Экономико-географическая характеристика Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

В современном мире более 200 стран, каждая из которых имеет свои особенности. Рассмотрим одну из интереснейших стран мира – Японию. Особый интерес к Японии диктуется рядом причин. Уже несколько десятилетий говорят об «экономическом чуде» Японии. Многочисленные прогнозы ученых, экспертов (в том числе и в самой Японии) сводятся к следующему: XXI век безоговорочно будет «веком Японии».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1: Общая характеристика Японии
Географическое положение и государственное устройство страны……...5
Природные условия и экономические ресурсы…………………….……….9
Глава 2: Характеристика хозяйственного комплекса
2.1 Промышленность и сельское хозяйство ……….……………..……………13
2.2 Внешнеэкономические связи………………………………………….........19
Заключение…………………………………………………………………….....25
Библиографический список………………………………………………..........27
Приложения…………………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Экономико-географическая характеристика Японии..docx

— 303.05 Кб (Скачать файл)

Что касается внутренних вод, реки Японии многочисленны, но малопротяжённы. Крупнейшая из них – река Синано (367 км), очень плодородная, с обширными рисовыми полями. Большинство рек – это бурные горные потоки, источники гидроэнергетики и воды для ирригации. Для судоходства реки непригодны. Озёра в Японии двух типов: глубоководные горные и мелководные, расположенные на прибрежных низменностях. Обилие рек, озёр, подземных вод, которыми щедро награждена Япония, оказывает благотворное влияние на развитие сельского хозяйства и промышленности.

По численности населения (около 130 млн. чел.) Япония входит в первую десятку стран мира. Однако за последнее десятилетие характер естественного движения населения резко изменился. Япония стала первым государством Азии, перешедшим от второго к первому типу его воспроизводства.3 Несмотря на высокую численность, население Японии отличается исключительной национальной однородностью (более 95% составляют японцы). Среди национальных меньшинств наиболее многочисленны корейцы и китайцы. Американцы и европейцы (30-40 тысяч человек) считаются, как правило, временными жителями. Японский язык очень специфичен и не входит ни в одну из языковых семей.

Крупной проблемой для  Японии стало быстрое увеличение доли лиц, старше 65 лет. Согласно прогнозам, к 2020 г. доля лиц старших возрастов увеличится до 25,5, а к 2025 г. – до 27 %.4 Ожидается, что именно Япония станет первой страной в мире, где доля пожилых людей и стариков в населении превысит 20-процентную отметку. (См. Приложение 3. Возрастная структура населения Японии, 2000-2050 гг.). По продолжительности жизни  Япония находится на первом месте (78,7 лет – для мужчин, 85,6 лет – для женщин). ( См. Приложение 4. Таблица 1).

Население размещено по территории неравномерно и отличается национальной однородностью, около 99% составляют японцы. Из других народностей значительна численность корейцев и китайцев. Наиболее распространенными религиями являются синтоизм и буддизм. Государственный язык японский, он очень специфичен и не входит не в одну языковую группу, многие японцы говорят по-английски. Очень сложна и система Японской письменности, в которой используются как иероглифы, так и словарная азбука.

Средняя плотность — 330 чел. на 1 кв. м. но прибрежные районы Тихого океана являются одними из самых густонаселенных  в мире.

В настоящий момент более  трех четвертей жителей страны —  горожане. 60% городского населения (т. е., фактически, основная масса населения  страны) сосредоточено в четырех крупных метрополиях, расположенных вокруг городов так называемой "большой четверки" — Токио, Осака, Нагоя и Китакюсю. Крупнейшая городская агломерация – Кэхин (Токио – Иокогама), где сосредоточенно более 25 млн. человек в 150 населённых пунктах. По уровню урбанизации государство вышло на первое место в мире. Сельское население непрерывно сокращается.

 В будущем Япония может столкнуться с демографической проблемой, связанной с небольшой рождаемостью. Хотя надо отметить, что Япония – государство с самым низким показателем детской смертности в мире. В условиях крайне низкого уровня рождаемости и естественного старения населения возможно возникновение дефицита рабочей силы, что неизбежно может привести к сокращению производства в стране и переносу производственных мощностей в страны с благоприятным кадровым потенциалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА.

    1. Промышленность и сельское хозяйство.

В последние десятилетия  Япония выступает как одна из ведущих  экономических держав, является второй по величине национальной экономической  силой в мире. Население Японии составляет примерно 2,3% общемировой  численности, но создаёт около 16% валового мирового продукта (ВМП), исчисленного по текущим валютным курсам, и 7,7% по покупательной способности иены. Её экономический потенциал равен 61% американского, но по показателю производства на душу населения она превышает  американский уровень. На Японию приходится 70% совокупного продукта Восточной  Азии, её валовый внутренний продукт (ВВП), подсчитанный на базе текущих  валютных курсов, в четыре раза превышает  ВВП Китая. Она достигла высокого технического совершенства, особенно в отдельных направлениях передовых  технологий. Нынешние позиции Японии в Мировом хозяйстве – результат  её экономического развития во второй половине прошлого столетия.5

В Японии развиты чёрная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и пищевая промышленность. ( См. Приложение 5. Структура экономики Японии, 2010 г.). Хотя Япония является крупнейшим импортёром сырья для большинства этих отраслей, тем не менее, по выпуску продукции многих отраслей страна часто занимает 1-2 место в мире. Причём промышленность концентрируется в основном в пределах Тихоокеанского промышленного пояса (на 13% территории страны выпускается почти 80% промышленной продукции).

Промышленность Японии сначала  развивалась в основном по эволюционному  пути. На импортном сырье практически  заново были созданы такие базовые  отрасли, как энергетика, металлургия, автомобиле- и судостроение, химическая и нефтехимическая, строительная промышленность. После энергетического и сырьевого кризисов середины 70-х годов в промышленности стал преобладать революционный путь развития. Страна начала всё больше ограничивать рост энергоёмких и металлоёмких производств, зависящих от импорта топлива и сырья и ориентироваться на новейшие наукоёмкие отрасли. Она стала лидером в области электроники, биотехники, приступила к использованию нетрадиционных источников энергии.

Металлургия потерпела за последнее время сильные изменения. Вместо множества устаревших заводов  построены мощные комбинаты, оснащённые новейшей техникой. Не располагая в  достаточной мере своей сырьевой базой, Япония ориентируется на импорт железной руды и коксующих углей. Крупными поставщиками железной руды были и остаются Малайзия и Канада. Основные поставщики угля – США, Австралия; в меньшей степени – Индия  и Канада. По производству рафинированной меди Япония занимает второе место  в мире, после США. Месторождения  полиметаллических руд составляют базу для развития производства цинка  и свинца.

Энергетика Японии ориентируется  преимущественно на импортное сырьё (в основном нефть и нефтепродукты). Импорт нефти составляет более 200 млн. тонн. Сокращается в потреблении доля угля, растёт в потреблении доля природного газа (импортируется в сниженном виде). Растёт роль гидроэнергетики и атомной энергии.

ГЭС располагаются каскадами  на горных реках. По выработке гидроэлектроэнергии  Япония занимает V место в мире. В  Японии, бедной ресурсами, активно ведутся  разработки альтернативных источников энергии. Япония располагает мощной электроэнергетикой. Свыше 60% мощностей приходится на ТЭС (наиболее крупные по 4 млн. кВт). В настоящее время работает свыше 20 АЭС на импортном сырье (более 40 энергоблоков). Они дают около 30% электроэнергии. В стране построены самые мощные АЭС в мире (в том числе Фукусима –— самая мощная в мире, 10 энергоблоков).

Судостроение Японии очень  разнообразно: со стапелей судоверфей Иокогамы, Осаки, Кобе, Нагасаки и многих других судостроительных центров сходят крупнейшие в мире супертанкеры и  другие суда. Судостроение специализируется на строительстве крупнотоннажных  танкеров и сухогрузов. Общий тоннаж построенных в Японии судов составляет 40% мирового тоннажа. По судостроению страна прочно занимает первое место в мире (2 место – Республика Корея). Судостроительные и судоремонтные предприятия  размещены по всей стране. Главные  центры находятся в крупнейших портах (Иокогама, Нагасаки).

Производство цветных  металлов является материало- и энергоёмкими. Относятся к “экологически грязным” отраслям промышленности, поэтому проведена существенная реорганизация отрасли. Только за последнее десятилетие выплавка цветных металлов сократилась в 20 раз. Передельные же заводы размещены практически во всех крупных промышленных центрах.

Машиностроение Японии включает в себя множество отраслей (судостроение, автомобилестроение, общее машиностроение, приборостроение, радиоэлектроника, авиационно-космическая  промышленность). Действует ряд  крупных заводов тяжёлого машиностроения, станкостроения, производство оборудования для лёгкой и пищевой промышленности. Но главными отраслями стали электроника, радиопромышленность и транспортное машиностроение.

1) По выпуску автомобилей (13 млн. штук в год) в последние годы Япония также занимает первое место в мире (продукция отрасли составляет 20% японского экспорта). Важнейшие центры отрасли – Тойота (район Нагасаки), Иокогама, Хиросима.

2) Основные предприятия общего машиностроения расположены в пределах Тихоокеанского промышленного пояса: в Токийском районе – сложное станкостроение, промышленные роботы; в Осакском – металлоёмкое оборудование (около центров чёрной металлургии); в Нагойском районе – станкостроение, производство оборудования для других отраслей промышленности.

3) Предприятия радиоэлектронной и электротехнической промышленности ориентируются на центры с квалификационной рабочей силой, с хорошо развитой транспортной системой, с развитой научно-технической базой. Япония сохраняет лидирующие позиции в производстве бытовой электроники и электронной аппаратуры. Удельный вес страны в мировом выпуске цветных телевизоров (с учётом производства на зарубежных предприятиях японских компаний составляет более 60%, видеомагнитофонов – 90%, и др.). На продукцию наукоёмких отраслей приходится около 15% всего объёма  промышленного производства Японии. А в целом, на продукцию машиностроения – около 40%.

4) Предприятия нефтеперерабатывающей, а также химической промышленности тяготеют к основным центрам Тихоокеанского промышленного пояса –  в токийской агломерации аланского промышленного пояса. В токийской агломерации (Кавасаки, Тиба, Иокогама), в районе Осаки и Нагои предприятия используют привозное сырьё. По уровню развития химической промышленности Япония занимает одно из первых мест в мире.

5) В Японии также развита целлюлозно-бумажная промышленность.

6) Сохраняет не мало важное значение отрасли лёгкой и пищевой промышленности. Однако растёт конкуренция со стороны развивающихся стран по многим видам трудоёмких производств лёгкой промышленности (за счёт дешевизны рабочей силы в других странах).

Ещё одна важная традиционная отрасль японской промышленности –  рыболовство. По улову рыбы Япония занимает одно из первых мест в мире. В стране более 3 тыс. рыболовных портов. Богатая  и разнообразная фауна прибрежных морей способствовало развитию не только рыболовства, но и мари-культуры. Рыба и морепродукты занимают очень большое место в пищевом рационе японцев. Развит также и жемчужный промысел.

Очень важная особенность  промышленности Японии – её исключительно  сильная втянутость в международные  экономические связи.

Темпы роста японской экономики  были одними из самых высоких во второй половине XX века. В стране в  значительной степени осуществлена качественная перестройка экономики. Япония находится на постиндустриальном этапе развития, для которого характерна высокоразвитая промышленность, но самой  растущей сферой является непроизводственный сектор (сфера услуг, финансы).

В сельском хозяйстве Японии занято около 3% экономически активного  населения, а доля его в ВНП  страны составляет около 2%. Для японского  сельского хозяйства характерен высокий уровень производительности труда и земли, урожайности культур  и продуктивности животных.6

Сельскохозяйственное производство имеет ярко выраженную продовольственную  направленность.

Растениеводство даёт основную часть продукции (около 70%), но его  удельный вес снижается. Кормовые и  технические культуры страна вынуждена ввозить из-за рубежа. Пастбищные земли составляют всего 1,6% от общей площади. Но даже эти участки выходят из оборота сельского хозяйства по мере увеличения импорта дешёвой мясной и молочной продукции. Развиваются новые интенсивные отрасли животноводства. На обрабатываемые земли приходится 13% территории страны. Однако в ряде районов Японии можно получать 2-3 урожая в год, поэтому посевная площадь больше обрабатываемой. Несмотря на то, что обрабатываемые земли занимают небольшую долю в земельном фонде, а их величина, приходящаяся на душу населения очень мала, свои потребности в продовольствии Япония обеспечивает в основном за счёт собственного производства (около 70%). Практически удовлетворяется спрос на рис, овощи, мясо птицы, свинину, фрукты. Однако страна вынуждена импортировать сахар, кукурузу, хлопок, шерсть.

Для сельского хозяйства  Японии характерно мелкое земледелие. Большинство хозяйств – мелкотоварные. Наиболее крупные хозяйства занимаются животноводством. Кроме индивидуальных хозяйств функционируют фирмы и  производительные кооперативы. Это  значительные сельскохозяйственные единицы.

Прибрежные низменности  всех островов, в том числе и  в Тихоокеанском промышленном поясе, являются крупными сельскохозяйственными  районами, где выращивают рис, овощи, чай, табак, а также интенсивно развивается  животноводство. На всех больших равнинах и в природных зонах крупных  агломераций расположены птице - и свинофермы, огороды.

В связи с исключительным местом рыбы и морепродуктов в  рационе японцев, страна ведет промысел во всех районах Мирового океана, имеет  более трех тысяч рыболовных портов и располагает самым большим  рыболовным флотом (свыше 400 тысяч судов).7

Что касается транспорта, в Японии развиты все виды транспорта за исключением речного и трубопроводного. По характеру своей транспортной сети эта страна напоминает страны Западной Европы, но по размерам перевозок грузов и особенно пассажиров она намного превосходит любую из них. А по густоте пассажирских железнодорожных перевозок она занимает первое место в мире. Япония также обладает очень крупным и самым современным морским торговым флотом. В Японии создана густая сеть автомобильных дорог, основным элементом которой стали скоростные автомагистрали, соединившие все города с населением более 500 тыс. человек. По объему грузоперевозок первое место принадлежит автомобильному транспорту (60%), второе место — морскому. В настоящее время  роль железнодорожного транспорта сокращается, а авиаперевозок — растет. В связи с очень активными внешнеэкономическими связями, Япония обладает самым крупным торговым флотом в мире.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Японии