее серьезным их итогом является то, что попытка перехода к демократии окончилась неудачей, и страна по-прежнему находится в глубочайшем политическом и экономическом кризисе.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Образование Демократической республики Конго