Экономическая география и регионалистика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:33, реферат

Описание работы

В обеспеченности природными ресурсами Россия считается уникальнейшей страной мира. В стране сосредоточен большой и в то же время разнообразный потенциал природных ресурсов, который может обеспечить как внутренние, так и экспортные потребности. На территории РФ разведано и открыто порядка 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. Россия лидирует или входит в первую тройку среди прочих стран мира по запасам природного газа, каменного и бурого угля, руд черных и цветных металлов, фосфоритов, апатитов, торфа, земельных, лесных и водных ресурсов.

Содержание работы

1.Характеристика природных условий, ЭГП РФ общих особенностей размещения в ней природных ресурсов………………………………………………………………...................…….3
2.ЭГ характеристика земельных, водных, лесных и промысловых ресурсов РФ…………………5
3.ЭГ характеристика топливно-энергетических ресурсов и их ресурсных баз в РФ…………….7
4.ЭГ характеристика металлорудных ресурсов и их ресурсных баз в РФ……………………….9
5.ЭГ характеристика нерудных ресурсов и их ресурсных баз в РФ……………………………...11
6.ЭГ характеристика динамики численности, половозрастного и этнорелигиозного состава населения РФ……………………………………………………………………………………….13
7.ЭГ характеристика плотности, территориального расселения и миграций населения РФ…..15
8.ЭГ характеристика экономически активного населения и трудовых ресурсов РФ…………..17
9.ЭГ характеристика нефтяной промышленности в составе ТЭК РФ……………………………19
10.ЭГ характеристика угольной промышленности в составе ТЭК РФ……………………………21
11.ЭГ характеристика газовой промышленности в составе ТЭК РФ………………………………23
12.ЭГ характеристика электроэнергетики в составе ТЭК РФ……………………………………...25
13.ЭГ характеристика черной металлургии и ее металлургических баз РФ………………………27
14.ЭГ характеристика цветной металлургии и ее металлургических баз РФ……………………..29
15.ЭГ характеристика машиностроения РФ…………………………………………………………31
16.ЭГ характеристика химического комплекса РФ…………………………………………………33
17.ЭГ характеристика лесного комплекса отраслей промышленности РФ……………………….35
18.ЭГ характеристика комплекса отраслей товаров народного потребления в РФ………………37
19.ЭГ характеристика строительного комплекса РФ…………………………………………….…39
20.ЭГ характеристика сельскохозяйственных зон, земледелия и животноводства в составе АПК РФ……………………………………………………………………………………………………41
21.ЭГ характеристика транспорта РФ………………………………………………………………..43
22.ЭГ характеристика внешнеэкономических связей РФ…………………………………………..45

Файлы: 1 файл

Referat_EGiR.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

Совместное производство глинозема и алюминия осуществляется в Северо-Западном районе (Волхов) и на Урале (Красноту-рьинск и Каменск-Уральский).

Алюминиевая промышленность среди остальных  отраслей цветной металлургии выделяется наиболее крупными масштабами производства. Самые мощные предприятия по глинозему действуют в Ачинске, Краснотурьинске, Каменском-Уральском и Пикалево, по алюминию — в Братске. Красноярске, Саяиогорске и Иркутске (Шелехове). В Восточной Сибири производится почти 4/5 общего объема производства алюминия в стране.

Отечественный рынок алюминиевой продукции  представлен двумя компаниями: «СУАЛ-холдинг» (группа СУАЛ) и «Русский алюминий» («РУСАЛ»). Их главная особенность  — вертикальная интеграция в составе  производственного цикла последовательных технологических переделов по добыче и переработке сырья, выпуску первичного металла, а также полуфабрикатов и готовой продукции из алюминия и его сплавов.

Медная  промышленность.

Основным  типом руд, используемых сейчас в  России для производства меди, являются медные колчеданы, которые представлены в основном на Урале (Красноуральское, Ревдинское, Бля-випское, Сибайское, Гайское и другие месторождения). Важным резервом служат медистые песчаники, сосредоточенные в Восточной Сибири (Удоканское месторождение). Встречаются также медно-молибденовые руды.

В качестве дополнительного сырья используют медно-никелевые и полиметаллические  руды, из которых медь извлекается  обычно в виде так называемого  штейна.

Основной  район производства меди — Урал, для которого характерно преобладание металлургического передела над добычей и обогащением. В связи с этим здесь вынуждены использовать привозные (большей частью казахстанские) концентраты.

На Урале  различаются предприятия по производству черновой меди и ее рафинированию. К первым принадлежат Краспоуральский, Кировоградский, Среднеуральский (Ревда), Карабашский и Медногорский медеплавильные, ко вторым — Кыштымский, Верхнепыменский медеэлектролитные заводы.

Свинцово-цинковая промышленность.

В основе производства лежит комплексная переработка полиметаллических руд. Возможность получать концентраты руд с высоким содержанием металла (60—70%) обусловливает территориальный разрыв производственного цикла. Характерной чертой свинцово-цинковой промышленности выступает территориальная разобщен кость обогащения и металлургического передела. Другая важная особенность этой отрасли состоит в том, что, несмотря на комплексный состав сырья, далеко не везде свинец и цинк в чистом виде получают одновременно.

Например, полный цикл получения металлов осуществляется на Северном Кавказ (Садон - Владикавказ). В Западной Сибири (Салаир — Белово) выплавляется цинк и производится свинцовый концентрат, на Дальнем Востоке (Тетюха) — свинец и цинковый концентрат. Концентраты того и другого металла производятся в Восточной Сибири (Нерчинск). Па привозных концентратах работает Челябинский завод.

По степени  законченности технологического процесса можно выделить следующие районы:

Забайкалье  — по производству свинцовых и  цинковых концентратов без металлургического передела

Дальневосточное Приморье (Дальнегорск) по производству металлического свинца и цинковых концентратов;

Кузбасс (Белово) - но производству металлического цинка и свинцовых концентратов;

Северный  Кавказ (Владикавказ) - по совместному переделу свинца и цинка;

Урал (Челябинск) - по производству металлического цинка  из привозных концентратов.

 

 

15.ЭГ машиностроения  РФ

 

На долю машиностроения приходится более 1/3 объемов производства товарной продукции промышленности России, около 2/5 промышленно-производственного персонала и почти 1/4 основных промышленных производственных фондов.

Ассортимент выпускаемой продукции  российского машиностроения отличается большим разнообразием, что обуславливает  глубокую дифференциацию его отраслей и существенно влияет на размещение производства отдельных видов продукции.

В России машиностроение принадлежит  к числу наиболее распространенных в территориальном отношении  отраслей промышленности. Однако в  одних районах оно имеет профилирующее  значение, а в других -  его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей.

Среди факторов, влияющих на размещение машиностроения, значительная роль принадлежит  специализации и кооперированию производства.

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности рядом особенностей, которые влияют на его географию.

Наукоемкость. Производство наиболее прогрессивной и сложной техники  концентрируется в районах и  центрах, обладающих высокоразвитой научной  базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро, опытными заводами в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Ориентация на научный потенциал-ведущий фактор размещения машиностроительных предприятий.

Трудоемкость. Она определяется большими затратами и высокой квалификацией  используемого труда. Производство машин требует очень больших затрат рабочего времени. Поэтому многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с высокой концентрацией населения. Для разработки новых образцов техники необходимы не просто людские ресурсы, а высококвалифицированные рабочие и инженерно-технические кадры. Высокая трудоемкость присуща станкостроению (Москва), авиационной промышленности (Казань, Самара), производству приборов и электронной техники (Ульяновск, Новосибирск).

Металлоемкость. Машиностроительный комплекс потребляет значительную часть черных и цветных металлов. В этой связи машиностроительные заводы, выпускающие металлоемкою продукцию (металлолургическое, энергетическое, горно-шахтное оборудование), ориентируются на металлолургические базы. Крупные заводы тяжелого машиностроения расположены на Урале (Екатеринбург).

Многие отрасли машиностроения развиваются в районах с благоприятным  для организации кооперирования экономико-географическим положением (например, автомобилестроение приурочено к европейскому Центру и Поволжью). Поскольку перевозка машин обычно осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях.

Некоторые машиностроительные предприятия  ориентируются на потребителей их продукции, поскольку их продукцию сложно транспортировать из-за большого веса и крупных размеров. Выгоднее их производить прямо в районах потребления. Например, тракторы для перевозки леса производятся в Карелии (Петрозаводск), комбайны для уборки зерновых -  на Северном Кавказе (Ростов - на - Дону, Таганрог).

В зависимости от особенностей таких  факторов, как материалоемкость, трудоемкость и энергоемкость выделяют тяжелое  машиностроение, общее машиностроение и среднее машиностроение.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потребление металла и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горно-шахтного, крупноэнергетического, подъемно-транспортного оборудования, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Размещение тяжелого машиностроения в первую очередь зависит от сырьевой базы и районов потребления.

Например, производство металлургического  и горно-шахтного оборудования размещается, как правило, вблизи металлургических баз и в районах потребления готовой продукции.

Одной из важнейших отраслей тяжелого машиностроения является производство оборудования для металлургической промышленности. Большая металлоемкость продукции этих производств и  сложность транспортировки обусловили размещение этих мероприятий вблизи  центров развития металлургии и потребления этой продукции (Екатеринбург, Орск, Красноярск, Иркутск, Комсомольск - на - Амуре).

Крупные центры производства горно-шахтного оборудования созданы в Западной Сибири (Новокузнецк, Прокопьевск, Кемерово). В Красноярске построен один из крупнейших заводов по производству тяжелых экскаваторов, которые используются при освоении буроугольных месторождений Канско-Ачинского бассейна.

Производство оборудования для  производства нефтяной и газовой промышленности сложилось в нефтедобывающих и газодобывающих районах: Урало-Поволжье, Северном Кавказе, Западной Сибири.

Энергетическое машиностроение представлено производством мощных паровых турбин и генераторов, гидротурбин и паровых котлов. Оно располагается преимущественно в крупных центрах развитого машиностроения при наличии высококвалифицированных кадров. Крупнейшими центрами по производству турбин для гидроэлектростанций являются Санкт-Петербург и Таганрог (завод "Красный котельщик", который выпускает половину всех паровых котлов страны).

Высокопроизводительные котлы  выпускаются в Подольске и  Белгороде. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются на выпуске газовых  турбин. Развитие атомной энергетики определило производство оборудования для атомных электростанция. В Санкт-Петербурге выпускаются атомные реакторы; крупный центр атомного энергетического машиностроения сформировался в Волгодонске.

Предприятия по производству тяжелых  станков и кузнечнопрессового оборудования  работают в Коломне, Воронеже, Новосибирске.

Основные центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского  моря (Санкт-Петербург, Выборг), которые  специализируются на производстве пассажирских, грузопассажирских, ледоколах-атомоходов. Главным центром судостроения на Белом море является Архангельск, а на Баренцевом-Мурманск. В этих центрах производятся лесовозы.

Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волге, Оби, Енисее, Амуре. Одним из крупнейших центров судостроения является Нижний Новгород, где на АО "Красное Сормово" выпускают суда различного класса: современные пассажирские лайнеры, теплоходы типа "река-море" и т.д. Речные суда производятся в Волгограде, Тюмени, Тобольске, Благовещенске.

Железнодорожное машиностроение размещено в Коломне, Новочеркасске (Северо-Кавказский район), Муроме (Нижегородская область), Медунове (Калужская область), Демидове.

Вагоностроение (для производства вагонов необходимо также древесное  сырье) развивается в Нижнем Тагиле, Калининграде, Новоалтайске, Брянске, Твери, Мытищах, Абаканском вагоностроительном заводе (Хакасия).

общее машиностроение. Включает группу отраслей, характеризующихся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия  общего машиностроения производят технологическое, целлюлозно-бумажной, строительной, легкой и пищевой отраслей промышленности. Как правило, предприятия этих отраслей размещаются в районах потребления продукции. Однако и учитываются такие факторы, как наличие квалифицированных кадров и близость  сырьевой базы. Предприятия этой группы размещены по всей территории России.

Среднее машиностроение объединяет предприятия  малой металлоемкости, но повышенной трудоемкости и энергоемкости. К  этой отрасли относятся приборостроение, производство средств вычислительной техники, электротехническая промышленность. Оно размещается там, где имеются квалифицированные кадры. Включает группу машиностроительных предприятий, отличающихся узкой специализацией, широкими связями по кооперированным поставкам: автомобилестроение, самолетостроение, станкостроения (производство небольших и средних металлорежущих станков), производство технологического оборудования для пищевой, легкой и полиграфической промышленности.

Одной из главных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение, где наиболее ярко выражена специализация и прослеживаются обширные связи по кооперации. Предприятия автомобильной промышленности построены во многих регионах России. Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3-6 т) выпускают Московский (ЗИЛ) и Нижегородский заводы, малой грузоподъемности - Ульяновский завод (УАЗ).

 

16.ЭГ характеристика  химического комплекса РФ.

 

Отрасли химической промышленности имеют  широкую сырьевую базу  ,и ее первичные  стадии ,ориентируются на нее. Переработка сырья ,как правило требует больших тепла ,энергии и воды ,поэтому размещается вблизи их источников ,а выпуск уже готовых материалов и изделий достаточно трудоемок ,поэтому он более тяготеет к центрам размещения населения ,которое и является главным потребителем их продукции.  В настоящее время развитие химического комплекса идет по пути углубления  переработки сырья и увеличения выпуска готовых изделий.

Химическая промышленность включает широкий круг производств по выпуску  природных ,искусственных и синтетических химических материалов и изделий из них. Химическая промышленность объединяет множество специализированных отраслей ,разнородных по сырью и назначению выпускаемой продукции ,но сходных по технологии производства. Развитость  выпуска синтетических материалов отражает научно-технический уровень отрасли . В развитых странах мира химические отрасли дают не менее 20% объемов промышленности ,в России-около8%.

Главным преимуществом химических отраслей является широкая сырьевая база ,которая включает  горно-химическое сырье ,отходы черной и цветной металлургии ,коксового производства  ,продукцию .продукцию нефтегазовой ,лесной ,легкой и пищевой промышленности .Дополнительным преимуществом химических отраслей являются возможность повсеместного размещения как в связи с широкой сырьевой базой ,так и с тяготением разных производств к разным факторам ,что позволяет гибко и широко размещать эти предприятия .

Информация о работе Экономическая география и регионалистика России