Мексика в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть и проанализировать мексиканскую экономику. В соответствии с поставленной целью, задачи работы можно сформулировать следующие:
1. Охарактеризовать мексиканскую экономику в XX – XXI вв.;
2. Рассмотреть Мексику в мировой экономике;
3. Проанализировать современное состояние экономики Мексики и её тенденции;
4. Выявить роль Мексики в международном движении капитала и рабочей силы;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Экономика Мексики на современном этапе
Становление экономики во II половине 20 века 5
Отраслевая структура экономики Мексики 10
Особенности этапа развития Мексики 13
Глава 2. Мексика в мировой экономике
2.1. Внешняя торговля Мексики. Расчёт показателей открытости 16
2.2.Участие Мексики в международном движении капитала и рабочей силы 20
2.3. Мексика в интеграционных процессах (НАФТА) 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Глава 1курсач.docx

— 96.77 Кб (Скачать файл)

           Для расчета показателя открытости были использованные статистические данные за период 2008-2012гг. (Таблица 3) [6].

 

      Таблица 3

               Исходные данные

Показатели, млрд. $

2008

2009

2010

2011

2012

ВВП

1094

879,2

1034,3

1185

1163

Экспорт

291,3

229,8

298,5

349,4

370,9

Импорт

308,6

234,4

301,5

350,8

379,4

ВВП добыв.стран

30011,1

29452

31400,4

34014

35685


         

На основе представленных статистических данных были рассчитаны показатели открытости (Таблица 4).

 Таблица 4

             Показатели открытости

Показатели, %

2008

2009

2010

2011

2012

Внешнеторговая квота

54,835

52,798

58,010

59,089

64,514

Эспортная квота

26,627

26,137

28,860

29,485

31,891

Импортная квота

28,208

26,660

29,150

29,603

32,623

% измен.импорта

 

0,760

1,286

1,164

1,082

% измен.экспорта

 

0,789

1,299

1,171

1,062

%измен.ВВп

 

0,804

1,176

1,146

0,981

%измен.ВВп прин.стран

 

0,981

1,066

1,083

1,049

Коэф.эластичности  
спроса на импорт

 

1,001

1,093

1,016

1,102

Коэф.эластичности  
спроса на экспорт

 

0,804

1,218

1,081

1,012


 

Анализ показателей открытости экономики:

1)экономика Мексики по внешнеторговой  квоте открытая, т.к. показатели  всех годов превышает 25%;

2)экономика Мексики по экспортной  квоте открытая, т.к. показатели  всех годов превышают 10%;

3) экономика Мексики по импортной  квоте открытая, т.к. показатели  всех годов не менее 15%;

4) экономика Мексики по коэффициенту  эластичности спроса на импорт  открытая, т.к. показатели всех  годов более 1%;

5) экономика Мексики в последние  4 года открытая, т.к.показатели годов более 1%, а судя по 2008 году – экономика закрытая из-за того, что экономика Мексики сильно зависела от переводов денежных средств миллионов мигрантов работающих в США и сильно пострадала от спада в экономике своего соседа в результате кризиса 2008 года [14; с.301].

Открытость  экономики Мексики неудивительна  и базируется на множестве факторов. Мексика имеет вторую по величине экономику в Латинской Америке и является крупным производителем и экспортером нефти. Хотя производство упало в последние несколько лет, примерно треть государственных доходов по-прежнему исходит от промышленности. Большая часть сырья закупается в США. Но процветание остается мечтой для многих мексиканцев, и социально-экономический разрыв остается значительным. Экономика Мексики сильно зависит от переводов денежных средств, миллионов мигрантов работающих в США, и сильно пострадала от спада в экономике своего соседа в результате кризиса 2008 года.

Устойчивая  экономическая стабильность в стране стала причиной того, что более 30 тысяч иностранных предприятий  в настоящее время ведут дела в Мексике. Благодаря экономической  стабильности Мексики, здесь можно  вести доходный бизнес. В последнее  десятилетие Мексика закрепила  соответствующими юридическими документами  государственную политику, направленную на укрепление макроэкономической стабильности: в 2012 году ВВП вырос за год на 3,3%, в то время как инфляция осталась в пределах, предсказанных Банком Мексики, и составила 3,76%, то есть оказалась  ниже, чем в других достаточно развитых странах Латинской Америки. .

Со своей  стороны, финансовые власти правильно  управляли государственными финансами, так что 2012 год был завершён с  положительным сальдо, равным 2,4% ВВП. В этом году федеральный бюджет остаётся сбалансированным. Такое экономическое  положение позволило Мексике  привлечь и удержать больше производственных инвестиций: в 2012 году Мексика получила 23,2 миллиардов долларов прямых иностранных  капиталовложений, то есть на 20,8% больше, чем в 2011 году. Эта сумма более  чем в 5 раз перекрывает дефицит  текущих счетов Мексики, что способствует укреплению макроэкономической стабильности страны. Национальная программа развития инфраструктуры на 2012-2015 годы рассматривает в качестве стратегических задачи, решение которых позволило бы Мексике выйти в первые ряды по техническому развитию с тем, чтобы привлечь как можно больше иностранных инвестиций в различные отрасли, участвующие в развитии страны.

 

 

2.2.Участие Мексики в  международном движении  капитала  и рабочей силы.

Одним из необходимых  условий эффективного функционирования рыночной экономики является мобильность  факторов производства, их способность переходить из отрасли в отрасль в поисках более высокого уровня дохода. Различные факторы производства характеризуются разной степенью мобильности - от нулевой (земля, природные ресурсы) до весьма высокой (капитал).

Капитал как  фактор производства представляет собой прежде всего запас материальных благ длительного пользования, необходимых для производства других товаров. Этот вид капитала - машины, оборудование, т.е. физический капитал, перемещается между странами, но такое перемещение, как правило, должно рассматриваться как обычная внешняя торговля. Когда же мы говорим о международном движении капитала, то имеем в виду главным образом перемещение в международном масштабе капитала в денежной форме, представляющее собой финансовые потоки между кредиторами и заемщиками, находящимися в разных странах, или между собственниками и принадлежащими им предприятиями, находящимися за рубежом [15; с.4].

Традиционно сильные позиции государственного сектора в экономике в какой-то мере ограничивали участие транснационального капитала, по крайней мере, в стратегических отраслях хозяйства. Развернувшийся в  начале 1980-х годов процесс приватизации стал менять установившийся в течение  ряда десятилетий расклад сил. Уже  вскоре выяснилось, что частный национальный капитал не располагал необходимыми средствами для приобретения дорогостоящих  государственных компаний. Новое  законодательство позволяло им проникать  в те сферы, которые прежде были для них закрыты.

Иностранные владельцы капиталов приняли  активное участие в приватизационном процессе в Мексике, причем не только в горнодобывающей промышленности, но и в таких стратегических отраслях, как авиатранспорт, телекоммуникации и банковское дело. Так, в приобретении контроля над «крупной авиакомпанией «Мехикана де Авиасьон» приняли участие американские корпорации «Чейз Манхэттен бэнк», мексиканский многопрофильный гигант «Конасупо» перешел в ведение американской монополии «Юнилевер». Свыше трети всех прямых инвестиций в 1990-х годах ТНК осуществили на основе приватизационных сделок». 
           В настоящее время правительство Мексики старается всячески содействовать увеличению притока иностранных инвестиций. В 2004 году объем всех прямых иностранных инвестиции в страну составлял 13,2млрд. долл. В 2006 году – 18,9374млрд. долл. (это касается инвестиционных проектов, начатых в 2006 году, а так же в предыдущие годы). Причем, основными инвесторами в Мексику являлись США (48% от общего объема иностранных инвестиций), Испания (34,7%). Основные инвестиции приходятся на крупные компании, занимающиеся производством продовольственных продуктов, машиностроением, производством строительных материалов, занимающиеся добывающим сектором, специализирующиеся на услугах. За период с 2008 года приток иностранного капитала, например, в гостиничный бизнес в Мексике увеличился в 10 раз и уже в 2008 году составлял около 640 миллионов долларов; в 2000-2008 годах 99% всех иностранных инвестиций в гостиничный бизнес принадлежало США и Испании. Политика Мексики в отношении иностранного капитала является частью общей стратегии, направленной на достижение скорейшей интеграции страны в мировое экономическое пространство Мексика же, в свою очередь, направляет инвестиции в страны американского континента, Карибского бассейна, ряд стран Европы (Испания, Австрия, Голландия, Португалия и другие); и значительно меньшую часть – в страны Азии (Китай, Индия). Ежегодно Мексикой заключаются соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций. В 2008г. такие соглашения действовали с Германией, Аргентиной, Австрией, Республикой Корея, Кубой, Данией, Испанией, Финляндией, Францией, Грецией, Италией, Голландией, Португалией, Швейцарией, Швецией, союзом Бельгия-Люксембург, Уругваем, Республикой Чехией ,Австралией и Исландией. Таким образом, на мировом рынке Мексика проявляет себя как страна с благоприятным инвестиционным климатом [16; с.19].

Так же ,Мексика занимает первое место в мире по уровню эмиграции из страны, опережая традиционных «поставщиков мигрантов»: Индию, Филиппины, Марокко и Турцию. Для США Мексика является основным источником дешевой рабочей силы. Точное количество мексиканцев, которые отправляются в Канаду, Австралию, в европейские страны, подсчитать невозможно. Но, даже по статистике миграции в Соединенные Штаты, Мексика опережает все остальные регионы мира. 
Миграция рабочей силы Мексики происходит в основном в рамках Североамериканской интеграции, в частности между Мексикой и США. США и Канада, опасаясь нарастания социальной напряженности, наоборот, противятся свободному притоку рабочих рук с юга.  
Дополнительным источником недовольства со стороны Мексики служит выборочный подход супердержавы к южным мигрантам. США не только не ограничивают прибытие иммигрантов высокой квалификации, специалистов в области фундаментальных наук и других носителей «ценных мозгов», но даже приветствуют их приезд. Между тем Мексика считает, что она понесла немалые затраты (инвестиции) на их обучение, не получив взамен компенсации. 
           По общей численности иммигрантов (иностранного населения), насчитывающих свыше 28 млн. человек, США находятся на первом месте в мире, а по их доле в населении страны они входят в первую пятерку государств мира. Среди мигрантов особое место занимают выходцы из двух соседних стран - Канады и Мексики, а из этой двойки - исторически, экономически и социально выделяются мигранты со стороны Мексики. Они составляют около 30% всех прибывающих в страну иммигрантов. Стоит отметить, что значительная часть иммигрантов оседает в южных штатах США, прежде всего в Калифорнии (свыше 30%) [17;с.204]. 
Непростой проблемой отношений двух стран являются денежные переводы из США мексиканских легальных и нелегальных мигрантов на свою родину. Такое перекачивание денежных ресурсов так или иначе отрицательно сказывается на состоянии текущих статей платежного баланса США, осложняя интеграционные процессы двух разновеликих соседей. 
Переезды из сравнительно бедной страны в богатую - обычное явление, и в Мексике они существовали с давних времен. В США ежегодно эмигрируют около 400 тыс. мексиканцев, их общая численность составляет порядка 10 млн. человек (по некоторым оценкам - 12 млн.). На граждан мексиканского происхождения приходится около трети проживающих иностранцев, или 3-4% населения супердержавы (300 млн. в 2006 году). После выборов в 2000 г. проблемы миграции вошли в число приоритетов нового правительства, и в феврале 2001 г. президенты обеих стран представили соответствующую программу. Суть ее сводилась к тому, что США определят статус 3,5 млн. мексиканцев, проживающих на их территории, а также для сезонных сельскохозяйственных рабочих увеличат число виз для мексиканских иммигрантов.

Однако вялое  выполнение программы после 11 сентября 2001 г. было практически вовсе приостановлено, по крайней мере, не предполагается решать положение временных рабочих. На границу с Мексикой стали направляться многочисленные отряды солдат Национальной гвардии, имеются проекты создания специальной заградительной стены в штатах Техас, Калифорния и Аризона, а в последнее время - на протяжении всей границы в 3 тыс. км. Уже сейчас на ряде "активных" участков используются авиация, радары, современные приборы слежения 
            Отношения между Мексикой и США осложнились с начала 2006 г., когда в руки американских пограничных служб попали специальные карты, облегчающие передвижение мексиканских нелегальных иммигрантов. На захваченных картах отмечены наименее опасные места, участки с источниками воды. Это весьма болезненная проблема, учитывая, что ежегодно на общей границе гибнут сотни мексиканцев. В ответ мексиканские службы указывали, что ими руководила жалость по отношению к своим гражданам. Никогда еще проблема иммиграции в США не стояла так остро, как сейчас. Проблема эмиграции непроста [17, с. 208]. 

В 2006 году мексиканские нелегалы отправили своим семьям 24 млрд. долл. Но эти деньги на 97% расходуются  на потребление услуг и приобретение товаров и продуктов питания, не участвуя напрямую в развитии экономики. В Мексике в настоящее время  функционирует около 800 муниципальных  объединений, где отмечен регресс  роста населения благодаря миграции. Кроме того, серьезно изменился качественный состав мексиканских миграционных потоков. Если 10-15 лет назад их составляли преимущественно неквалифицированные  рабочие и крестьяне средних  лет, то сегодня на север уходит все  больше специалистов и молодежи. Отъезд из Мексики лиц с образованием — нежелательное явление, влекущее за собой в той или иной степени  ослабление в стране технологического прогресса и даже в какой-то мере снижение общих темпов роста. Проблема миграции, которая имеет две стороны- положительная -это приток денег из-за рубежа, которые в конечном итоге идут на повышение уровня жизни населения, на развитие экономики отрицательная – это так называемая утечка мозгов, т.к в последние годы страны стали покидать всё больше высококвалифицированных специалистов, что, конечно, имеет негативные последствия. Таким образом, перед правительством Мексики стоит задача решить эту проблему, причем в короткие сроки, так как все эти процессы ведут к ослабления страны и сбалансировать миграцию рабочей силы.

 

 

2.3. Мексика в интеграционных процессах (НАФТА).

В современной экономике тенденции  регионализма становятся все более  важным фактором формирования системы  международного сотрудничества и определяют направления развития национальных экономик. В процессе формирования региональных интеграционных объединений страны-участницы осуществляют серьезные преобразования в национальной экономике, что является одним из признаков интеграционного взаимодействия в соответствии с теорией интеграции. Эта задача имеет особое значение для группировок с участием развитых и развивающихся стран. Таким примером является Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), в рамках которой Мексика взаимодействует с двумя промышленно развитыми государствами США и Канадой - членами «Большой Восьмерки».

Информация о работе Мексика в мировой экономике