Экономическое районирование России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:55, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами. Каждый регион России имеет присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свою структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию.

Содержание работы

Введение........................................................................................................ 3
1. Значение экономического районирования в развитии территориального разделения труда и углублении специализации региона. Экономическое районирование как метод управления региональным развитием……………………………………………………………………..…4
2. Основные этапы и виды экономического районирования России. Современное экономическое районирование. Сущность рыночной специализации и комплексного развития регионов…………………………9
3. Пути совершенствования территориального разделения труда и экономического районирования………………………………………………..17
Заключение.....................................................................................................19
Список литературы. …..................................................................................22

Файлы: 1 файл

1.docx

— 40.48 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути совершенствования территориального разделения труда и экономического районирования

Современное экономическое пространство России, разнородное по уровню экономического развития и уровню жизни, включает множество территорий с особыми аномалиями. В теории региональной экономики такие особые территории принято называть проблемными районами (регионами).

Для целей государственного регулирования  территориального развития выделяются различные типы проблемных регионов. Например, в типологии субъектов  Федерации по уровню развития выделяют традиционно отсталые, депрессивные, традиционно развитые, программно развивающиеся. Особое значение имеют приграничные районы, конфликтные районы, районы Севера.

На основе «Концепции стратегии  социально-экономического развития регионов Российской Федерации», принятой на заседании  Правительства РФ 30 июня 2005 г. Министерством регионального развития, разработана Типология регионов Российской Федерации. В Типологии все субъекты РФ объединены в семь групп (типов) по уровню развития, степени включенности в процессы глобализации, урбанизации и неоиндустриализации.

Регионы «Локомотивы» (мировые города и центры федерального значения) характеризуются  высоким социально-экономических!, научно-техническим, кадровым потенциалом. Эти регионы осуществляют существенный вклад в прирост ВВП страны. Сформированная стратегическая инициатива позволяет стать центром развития для соседних территорий.

Группа «Опорных регионов», в состав которой входят группы сырьевых и  старопромышленных регионов. Регионы первой группы являются сырьевыми зонами России или экспортно-ориентированными территориями. Старопромышленные регионы характеризуются традиционными индустриальными производствами, переживающими в настоящий момент структурный кризис (устаревшая технологическая база, недостаточное рыночное позиционирование, низкий уровень жизни населения, дефицит квалифицированных кадров и т.п.).

Депрессивные регионы характеризуются значительным экономическим спадом в основных отраслях в течение последних 10 лет. На территории депрессивных регионов отмечается низкий уровень жизни населения, дефицит трудовых ресурсов. Депрессивные регионы делятся на фоновые и кризисные.

Отдельно выделяются Особые регионы (спецтерритории), для которых характерна сложная политическая ситуация и экономическая стагнация.

Важным условием благополучия России, ее безопасности и устойчивого развития является рациональное территориальное  устройство. Страна нуждается в прочной пространственной конструкции, обеспечивающей нормальное существование и благоприятную среду жизнедеятельности людей, функционирование территориальных социально-экономических систем. Территориальную структуру (синоним территориального устройства) и ее опорный каркас — совокупность центров и соединяющих их магистралей — можно определить как экономико-географический механизм целостности страны. Рационализация территориальной структуры увеличивает заключающийся в ней потенциал скрепления частей страны в единое целое, формирует единые пространства: экономическое, культурное, научное. Неразвитая территориальная структура способствует развитию центробежных сил, ведущих к разрыву целостности, т.е. к сепаратизму и распаду страны.

Заключение

Современное экономическое  районирование России включает три  основных звена (таксономические единицы): крупные экономические районы; районы среднего звена – края, области, республики; низовые районы – административно-хозяйственные  районы, городские и сельские районы. Формирование в ряде крупных экономических  районов программно-целевых ТПК  может привести к разукрупнению  экономических районов. Крупные  экономические районы – это четко  специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные  комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Низовые экономические  районы представляют собой первичные  звенья в таксономии экономического районирования. Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития.

Территория России была подразделена на 11 экономических районов (8 – в  Западном макрорегионе и 3 – в Восточном). Однако, сетка районов не соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны. Поэтому Центральный район, где проживает более 1/5 населения страны и сосредоточено 1/3 промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком – огромным по территории (36% площади страны), но слабо заселенным (5% жителей) или с северными районами (4% жителей). В то же время осложнены возможности использования существующих рамок районов и для рыночной экономики. Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими. В этой связи, примечательно разделение территории России на федеральные округа, с возможным планированием экономики страны по этим округам.

Кроме того, одной из важных задач в проведении экономических  реформ России являются поддержка процесса суверенизации национально-государственных  и автономных образований Российской Федерации в рамках Федеративного  договора: необходимость достижения и укрепления межнационального согласия, доверия и партнерства народов, устранения причин противоречий и этнических конфликтов, соблюдения приоритета и  равенства условий для представителей различных национальностей, принятия мер по ликвидации межэтнических  диспропорций, выравниванию уровней  развития.

Для достижения этого России необходимо:

  • Проведение нового комплексного общественного районирования, способствующего решению не только экономических задач.
  • Новое административно–территориальное деление – создание единообразных (одного ранга и уровня) субъектов Российской Федерации.

Но пока это не осуществлено, а области, края и особенно республики имеют большие права, которые  целесообразно использовать для  совершенствования районирования.

Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий  определены подходы к особому  развитию экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут:

  1. учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;
  2. перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов;
  3. децентрализация процессов управления реформой, активизация экономической деятельности на местах;
  4. необходимость разработки специальных программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями.

В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции экономики  России. Главная цель региональной политики в экономической сфере  – это рациональное использование  природно-экономических возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономических  связей регионов. Реконструкция экономики  старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, приватизации. Преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной; производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель. Переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с учетом потенциальных переселенцев.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ     

 

1. Регионы России. Основные  характеристики субъектов Российской  Федерации. 2008: Статистический сборник  / Росстат. – М., 2009. – 654 с. 
2. Российский статистический ежегодник. 2009: Статистический сборник / Росстат. – М., 2009. – 795 с. 
3. Региональная экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / [Т.Г. Морозова и др.]; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 527 с. 
4. Экономическая география России: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 471 с.

5. Президент России. –  www.kremlin.ru


Информация о работе Экономическое районирование России