Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:31, контрольная работа
В условиях стремительного сокращения численности населения Российской Федерации и трудоспособного населения, совершенствование миграционной политики, приобретает особую актуальность. Миграция участвует в формировании рисунка расселения и структуры населения, трудового потенциала территории, изменении состава населения, способствует социально-экономическому развитию страны, а также разностороннему развитию личности. Все это подтверждает необходимость всестороннего изучения данного процесса не только в теоретическом, но и практическом плане. [35]
Миграция — это явление стихийное, и его процессы подчас не зависят от волеизъявления государственных структур, они лишь вынуждены подстраивать правовое поле под возникающие реалии жизни. [36]
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..…………………………2
1. Миграционная политика РФ………...……………………………..……...4
1.1Сущность, виды, принципы, задачи, основные направления миграционной политике…………………………………………………….……….4
1.2 Особенности миграционной политики в современной России……....12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…...22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...…………………….….23
Федеральным органам власти необходимо осуществлять меры по контролю за целесообразностью привлечения и использования иностранной рабочей силы, направленные на защиту отечественного рынка труда, обеспечение приоритетного права российских граждан на занятие трудовых вакансий, борьбу с нелегальной трудовой миграцией и т.д.
Органы государственной власти Российской Федерации должны способствовать развитию взаимовыгодного миграционного обмена, в том числе и в области трудовой миграции, с приграничными государствами на основе действующего трудового законодательства Российской Федерации.
Субъекты РФ вправе регулировать
социально-экономические
«Преференции или ограничения
для отдельных категорий
Основными направлениями государственной миграционной политики Российской Федерации являются:
В области расширения возможностей переселения на постоянное жительство:
В области разработки дифференцированных механизмов привлечения и использования иностранной рабочей силы:
В области образовательной миграции в Российскую Федерацию:
В области выполнения обязательств в отношении мигрантов:
В области противодействия незаконной миграции:
1.2 Особенности
миграционной политики в
Миграционные процессы в
России в минувшее десятилетие определялись
влиянием отрицательных и положительных
факторов. К отрицательным факторам
относят распад бывшего СССР, проявления
национализма, терроризм, незащищенность
отдельных участков Государственной
границы РФ, ухудшение качества жизни
людей и состояния окружающей
среды, экономическая нестабильность
и социальные конфликты. В то же время
к положительным факторам относятся
демократизация общественно – политической
жизни, реализация конституционного принципа
свободы передвижения, развитие рыночных
отношений и вхождение в
Количество въехавших
в Россию иностранных граждан
постоянно превышает количество
выехавших граждан, причем в приграничных
районах интенсивно формируются
иностранные общины. Отсутствует
эффективный государственный
Сокращается количество беженцев и лиц, получающих временное или политическое убежище в РФ, в том числе из-за усиливающейся угрозы проникновения на территорию России террористических организаций. [5] Террористические нападения заставили мировое сообщество принять в последние годы меры по ужесточению процедур иммиграционного контроля как по отношению к лицам, ходатайствующим о признании беженцами либо ищущим временное или политическое убежище, так и к экономическим мигрантам. Ряд государств прибегнул в этих целях к беспрецедентным мерам безопасности. Уделять должное внимание вопросам антитеррористической интеграции стремится и Россия. Продолжает сокращаться позитивная, необходимая для развития экономики социально-экономическая миграция населения внутри РФ. Это вызвано несбалансированностью между оплатой труда в легальном секторе экономики и ночной стоимостью жилья, передачей объектов ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность, отсутствием механизмов обеспечения рабочей силой производства за счет территориального перераспределения внутренних трудовых ресурсов. Все это создает трудности для обеспечения рабочей силой новых и возрождающихся производств, не способствует экономическому росту.
Развиваются процессы внешней трудовой миграции в виде привлечения и использования в Российской Федерации труда иностранных граждан, выезда российских граждан за границу с целью работы по найму. При этом среди иностранных работников, используемых в России, и российских граждан, работающих за рубежом, велика доля лиц, нелегально осуществляющих трудовую деятельность, что приводит к нарушению их трудовых и социальных прав. В России это создает угрозу национальному рынку труда и благоприятствует развитию теневой экономики. Глава государства в послании Федеральному собранию, озвученном 12 декабря, заявил о необходимости существенного ужесточения миграционной политики в ближайшее время. Путин предложил ввести ускоренный порядок предоставления гражданства России «соотечественникам, носителям русского языка и русской культуры, прямым потомкам тех, кто родился и в Российской империи, и в Советском Союзе», которые изъявят желание переехать на постоянное жительство в РФ и откажутся от прежнего гражданства. Также он предложил отменить с 2015 г. возможность въезда в Россию по внутренним паспортам для граждан всех иностранных государств, включая страны СНГ. До этого момента российские власти предпочитали сохранять прежний льготный режим для мигрантов. Кроме того, Путин заявил, что в России не допустят появления «замкнутых этнических анклавов со своей неформальной юрисдикцией, живущих вне единого правового и культурного поля страны, с вызовом игнорирующих общепринятые нормы, законы и правила». Таким образом, глава государства фактически признал, что такая проблема существует и ситуация достигла критической черты. Теперь дело за реализацией озвученных тезисов. Надо отметить, что ужесточение миграционного режима в России может привести к крупным экономическим, социальным и политическим проблемам в большинстве государств СНГ. В частности, тяжёлейшим ударом это будет для Таджикистана и Киргизии, которые без трудовой миграции в Россию существовать в нынешнем виде вообще не могут. Им придётся в кратчайшие сроки решать вопрос о вхождении в Таможенный союз (Киргизия уже в процессе присоединения). По данным Всемирного банка 47% ВВП Таджикистана формируется за счет гастарбайтеров. В 2011 году таджикские трудовые мигранты перевели на родину более 3 млрд. долларов. Причём эта сумма со временем только возрастает. В 2008 году объем денежных переводов из РФ в Таджикистан составлял 2,5 млрд. долларов (45% ВВП). Фактически Таджикистан может существовать только за счёт России. Необходимо также учесть, что Россия оказывает помощь Таджикистану в охране границ и по линии военно-технического сотрудничества. Если Россия закроет для таджиков свои границы, это приведет к экономическому краху и серьёзному политическому кризису. Таджикистан вполне может войти в зону инферно, по примеру, Афганистана. Крайне неприятные последствия будет иметь сокращение денежных переводов гастарбайтеров и для Киргизии. В этой стране денежные переводы трудовых мигрантов составляют 29% ВВП. В Узбекистане денежные переводы составляли в докризисный период около 1/5 его ВВП. Страна имеет более развитую экономику, природные ресурсы, включая нефть и газ. Однако слабостью Узбекистана является тот факт, что эта страна занимает первое место по абсолютной численности работающих в России гастарбайтеров из Средней Азии. Это также ставит Узбекистан в экономическую зависимость от России. Понятно, что жители Средней Азии едут в Россию не от хорошей жизни. Деградация социально-экономической инфраструктуры, аграрное перенаселение, дефицит земельных и водных ресурсов, привели к тому, что жители постсоветских республик вынуждены искать заработок в России. Однако это не проблема России, с 1991 года эти республики ушли в самостоятельное плавание. Российские власти должны в первую очередь решать задачи связанные с национальной безопасностью России. Только безальтернативный курс на евразийскую реинтеграцию бывших республик СССР, должен стать причиной пересмотра миграционной политики. В этом случае Россия должна дать шанс на спасение от катастрофы, к которой идёт Средняя Азия («афганизация»). Но и в этом случае необходима не массовая миграция в Россию представителей среднеазиатских народностей, а создание условий для благоприятной жизни на своей, потенциально вполне благополучной земле (по принципу «где родился, там и пригодился»). Надо чётко помнить, что речь идёт не о виляниях из стороны в сторону, а именно реальном воссоединении, где общим будет не только рынок товаров, труда и капиталов, но и единая валюта, внешняя и военная политика, социокультурное единство (на базе русской культуры и языка). Если какое-либо государство не готово к этому, оно и должно остаться вне этого единого пространства со всеми вытекающими последствиями, в том числе и миграционными барьерами.
Сокращается прирост постоянного населения России. За счет миграции все меньше восполняется естественная убыль населения. Во многих регионах РФ уменьшение миграционного прироста населения происходит на фоне значительного сокращения численности населения в результате роста смертности и снижения рождаемости.
В последние годы миграция населения не обеспечивает перераспределение
населения по территории страны в целях сбалансированности спроса и
предложения на рынке труда.
Оживление национальной экономики,
неизбежные при этом территориальные
и отраслевые диспропорции потребуют
более активного
Наиболее значимыми факторами, оказывающими влияние на развитие как позитивных, так и негативных миграционных тенденций, являются:
Важными и достаточно опасными
особенностями миграционного
1. Активное проникновение и закрепление иммигрантов в приграничные регионы РФ.
2. Снижающийся уровень коренного населения РФ.
3. Возрастающая внутренняя
и внешняя миграционная
В ближайшей перспективе
будет возрастать угроза «миграционного
давления» и на Сибирский регион
с его убывающим 30-миллионным населением,
из которого 76% сосредоточено в Красноярском
и Алтайском краях, Тюменской, Кемеровской,
Иркутской и Новосибирской
Необходимо также отметить, что на негативные миграционные и социально-политические тенденции влияют и будут в перспективе влиять ряд субъективных факторов, наиболее важными из которых являются:
Необходимо разобраться, так ли привлекательна либеральная миграционная политика.
В этой связи необходимо обратить особое внимание на две основные проблемы:
1. Такой подход не решает
полностью задачу
2. Возникнет стихийное
движение иммигрантов в
Вышеизложенные проблемы
предполагают реализацию следующих
возможных направлений
Возрастающая мобильность населения в эпоху глобализации значительно повысила значение фактора миграции в мировой экономике и международных отношениях. В современных условиях миграция порождает множество проблем, требующих согласования усилий практически всех государств и выработки глобальных подходов к их решению.
Заметная в последний период интенсификация международного диалога по миграции отражает попытки усилить глобальный вектор в ее регулировании и объединить усилия по противостоянию негативным тенденциям в развитии миграционных процессов. Миграции населения, особенно трудовая, роль которой в мировом развитии неуклонно возрастает, становятся одним из основных факторов международной экономики.
По данным МОМ в настоящее
время в мире насчитывается около
150 миллионов иммигрантов, беженцев,
легальных мигрантов и
Особенности современных мировых рынков труда состоят в следующем: