Калиниградская область

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 19:26, реферат

Описание работы

Весь комплекс полезных ископаемых обусловлен геологическим строением территории Калининградской области, расположенной на восточном склоне Балтийской впадины северо-западной части Русской платформы. Наиболее перспективны месторождения нефти. Нефть высококачественная: легкая, малосмолистая и смолистая, парафинистая. Всего открыто 14 нефтяных месторождений.

Файлы: 1 файл

экономическая география.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

 Другими словами, в растениеводстве  проблемой является низкая распаханность  сельскохозяйственных угодий, при  низких объемах внесения удобрений  и слабой обеспеченности техникой (в дополнение к финансовым проблемам – обеспеченность семенами и так далее), а в животноводстве – слабая кормовая база, резко снижающая продуктивность в осенне-зимний период (в дополнение в проблемам племенного животноводства и общеэкономическим проблемам).

 Вследствие того, что большинство  фермерских хозяйств имеет малые  площади сельхозугодий, слабо  обеспечены машинами и механизмами,  фермеры не имеют соответствующего  образования, доступа к кредитным  ресурсам, им тяжело конкурировать на продовольственном рынке. Доля фермерских хозяйств в сельскохозяйственном производстве области составляет только около 3-5%. Среди них менее четверти работает относительно успешно, производя товарную продукцию. В основном это хозяйства, развивающие специализацию, а также горизонтальную и вертикальную интеграцию.

 Пока лишь отдельные сельскохозяйственные  предприятия области приспособились  к изменившимся условиям и  рыночным преобразованиям. Ситуация  продолжает ухудшаться. Для стабилизации  положения необходимы меры на федеральном и региональном уровнях. Требуется федеральная помощь системам развития племенного животноводства, кредитования и поддержки фермерских хозяйств, подготовки специалистов, вопросам мелиорации и охраны окружающей среды. Региональные меры должны быть направлены на формирование рыночной инфраструктуры, развитие кормовой базы, переподготовку руководителей предприятий, фермерских хозяйств, специалистов, стимулирование производства конкурентоспособной продукции. При реализации этих направлений, по мнению специалистов, Калининградская область может эффективно использовать природный потенциал, полностью обеспечить местный рынок основными видами продукции и быть по отдельным видам продукции конкурентоспособной на внешнем рынке.

Состояние транспортной системы.

С 2007 года наблюдается существенное сокращения грузопотока в калининградском направлении через порты и железную дорогу в связи с проявлениями последствий финансово-экономического кризиса, а также со слабой поддержкой на федеральном уровне в части обеспечения конкурентоспособных тарифов в отношении грузов, следующих в калининградском направлении со стороны Минтранса России в рамках межправительственных переговоров между Российской Федерацией и Литовской Республикой.

Сокращение пассажирских перевозок железнодорожным транспортом  связано с нежеланием большинства  пассажиров использовать зачастую необоснованно  дорогие, устаревшие, низкокомфортные  и медленные поезда, а также  с необходимостью наличия заграничного транспорта для передвижения через территорию Литовской Республики.

В пригородном сообщении  сокращение объема перевозок связано  с закрытием части пригородных  линий, а также со строительством и вводом в эксплуатацию современных  автомобильных дорог в наиболее популярном для пассажиров приморском направлении.

Транспортный комплекс объединяет железнодорожный, морской, речной, воздушный, автомобильный транспорт  и объекты соответствующей инфраструктуры (дороги, железнодорожные станции, порты  и аэропорт, пункты пропуска через государственную границу).

Участки Калининградской  железной дороги, по которой в область  завозится более 80 % грузов, входят в состав ответвлений двух трансъевропейских транспортных коридоров:

- № 1-А «Рига – Калининград – Гданьск», обеспечивающий выход грузопотоков в страны Балтии, Польшу, Германию, Финляндию;

- № 9-Д «Киев – Минск – Вильнюс – Калининград», обеспечивающий выход грузопотоков в центральные и восточные районы страны и соединяющего с портовыми терминалами Калининградской области.

Уникальность железной дороги заключается в наличии участков двойной колеи: европейского стандарта - 1435 мм и российского стандарта - 1520 мм.

Пропускная способность  Калининградской железной дороги составляет более 25 млн тонн. Однако сегодня пропускные мощности дороги используются на 60 %.

Существенной характеристикой Калининградской области является дорожная сеть протяженностью около 6627,4 км, в том числе 203,8 км - дороги федерального значения.

Все дороги Калининградской области имеют твердое покрытие и насыщены искусственными сооружениями, мостами, путепроводами, водопропускными трубами. Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 439 км дорог на 1000 кв. км территории Калининградской области. Всего на автомобильных дорогах Калининградской области числится 686 мостов и 4777 водопропускных труб.

Вместе с тем при  наличии плотности сети параметры  дорог не соответствуют требованиям  современного движения (недостаточная ширина проезжей части, малые радиусы поворотов, наличие на обочинах деревьев).

Анализ показывает, что дорожная сеть эксплуатируется с превышением ее технических параметров.

Трассы, расположенные  на территории Калининградской области, обеспечивают транспортную связь со странами Балтии, городом Санкт-Петербургом, Финляндией, а также с Польшей, Германией и рядом других стран.

Порт имеет выгодное расположение. Расстояние до столиц близлежащих  государств – городов Вильнюса, Риги, Минска, Варшавы, Берлина, Копенгагена и Стокгольма, составляет от 400 до 650 километров, а до крупнейших иностранных портов на Балтике - от 400 до 700 километров. 

Суммарная проектная  пропускная способность морских  терминалов порта «Калининград» составляет 39 млн тонн в год различных видов грузов.  В настоящее время портовые мощности используются на 35 %.

Аэропорт «Храброво» относится к региональным аэропортам федерального значения, открытым для  международных рейсов.

Возможности аэродрома  по приему и выпуску воздушных  судов - до 18 единиц в час, а возможности терминального комплекса по обеспечению авиаперевозок составляют до 1,5 млн человек в год.

Ежесуточно осуществляется прием и выпуск до 28 воздушных  судов, из них до 24 - выполняющие рейсы по расписанию.

Пассажирские перевозки  по маршрутам внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети выполняют 30 организаций-перевозчиков, из которых по форме собственности 27 являются частными и 3 – муниципальными организациями.

Внутриобластная (межмуниципальная) автобусная маршрутная сеть включает 72 маршрута пригородного и 39 маршрутов междугородного сообщения, на которых ежедневно работают более 300 автобусов большой и малой вместимости.

Сегодня по маршрутам  внутриобластной автобусной сети ежегодно перевозится до 40 млн пассажиров, при этом сохраняется потенциал  для дальнейшего наращивания пассажиропотоков.

Перевозку грузов автомобильным  транспортом осуществляют свыше 1400 хозяйствующих субъектов, в которых  на балансе состоит 8066 автотранспортных средств. 

Калининградская область замечательна системой водных путей (заливов, судоходных рек и каналов), что позволяет совершать плавание из Балтийского моря по Вислинскому заливу, рекам Преголе и Дейме в Куршский  залив или, минуя его, по каналам из реки Деймы в реку Неман. При этом внутренние водные пути Калининградской области не имеют соприкосновения с внутренними водными путями остальной части Российской Федерации и имеют выход во внутренние водные пути соседних стран.

Правительством Российской Федерации приняты меры по открытию международного судоходства по внутренним водным путям Калининградской области для их использования в целях развития водного туризма.

Однако отсутствие объектов инфраструктуры водного туризма, необходимой  для обеспечения качественного  и полноценного сервиса, а именно мест для швартовки, причалов, пристаней, подъездных путей, гостиниц, информационных табло в местах возможной остановки судов, сдерживает поток туристов во внутренние воды Калининградской области.

Рыбохозяйственный комплекс

Рыбохозяйственный комплекс Калининградской области является самым молодым в России. К 1970 году рыбная отрасль Калининградской области представляла собой уникальный вертикально и горизонтально интегрированный рыбохозяйственный комплекс, включающий в себя рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие организации, транспортный флот, современную обслуживающую инфраструктуру (судоремонтные организации, организации по производству промысловой и рыбоперерабатывающей техники, тары, орудий лова, портовое хозяйство), отраслевую науку и систему подготовки и переподготовки кадров рыбной промышленности. С учетом географического положения Калининградской области, наличием незамерзающего порта, ограниченности ресурсной базы Балтийского моря рыбодобывающие организации были ориентированы на добычу рыбы в зонах иностранных государств, открытых частях Мирового океана, где добывалось более 90 % от общего улова рыбы. Рыбодобывающие организации Калининградской области в 1990 году выловили 755,1 тыс. тонн рыбы. Самый пик вылова пришелся на 1986 год – 990,1 тыс. тонн. Промысловый флот насчитывал более 300 единиц. Рыбная промышленность составляла около 40 % всего промышленного производства Калининградской области. Социально-экономическое развитие Калининградской области в 50-70 годы прошлого века практически было связано с рыбной отраслью.

Ускоренная приватизация, акционирование государственной собственности и либерализация цен в начале 90-х годов привели к тому, что в рыбной промышленности России рост цен на потребляемые материально-технические ресурсы опережал их рост на рыбные товары. Уровень же последних в большей степени, чем в других отраслях материального производства, зависит от уровня инфляции в потребительской сфере и платежеспособности населения. Поэтому темпы роста затрат на производство и реализацию рыбной продукции, как правило, опережали темпы роста цен на нее. Данное обстоятельство вместе с несовершенной налоговой, таможенной, кредитной правительственной политикой и прекращением государственной поддержки рыбного хозяйства в виде дотаций и поставок рыбопромыслового флота за счет бюджета привели к снижению объемов и эффективности производства. С прекращением государственной поддержки промысловые суда были выведены из ранее освоенных традиционных удаленных районов промысла Центрально-Восточной Атлантики (ЦВА), Юго-Восточной Атлантики (ЮВА), Атлантической части Антарктики (АчА), Юго-Западной Атлантики (ЮЗА), Юго-Восточного Тихого океана (ЮВТО), Индийского океана. Флот переводился в близлежащие районы Северо-Восточной Атлантики (СВА), где производственные мощности промыслового флота были обеспечены квотами на вылов биоресурсов менее чем на 15 %. В результате необеспеченности ресурсами судовладельцы вынуждены были продавать промысловые суда. Количество рыбопромысловых судов за 12 лет (1994-2012 годы) сократилось с 300 до 24 единиц.

В настоящее время рыбохозяйственный комплекс Калининградской области продолжает находиться в стагнации, которая носит системный характер. Между организациями, некогда образовывавшими мощный отраслевой холдинг, практически отсутствуют внутриотраслевые связи, организации не объединены в производственную цепочку, в рамках которой создается конечный продукт и добавленная стоимость. Формирование рыночной инфраструктуры (бирж, торговых домов, оптовых и розничных рынков рыбных товаров, инвестиционных и венчурных фондов) осуществляется медленно.

Однако инфраструктура отрасли сохранена, что является залогом возможностей ее развития.

Кроме этого, Калининградская область по-прежнему представляет интерес для возрождения экспедиционного промысла в ранее традиционных удаленных районах.

В 2012 году океанический промысел осуществляют 5 областных рыбодобывающих организаций, имеющих 24 рыбопромысловых судна, из них 20 крупнотоннажных (БАТМ-10, РТМКС-2, БМРТ-3, ТСМ-5) и 4 единицы среднетоннажного флота. В 2011 году ими добыто 223 тыс. тонн рыбы.

Строительный  сектор

Основными направлениями  развития строительного комплекса  в Калининградской области являются:

  • обеспечение населения Калининградской области доступным и комфортным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья;
  • привлечение прямых отечественных, иностранных инвестиций и займов для организации производства по выпуску качественных строительных материалов, изделий и конструкций за счет освоения новых технологий и передовой техники, способных обеспечить внутренний рынок, привести к сокращению импорта, созданию экспортных возможностей и открытию новых рабочих мест, а также снижение стоимости строительства и эксплуатационных затрат на содержание объектов и одновременно с этим повышение комфортности проживания в жилых домах, их надежность и долговечность;
  • комплексное освоение и развитие территорий для массового строительства жилья экономкласса, в том числе малоэтажного, и реализация инвестиционных проектов по строительству и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства;
  • создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования;
  • реализация комплекса мер по ликвидации аварийного жилищного фонда.

Одним из основных показателей  эффективности реализации приоритетного  национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам  России» в Калининградской области  является  объем введенного в  эксплуатацию жилья. В 2007-2011 годах на территории  Калининградской области введено в эксплуатацию за счет всех источников финансирования 3,2 млн кв. м общей площади жилых домов (39,6 тыс. квартир). Из общего объема ввода жилья за счет средств индивидуальных застройщиков - 965,3 тыс. кв. м. В 2011 году было введено 545 тыс. кв. м .

Начиная с 2006 года Калининградская область занимает лидирующие места в Северо-Западном федеральном округе по вводу в действие жилых домов в расчете на 1000 человек населения, причем в 2008 году область заняла 2 место среди всех субъектов Российской Федерации по данному показателю.

С целью обеспечения  выполнения намеченной жилищной программы  Правительством Калининградской области  приняты меры по поддержке и  стимулированию рынка жилищного строительства.

За 2007-2011 годы объем ипотечного жилищного кредитования достиг более 13 млрд рублей.

В 2011 году объем работ по виду деятельности «Строительство» составил 33,5 млрд руб.  и в сопоставимых ценах вырос на 11,5 %.

Информация о работе Калиниградская область