Методы государственного регулирования структурных преобразований в промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Инновационно-технологическое развитие, формируя соответствующий потенциал и необходимые механизмы его реализации, создает необходимые объективные предпосылки для наращивания конкурентных преимуществ предприятий.
Формирующаяся глобальная экономика, являясь внешней средой развития хозяйственной системы России, перестала иметь только количественное измерение.

Содержание работы

Введение...................................................................................................2

1. Методы государственного регулирования структурных преобразований в промышленности..................................................4

2. Характеристика развития российской рыбохозяйственной отрасли......................................................................................................8

3. Особенности инновационного развития рыбохозяйственной отрасли....................................................................................................13

4. Государственное регулирование инновационных преобразований в рыбохозяйственном комплексе........................19

5. Развитие рыбохозяйственной отрасли в КНР.......................25

Заключение............................................................................................29

Список использованных источников...............................................31

Файлы: 1 файл

Лю Дунхай.docx

— 54.43 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение...................................................................................................2

 

1. Методы государственного регулирования структурных преобразований в промышленности..................................................4

 

2. Характеристика развития российской рыбохозяйственной отрасли......................................................................................................8

 

3. Особенности инновационного развития рыбохозяйственной отрасли....................................................................................................13

 

4. Государственное регулирование инновационных преобразований в рыбохозяйственном комплексе........................19

 

5.  Развитие рыбохозяйственной отрасли в КНР.......................25

 

Заключение............................................................................................29

 

Список использованных источников...............................................31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Инновационно-технологическое  развитие, формируя соответствующий  потенциал и необходимые механизмы  его реализации, создает необходимые  объективные предпосылки для  наращивания конкурентных преимуществ  предприятий.

   Формирующаяся глобальная экономика, являясь внешней средой развития хозяйственной системы России, перестала иметь только количественное измерение. Она представляет собой не просто экономику в планетарном масштабе, а является экономикой нового качества. Поэтому возникает необходимость целенаправленного воздействия на процесс структурных преобразований для того, чтобы новая структура отечественной экономики в наибольшей степени отвечала передовым тенденциям развития в XXI веке и обеспечила России достойное место в мировом хозяйстве.

   Одним из основных препятствий для становления новой экономики в России является низкий уровень внедрения в производство инновационных технологий. В этой связи все более актуальным становится поиск путей обеспечения развития новой экономики. С одной стороны, не вызывает сомнения, что формирование новой экономики возможно лишь на пути инновационного развития национальной экономики. С другой стороны, к настоящему времени еще не сформировалась целостная теория инновационного развития экономики, которая разделялась бы большинством представителей научного сообщества.

   Ряд важнейших вопросов инновационного развития российской экономики и по сей день остается дискуссионным. В значительной степени это относится к ресурсному обеспечению инновационного развития национальной экономики. В настоящее время Россия отстает от наиболее развитых стран по темпам инновационного экономического развития. Такая ситуация диктует необходимость стимулирования инвестиционной активности в сфере новейших отраслей общественного производства, где создаются инновационные технологии и продукты. Это означает реализацию активной стратегии эффективного регулирования процессов инновационного развития экономики, функции которого реализуются как на национально-государственном, так и на международном уровне.

   Очевидно, что процессы инновационного экономического развития в современном обществе требуют качественно нового научного подхода, так как существующие экономические теории не способны раскрыть многие их стороны. Необходимо исследовать специфику ресурсов инновационного развития национальной экономики, условия и факторы ресурсного обеспечения инновационного развития экономики в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Методы государственного регулирования структурных преобразований в промышленности

 

   В механизме государственного регулирования структурной перестройки промышленности экономические методы играют роль несущей конструкции, а административные - роль индикаторов, задающих приоритетные направления структурных преобразований, поощряющих инновационную деятельность промышленных предприятий, а также роль амортизаторов, гасящих негативные эффекты.

   Как отмечает В.И.Мысаченко, формы и методы государственного регулирования структурной перестройки промышленности можно подразделить на четыре группы. Первая группа включает в себя совокупность методов, воздействующих на основные макроэкономические пропорции и структурные связи.

   Методы этой группы призваны гарантировать успешную деятельность государственных органов по таким направлениям, как:

   а) оптимизация отраслевой структуры промышленности, обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в ней (опережающий рост наукоемких производств, своевременное научно-технологическое обновление машиностроения и развитие различных инфраструктур и, следовательно, пропорциональное развитие ТЭК по сравнению с обрабатывающей промышленностью);

   б) оптимизация соотношения таких экономических пропорций, как накопление и потребление, рациональное сочетание всех секретов промышленности;

   в) стимулирование спроса на продукцию приоритетных отраслей;

   г) содействие росту экспорта, прежде всего высокотехнологичного, следовательно, оптимизации его структуры.

   В число методов, выделенных в первую группу, входят: прогнозирование, программирование, нормативно-правовые, протекционистские меры, дифференцированное налогообложение, выработка и реализация системы приоритетов, государственные инвестиции, прямые субсидии и другие методы инвестиционной политики, дифференцированные таможенные тарифы, концентрация и координация экспорта, ограничения импорта, государственные гарантии и инвестиционное страхование, государственные субвенции, целевые кредиты и др.

   Во второй группе сосредоточены методы, позволяющие осуществлять государственное регулирование структурной перестройки на микроэкономическом уровне. Данная группа методов связана с повышением экономической устойчивости, деловой активности основных субъектов рынка: предприятий, корпораций, научных учреждений, прочих первичных хозяйственных систем. Эти методы призваны осуществлять регулирование по таким важным направлениям, как реструктурирование первичного производственного звена, формирование устойчивого корпоративного каркаса промышленности, выведение из хозяйственного оборота неэффективных промышленных производств, приоритетное развитие высокотехнологичных, формирующих собственные сегменты в мировом рынке производств. Вот почему необходимо целенаправленное выращивание государством такой структуры первичного производственного звена со строго определенным отраслевым набором, который был бы способен решать вышеобозначенные задачи, а также был бы конкурентоспособен на мировых рынках.

   В состав основных методов второй группы следует включить: программирование, индикативное планирование, налогообложение, прямые субсидии, государственные субвенции, банкротство, меры антимонопольной деятельности, государственные инвестиции, государственные гарантии, свободные экономические зоны, национализацию, регрессивные импортные пошлины, покупку иностранных предприятий, защиту инвестиций, целевые международные кредиты, развитие международной хозяйственной кооперации, нормативы, ускоренную амортизацию, временный протекционизм, льготное кредитование, международный лизинг, регулирование цен, работу с ценными бумагами и прежде всего с акциями, госзаказ, все меры поддержки малого предпринимательства, меры по формированию и развитию конкурентоспособного финансового сектора, административно-правовые методы.

   Третья группа методов включает способы, позволяющие государственным органам федерального центра перестраивать экономическую структуру промышленности с учетом развития федеративных отношений в России, т. е. формировать оптимальную региональную структуру промышленности. Регулирование региональной структуры направлено на поддержание относительно менее развитых регионов, недопущение углубления диспропорций между идеальными территориальными единицами по доходам, ценам, уровню занятости, условиям инвестирования. К числу основных методов регулирования региональной структуры промышленности следует отнести: прогнозирование, программирование, правовую базу развития федерализма в России, налоги, государственные инвестиции, смешанное финансирование научно-технических приоритетов, поддержание уровня занятости, меры повышения мобильности рабочей силы и капиталов, структурирование собственности, создание свободных экономических зон и др.

   Наконец, четвертая группа методов регулирования, связанная с осуществлением институциональных преобразований, призвана:

-формировать общие, наиболее  благоприятные условия для структурных  преобразований, включая создание  привлекательного инвестиционного  климата, дифференцированного по  отраслям, регионам, экономическим  зонам;

   -создать предпосылки для развития позитивных рыночных регуляторов структурных трансформаций с одновременным гашением негативных воздействий рынка на пропорциональные и структурные связи;

   -обеспечить социальную ориентацию структурных преобразований в промышленности, контроль общества за социальными последствиями структурной трансформации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика развития российской рыбохозяйственной отрасли

 

   При осуществлении мер государственной политики в рыбном хозяйстве важно использовать различные меры поддержки структурных экономических изменений на основе обобщения позитивного опыта зарубежных стран (ЕС, Канады, США и др.). Следует подчеркнуть, что в этих странах в конце ХХ века были начаты масштабные государственные и региональные программы отраслевой реструктуризации с существенными объемами финансирования.

   Как и в других странах, развитие рыбного хозяйства России в перспективе определяется, прежде всего, емкостью и динамикой потребления производимой продукции, которые, в свою очередь зависят от воздействия множества факторов.

   Следствием рыночных преобразований явилось недостаточное насыщение внутреннего рынка России продукцией из морских биоресурсов и снижение потребления рыбопродукции населением страны.

   На это повлияло множество факторов, в результате действия которых произошло сокращение объемов добычи биоресурсов.

   Аналитические материалы Росстата свидетельствуют о том, что в настоящее время доля рыболовства пока еще не достигла дореформенного показателя: вылов снизился с 7 млн. т в 1991г. до 3,3 млн. т в 2005 г. Снижение добычи связано с уменьшением общих допустимых уловов (ОДУ) на валютоемкие объекты лова.

   Другой причиной снижения объемов вылова является и то, что районы промысла значительно сузились, практически не используется добыча рыбы в удаленных океанических районах, т.к. более чем у 65% добывающих судов нормативный срок эксплуатации превышен. Промысловый флот переместился в исключительную экономическую зону (ИЭЗ) России, поэтому сырьевые ресурсы в ней постепенно истощаются и не могут полностью обеспечивать возрастающие потребности государства и населения.

   На сокращение поставок морепродуктов на внутренний рынок влияет и система платежей, взимаемых при заходе судов в российские порты. В России суммы портовых сборов сохраняются на более высоком уровне, чем в зарубежных портах, несмотря на их снижение для рыбопромысловых судов на 16,2% с 15.06.2006 г.

   Барьером для осуществления постоянных поставок является также современная таможенная политика. При выходе судна за 12-мильные границы для осуществления вылова рыбы и при возврате в порт проводится таможенный досмотр. Рыба, выловленная в ИЭЗ России, обложению таможенными пошлинами не подлежит, но ввоз остатков воды, неизрасходованное топливо становятся объектами обложения. Лишь в 2006 г. Указом Президента была решена проблема пересечения 12-мильной границы рыбодобывающими судами, находящимися на промысле.

   Рыбопромышленники считают налог на добавленную стоимость (НДС) одним из негативных факторов, также влияющим на сокращение поставок рыбопродукции на российский берег. С одной стороны, ст.8 Закона «О налоге на добавленную стоимость» освобождает российские рыбопромышленные предприятия от уплаты НДС при условии ввоза на территорию России продукции морского промысла. С другой, в законе не определено понятие «российское рыбопромышленное предприятие», поэтому добывающие предприятия уплачивают НДС в размере 10% в соответствии со ст. 164 п. 2 НК РФ. В то же время поставки из района промысла напрямую в зарубежные страны и импортные поставки рыбной продукции налогом не облагаются. Таким образом, условия хозяйствования, созданные в России для добывающих компаний, сильно различаются в части порядка исчисления НДС при различном направлении поставок.

   С целью повышения стоимости улова рыбаки на промысле часто прибегают к сбросам некондиционного прилова, что сокращает рыбные запасы и при недостатке сырья на береговых предприятиях увеличивает спрос.

   Все перечисленные факты влияют на то, что на береговую обработку в нашей стране направляется лишь 10% рыбы, выловленной российскими рыбаками. продукции морского промысла.

   У перерабатывающих предприятий нет достаточных средств на приобретение сырья, а добывающие предприятия увеличивают стоимость рыбы и морепродукты из-за роста цен на топливо. Причем в себестоимости добывающих судов топливо стало занимать наибольшую долю (до 60%) по сравнению с другими затратами. Рыба-сырец оценивается при оптовых продажах в 20-60 тыс. руб./т в зависимости от вида и качества, а топливный мазут - в 13,2 тыс. руб./т, дизельное топливо - в 20 тыс. руб./т. Таким образом, добыча дешевых пелагических видов рыб стала нерентабельной. В то же время именно пелагические виды наиболее востребованы со стороны отечественного потребителя в виду их низкой стоимости, поэтому уровень российских цен на этот вид сырья превышает мировой. Зарубежные компании при наличии возможности получить прибыль всегда готовы поставлять рыбу и морепродукты, что и происходит в действительности. В этом случае российские организации прибегают к кредитам российских банков для оплаты импортных поставок, а государство компенсирует им часть процентных выплат по кредитам.

   Современный внутренний рынок России недостаточно насыщен отечественной продукцией сельского хозяйства и пищевой промышленности. Российский рынок наводнен товарами зарубежных стран, поступающими в страну не под воздействием конкуренции, а потому, что отечественное производство не справляется с запросами покупателей и не может удовлетворить потребности внутреннего рынка.

   Внутренний рынок России обеспечивается рыбными товарами по двум направлениям: продажа по конкурсу в Федеральный фонд (госрезерв, Министерство обороны, МВД, районы Крайнего Севера и др.) и свободная реализация через розничную и оптовую торговлю.

Продажа по конкурсу в Федеральный фонд недостаточно развита. Федеральный фонд, как правило, пополняется через систему государственных закупок. Объемы пополнения Фонда высоки, только государственный резерв комплектуется на 90 суток на весь личный состав силовых министерств и ведомств по нормам обеспечения. Это поставки огромных размеров, выполнить которые под силу лишь при организации закупок государством.

   Поставку рыбных товаров на внутренний рынок страны в 2005 г. осуществляли свыше 1 тыс. производителей. Оптово-закупочной и посреднической деятельностью на рынке рыбных товаров занимались более 2 тыс. организаций. Следовательно, в канале товародвижения рыбной продукции на каждого производителя приходилось по два посредника.

Информация о работе Методы государственного регулирования структурных преобразований в промышленности