Экономико-географическое характеристика Уральского экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:50, контрольная работа

Описание работы

Урал расположен между старыми промышленными регионами европейской части РФ, Сибирью и Казахстаном – на стыке европейской и азиатской частей РФ. Такое "соседское" положение можно оценить как благоприятное для функционирования и развития его хозяйственного комплекса.

Файлы: 1 файл

эк география и регионалистика.docx

— 99.27 Кб (Скачать файл)

1.4. Сервисные зоны  

Представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.

К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны  и налоговые гавани. Они привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой тайны, лояльностью государственного регулирования. В этих зонах концентрируется банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, трастовая и консалтинговая деятельность.

Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в них все фирмы (местные и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности.

Компании в оффшорных зонах либо не подлежат налогообложению, либо облагаются небольшим паушальным налогом. Также отсутствуют валютные ограничения и таможенные пошлины для иностранного инвестора, существует свободный вывоз прибылей, низкий уровень уставного капитала.

Для стран, организующих оффшорные зоны, выгода состоит в привлечении дополнительных капиталов, получении дохода от пребывания компаний в оффшорной зоне, создании дополнительных рабочих мест.

 

2. По степени интегрированности в мировую и национальную экономику различают:

1.1.Свободные экономические зоны экстравертивного типа (ориентированы на внешний рынок, экспорт составляет от 75 до 90% всей производимой продукции).

1.2.Свободные экономические зоны интровертивного типа (интегрированы в национальную экономику).

 

    3. По отраслевому признаку:

затруднена тем,  что в экспортно-промышленных зонах располагаются промышленные парки различных отраслей. Но существует и определенная специализация на одной или нескольких отраслях промышленности.

 

4.По характеру собственности выделяют:

4.1.государственные;

4.2.частные;

4.3.смешанны;

 

 5.Условия функционирования свободных экономических зон.

.

Свободные экономические  зоны, как весьма своеобразные экономические  образования, требуют формулирования принципов их создания и функционирования. (Принцип — это основное положение, руководящее правило, выражающее закономерность, постоянное соотношение с чем-нибудь и определяющее тот или иной порядок использования.)

В то же время, учитывая специфику  свободных экономических зон, принципы, определяющие особенность их функционирования, должны предусматривать учет и специфику рыночного механизма функционирования экономических зон, ценовых возможностей этих секторов рынка, а также особых организационных и правовых финансово-экономических технологий, способствующих ускорению процессов обращения товаров и услуг для достижения прибыльности и эффективности как региона (территории) в целом, так и отдельных ее субъектов.

Принципы  функционирования свободных экономических  зон.

                              1.Принцип управленческого и предпринимательского риска — один из основополагающих принципов регулирования рыночной экономики. Сущность этого принципа на территории свободных экономических зон заключается в подчеркивании остроты проявления различных аспектов бизнеса, предпринимательской деятельности, конкурентности, которые по своей сути содержат ситуацию неопределенности и риска и усиливают ее.

Реализация принципа управленческого  и предпринимательского риска позволяет  соединить силу предпринимательских  качеств и инициатив с силой  экономических механизмов свободной экономической зоны и достигнуть наивысших результатов. Соблюдение этого принципа есть основное руководящее положение, предполагающее обеспечение единства предпринимательской и управленческой инициативы и личных интересов конкретной фирмы с интересами СЭЗ, дающее импульс эффективному развитию.

Организационное поведение  фирмы в условиях риска и неопределенности должно быть направлено на рефлексивное осмысление процесса формирования, прежде всего, покупательских предпочтений и  определение товарной и ценовой  политики, обеспечив тем самым  гибкость и маневренность жизни фирмы на рынке свободных экономических зон. При этом фирма должна уметь отслеживать внешние изменения рыночной среды свободной экономической зоны; кроме этого, отслеживать причины успеха и поражения компании на конкретном рынке, погружаясь в различные информационные потоки, которые требуют разнозначимого толкования.

Финансовый риск лежит  в границах предпринимательского риска  и, тем не менее, имеет самостоятельное  значение для раскрытия механизма  реализации рассматриваемого принципа.

Кроме этого следует заметить также, что умение управлять ситуацией  риска и неопределенности зависит  во многом от профессионализма руководства  и умения нормировать адекватные экономические потери и прибыльность посредством грамотного прогнозирования  всех ситуаций внешней и внутренней среды фирмы, проявляющей свою рыночную активность в СЭЗ.

                          2.Принцип конкурентных преимуществ — применительно к СЭЗ означает создание таких предпочтений активизации предпринимательской активности на территориях СЭЗ которые обладают безусловными организационными, финансовыми, конкретными экономическими привилегиями по отношению к другим территориям. Это связано, как показано выше, с ситуацией активного привлечения инвесторов и предпринимателей в СЭЗ.

Принцип конкурентных преимуществ  лежит и основе формирования деятельности всех органов управления СЭЗ и  механизма реализации исполнения решений. Его применение позволяет на базе единого механизма обеспечить управляющее  воздействие на приток капиталов  и технологии в СЭЗ. Это в свою очередь дает импульс к ее развитию в соответствии с целями и ценностными  ориентациями СЭЗ.

Одним из наиболее важных проявлений данного принципа является ориентация большинства зон на широкое привлечение  иностранных инвестиций, создающих  импульс развитию территории.

Данный принцип предполагает, прежде всего, наличие творческого начала в механизме СЭЗ, поиск нестандартных форм и методов разрешения противоречий, отсутствие стереотипов в поведении фирмы и ее позиционировании на рынке, то есть другими словами, наличие данного принципа создает ситуацию активного соперничества предпринимателей между собой за новые технологии, рынки сбыта, качество товара, результативность и маневренность ценовой политики, возможность предложить конкурентоспособное решение, выиграть “бой” в конкурентном соперничестве, свободного входа и выхода для новых и работающих фирм в конкурентных сферах — вот основной спектр форм проявления данного принципа.

                 3.Принцип равноправного партнерства - определяет в первую очередь форму отношений в бизнесе. Данный принцип требует создания новой системы руководящих правил ведения бизнеса. Однако в практике имеется немало случаев нарушения данного принципа, что, как правило, завершается конфликтом либо системой жестких конфликтов, вплоть до разрушения отношений между партнерами в бизнесе. Результаты несоблюдения данного принципа могут быть столь велики, что вызывают зачастую лавинообразную цепь негативных последствий, резко отражающихся на имидже фирмы.

Поэтому данный принцип должен быть одним из наиболее ценностных принципов, которого должна придерживаться предпринимательская среда СЭЗ.

                         4. Принцип рефлексивного поведения- он во многом нормирует поведение хозяйственных субъектов на рынке. Данный принцип — это высокотехнологичная система самооценки поведения с контролированием элементов развития каждой ситуации, позволяющая установить и оценить правильность ходов, которые были другим еще не видны. При больших объемах бизнеса часть достаточно важных моментов может упускаться и не контролироваться в должной степени, что и приводит к ошибкам поведения на рынке.В связи с этим данный принцип позволяет своевременно корректировать ситуацию и оценивать уровень собственных предпринимательских идей.

                     5.Принцип информационной достаточности- также является общим принципом создания и функционирования СЭЗ. Динамически изменяющаяся рыночная среда СЭЗ порождает особую необходимость в анализе информационных потоков для достижения целей, поставленных фирмой и зоной в целом. Особенно высоко значение данного принципа при установлении статуса СЭЗ и правовых норм регулирования, налоговых льгот, инвестиционных механизмов и т.п.

Принцип информационной достаточности  позволяет регулировать степень  вовлеченности экономики СЭЗ  в мирохозяйственные связи, уровень  развития ее потенциала, прогнозировать интенсивность привлечения иностранного капитала в СЭЗ, регулировать инвестиционную среду. Не менее значимо использование  данного принципа в регулировании  стратегического, концептуального  поведения фирмы в СЭЗ. Он выполняет  функцию осуществления необходимых  правил определения, позиционирования фирмы во внешней среде, оценки покупательских предпочтений, интересов, конкурентных преимуществ и т.п. Характерными чертами данного принципа являются информационная комфортность познания и использование конкурентных преимуществ, решение возникающих проблем  системного и комплексного анализа  оценки и прогнозирования, как собственного поведения, так и корпоративного или территориального.

Правильное использование  данного принципа позволяет фирме  конкретизировать свою позицию на рынке, делать ее более стабильной и управляемой, выделить главные стратегические направления, требующие особого внимания и  изучения. Многие фирмы идут на создание специализированных аналитико-информационных центров, снимающих те затруднения, с которыми сталкивается предприниматель на рынке.

                        6.Принцип согласования по целям — взаимосвязан с ранее рассмотренными принципами и важен как на этапе создания, так и на стадии функционирования свободных экономических зон. Основываясь на информации о внешней рыночной среде, окружающей экономической зоне, задачах и механизмах, определяющих ее стратегию развития, данный принцип позволяет уточнить позиции разных экономических институтов свободной экономической зоны и ее организационно-правовых норм. Но он также определяет концептуальные стратегические цели развития экономической зоны, реструктуризацию отраслей экономической зоны, согласование целей нормативного обеспечения их работы. В то же время, данный принцип предусматривает согласование по целям и уточнение целевых функций поведения на рынке свободных экономических зон и отдельных ее институтов.

.

                     7.Принцип соответствия структуры управления свободной экономической зоны уровню развития рыночных отношений и предпринимательской активности- этот принцип вытекает из характера регионального управления. Он тесно связан с гармонизацией внутренней организационной структуры управления свободной экономической зоной, целью которой является гибкость и динамичность развития всех экономических субъектов экономической зоны и их адекватное реагирование на рыночные изменения. Данное соответствие возможно достигнуть лишь при условии понимания и знания ресурсных возможностей экономических зон, подтверждении и уточнении выбранного варианта развития с точки зрения предпочтительности целей и направлений движения.

Принцип прибыльности и эффективности  является также основополагающим принципом  управления. Для свободной экономической зоны этот принцип реализует основную целевую функцию управления данной обособленной территорией, основываясь на тенденциях реализации закона спроса и предложения.

Этот принцип является основным мотивационным положением развития предпринимательской инвестиционной активности экономической зоны и зависит от уровня проработанности правовых и финансово-экономических механизмов, действующих в свободных экономических зонах.

 

 

 

 

6. Свободные экономические зоны на территории России и их характеристика

В России системное развитие свободных экономических зон началось в   2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005.

Цель создания особых экономических зон — высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

На территории ОЭЗ действует  особый режим осуществления предпринимательской  деятельности:

  • Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства
  • Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы
  • Предоставляется ряд налоговых преференций
  • Система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

  • Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.
  • Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.
  • Портовые зоны
  • Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ

 

Промышленно-производственные экономические зоны.

Обширные территории, расположенные  в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой  инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.

Информация о работе Экономико-географическое характеристика Уральского экономического района