Экономико-географическая характеристика хозяйственного комплекса Волго-Вятского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:42, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - это изучение экономико-географических характеристик хозяйственного комплекса Волго-Вятского района.
Задачи:
1. Отразить характеристики Волго-вятского экономического района
2. Определить структуру и размещение основных отраслей хозяйственного комплекса Волго-вятского экономического района.
3. Описать территориальную организацию хозяйства.

Содержание работы

Введение 4
1. Характеристика Волго-вятского экономического района----------------------- 5

1.1. Особенности экономико-географического положения--------------------------- 5

1.2. Климатические условия----------------------------------------------------------------- 6

1.3. Население и трудовые ресурсы-------------------------------------------------------- 7

1.4. Природно-ресурсный потенциал------------------------------------------------------ 8

2. Структура и размещение основных отраслей хозяйственного комплекса Волго-вятского экономического района--------------------------------------------------10

2.1. Отрасли рыночной специализации--------------------------------------------------- 10

2.2. Сельскохозяйственный комплекс------------------------------------------------------13

2.3. Транспорт и экономические связи-----------------------------------------------------15

3. Территориальная организация хозяйства------------------------------------------- 17
Заключение 19

Список используемой литературы---------------------------------------------------------20

Файлы: 1 файл

Готовая работа по Экономической географии.docx

— 85.77 Кб (Скачать файл)

2.2. Сельскохозяйственный  комплекс 
Сельское хозяйство Волго-Вятского района располагает значительным потенциалом. Занимая 4,6% сельскохозяйственных угодий, регион производит 6,4% валовой продукции сельского хозяйства России. Он специализируется на молочно-мясном животноводстве, картофелезерновом растениеводстве, льноводстве. 
 
В связи с переходом экономики к рыночным отношениям происходят изменения и в сельскохозяйственном производстве. Получают развитие новые формы хозяйствования на селе: арендные отношения, фермерское движение. Созданию фермерских хозяйств способствовало принятие законов о земле и землепользовании в Российской Федерации. Наибольшее развитие фермерское хозяйство получило в Нижегородской области. Вклад фермерских хозяйств в производство товарной продукции сельского хозяйства пока невелик и составляет не многим более 1% от валовой продукции сельского хозяйства региона. Однако продуктивность скота и урожайность сельскохозяйственных культур в них значительно превышают производительность в общественном секторе. 
 
Сельскохозяйственные угодья региона занимают 40% общей площади. На долю пашни приходится 75% сельхозугодий, 25% занимают луга и пастбища. Наибольшее развитие сельское хозяйство получило в правобережной части региона, где площади пашни в два раза превышают пахотные земли Заволжья. В структуре посевных площадей Волго-Вятского региона доля зерновых культур составляет почти 55%, что в значительной степени определяет характер всего сельскохозяйственного производства. Наибольший зерновой клин приходится на Кировскую область — больше половины и Республику Мордовия — около 3/5 всей их посевной площади. Среди продовольственных культур лидируют озимая и яровая пшеница, а также рожь. Фуражные культуры представлены ячменем и овсом. В перспективе предполагается усиление специализации региона на производстве более продуктивных фуражных зерновых культур, таких, как озимая рожь, ячмень, овес, наиболее приспособленных к климатическим условиям региона. Широкое развитие получило картофелеводство. Производство картофеля в регионе отличается низкой себестоимостью, невысокими затратами труда, что позволяет расширить площади возделывания данной культуры. 

Из технических культур  главной является лен-долгунец. Вместе с тем в последние десятилетия отмечаются сокращения посевных площадей под этой культурой, что вызвано низкой урожайностью и высокими затратами труда. Для производства льна необходимы специализированная техника, применение интенсивных технологий. 
 
Важное значение в регионе имеет животноводство, которое широко представлено во всех административно-территориальных единицах района. 
 
Агропромышленный комплекс Волго-Вятского региона располагает сетью перерабатывающих предприятий. Существенное расширение сырьевой базы перерабатывающих предприятий было связано как с ростом производства сырья, так и с увеличением доли закупок в общем объеме производства. Однако предприятия перерабатывающих отраслей АПК региона имеют высокую степень изношенности основных промышленно-производственных фондов, слабую техническую оснащенность. Подавляющая часть предприятий построена до 1975 года, а свыше трети из них — в довоенный период. 
 
Развитие перерабатывающих отраслей АПК требует крупных инвестиций на реконструкцию и техническое перевооружение.  
 
Характерные процессы замедления развития экономики страны за последние 20 лет отразились и на хозяйственной деятельности региона. Экономический кризис 1990-х годов определил существенный спад производства во всех отраслях и сферах Волго-Вятского региона.

2.3. Транспорт и  экономические связи 
Волго-Вятский регион располагает всеми видами транспорта — железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным, воздушным. Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Бедность Волго-Вятского региона минерально-сырьевыми и топливными ресурсами определяет особенности транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значительный удельный вес занимают топливо, особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится около 20% всех грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы региона вывозятся: древесина, нефтепродукты, разнообразная продукция машиностроения, цемент. Во внутрирегиональных перевозках преобладают древесина и строительные материалы. Система широтных железнодорожных магистралей, представленная в регионе, обеспечивает интенсивно растущий транспортно-экономический обмен между восточными и западными регионами России. Наиболее тесные связи Волго-Вятский регион имеет с Центральным, Поволжским, Уральским районами России.  
 
Географическое положение Волго-Вятского района на Волжской магистрали с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и др.) создает благоприятные условия для развития речного транспорта и тесного его взаимодействия с железнодорожным. Нижегородский водно-транспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на железную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента, строительных материалов, поступающих из Поволжского, Северо-Кавказского, Центрального и других регионов европейской части. С железной дороги на водную магистраль идет перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных химических грузов, металлического лома, различных видов машин и оборудования. 
 
Во внутренних грузоперевозках района широко используется автомобильный транспорт. Однако недостаточная протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, особенно в сельской местности, сдерживает развитие внутрирегиональных перевозок. 
 
Все большее место в грузообороте региона занимает трубопроводный транспорт. По территории района проходят три нефтепровода, проложенные от Альметьевска (Татарстан) до Нижнего Новгорода, по которым поступает не только поволжская, но и сибирская нефть. 
 
Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и Поволжья. 
 
Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промышленности определило превышение ввоза продукции над вывозом.  
 
Волго-Вятский регион имеет недостаточно развитую внешнеэкономическую деятельность. Главным экспортером региона выступает Нижегородская область, на долю которой приходится 58% всех экспортных поставок. Активному выходу района на международные рынки препятствуют такие факторы, как невысокий уровень научно-технического развития производства, несовершенство форм и методов включения хозяйства региона во внешнеэкономические связи. Почти половина экспортных поставок региона приходится на машиностроение, что соответствует структуре его промышленного производства. Вместе с тем выпускаемая продукция машиностроительных предприятий района в большинстве случаев имеет невысокое качество и не отвечает высоким требованиям мировых стандартов. В настоящее время создается новый механизм участия республик, краев и областей в международном разделении труда, более полно учитывающий местные особенности и интересы в увеличении экспорта и рассчитанный на широкое использование местных ресурсов во внешнеторговом обороте России.

 

 

 

 

 

 

3.    Территориальная организация хозяйства 
Характерной   особенностью   территориальной   организации хозяйства Волго-Вятского экономического района является значительная неравномерность в размещении производительных сил. Ядром экономического развития региона выступает Нижегородская область. Ее производственный профиль определяют автостроение, судостроение, станкостроение, дизелестроение и связанные с ними предприятия других отраслей промышленности. Однако отмечается снижение удельного веса области в хозяйственном комплексе Волго-Вятского региона. Это связано с тем, что высокие темпы промышленного развития отмечались в республиках региона. Так, в Чувашской Республике определяющими темпами развивались отрасли квалифицированного машиностроения — электротехника и приборостроение; в Республике Мордовия — светотехника, цементное и резинотехническое производство; в Республике Марий Эл — приборостроение и радиоэлектроника. 
 
Кировская область по объемам промышленного производства занимает второе место в районе. На долю ее приходится 18% объемов промышленного производства Волго-Вятского района. Основными отраслями специализации в области являются машиностроение, в том числе электронное, производство бытовой техники, станков, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и пищевая. 
 
В экономике Республики Марий Эл преобладает промышленность. В структуре промышленного производства на долю машиностроения приходится свыше 1/4 объемов промышленного производства республики. В структуре машиностроения наибольший удельный вес приходится на сложные и наукоемкие отрасли, такие, как радиоэлектроника и приборостроение. В республике производится 61% всего отечественного торгово-холодильного оборудования. На долю лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности приходится 13%.  
 
Республика Мордовия относится к индустриально-аграрным. В ней наряду с промышленностью высокий уровень развития имеет и агропромышленный комплекс. Ведущей отраслью промышленности в республике является машиностроение, на долю которого приходится более 50% объемов производимой продукции промышленности республики. Среди отраслей машиностроения выделяются приборостроение, светотехника, производство полупроводников. Велика доля пищевой промышленности — почти 1/5 всей промышленной продукции республики. 
 
В Чувашской Республике в структуре производства промышленной продукции на долю машиностроения приходится свыше 1/3 объемов промышленного производства. Здесь производятся ткацкие станки и электропогрузчики, бульдозеры. Среди машиностроительных предприятий Республики выделяется АО «Промтрактор» — единственное в России и Европе предприятие по производству мощных тракторов многопрофильного использования, применяемых в угледобывающей, золотодобывающей промышленности и газовой отрасли. В структуре промышленного комплекса выделяются также легкая, пищевая и химическая отрасли. 
 
Основное промышленное производство сконцентрировано в республиках в столичных городах. Малые и средние города Волго-Вятского района развиты слабо. 
 
На территории Волго-Вятского региона в последние годы получили развитие промышленные узлы. Так, Саранско-Рузаевский промышленный узел сформировался в Республике Мордовия на базе развития светотехники, приборостроения и других отраслей машиностроения. Формированию Чебоксарского промышленного узла в Чувашской Республике способствовало строительство Чебоксарской ГЭС, тракторного завода и химического комбината с сопутствующими производствами. Волжский промышленный узел в Республике Марий Эл возник на базе развития деревообработки и различных видов машиностроения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В процессе выполнения работы были отражены характеристики Волго-вятского экономического района. Определена структура и размещение основных отраслей хозяйственного комплекса Волго-вятского экономического района. Описана территориальная организация хозяйства.

Волго-Вятский экономический  район включает в себя 5 административных единиц: Марий Эл, Мордовия, Чувашская  республика, Кировская, Нижегородская  области.

Ядром экономического развития выступает Нижегородская область, производственный профиль которой  определяют автостроение, судостроение, станкостроение, дизелестроение и связанные  с ними предприятия других отраслей промышленности.

Волго-Вятский экономический  район лежит в бассейнах рек  Волги и Вятки, т.е. обладает дешевым  речным транспортом, имеет хорошие  условия для АПК; имеет также  яркую специализацию на машиностроение (50 % экономики района).

Природные ресурсы Волго-Вятского экономического района не очень богаты: фосфориты (50 % всех российских запасов); строительные материалы (гипс, цементный  песок); водные ресурсы; лесные ресурсы (40 % - хвойные лесы). Осуществляется ввоз газа, металлов, нефти.

Население и трудовые ресурсы  имеет плотность выше среднероссийской в 4 раза (31 ч./км2); высокий уровень урбанизации (70 %); резкая убыль населения (смертность в 2 раза превышает рождаемость).

Ведущие отрасли промышленности работают на привозном металле: машиностроение - это автомобильное (Н.Новгород, ГАЗ), объем прибыли 300 млн. $; судостроение («Красное Сормово», Н.Новгород) - пассажирские теплоходы, имеют малый спрос; электротехническое машиностроение (лампы (Саранск); работают на привозном металле. Химическая промышленность выражена шинным производством; лесохимией; производством полимеров и пластмасс. Развита лесная промышленность, действует Балахнинский ЦБК. ТЭК имеет энергодефицит; ввозятся энергия, уголь, газ, нефть. АПК достаточно сильно развит, полностью обеспечивает внутренние потребности; главная отрасль - растениеводство, зерновые культуры; технические культуры: лен, конопля; переработка АПК - консервирование. Транспортное хозяйство: ж/д - 2/3 всех грузоперевозок; речной транспорт - 1 место по грузообороту; трубопроводы (Алметьевск - Н.Новгород (нефть)), отрицательное сальдо торгового баланса.

Проблемы: дефицит топливно-энергетических ресурсов; недостаток металла для  машиностроения; технологическая отсталость АПК.

Список используемой литературы.

  1. Желтиков В.П. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие для вузов. НАУКА-ПРЕСС, Дашков и К. 2010. - 384 с.
  2. Козьева И.А., Световцева М.Г., Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика: Учебник Основы наук. Высшее образование. 2009 - 540 с.
  3. Лексин В.Н. и Швецов А.Н. Муниципальная Россия. Социально-экономическая ситуация, право, статистика. Том 3. Издательство: Едиториал УРСС. 2011.- 992 стр.
  4. Прогнозы, проблемы, мнения. Волго-Вятский экономический район. //Информационно-аналитический журнал Дайджест - Финансы. 2009 - №1 (37), январь. - С. 22-24.
  5. Регионы России: Основные характеристики субъектов Российской Федерации. Росстат. 2011.- 685 с.
  6. Экономическая география и регионалистика: Учебник Основы наук Экономика государства. Феникс. 2009. - 540 с.

 


Информация о работе Экономико-географическая характеристика хозяйственного комплекса Волго-Вятского района