Методика прогнозирования экономической безопасности белгородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Проблема экономической безопасности России вот уже более 10 лет остается одной из жизненно важных как в плане существования и развития России в виде суверенного единого государства, так и в аспекте научных исследований новых междисциплинарных направлений и их преподавания в вузах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ....6
1.1 Экономическая характеристика Белгородской области……………….. 6
1.2. Внешнеэкономическая деятельность…………………………………….6
1.3. Инвестиционная привлекательность…………………………………….7
1.4 Анализ основных социально-экономических показателей Белгородской области в сравнении с общефедеральными показателями………………….8
2 МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ…………….………………..9
2.1 Общие положения и правила классификации состояний по экономической безопасности…………………………………………………..9
2.2 Индикаторы экономической безопасности для территорий регионального уровня…………………………………………………………………………..12
3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ПЕРИОД С 2006 ПО 2010 ГГ…………..16
3.1 Инвестиционная безопасность…………………………………………...16
3.2 Внешнеэкономическая безопасность…………………………………….18
3.3 Финансовая безопасность………………………………………………..18
3.4 Сфера рынка труда………………………………………………………..20
3.5 Комплексная оценка состояния экономической безопасности ………..20
4. ПРОГНОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД С 2011 ПО 2014 ГГ……………………………….24
4.1 Методика прогнозирования экономической безопасности белгородской области………………………………………………………………………….24
4.2 Инвестиционная безопасность…………………………………………...26
4.3 Внешнеэкономическая безопасность……………………………….…28
4.4 Финансовая безопасность……………………………………………….29
4.5 Сфера рынка труда……………………………………………………….31
4.6 Комплексная оценка состояния экономической безопасности Белгородской области в 2011 – 2014 годах…………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………

Файлы: 1 файл

Белгород 1.docx

— 106.34 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Индикаторы экономической безопасности.

Процесс диагностики экономической безопасности территории условно можно разделить на три больших этапа:

а) Получение оценок состояния по отдельным индикаторам безопасности.

Такие оценки получаются при сопоставлении текущих (фактических) значений индикатора с его пороговыми значениями. Основные сложности данного этапа – верно определять пороговые значения по индикаторам и сформировать базу данных исходных показателей, необходимых для расчета индикаторов.

б) Получение оценок по сферам жизнедеятельности.

Получение таких оценок напрямую из полученных значений индикаторов затруднено по следующим причинам:

1) Во многих случаях индикаторы имеют разную размерность (выражены в разной системе единиц), что не дает возможности проводить над ними простейшие математические операции, такие как сложение, вычитание, умножение, деление и так далее;

2) Даже в случае, когда значения индикаторов выражены в одной системе единиц, например, в процентах, их значения несопоставимы между собой по модулю;

3) Направления нарастания угроз безопасности  у индикаторов может быть различным: у одних индикаторов угрозы нарастают при увеличении их значений, у других – наоборот.

Отмеченные обстоятельства требуют для получения оценок ситуации по сферам жизнедеятельности преобразовать значения индикаторов, выраженные в различных единицах измерения, в специальную систему единиц, которая получила название системы нормализованных единиц. В данной системе единиц выполняются следующие требования:

- Все значения индикаторов выражены в безразмерных единицах (относительных единицах);

- Значения всех индикаторов изменяются от 0 (нормальные состояния) до некоторого положительного значения в направлении нарастания угроз безопасности;

- Значения всех индикаторов сопоставимы между собой по модулю.

Правила классификации состояний по индикативным показателям на основе нормализованных оценок приведены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Классификация ситуаций по индикативным показателям

Состояние по безопасности

Обозначение

Соотношение нормализованных значений индикаторов и пороговых уровней

Нормальное

Н

Предкризис 1 (начальный)

ПК1

Предкризис 2 (развивающийся)

ПК2

Предкризис 3

(критический )

ПК3

Кризис 1 (нестабильный)

К1

Кризис 2 (угрожающий)

К2

Кризис 3 (чрезвычайный)

К3


 

 

Отдельную задачу представляет установление пороговых уровней для индикативных показателей. Как показали выполненные исследования, для целого ряда индикаторов пороговые уровни территориально дифференцируются в зависимости от внешних условий.

 

Для получения оценок состояния по сферам жизнедеятельности необходимо ввести балльные оценки по индикаторам. Подходов к их формированию может быть очень много, поэтому рассмотрим только один из них, основанный на равномерной шкале, приведенный в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 – Балльная оценка состояния по индикативным показателям

Состояние по индикативному показателю

Обозначение

Балльная оценка bi состояния

Нормальное

Н

1

Предкризис 1 (начальный)

ПК1

2

Предкризис 2 (развивающийся)

ПК2

3

Предкризис 3 (критический)

ПК3

4

Кризис 1 (нестабильный)

К1

5

Кризис 2 (угрожающий)

К2

6

Кризис 3 (чрезвычайный)

К3

7


 

 

После введения балльных оценок состояния по отдельным индикаторам можно приступить к определению оценок состояния по сферам жизнедеятельности. Для получения таких оценок могут использоваться разные способы. Рассмотрим наиболее оптимальный метод, использованный при расчетах в данной курсовой работе, заключающийся в определении средневзвешенной нормализованной оценки по сфере жизнедеятельности, в качестве весов при этом выступают балльные оценки степени кризисности ситуации по индикаторам (см. табл. 2.2). В этом случае нормализованная оценка степени кризисности по сфере определяется по формуле:

 


 

После получения нормализованных оценок по сферам жизнедеятельности производится оценка степени кризисности по ним.

в) Определение комплексной оценки экономической безопасности.

Определяется по описанному выше правилу аналогичным определению оценок по сферам жизнедеятельности способом, но только вместо оценок по отдельным индикаторам экономической безопасности в соответствующих выражениях используются оценки по сферам жизнедеятельности .

 

 

3 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ПЕРИОД С 2006 ПО 2010 ГГ.

 

3.1 Способность  экономики территории к устойчивому  развитию

 

3.1.1 Инвестиционная безопасность

 

В области действует закон «Об инвестициях в Белгородской области», в котором предусмотрены льготы российским и иностранным инвесторам и предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, гарантии защиты инвестиций. В областном бюджете ежегодно предусматриваются средства для обеспечения гарантий инвесторам в пределах обязательств администрации области по заключённым договорам и контрактам.

Последовательно проводится инвестиционная политика, направленная на создание необходимых условий для расширения производства, повышения его прибыльности и на этой основе накопление внутренних источников финансирования для инвестиционной деятельности.

Реализация инвестиционной политики требует осуществления комплекса мер, направленных на привлечение различных источников финансирования инвестиций, эффективного взаимодействия финансово-банковских и промышленных структур.

Оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. От ее правильности зависят последствия как для инвестора, так и для экономики региона и страны в целом. Чем сложнее является ситуация, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата в странах и регионах.

Так, для анализа инвестиционной привлекательности, инвестиционного климата региона необходимо учитывать несколько факторов: Инвестиционный потенциал - совокупность имеющихся в регионе факторов производства и сфер приложения капитала; Инвестиционный риск - совокупность переменных факторов риска инвестирования.

Так как Белгородская область находится в центральной части России и является небольшой по территории, но динамично развивающейся, можно говорить о наличии несомненной привлекательности для инвесторов. Хорошей базой для долгосрочного инвестирования и успешного бизнеса являются авторитет власти, межнациональное согласие, выгодность географического положения, благоприятные природно-климатические условия, развитость инженерной, телекоммуникационной и транспортной инфраструктуры, правовые и экономические гарантии инвестиций, достаточный ресурс рабочей силы.

Согласно проведенным исследованиям, в течение анализируемого периода с 2006 по 2010 гг. объем инвестиций в экономику области относительно Валового Регионального Продукта (ВРП) можно охарактеризовать как относительно стабильный, колеблющийся в районе 30%. До 2008 года наблюдается рост объема инвестиций, учитывая также прирост объема ВРП. Однако, кризис 2008 года оказал влияние на инвестиционный климат территории. Так, начиная с 2008 года наблюдается спад объема инвестирования, хоть и незначительный (с 35 до 32%).

Так, подытоживая исследование динамики объема инвестиций за анализируемый период, необходимо отметить, что, несмотря на спад экономики и производства в 2008г., и, как одно из многочисленных следствий, снижение объема инвестирования, индекс физического объема инвестиций в основной капитал по отношению к базовому периоду увеличивался на протяжении всего периода, за исключением последствий 2008 года, в результате которого индекс 2009 года составил 201%. Следует отметить, что значение данного показателя на протяжении всего периода соответствовало общепринятым нормативам.

Если говорить об оценке инвестиционного риска в регионе, то необходимо отметить также высокие относительно других регионов показатели. Так, средневзвешенный индекс риска (при значении индекса риска по стране в целом равном 1) за рассматриваемый период был равен 0,8-0,9. Учитывая, что во многих регионах страны значения данного индекса значительно превышает значение для страны, можно говорить об одном из наилучших показателей по стране.

 

3.2 Внешнеэкономическая безопасность

     За период с 2006 по 2010 гг. внешнеэкономическая деятельность Белгородской области характеризуется как стабильная, но в целом находится в зоне наблюдения угроз и соответствует стадии «предкризис 1».

 

3.3 Финансовая безопасность

 

На развитие регионального финансового рынка значительное влияние оказывает социально-экономическая и бюджетная политика области, а также роль органов власти в поддержке и стимулировании региональной экономики и формировании финансовой инфраструктуры. В настоящий момент в области представлены все сегменты финансового рынка: рынок банковских услуг, рынок ценных бумаг, рынок страховых и других финансовых услуг.

Капитализация банковского сектора является необходимым условием развития и укрепления банковской системы, снижения рисков. Устойчивое развитие банковского сектора области способствовало росту доверия к нему со стороны юридических лиц и населения. Это выразилось в росте ресурсной базы банковского сектора, темпы которого выше темпов инфляции.

Итоги работы кредитных организаций области свидетельствуют об укреплении и развитии банковского сектора экономики области. Позитивным моментом, оказывающим значительное влияние на развитие регионального ресурсного потенциала, является наращивание объёмов кредитования реального сектора экономики области и физических лиц, увеличение удельного веса долгосрочных кредитных вложений.

Банковская система области вносит ощутимый вклад в развитие региональной экономики посредством её кредитования. Расширение кредитных вложений банковского сектора - один из наиболее динамичных процессов в экономике региона. Это выражается в опережающем по сравнению с общероссийским показателем росте объёмов кредитных вложений.

Однако, не благоприятный результат наблюдается в динамике просроченной кредиторской задолженности предприятий. В анализируемый период степень просроченной кредиторской задолженности составляла в среднем 2%, что является удовлетворительным показателем. Кроме того, в области реализуется множество проектов по поддержке предприятий, как государственных, так и малого и среднего бизнеса.

Рис. 3.2 – Динамика финансовой безопасности Белгородской области в 2006-2010 гг

 

Таким образом, учитывая влияние внешних кризисных процессов, финансовый сектор экономики Белгородской области, согласно рисунку 3.1.5, отличается стихийными процессами. Однако, несмотря на заметный рост угроз в области объема кредитования к концу периода, в целом наблюдается снижение угроз.

 

3.4 Сфера рынка труда

 

Относительно сферы рынка труда Белгородской области следует отметить ее нормальное состояние, а именно то, что по всем анализируемым показателям данная сфера соответствует общепринятым нормам и угроз в ней не наблюдается.

Анализируя уровень общей безработицы за весь период, необходимо отметить воздействие кризиса 2008г. на ее уровень. Так, до 2008 г. наблюдается уменьшение безработицы с 1,4 до 1,1%, однако, в 2008 г. уровень безработицы увеличился до 1,3%, а в 2009г. до 1,8%. Однако, в 2010г. уровень безработицы достиг докризисного значения 2006г. Таким образом, можно сделать вывод о том, что рост безработицы в середине анализируемого периода объясняется внешними процессами, происходящими в стране и в мире. Тем не менее, уровень безработицы в Белгородской области является одним из первых по стране и не превышает пороговых значений.

 

           3.5 Комплексная оценка состояния экономической безопасности Белгородской области в 2006 – 2010 годах

 

Анализ 11 сфер жизнедеятельности Белгородской области показал относительно стабильную ситуацию на протяжении всего периода. Состояние безопасности региона можно, в основном, охарактеризовать как предкризисное, а именно область попадает в зону начального вмешательства (предкризис 3).

При нахождении территории в данной зоне проводятся специфические профилактические регулирующие мероприятия по нейтрализации угроз. Такие мероприятия, согласно экспертным оценкам данной стадии, не носят высокозатратного характера, но требуют разработки и реализации специальных программ.

Результаты комплексного анализа за период с 2006 по 2010 годы по области в целом представлены на рисунке 3.4.

Рисунок 3.4 – Динамика комплексной оценки Белгородской области за

2006 – 2010 гг.

Информация о работе Методика прогнозирования экономической безопасности белгородской области