Миграционная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:31, контрольная работа

Описание работы

В условиях стремительного сокращения численности населения Российской Федерации и трудоспособного населения, совершенствование миграционной политики, приобретает особую актуальность. Миграция участвует в формировании рисунка расселения и структуры населения, трудового потенциала территории, изменении состава населения, способствует социально-экономическому развитию страны, а также разностороннему развитию личности. Все это подтверждает необходимость всестороннего изучения данного процесса не только в теоретическом, но и практическом плане. [35]
Миграция — это явление стихийное, и его процессы подчас не зависят от волеизъявления государственных структур, они лишь вынуждены подстраивать правовое поле под возникающие реалии жизни. [36]

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..…………………………2
1. Миграционная политика РФ………...……………………………..……...4
1.1Сущность, виды, принципы, задачи, основные направления миграционной политике…………………………………………………….……….4
1.2 Особенности миграционной политики в современной России……....12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…...22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...…………………….….23

Файлы: 1 файл

миграция.docx

— 99.12 Кб (Скачать файл)

Федеральным органам власти необходимо осуществлять меры по контролю за целесообразностью привлечения  и использования иностранной  рабочей силы, направленные на защиту отечественного рынка труда, обеспечение  приоритетного права российских граждан на занятие трудовых вакансий, борьбу с нелегальной трудовой миграцией  и т.д.

Органы государственной  власти Российской Федерации должны способствовать развитию взаимовыгодного  миграционного обмена, в том числе  и в области трудовой миграции, с приграничными государствами на основе действующего трудового законодательства Российской Федерации.

Субъекты РФ вправе регулировать социально-экономические миграции, исходя из складывающейся социально-экономической, экологической обстановки и иных обстоятельств в рамках федерального законодательства. В отдельных субъектах  приняты законы и иные нормативные  правовые акты, предоставляющие преференции  выходцам из этих регионов, лицам, переселяющимся из северных регионов России, военнослужащим и т.д. В ряде субъектов приняты  ограничительные меры, препятствующие притоку мигрантов из других субъектов Федерации и из-за ее пределов.

«Преференции или ограничения  для отдельных категорий мигрантов  должны быть законодательно оформлены  и четко артикулированы в региональных миграционных программах, иных подзаконных  актах и не могут противоречить  федеральному законодательству». [17]

Основными направлениями  государственной миграционной политики Российской Федерации являются:

В области расширения возможностей переселения на постоянное жительство:

  • наличие квалифицированных специалистов;
  • разработка программ стимулирования миграции предпринимателей;
  • упрощение правил переселения в целях воссоединения семей;
  • обеспечение доступа иммигрантов к социальным, медицинским и образовательным услугам.

В области разработки дифференцированных механизмов привлечения и использования  иностранной рабочей силы:

  • совершенствование механизма, привлечение иностранных работников;
  • введение программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции;
  • развитие программ сезонной миграции работников;
  • стимулирование иностранных работников;
  • упрощение правил въезда на территорию РФ иностранных граждан.

В области образовательной  миграции в  Российскую   Федерацию:

  • создание условий поступления иностранных абитуриентов;
  • расширение базы студентов в российских ВУЗах;
  • разрешение иностранным студентам работать по специальности;
  • упрощение миграционного учета иностранных граждан;
  • экспорт российских образовательных программ.

В области выполнения обязательств в отношении мигрантов:

  • создание благоприятных условий для учебы, работы;
  • совершенствование системы предоставления убежища;
  • создание систем обмена информацией;
  • формирование взаимности между мигрантами и местным населением:
  • развитие межкультурного общения;
  • создание условий для адаптации временных мигрантов;
  • реформирование институтов социализации детей мигрантов;
  • содействие распространению русского языка и русской культуры;

В области противодействия  незаконной миграции:

  • закрепление понятия «иммиграционный контроль»;
  • противодействие организации незаконной миграции [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности  миграционной политики в современной  России.

Миграционные процессы в  России в минувшее десятилетие определялись влиянием отрицательных и положительных  факторов. К отрицательным факторам относят распад бывшего СССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков Государственной  границы РФ, ухудшение качества жизни  людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. В то же время  к положительным факторам относятся  демократизация общественно – политической жизни, реализация конституционного принципа свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный  рынок труда. Иммиграция в Россию, в том числе из стран со сложной  общественно – политической, экономической  и санитарно–эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер. [34]

Количество въехавших  в Россию иностранных граждан  постоянно превышает количество выехавших граждан, причем в приграничных районах интенсивно формируются  иностранные общины. Отсутствует  эффективный государственный контроль над миграционными процессами. Массовый приток вынужденных мигрантов постепенно снижается. Медленно решаются долгосрочные проблемы многих вынужденных мигрантов, которые решили остаться в Российской Федерации. Часто они сталкиваются с серьезными проблемами в плане  социальной защиты. Не уделяется должного внимания решению задач организованного  расселения вынужденных мигрантов, перехода от оказания им первой чрезвычайной помощи к созданию условий для  нормальной жизни, обеспечению занятости  и соблюдению прав человека. Сохраняются  проблемы социально-экономической  адаптации мигрантов, не имеющих  статуса вынужденных переселенцев или беженцев. [4]

Сокращается количество беженцев и лиц, получающих временное или  политическое убежище в РФ, в том  числе из-за усиливающейся угрозы проникновения на территорию России террористических организаций. [5] Террористические нападения заставили мировое сообщество принять в последние годы меры по ужесточению процедур иммиграционного контроля как по отношению к лицам, ходатайствующим о признании беженцами либо ищущим временное или политическое убежище, так и к экономическим мигрантам. Ряд государств прибегнул в этих целях к беспрецедентным мерам  безопасности. Уделять должное внимание вопросам антитеррористической интеграции стремится и Россия. Продолжает сокращаться позитивная, необходимая для развития экономики социально-экономическая миграция населения внутри РФ. Это вызвано несбалансированностью между оплатой труда в легальном секторе экономики и ночной стоимостью жилья, передачей объектов ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность, отсутствием механизмов обеспечения рабочей силой производства за счет территориального перераспределения внутренних трудовых ресурсов. Все это создает трудности для обеспечения рабочей силой новых и возрождающихся производств, не способствует экономическому росту.

Развиваются процессы внешней  трудовой миграции в виде привлечения  и использования в Российской Федерации труда иностранных  граждан, выезда российских граждан  за границу с целью работы по найму. При этом среди иностранных работников, используемых в России, и российских граждан, работающих за рубежом, велика доля лиц, нелегально осуществляющих трудовую деятельность, что приводит к нарушению  их трудовых и социальных прав. В  России это создает угрозу национальному  рынку труда и благоприятствует развитию теневой экономики. Глава государства в послании Федеральному собранию, озвученном 12 декабря, заявил о необходимости существенного ужесточения миграционной политики в ближайшее время. Путин предложил ввести ускоренный порядок предоставления гражданства России «соотечественникам, носителям русского языка и русской культуры, прямым потомкам тех, кто родился и в Российской империи, и в Советском Союзе», которые изъявят желание переехать на постоянное жительство в РФ и откажутся от прежнего гражданства. Также он предложил отменить с 2015 г. возможность въезда в Россию по внутренним паспортам для граждан всех иностранных государств, включая страны СНГ. До этого момента российские власти предпочитали сохранять прежний льготный режим для мигрантов. Кроме того, Путин заявил, что в России не допустят появления «замкнутых этнических анклавов со своей неформальной юрисдикцией, живущих вне единого правового и культурного поля страны, с вызовом игнорирующих общепринятые нормы, законы и правила». Таким образом, глава государства фактически признал, что такая проблема существует и ситуация достигла критической черты. Теперь дело за реализацией озвученных тезисов. Надо отметить, что ужесточение миграционного режима в России может привести к крупным экономическим, социальным и политическим проблемам в большинстве государств СНГ. В частности, тяжёлейшим ударом это будет для Таджикистана и Киргизии, которые без трудовой миграции в Россию существовать в нынешнем виде вообще не могут. Им придётся в кратчайшие сроки решать вопрос о вхождении в Таможенный союз (Киргизия уже в процессе присоединения). По данным Всемирного банка 47% ВВП Таджикистана формируется за счет гастарбайтеров. В 2011 году таджикские трудовые мигранты перевели на родину более 3 млрд. долларов. Причём эта сумма со временем только возрастает. В 2008 году объем денежных переводов из РФ в Таджикистан составлял 2,5 млрд. долларов (45% ВВП). Фактически Таджикистан может существовать только за счёт России. Необходимо также учесть, что Россия оказывает помощь Таджикистану в охране границ и по линии военно-технического сотрудничества. Если Россия закроет для таджиков свои границы, это приведет к экономическому краху и серьёзному политическому кризису. Таджикистан вполне может войти в зону инферно, по примеру, Афганистана. Крайне неприятные последствия будет иметь сокращение денежных переводов гастарбайтеров и для Киргизии. В этой стране денежные переводы трудовых мигрантов составляют 29% ВВП. В Узбекистане денежные переводы составляли в докризисный период около 1/5 его ВВП. Страна имеет более развитую экономику, природные ресурсы, включая нефть и газ. Однако слабостью Узбекистана является тот факт, что эта страна занимает первое место по абсолютной численности работающих в России гастарбайтеров из Средней Азии. Это также ставит Узбекистан в экономическую зависимость от России. Понятно, что жители Средней Азии едут в Россию не от хорошей жизни. Деградация социально-экономической инфраструктуры, аграрное перенаселение, дефицит земельных и водных ресурсов, привели к тому, что жители постсоветских республик вынуждены искать заработок в России. Однако это не проблема России, с 1991 года эти республики ушли в самостоятельное плавание. Российские власти должны в первую очередь решать задачи связанные с национальной безопасностью России. Только безальтернативный курс на евразийскую реинтеграцию бывших республик СССР, должен стать причиной пересмотра миграционной политики. В этом случае Россия должна дать шанс на спасение от катастрофы, к которой идёт Средняя Азия («афганизация»). Но и в этом случае необходима не массовая миграция в Россию представителей среднеазиатских народностей, а создание условий для благоприятной жизни на своей, потенциально вполне благополучной земле (по принципу «где родился, там и пригодился»). Надо чётко помнить, что речь идёт не о виляниях из стороны в сторону, а именно реальном воссоединении, где общим будет не только рынок товаров, труда и капиталов, но и единая валюта, внешняя и военная политика, социокультурное единство (на базе русской культуры и языка). Если какое-либо государство не готово к этому, оно и должно остаться вне этого единого пространства со всеми вытекающими последствиями, в том числе и миграционными барьерами.

 

Сокращается прирост постоянного  населения России. За счет миграции все меньше восполняется естественная убыль населения. Во многих регионах РФ уменьшение миграционного прироста населения происходит на фоне значительного сокращения численности населения в результате роста смертности и снижения рождаемости.

В последние годы миграция населения не обеспечивает перераспределение

населения по территории страны в целях сбалансированности спроса и

предложения на рынке труда. Оживление национальной экономики, неизбежные при этом территориальные  и отраслевые диспропорции потребуют  более активного перераспределения  населения и трудовых ресурсов в  пределах страны, что вызовет необходимость  разработки механизмов стимулирования трудовой миграции граждан, в том  числе за счет развития рынка жилья.

Наиболее значимыми факторами, оказывающими влияние на развитие как  позитивных, так и негативных миграционных тенденций, являются:

  • процессы глобализации в мире, вовлекающие колоссальные трудовые ресурсы;
  • увеличивающиеся темпы роста народонаселения стран Азии, является основным поставщиком незаконной миграции в Россию;
  • экономическая привлекательность Российской Федерации.

Важными и достаточно опасными особенностями миграционного процесса, сложившимися в последние годы, являются:

1. Активное проникновение  и закрепление иммигрантов в  приграничные регионы РФ.

2. Снижающийся уровень  коренного населения РФ.

3. Возрастающая внутренняя  и внешняя миграционная активность  коренного населения Российской  Федерации.

В ближайшей перспективе  будет возрастать угроза «миграционного давления» и на Сибирский регион с его убывающим 30-миллионным населением, из которого 76% сосредоточено в Красноярском и Алтайском краях, Тюменской, Кемеровской, Иркутской и Новосибирской областях. Необходимо учитывать, что Тюменская, Иркутская, Кемеровская области  и Красноярский край дают более 70% общей  прибыли России. [7] 24 декабря секретарь Ростовского регионального отделения «Российский Социально-Консервативный Союз» партии Единая Россия Антон Бредихин предложил переселить в Сибирь 15-16 млн. западных украинцев, кавказцев и таджиков и киргизов. Это предложение было сделано во время круглого стола «Евразийский союз: утопия или реальность?» в Южном федеральном университете (Ростов-на-Дону). По мнению Бредихина (фамилия довольно-таки говорящая), Россия, после вхождения Украины в Таможенный союз, необходимо будет создать «демографический кордон против китайского наплыва». Партийный функционер предложил заселить Северную Сибирь 7 млн. украинцев, в основном из западных районов Украины, на Юг Сибири – Забайкалье направить 3,5 млн. кавказцев и перенаправить в Зауралье поток мигрантов из Киргизии и Таджикистана – 5 млн. человек. Понятно, что такие предложения очень радуют сторонников «европейского выбора» на Украине. Отличная «реклама» проекта евразийской интеграции, куда Москва всячески зазывает Киев. Просто «подарок» - западным украинцам предлагают сотнями тысяч грузиться в вагоны и ехать осваивать Северную Сибирь. И это в то время, как под «мудрым» руководством наших властей, продолжается отток населения из Сибири и Дальнего Востока. Вместо того, что принять и начать реализацию масштабных проектов по росту численности коренного населения РФ, новому освоению Сибири и Дальнего Востока, чиновники ищут лёгкий путей. Намного проще заменить коренных жителей на мигрантов.

 

Необходимо также отметить, что на негативные миграционные и  социально-политические тенденции  влияют и будут в перспективе  влиять ряд субъективных факторов, наиболее важными из которых являются:

  • рост преступности иностранных граждан, значительную долю которых составляют незаконные иммигранты;
  • формирование в России нелегального «миграционного бизнеса».

Необходимо разобраться, так ли привлекательна либеральная  миграционная политика.

В этой связи необходимо обратить особое внимание на две основные проблемы:

1. Такой подход не решает  полностью задачу предотвращения  нелегальной миграции.

2. Возникнет стихийное  движение иммигрантов в регионы  с благоприятными природно-климатическими, социально-экономическими и политическими  условиями.

Вышеизложенные проблемы предполагают реализацию следующих  возможных направлений миграционной политики, среди которых:

  • определение приоритетных отраслей хозяйства, особо нуждающихся в рабочей силе;
  • выстраивание единой системы миграционного контроля от прибытия и размещения иностранцев до их выезда на родину;
  • привлечение широкой научной общественности и специалистов к обсуждению концептуальных основ миграционной политики.

Возрастающая мобильность  населения в эпоху глобализации значительно повысила значение фактора  миграции в мировой экономике  и международных отношениях. В  современных условиях миграция порождает  множество проблем, требующих согласования усилий практически всех государств и выработки глобальных подходов к их решению.

Заметная в последний  период интенсификация международного диалога по миграции отражает попытки  усилить глобальный вектор в ее регулировании  и объединить усилия по противостоянию негативным тенденциям в развитии миграционных процессов. Миграции населения, особенно трудовая, роль которой в мировом  развитии неуклонно возрастает, становятся одним из основных факторов международной  экономики.

По данным МОМ в настоящее  время в мире насчитывается около 150 миллионов иммигрантов, беженцев, легальных мигрантов и нелегально работающих за границей, причем около  половины их численности сосредотачивается  в Западной Европе.

Особенности современных  мировых рынков труда состоят  в следующем:

Информация о работе Миграционная политика РФ