Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:42, контрольная работа
Цель работы - это изучение экономико-географических характеристик хозяйственного комплекса Волго-Вятского района.
Задачи:
1. Отразить характеристики Волго-вятского экономического района
2. Определить структуру и размещение основных отраслей хозяйственного комплекса Волго-вятского экономического района.
3. Описать территориальную организацию хозяйства.
Введение 4
1. Характеристика Волго-вятского экономического района----------------------- 5
1.1. Особенности экономико-географического положения--------------------------- 5
1.2. Климатические условия----------------------------------------------------------------- 6
1.3. Население и трудовые ресурсы-------------------------------------------------------- 7
1.4. Природно-ресурсный потенциал------------------------------------------------------ 8
2. Структура и размещение основных отраслей хозяйственного комплекса Волго-вятского экономического района--------------------------------------------------10
2.1. Отрасли рыночной специализации--------------------------------------------------- 10
2.2. Сельскохозяйственный комплекс------------------------------------------------------13
2.3. Транспорт и экономические связи-----------------------------------------------------15
3. Территориальная организация хозяйства------------------------------------------- 17
Заключение 19
Список используемой литературы---------------------------------------------------------20
2.2. Сельскохозяйственный
комплекс
Сельское хозяйство Волго-Вятского
района располагает значительным потенциалом.
Занимая 4,6% сельскохозяйственных угодий,
регион производит 6,4% валовой продукции
сельского хозяйства России. Он специализируется
на молочно-мясном животноводстве, картофелезерновом
растениеводстве, льноводстве.
В связи с переходом экономики к рыночным
отношениям происходят изменения и в сельскохозяйственном
производстве. Получают развитие новые
формы хозяйствования на селе: арендные
отношения, фермерское движение. Созданию
фермерских хозяйств способствовало принятие
законов о земле и землепользовании в
Российской Федерации. Наибольшее развитие
фермерское хозяйство получило в Нижегородской
области. Вклад фермерских хозяйств в
производство товарной продукции сельского
хозяйства пока невелик и составляет не
многим более 1% от валовой продукции сельского
хозяйства региона. Однако продуктивность
скота и урожайность сельскохозяйственных
культур в них значительно превышают производительность
в общественном секторе.
Сельскохозяйственные угодья региона
занимают 40% общей площади. На долю пашни
приходится 75% сельхозугодий, 25% занимают
луга и пастбища. Наибольшее развитие
сельское хозяйство получило в правобережной
части региона, где площади пашни в два
раза превышают пахотные земли Заволжья.
В структуре посевных площадей Волго-Вятского
региона доля зерновых культур составляет
почти 55%, что в значительной степени определяет
характер всего сельскохозяйственного
производства. Наибольший зерновой клин
приходится на Кировскую область — больше
половины и Республику Мордовия — около
3/5 всей их посевной площади. Среди продовольственных
культур лидируют озимая и яровая пшеница,
а также рожь. Фуражные культуры представлены
ячменем и овсом. В перспективе предполагается
усиление специализации региона на производстве
более продуктивных фуражных зерновых
культур, таких, как озимая рожь, ячмень,
овес, наиболее приспособленных к климатическим
условиям региона. Широкое развитие получило
картофелеводство. Производство картофеля
в регионе отличается низкой себестоимостью,
невысокими затратами труда, что позволяет
расширить площади возделывания данной
культуры.
Из технических культур
главной является лен-долгунец. Вместе
с тем в последние десятилетия отмечаются
сокращения посевных площадей под этой
культурой, что вызвано низкой урожайностью
и высокими затратами труда. Для производства
льна необходимы специализированная техника,
применение интенсивных технологий.
Важное значение в регионе имеет животноводство,
которое широко представлено во всех административно-
Агропромышленный комплекс Волго-Вятского
региона располагает сетью перерабатывающих
предприятий. Существенное расширение
сырьевой базы перерабатывающих предприятий
было связано как с ростом производства
сырья, так и с увеличением доли закупок
в общем объеме производства. Однако предприятия
перерабатывающих отраслей АПК региона
имеют высокую степень изношенности основных
промышленно-производственных фондов,
слабую техническую оснащенность. Подавляющая
часть предприятий построена до 1975 года,
а свыше трети из них — в довоенный период.
Развитие перерабатывающих отраслей АПК
требует крупных инвестиций на реконструкцию
и техническое перевооружение.
Характерные процессы замедления развития
экономики страны за последние 20 лет отразились
и на хозяйственной деятельности региона.
Экономический кризис 1990-х годов определил
существенный спад производства во всех
отраслях и сферах Волго-Вятского региона.
2.3. Транспорт и
экономические связи
Волго-Вятский регион располагает всеми
видами транспорта — железнодорожным,
речным, автомобильным, трубопроводным,
воздушным. Наибольшее значение имеет
железнодорожный транспорт, на долю которого
приходится свыше 2/3 всех межрайонных
перевозок. Бедность Волго-Вятского региона
минерально-сырьевыми и топливными ресурсами
определяет особенности транспортно-экономических
связей. В структуре грузоперевозок значительный
удельный вес занимают топливо, особенно
уголь, а также черные металлы и сырье
для химической промышленности. На внутрирегиональные
связи приходится около 20% всех грузов,
перевозимых железнодорожным транспортом.
За пределы региона вывозятся: древесина,
нефтепродукты, разнообразная продукция
машиностроения, цемент. Во внутрирегиональных
перевозках преобладают древесина и строительные
материалы. Система широтных железнодорожных
магистралей, представленная в регионе,
обеспечивает интенсивно растущий транспортно-экономический
обмен между восточными и западными регионами
России. Наиболее тесные связи Волго-Вятский
регион имеет с Центральным, Поволжским,
Уральским районами России.
Географическое положение Волго-Вятского
района на Волжской магистрали с ее разветвленными
судоходными притоками (Ока, Вятка и др.)
создает благоприятные условия для развития
речного транспорта и тесного его взаимодействия
с железнодорожным. Нижегородский водно-транспортный
узел является по речному грузообороту
крупнейшим в России. С реки на железную
дорогу ведется перегрузка угля, соли,
металла, хлебных грузов, цемента, строительных
материалов, поступающих из Поволжского,
Северо-Кавказского, Центрального и других
регионов европейской части. С железной
дороги на водную магистраль идет перевалка
леса, лесопродуктов, разнообразных химических
грузов, металлического лома, различных
видов машин и оборудования.
Во внутренних грузоперевозках района
широко используется автомобильный транспорт.
Однако недостаточная протяженность автомобильных
дорог с твердым покрытием, особенно в
сельской местности, сдерживает развитие
внутрирегиональных перевозок.
Все большее место в грузообороте региона
занимает трубопроводный транспорт. По
территории района проходят три нефтепровода,
проложенные от Альметьевска (Татарстан)
до Нижнего Новгорода, по которым поступает
не только поволжская, но и сибирская нефть.
Проложенная сеть газопроводов позволяет
транспортировать природный газ из Западной
Сибири и Поволжья.
Преобладание продукции отраслей обрабатывающей
промышленности определило превышение
ввоза продукции над вывозом.
Волго-Вятский регион имеет недостаточно
развитую внешнеэкономическую деятельность.
Главным экспортером региона выступает
Нижегородская область, на долю которой
приходится 58% всех экспортных поставок.
Активному выходу района на международные
рынки препятствуют такие факторы, как
невысокий уровень научно-технического
развития производства, несовершенство
форм и методов включения хозяйства региона
во внешнеэкономические связи. Почти половина
экспортных поставок региона приходится
на машиностроение, что соответствует
структуре его промышленного производства.
Вместе с тем выпускаемая продукция машиностроительных
предприятий района в большинстве случаев
имеет невысокое качество и не отвечает
высоким требованиям мировых стандартов.
В настоящее время создается новый механизм
участия республик, краев и областей в
международном разделении труда, более
полно учитывающий местные особенности
и интересы в увеличении экспорта и рассчитанный
на широкое использование местных ресурсов
во внешнеторговом обороте России.
3. Территориальная
организация хозяйства
Характерной особенностью территориальной
организации хозяйства Волго-Вятского
экономического района является значительная
неравномерность в размещении производительных
сил. Ядром экономического развития региона
выступает Нижегородская
область. Ее производственный профиль
определяют автостроение, судостроение,
станкостроение, дизелестроение и связанные
с ними предприятия других отраслей промышленности.
Однако отмечается снижение удельного
веса области в хозяйственном комплексе
Волго-Вятского региона. Это связано с
тем, что высокие темпы промышленного
развития отмечались в республиках региона.
Так, в Чувашской Республике определяющими
темпами развивались отрасли квалифицированного
машиностроения — электротехника и приборостроение;
в Республике Мордовия — светотехника,
цементное и резинотехническое производство;
в Республике Марий Эл — приборостроение
и радиоэлектроника.
Кировская
область по объемам промышленного
производства занимает второе место в
районе. На долю ее приходится 18% объемов
промышленного производства Волго-Вятского
района. Основными отраслями специализации
в области являются машиностроение, в
том числе электронное, производство бытовой
техники, станков, лесная, деревообрабатывающая
и целлюлозно-бумажная, химическая и пищевая.
В экономике Республики
Марий Эл преобладает промышленность.
В структуре промышленного производства
на долю машиностроения приходится свыше
1/4 объемов промышленного производства
республики. В структуре машиностроения
наибольший удельный вес приходится на
сложные и наукоемкие отрасли, такие, как
радиоэлектроника и приборостроение.
В республике производится 61% всего отечественного
торгово-холодильного оборудования. На
долю лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной
промышленности приходится 13%.
Республика
Мордовия относится к индустриально-аграрным.
В ней наряду с промышленностью высокий
уровень развития имеет и агропромышленный
комплекс. Ведущей отраслью промышленности
в республике является машиностроение,
на долю которого приходится более 50% объемов
производимой продукции промышленности
республики. Среди отраслей машиностроения
выделяются приборостроение, светотехника,
производство полупроводников. Велика
доля пищевой промышленности — почти
1/5 всей промышленной продукции республики.
В Чувашской Республике
в структуре производства промышленной
продукции на долю машиностроения приходится
свыше 1/3 объемов промышленного производства.
Здесь производятся ткацкие станки и электропогрузчики,
бульдозеры. Среди машиностроительных
предприятий Республики выделяется АО
«Промтрактор» — единственное в России
и Европе предприятие по производству
мощных тракторов многопрофильного использования,
применяемых в угледобывающей, золотодобывающей
промышленности и газовой отрасли. В структуре
промышленного комплекса выделяются также
легкая, пищевая и химическая отрасли.
Основное промышленное производство сконцентрировано
в республиках в столичных городах. Малые
и средние города Волго-Вятского района
развиты слабо.
На территории Волго-Вятского региона
в последние годы получили развитие промышленные
узлы. Так, Саранско-Рузаевский промышленный
узел сформировался в Республике Мордовия
на базе развития светотехники, приборостроения
и других отраслей машиностроения. Формированию
Чебоксарского промышленного узла в Чувашской
Республике способствовало строительство
Чебоксарской ГЭС, тракторного завода
и химического комбината с сопутствующими
производствами. Волжский промышленный
узел в Республике Марий Эл возник на базе
развития деревообработки и различных
видов машиностроения.
Заключение
В процессе выполнения работы были отражены характеристики Волго-вятского экономического района. Определена структура и размещение основных отраслей хозяйственного комплекса Волго-вятского экономического района. Описана территориальная организация хозяйства.
Волго-Вятский экономический район включает в себя 5 административных единиц: Марий Эл, Мордовия, Чувашская республика, Кировская, Нижегородская области.
Ядром экономического развития
выступает Нижегородская
Волго-Вятский экономический район лежит в бассейнах рек Волги и Вятки, т.е. обладает дешевым речным транспортом, имеет хорошие условия для АПК; имеет также яркую специализацию на машиностроение (50 % экономики района).
Природные ресурсы Волго-Вятского экономического района не очень богаты: фосфориты (50 % всех российских запасов); строительные материалы (гипс, цементный песок); водные ресурсы; лесные ресурсы (40 % - хвойные лесы). Осуществляется ввоз газа, металлов, нефти.
Население и трудовые ресурсы имеет плотность выше среднероссийской в 4 раза (31 ч./км2); высокий уровень урбанизации (70 %); резкая убыль населения (смертность в 2 раза превышает рождаемость).
Ведущие отрасли промышленности работают на привозном металле: машиностроение - это автомобильное (Н.Новгород, ГАЗ), объем прибыли 300 млн. $; судостроение («Красное Сормово», Н.Новгород) - пассажирские теплоходы, имеют малый спрос; электротехническое машиностроение (лампы (Саранск); работают на привозном металле. Химическая промышленность выражена шинным производством; лесохимией; производством полимеров и пластмасс. Развита лесная промышленность, действует Балахнинский ЦБК. ТЭК имеет энергодефицит; ввозятся энергия, уголь, газ, нефть. АПК достаточно сильно развит, полностью обеспечивает внутренние потребности; главная отрасль - растениеводство, зерновые культуры; технические культуры: лен, конопля; переработка АПК - консервирование. Транспортное хозяйство: ж/д - 2/3 всех грузоперевозок; речной транспорт - 1 место по грузообороту; трубопроводы (Алметьевск - Н.Новгород (нефть)), отрицательное сальдо торгового баланса.
Проблемы: дефицит топливно-
Список используемой литературы.