Экономическое регулирование экологической деятельности, оценка платежей за загрязнение окружающей среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 11:37, реферат

Описание работы

Экологические проблемы должны быть приоритетными в финансово-экономическом обеспечении деятельности. К источникам финансирования относятся:
международные гранты;
бюджетное финансирование программ и проектов;
кредитное финансирование;
собственные средства предприятий;
страхование экологических рисков;

Содержание работы

1. Экономическое регулирование экологической деятельности, оценка платежей за загрязнение окружающей среды предприятия
2. Оценка платежей за использование природных ресурсов, оценка затрат на разработку и внедрение системы обеспечения экологической безопасности предприятия (СОЭБП)
3.Экономическая оценка вреда, наносимого экосистеме экологическими правонарушениями

Файлы: 1 файл

градоведение 2.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Платежи за водопользование. В соответствии с ФЗ "О плате за пользование водными объектами" плата за водопользование взимается с объектов, применяющих сооружения, технические средства или устройства в зависимости от целей пользования:

  • забор воды из водных объектов; сброс сточных вод в водные объекты; удовлетворение потребности гидроэнергетики в воде;
  • использование акваторий водных объектов для лесосплава в плотах, для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения коммуникаций, плавсредств, установок и оборудования, зданий, сооружений, установок для буров, строительства и иных работ.

Рассмотрим некоторые действующие ставки за водопользование:

Виды водопользования

Размер ставки, руб. /м3

 

мин.

Макс.

Забор из поверхностного водного объекта

60

370

Забор из территориального моря или внутренних морских вод

2

7

Выработка электроэнергии гидроэлектростанцией

4

20

Сплав древесины на плотах на каждые 100 км.

680

1400

Сброс сточных вод (руб. /тыс. м3)

7

55


Платежи за лесопользование:

      1. лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании лесным фондом;
      2. аренда за лесопользование устанавливаются на долгосрочной основе с учетом действующих ставок лесных податей. Экономические вопросы лесопользования регулируются Лесным кодексом РФ. Ставки определяются органами исполнительной власти субъектов РФ или по результатам лесных аукционов.

В общей структуре ресурсно-природных платежей доля платежей за лесопользование составляет около 1%, что явно не соответствует рыночным требованиям.

Оценка затрат на разработку и внедрение СОЭБП представляет собой инновационный и инвестиционный проект, который можно отобразить в виде специального документа - технико-экономического обоснования (ТЭО). Рассмотрим следующие предпосылки, которые позволяют решить задачу внедрения СОЭБП в экологическую деятельность предприятия:

в основу создания и использования СОЭБП могут быть положены принципы внедрения системы управления охраной окружающей среды предприятия;

прежде всего необходимо рассмотреть структуру экономических затрат, методы и процессы снижения загрязнения окружающей среды;

затем осуществить предварительную экономическую оценку эффективности СОЭБП.

Виды финансовых расходов на внедрение СОЭБП:

  1. Капитальные вложения - единовременные затраты на разработку и внедрение новых и реконструкцию действующих основных фондов, предотвращающих вредное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду, а также затраты на модификацию технологии производства продукции.

  1. Эксплуатационные расходы - текущие затраты на содержание и обследование основных фондов природоохранного назначения, текущие затраты на улучшение показателей состояния элементов окружающей среды, дополнительные затраты на эксплуатацию основных производственных фондов и на оплату услуг по охране окружающей среды.

Методы оценки затрат по внедрению СОЭБП:

  1. метод исключения затрат - исключение из общей суммы затрат себестоимости попутной продукции;

  1. метод распределения - распределение затрат пропорционально действующим и оптовым ценам или пропорционально основным физическим параметрам продуктов производственных процессов;

  1. комбинированный метод.

Рассмотрим распределение затрат на природопользование и охрану окружающей среды ежегодно в среднем по отношению к стоимости основных производственных факторов природоохранного назначения.

 

 

 

 

 

 

Виды экологической деятельности

Капитальные вложения

Текущие затраты

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

8

27

В том числе:

   

Водных ресурсов

3

17

Атмосферного воздуха

2

6

Прочее

2

4


 

 

Наибольшей эффективностью обладают очистные и вентиляционные устройства очистки газовых и водных потоков от твердых примесей (фильтры), а также очистка с помощью циклонов. Методы очистки сточных вод позволяют либо повторно использовать очищаемые сточные воды и извлекаемые из них вещества, либо использовать только извлекаемые вещества, либо только сточные воды, либо ни то, ни другое. К ним относят методы механической, физико-химической, биологической, электрофизической очистки. Удельные приведенные затраты на предотвращение выброса основных загрязняющих веществ в атмосферу определяются аналогично оценке удельных затрат на очистку жидкостных потоков и сбросов.

Оценка потребных финансовых ресурсов, связанных с СОЭБП, рассматривается как система финансовых рисков, требующих применение компенсирующих действий, т.к. информационные базы данных дают весьма приблизительные сведения. Наиболее надежным методом оценки финансовых затрат и снижения рисков является предельное совмещение ТЭО на производство и реализацию продукции и ТЭО на внедрение СОЭБП. Издержки природоохранной деятельности при этом можно отнести к издержкам производства продукции.

В качестве достаточно убедительного метода расчета затрат на создание СОЭБП и ее внедрение с целью получения дополнительной прибыли можно использовать зарубежный метод прогноза эффективности обычных инвестиционных проектов - метод использования коэффициента скорости возврата инвестиций. В основе метода лежит формула:

  • Пр = П1/ (1+j) + П2/ (1+j) +. +Пп/ (1+j) п - К0, где

П1,2, п - чистая прибыль, полученная за 1, 2. п год;

j - коэффициент учетной процентной ставки в расчетный год с инфляционной составляющей.

Чистая прибыль - разность между ожидаемыми доходами за год использования проекта и суммарными затратами, а ожидаемые доходы - это доля от общих доходов предприятия, связанная с использованием проекта.

экономика экологический безопасность загрязнение

3. Экономическая оценка вреда, наносимого экосистеме экологическими правонарушениями

Экологические правонарушения - неудовлетворительное экологичес-кое состояние предприятия, возникновение экологических нештатных ситуаций и экологических аварий, приводящих к различным последствиям состояния экосистемы.

Законодательного акта прямого действия, регулирующего отношения в области правонарушений, в России не создано. Действующие законодательные акты России по-разному определяют последствия экологических правонарушений, используя термины ущерб, вред,убытки.

Экономический вред от неудовлетворительного экологического состояния предприятия компенсируется на основании исковых заявлений в судебном порядке, которые могут быть предъявлены к открытию судопроизводства в течение 20 лет (ФЗ "Об охране окружающей среды") Эта норма вынуждает предприятия гарантировать стабильность экологического состояния хозяйственной деятельности. В России размер компенсации не превышает 0,05% доходной части федерального бюджета, в то время как фактические затраты многократно превышают этот размер. Экологическим законодательством установлено, что нанесенный вред окружающей среде подлежит полному возмещению с учетом упущенной выгоды от снижения плодородия почв и восстановления биоресурсов водных объектов. В РФ действует система нормативных документов, которая до сих пор не имеет статуса обобщающего, систематизированного единого нормативного акта по экономике экологического менеджмента предприятия и оценке экономического вреда от неудовлетворительного состояния предприятия.

Возмещение вреда, наносимого окружающей среде, производится в соответствии с расчетными данными, полученными на основе ведомственного руководящего документа "Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей среде в результате экологического правонарушения".Размер взыскания за вред, причиненный окружающей среде вследствие засорения поверхностных водных объектов и поверхности земель, в соответствии с Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей производится в зависимости от массы, объема, состава, степени токсичности загрязнения, которые установлены с помощью инструментальных измерений или на основе экспериментальных оценок. В случае аварийных выбросов и сбросов нормативы платежей повышаются в 25 раз. Оценка вреда от загрязнения земель (в первую очередь химического) производится по методам, содержащимся в руководящих документах Роскомзема России и Минприроды России.

Таким образом, в области экономического регулирования экологических правонарушений существует ряд недостатков:

  • правовая неурегулированность методических материалов;

  • недостаточная научная обоснованность нормативов;

  • неадекватность применения штрафных санкций;

  • отсутствие системного подхода к комплексному взаимодействию видов загрязнений;

  • низкий уровень финансовой ответственности за неудовлетворительное экологическое состояние предприятий;

  • приоритет фискальных вопросов у федеральных и региональных органов исполнительной власти, а не решение научно-методических и организационно-технологических проблем развития и устойчивости экосистем.

Для организации экономически эффективного экологического менеджмента необходимо исходить из следующих предпосылок:

    1. воздействие загрязнений на компоненты экосистемы обусловливает ее переход на новый качественный уровень;

    1. состояние экосистемы остается устойчивым, если воздействия на каждый из ее параметров не выводят их из равновесия;

    1. применение математического моделирования параметров экосистемы и определение допустимых нормативов загрязнения (в виде экологического кадастра экосистем всех уровней) позволяют регулировать экологические риски;

    1. долговременная компенсация вреда способствует восстановлению устойчивого равновесия экосистемы;

    1. необходимы система досудебных решений о спорах и обязательная и обязательная независимая экологическая экспертиза исков по судебным решениям.

 


Информация о работе Экономическое регулирование экологической деятельности, оценка платежей за загрязнение окружающей среды предприятия