История экономического районирования России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:49, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами. Каждый регион России имеет присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свою структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию. Каждый регион занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в то же время единое экономическое целое с другими регионами. Поэтому знания о стране складываются из глубоких и всесторонних знаний всех ее регионов.

Содержание работы

Введение3
Глава 1. История экономического районирования России.5
Глава 2. Экономическое районирование России12
2.1. Принципы экономического районирования.12
2.2. Районообразующие факторы13
2.3. Проблемы экономического районирования14
Глава 3. Районирование в настоящем и будущем16
3.1. Современная схема экономических районов.16
3.2. Состав экономических районов19
3.3. Варианты будущего районирования России22
Заключение25
Список используемых источников27

Файлы: 1 файл

ист эк районир РФ.docx

— 52.75 Кб (Скачать файл)

Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров  обеспечивают ведущее место города.

Низшее звено районирования  – городские и сельские районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные  специализированные территориальные  производственные комплексы. Низовые  районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и  годовых программ развития районного  хозяйства и социально-культурного  строительства, в размещении и специализации  предприятий по производству и переработки  сельскохозяйственной продукции, местной  промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

Экономические районы могут  объединяться в макро регионы  или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами  экономики, тенденциями дальнейшего  развития.

Главные принципы выделения  экономических зон – уровень  хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами  и степенью их использования.

Территория Российской Федерации  разделена на две экономические  зоны – Западную (европейская часть  России и Урал) и Восточную (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов  в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района –  Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток.

В настоящее время органами статистики России используется деление  территории Российской Федерации на 11 экономических районов. Общероссийский классификатор экономических регионов (ОКЭР) поддерживается Минэкономразвития России.

Это практически полностью соответствует составу экономических районов СССР, входивших в РСФСР (таксономии 1967 года), с небольшими исключениями:

  • в 1986 году из состава Северо-Западного района был выделен Северный экономический район (таким образом число регионов увеличилось до 11).
  • в конца 1980-х годов Башкортостан был переведен из Поволжского района в Уральский район.
  • также в составе СССР Калининградская область входила в Прибалтийский экономический район, а в настоящее время она признана особой экономической зоной.

 

3.2. Состав экономических районов.

 

      1. Центральный район.

Входящие в него субъекты РФ: Брянская область, Владимирская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Москва, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область.

Население района: 30,5 млн.чел. (2010)

Площадь района: 486 тыс. км2.

      1. Центрально-черноземный район.

Входящие в него субъекты РФ: Белгородская область, Воронежская  область, Курская область, Липецкая область, Тамбовская область.

Население района: 7,9 млн. чел. (2008).

Площадь района: 167,7 тыс. км 2.

        1. Восточно-Сибирский район.

Входящие в него субъекты РФ: республика Бурятия, республика Тыва, республика Хакасия, Забайкальский  край, Красноярский край, Иркутская  область.

Население района: 8,4 млн. чел. (2010).

Площадь района: 4123 тыс. км 2.

        1. Дальневосточный район.

Входящие в него субъекты РФ: республика Саха (Якутия), Еврейская  автономная область, Камчатский край, Чукотский автономный округ, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская  область.

Население района: 6,3 млн. чел (2009).

Площадь района: 6215,9 тыс. км2.

        1. Северный район.

Выходящие в него субъекты РФ: республика Карелия, республика Коми, Архангельская область, Вологодская  область, Мурманская область, Ненецкий АО.

Население района: 4,7 млн. чел (2010).

Площадь района: 1466, 3 тыс. км2.

        1. Северо-Кавказский район.

Входящие в него субъекты РФ: республика Адыгея, республика Дагестан, республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская республика, Карчаево-Черкесская республика, Краснодарский край, Ростовская область, республика Северная Осетия – Алания, Ставропольский край, Чеченская республика.

Население района: 17,7 млн. чел. (1987).

Площадь района: 355 тыс. км 2.

        1. Северо-Западный район.

Входящие в него субъекты РФ: Санкт-Петербург, Ленинградская  область, Новгородская область, Псковская  область.

Население района: 8,5 млн. чел. (2007).

Площадь района: 210,8 тыс. км2.

        1. Поволжский район.

Входящие в него субъекты РФ: республика Татарстан, Астраханская область, Волгоградская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская  область, Ульяновская область, республика Калмыкия.

Население района: 16,2 млн. чел. (1987).

Площадь района: 536,4 тыс. км2.

        1. Уральский район.

Входящие в него субъекты РФ: Башкортостан, Удмуртия, Курганская область, Оренбургская область, Пермский край, Свердловская область, Челябинская  область.

Население района: 19,5 млн. чел. (2010).

Площадь района: 824 тыс. км2.

        1. Волго-Вятский район.

Входящие в него субъекты РФ: республика Марий Эл, республика Мордовия, Чувашская республика, Кировская область, Нижегородская область.

Население района: 7,5 млн. чел. (2010).

Площадь района: 265,4 тыс. км2.

        1. Западно-Сибирский район.

Входящие в него субъекты РФ: Кемеровская область, Новосибирская  область, Омская область, Томская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, республика Алтай, Алтайский  край.

Население района: 14,6 млн. чел. (2006).

Площадь района: 2427,2 тыс. км2.

        1. Калининградская область.

Население: 0,9 млн. чел. (2010).

Площадь: 15 тыс. км2.

 

3.3. Варианты будущего  районирования России.

 

В настоящее время формируются  свободные экономические зоны.

Свободная экономическая  зона (СЭЗ) – территория, для которой  устанавливается особый режим хозяйственной  деятельности иностранных и отечественных  инвесторов: льготное экспертно-импортное, налоговое, таможенное, валютное, банковское регулирование; высокий удельный вес (45-50 %) приватизированных предприятий. Приняты два типа СЭЗ – экспортного  производства и свободной таможенной зоны. Территории охваченные СЭЗ: Калининградская область – Янтарь, Московская область – Зеленоград, Санкт-Петербург, Новгородская область, Кемеровская область, Читинская, Алтай, Сахалин.

В условиях становления и  развития рыночных отношений формируется  новая региональная политика. Следует  отметить особую важность регионального  аспекта экономических реформ, проводимых в стране.

Вследствие огромных различий природно-географических, социально- демографических, экономических и других условий экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут:

1. Учет специфики работы  регионов в осуществлении общероссийской  структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;

2. Перенос ряда направлений  реформы в основном на региональный  уровень, особенно в малом предпринимательстве,  социальной сфере, охране природы  и использования природных ресурсов;

3. Децентрализация процессов  управления реформой, активизация  экономической деятельности на  местах;

4. Необходимость разработки  социальных программ проведения  реформ в регионах с особо  своеобразными условиями.

Так, предполагается, что  в будущем с развитием рыночных отношений можно будет выделить пять сельскохозяйственных районов  России:

1. Фермерские регионы  со значительной долей частной  собственности – основная часть  Нечерноземной зоны, земледельческие  районы южной части

Восточной Сибири и Дальнего Востока;

2. Регионы, где сочетаются  крупные коллективные хозяйства  с фермерскими  Черноземный Центр, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг Западной Сибири;

3. Горные регионы –  республики Северного Кавказа,  Алтайская республика;

4. Регионы отгонно-пастбищного  животноводства – Калмыкия, Тува, Бурятия, Читинская область;

5. Слабо освоенные территории  с очаговым развитием земледелия  и особым режимом землепользования  – это основная часть зоны  Севера.

Наиболее радикальные  аграрные преобразования намечаются в  регионах первого типа. Здесь предусматривается  форсированное развитие фермерских хозяйств за счет дополнительных государственных  инвестиций и субсидий, а также  переселение в эти регионы  экономически активного населения  – демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран  нового зарубежья, а также переселенцев из городов.

Особенно уязвимы регионы  нового освоения с суровыми экстремальными условиями – зоны Севера, а также  регионы со структурной безработицей, аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой финансово-экономической  базой – Забайкалье, Тува, Калмыкия, Дагестан. Эти регионы будут поддерживаться из республиканских федеральных  фондов.

В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции экономики  России. К ним относятся создание механизмов вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, всемерное  содействие развитию общероссийского  территориального разделения труда  и единого рыночного пространства, меры по преодолению распада межрегиональных  хозяйственных связей, экономического и политического сепаратизма.

Важнейшими задачами в  период экономических реформ России являются поддержка процесса суверенизации  национально-государственных и автономных образований Российской Федерации. В рамках Федеративного договора, достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и партнерства  народов, устранения причин противоречий и этнических конфликтов, соблюдения приоритета и равенства условий  для представителей различных национальностей, ликвидация межэтнический диспропорций, выравнивание уровней развития.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Главная цель региональной политики в социальной сфере –  обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе. Региональная политика направлена на ослабление внутреннего  социального напряжения, сохранение целостности и единства страны. Главная  цель региональной политики в экономической  сфере – это рациональное использование  природно-экономический возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономиче2ских связей регионов.

Стратегические задачи регионального  развития сводятся к следующим:

- Реконструкция экономики  старо промышленных регионов  и крупных городских агломерации  путем конверсии оборонных и  гражданских отраслей, модернизаций  инфраструктуры, оздоровления экологической  обстановки, приватизации.

- Преодоление кризисного  состояния агропромышленных регионов  Нечерноземья,

Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов  и российского села, ускорение  восстановления утраченной жизненной  среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных  сельскохозяйственных земель.

- Стабилизация социально-экономического  положения в регионах с экстремальными  природными условиями и преимущественно  сырьевой специализацией, создание  условий для возрождения малочисленных  народов

(прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы).

Информация о работе История экономического районирования России