Место ДФО в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 08:44, контрольная работа

Описание работы

Существуют два наиболее важных фактора, которые определяют положение Дальнего Востока в системе российских регионов. Прежде всего – особое экономико-географическое положение региона. Для него характерны отдаленность от основных, наиболее обжитых и развитых районов страны, а так же окраинность и ограниченность контактов с единственным соседом – Восточной Сибирью.
Второй фактор – мощный ресурсный потенциал. Дальний Восток относится к числу наиболее богатых регионов России. Это дает ему возможность занимать важное место в экономике страны по ряду сырьевых позиций.

Содержание работы

Введение 3
1. Место ДФО в экономике России 4
2. Общая характеристика хозяйства ДВ. Факторы размещения отраслей 8
3. Основные изменения в развитии экономики региона: 16
особенности, причины. Развитие промышленного производства
Заключение 26
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контр. Эконом.география вар. 5 ТОГУ.docx

— 76.43 Кб (Скачать файл)

На размещение лесной промышленности решающее значение оказывает фактор сырьевых ресурсов и сильное значение – фактор районов потребления готовой продукции. На размещение деревообрабатывающей промышленности одинаково сильное значение оказывают 2 фактора: сырьевые ресурсы и районы потребления готовой продукции. На размещение целлюлозно-бумажной промышленности решающее значение оказывает фактор сырьевых ресурсов и одинаково слабое значение оказывают 2 фактора: топливно-энергетических ресурсов и районов потребления готовой продукции.

Больше всего древесины  – свыше 40% – заготовляет Хабаровский  край (он даёт более 40% пиломатериалов, 70% клееной фанеры и более 20% картона), почти 20% – Приморский и примерно по 10% – Сахалин, Амурская область  и Якутия. Вырубаются главным образом  лиственница, ель, кедр и пихта, а  в Приамурье и Приуссурье –  и широколиственные леса; крайне мало используются мелколиственные леса. [6]

Из хвойных деревьев к  наиболее ценным относятся даурская лиственница, аянская ель, сибирская  и корейская пихты. Их древесина  может быть использована для получения  целлюлозы, лаков, красной краски, клеящих  и дубильных веществ, а также  как строевой лес. В Приморском и Хабаровском краях распространён корейский кедр. Его древесина легка, имеет красивый розоватый оттенок, достаточно прочна и легко поддаётся обработке. Она используется в лесохимической промышленности для получения скипидара, канифоли, ценного хвойного масла, из неё можно также изготовлять хорошую фанеру. Важное хозяйственное значение имеет чёрная пихта. Большую ценность представляют лиственные деревья – дуб, берёза, тополь и особенно липа и ясень. Древесина ясеня, отличающаяся прочностью и красотой рисунка, служит для производства высококачественной фанеры, используется она также в машино- и судостроении.

Машиностроение имеет разнообразную структуру, однако ведущими отраслями, т.е. отраслями рыночной специализации, являются судоремонт и производство энергетического оборудования. Машиностроительные заводы производят рыболовные суда, дизели, мостовые краны, судовые механизмы, литейное оборудование, металлорежущие станки, приборы, инструменты и т.п. Один из крупнейших машиностроительных центров – Хабаровск. Здесь работает ряд заводов, выпускающих оборудование для многих отраслей промышленности. Судоремонтные заводы находятся в Николаевске-на-Амуре, Петропавловске-Камчатском, Владивостоке, Находке, а речное судостроение – в Благовещенске. Сельскохозяйственное машиностроение размещается в г. Свободном (Амурская область). В Благовещенске работает завод «Амурэлектроприбор», во Владивостоке – завод инструментов и другие заводы, в Хабаровске – завод «Дальдизель», в Комсомольске-на-Амуре – завод подъемно-транспортного оборудования, в Биробиджане – «Дальсельмаш».

Отрасли, дополняющие  территориальный комплекс

Отрасли представлены добычей угля, нефти, природного газа, электроэнергетикой и др. Однако энергетическая база не обеспечивает потребности округа. Регион испытывает острый энергетический кризис.

Черная металлургия пока еще развита недостаточно. Имеются лишь два небольших заводы передельной металлургии в Комсомольске-на-Амуре, работающих на металлоломе.

Легкая промышленность Дальнего Востока представлена текстильной, швейной, трикотажной, кожевенно-обувной и другими отраслями, предприятия которых размещены в основном в средних и крупных городах.

Помимо развития основной отрасли пищевой промышленности – рыбной – на Дальнем Востоке созданы и другие отрасли: мукомольная, крупнейшим предприятием которой является Хабаровский мелькомбинат; мясная, в которой выделяются мясокомбинаты в Благовещенске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Биробиджане; маслобойно-жировая, сырьем для которой служит соя, представлена масложирокомбинатами в Хабаровске и Уссурийске,

Агропромышленный  комплекс

Важной отраслью экономики  Дальневосточного округа является сельское хозяйство. Ведущее место в сельском хозяйстве занимает производство зерна, сои, картофеля и овощей. Сельскохозяйственные угодья расположены преимущественно на юге (Амурская область, Хабаровский и Приморский края, южные районы Республики Саха).

Основное место в посевах  занимают зерновые культуры, прежде всего  яровая пшеница, а также ячмень, озимая рожь, овес. На юге Приморского края значительны посевы риса. Главная техническая культура – соя. Развивается овощеводство закрытого грунт, особенно на Камчатке, где для выращивания овощей используются горячие подземные воды. Большие площади отведены под кормовые культуры и многолетние травы, что создает устойчивую кормовую базу для животноводства. Развито животноводство, преимущественно на юге. Особое место принадлежит оленеводству. На севере, где расположены обширные пастбища, разводят северных оленей, а на юге, в Приморье, развито пантовое оленеводство. На долю Дальнего Востока приходится почти половина поголовья северных оленей страны. Большое значение приобрело пушное звероводство, созданы зверофермы, зверопитомники и совхозы. В лесах насчитывается более 40 видов ценных пушных зверей, ведется заготовка пушнины и ее экспорт.

Транспорт

Хозяйственное развитие такого огромного по своей территории федерального округа зависит от наличия транспортных путей и взаимодействия разных видов  транспорта. Существенное значение имеет железнодорожный транспорт. Особенно велика роль Транссибирской магистрали и не только для района, но и для всей России. Она играет и важнейшую транзитную роль, обеспечивая перевозки грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в европейские страны. На долю железнодорожного транспорта приходится до 80% перевозимых грузов. От Транссибирской магистрали отходит ряд ответвлений, одно из них от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани. Второй выход на Тихоокеанское побережье район получил с постройкой Байкало-Амурской магистрали, второй широтной магистрали. От Большого БАМа отходит Малый БАМ: Тында – Беркакит – Томмот – Якутск. Строительство БАМа привело к созданию ряда комплексов на трассе и особенно важного для района Дальнего Востока Южно-Якутского территориально-производственного комплекса. Исключительно велико значение для Дальнего Востока, имеющего такую большую береговую линию, морского транспорта. На побережье созданы крупные порты – Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Находка, Советская Гавань, порт Восточный, Владивосток. Велика роль морского транспорта в развитии экспортно-импортных связей со странами мира. Имеются автомагистрали, но их немного. Это тракты: Невер – Алдан – Якутск, Якутск – Магадан; Хабаровск – Владивосток, Хабаровск – Биробиджан, Колымский тракт и др. Во внутрирайонных связях велика роль авиационного транспорта, особенно с труднодоступными и малоосвоенными территориями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные изменения  в развитии экономики региона:  особенности, причины. Развитие  промышленного производства

С началом радикальной  экономической реформы политика государственного патронажа ушла в  прошлое. Государство фактически отказалось и от регулирования региональных экономических отношений. Иллюзии  относительно способности рынка  автоматически обеспечить эффективное  развитие дорого обошлись стране и  Дальнему Востоку.

Первым и наиболее болезненным ударом по экономике региона стало разрушение сложившейся системы государственных гарантий поддержания равных условий функционирования социально-экономической системы Дальнего Востока по сравнению с другими частями страны. Отказ от компенсации объективного увеличения затрат на энергетику, транспорт, заработную плату, инфраструктурное обустройство территории автоматически сделал продукцию дальневосточных производителей неконкурентоспособной на внутреннем рынке России и стран СНГ. При этом официальной статистикой не учитывается тот факт, что многие предприятия в силу катастрофического роста тарифов на энергию и транспортные услуги в 1992–1994 гг. не смогли выйти из кризиса позже, когда эти тарифы стали регулироваться государством. Воистину, «поезд ушел».

Промышленная структура  региона сознательно строилась  с акцентом на добывающие сырьевые отрасли, которые стали отраслями  союзной специализации. Но они наиболее транспортоемки. Поэтому ориентированные  не на решение общественных и государственных  стратегических задач, а на максимизацию отраслевой прибыли транспортные тарифы, по существу, превратились в запретительный барьер для производителей Дальнего Востока, которые оказались отрезанными  от внутреннего рынка.

Вторым ударом по региону стало разрушение системы государственной поддержки социальной инфраструктуры и стандартов уровня жизни. Одномоментная потеря дальневосточниками десятилетиями создававшейся и ставшей неотъемлемой частью образа жизни системы льгот и привилегий, ощущения своей особой значимости для страны привела к острому психологическому шоку. Шок усугубился резким ростом стоимости жизни и снижением реальных доходов, особенно и северных районах, сильнейшей безработицей в связи с остановкой предприятий, оказавшихся отрезанными от рынков сбыта, а также предприятий, продукция которых перестала востребоваться государством как заказчиком и основным потребителем. Население отреагировало «ногами». Регион потерял 11% населения (Россия в целом -2%), то есть в демографическом отношении он отброшен на 20 лет назад. Причем уезжают наиболее мобильные и квалифицированные люди в лучших возрастах. За 1991–1999 гг. население Дальнего Востока сократилось на 897 тыс. человек, в том числе за счет миграции на 828.9 тыс., что составляет 92.4% от убыли. [5]

Третьим ударом по экономике региона стал отказ государства от финансирования его развития, особенно развития инфраструктуры и поддержания запасов природных ресурсов. Капиталоемкость прироста экономики на Дальнем Востоке выше, чем в среднем по России в связи с объективными удорожаниями. Ее снижение в отдельные годы связано с процессом недоинвестирования и отрицательной динамикой государственных инвестиций, а увеличение в 1999–2000 гг. – вложениями в инфраструктуру из местных бюджетов.

Потеря гарантированных  рынков сбыта в европейской России и странах СНГ, резкое сокращение государственного военного заказа и  утрата позиций в распределении  инвестиционных ресурсов обусловили существенное ухудшение социально-экономической  ситуации на Дальнем Востоке в 90-е  годы. К 2000 г. практически все экономические параметры оказались значительно хуже, чем в начале реформы. Это касается основных макропоказателей (рис. 1), а также выпуска некоторых продуктов в натуральном выражении.

 

Рис. 1. Динамика некоторых параметров социально-экономического развития на Дальнем Востоке, % к 1990 г.

 

Приходится констатировать, что результатом десятилетия  рыночных преобразований является существенное ухудшение геостратегических позиций России на Тихом океане. Конечно, сами по себе рыночные методы ни при чем. Беда в том, что эти методы были навязаны экономике, которая не только еще не стала рыночной, но, по существу, не может функционировать как элемент национального хозяйства по рыночным критериям распределения ресурсов и ценообразования.

В 1992 г. была разработана и в 1996 г. утверждена Президентом РФ программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья, реализация которой до 2005 г. должна была выправить ситуацию. Программа в определенной степени способствовала решению отдельных проблем, но существенно изменить ситуацию это не могло. Не оправдались расчеты на пополнение инвестиционных ресурсов региона за счет федерального бюджета. К 2000 г. инвестиционная часть программы была выполнена только на 9%. [3]

Каковы объективные возможности  для изменения ситуации, что нужно  сделать для решения двуединой  задачи оздоровления экономической и социальной обстановки на Дальнем Востоке и достижения геостратегических и экономических целей России в Тихоокеанском бассейне?

Во-первых, сейчас развитие Дальнего Востока не сдерживается, как это было прежде, жесткими ограничениями, обусловленными недостатками производственной инфраструктуры. Создававшаяся в течение длительного времени инфраструктура (дороги, морские и речные порты, энергетические сети и генерирующие мощности, строительная база) к настоящему времени в определенной степени устарела физически и морально, однако ее мощность еще значительно превышает внутри- и межрегиональный спрос на подобные услуги. Кроме того, во второй половине 90-х годов в регионе были осуществлены значительные инвестиции в инфраструктурные проекты. Эффект от них пока проявился не в полной мере, но существенный качественный скачок в развитии дорог, трубопроводного транспорта, связи очевиден. В целом инфраструктура Дальнего Востока способна обеспечить как восстановление экономики в предкризисных объемах, так и ее рост в определенных пределах.

Во-вторых, несмотря на изменение структуры природно-ресурсного потенциала (истощение одних видов ресурсов и вовлечение в хозяйственный оборот новых). Дальний Восток по-прежнему располагает значительными природными богатствами, которые являются базой для экономического роста в первичном секторе экономики региона.

В-третьих, Дальний Восток обладает потенциальными сравнительными преимуществами в ресурсном секторе экономики, что обеспечивает и в настоящее время и в перспективе относительно стабильный внешний спрос, особенно на рынках стран Северо-Восточной Азии. Именно внешний спрос стал основным фактором оживления экономической динамики на Дальнем Востоке в 1999–2000 гг. Наличие относительно стабильного внешнего спроса подтверждает тот факт, что экспорт продукции – единственный показатель, который рос в 90-е годы.

В-четвертых, несмотря на общий неблагоприятный инвестиционный климат и низкую привлекательность Дальнего Востока для отечественных предпринимателей, его позиции в области привлечения иностранных капиталов позволяют рассчитывать на реализацию эффективных проектов, направленных на эксплуатацию природных ресурсов и международное сотрудничество (рис. 2).

 

Рис. 2. Динамика внутренних и иностранных инвестиций в экономику России и Дальнего Востока (темпы прироста к предыдущему году, %).

 

В-пятых, за 70 лет в регионе накоплен большой научно-технологический потенциал, который в значительной степени сосредоточен в Дальневосточном отделении РАН. Научно-технологический комплекс сталкивается с множеством трудностей, но принципиальное значение его наличия трудно переоценить. Одной из объективных проблем использования этого фактора является общая инновационная инертность в силу превалирования в структуре экономики региона сырьевого сектора. Задача государственного регулирования как раз и заключается в стимулировании использования научно-технологического потенциала ради модернизации хозяйства и повышения его инновационной восприимчивости.

Однако необходимо учитывать  и ряд угроз для устойчивого  социально-экономического развития региона  в перспективе.

Прежде всего, упоминавшееся  выше вытеснение региона с рынка  России и стран СНГ, возникновение  своеобразного экономического барьера  на западной границе Дальнего Востока  в совокупности с узостью его  собственного рынка обусловили резкое уменьшение роли внутреннего спроса как фактора экономического развития. Если накануне реформы в пределах Дальнего Востока потреблялось только 19% при поставках в другие регионы  до 75% и на экспорт около 6% произведенного продукта, то в настоящее время 75% выпускаемой продукции остается в регионе, лишь около 10% идет на внутренний национальный рынок и экспортируется около 15%. [4]

Информация о работе Место ДФО в экономике России