Химическая промышленность мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 18:56, реферат

Описание работы

Нефтяная промышленность – ведущая отрасль мировой топливно-энергетической промышленности. Она очень сильно влияет на все мировое хозяйство, да и на мировую политику. Нефтяная промышленность отличается очень большой капиталоемкостью; достаточно сказать, что общее число действующих ныне в мире эксплуатационных нефтяных скважин приближается к миллиону.

Содержание работы

1. Нефтяная промышленность мира
2. Газовая промышленность мира
3. Угольная промышленность мира
4.Тепло- и гидроэнергетика мира
5. Мировые атомная энергетика, урановая промышленность и нетрадиционные источники энергии
6. Железорудная промышленность и черная металлургия
7. Мировая цветная металлургия
8. Машиностроительные отрасли мира
9. Химическая промышленность мира
10. Лесная промышленность мира
11. Легкая промышленность мира
12. Зерновое хозяйство мира
13. Технические продовольственные культуры
14. Непродовольственные сельскохозяйственные культуры мира
15. Животноводство мира
16. Мировое рыболовство ,аквакультура, китобойный промысел
20. Железнодорожный и автотранспорт мира
18. Мировой трубопроводный и воздушный транспорт
19. Мировой морской и внутренний водный транспорт

Файлы: 1 файл

рефератаreferat_po_teme_himicheskaya_promyshlennost.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

7. Мировая цветная металлургия .

 

           А) Цветная металлургия наряду с черной является одной из старейших отраслей промышленности. В настоящее время в мире производится около 40 млн т различных видов цветных металлов (их насчитывается около 70). Преимущественная доля выплавки цветных металлов приходится на алюминий, медь, цинк, свинец, олово, никель, кобальт, вольфра, молибден, титан, магний.

Известно, что алюминий – самый  распространенный металл (8,8 %) в земной коре. А о значении его в мировой экономике говорит тот факт, что в металлургии он занимает второе место после железа, а по массе его производят больше, чем всех остальных цветных металлов, вместе взятых. Вот почему алюминиевая промышленность считается ведущей отраслью цветной металлургии.

          Б) Сырьевой и топливно-энергетический факторы неодинаково влияют на размещение предприятий разных отраслей цветной металлургии, и поэтому цветная металлургия по сравнению с черной отличается большим числом вариантов размещения производства.

Можно выделить следующие основные черты цветной металлургии: невысокая степень обеспеченности природным сырьем; большая и быстро растущая роль вторичного сырья; более полная структура отрасли, предприятия располагаются с учетом удобства подвоза сырья и близости к источникам дешевой электроэнергии.

В) Размещение предприятий цветной металлургии во многом зависит от особенностей ее сырьевой базы.

В первую десятку стран по производству медных концентратов входят пять развивающихся стран, по выплавке черновой меди – четыре, по выплавке рафинированной меди – также четыре, а по ее потреблению – фактически только Китай. Добавим, что в число главных экспортеров рафинированной меди входят Чили, Россия, Канада, Замбия, Перу, Польша, Казахстан, а в число ее главных импортеров – США, Германия, Франция, Италия, Япония, Республика Корея, Великобритания.

Так, для алюминиевых руд характерно достаточно высокое содержание полезного  компонента (40–60 %), а в рудах тяжелых цветных металлов оно низкое и очень низкое: в рудах цинка – от 2–3 до 15–20 %, свинца – от 1 до 3, меди – от 0,5 до 3, олова и вольфрама – менее 1 %, а в рудах молибдена и кобальта измеряется сотыми долями процента. Поэтому в размещении алюминиевых заводов обычно преобладает транспортная и энергетическая ориентация, а размещение предприятий по выплавке тяжелых цветных металлов почти всегда имеет сырьевую ориентацию. Эту закономерность можно проследить на примере США, Канады, Австралии, России, Казахстана, Испании, Польши и других развитых стран, где главные районы и центры выплавки тяжелых цветных металлов сформировались в местах добычи руд меди, свинца и цинка. То же можно наблюдать и в развивающихся странах.

Алюминий применяют практически  во всех областях техники и производства. Как конструкционный материал он широко используется в машиностроении, особенно транспортном и военном, в атомной энергетике, в строительстве. Постоянно растет его применение в электротехнике, где он заменяет медь, в производстве тары и упаковки, в химической промышленности и некоторых других отраслях. Все это относится и к собственно алюминию, и к его сплавам с медью, цинком, магнием, литием.

В итоге с учетом уровня развития каждой из стадий алюминиевого производственного  цикла, степени зависимости от экспорта и импорта продукции все располагающие этой отраслью страны можно, хотя и с известной условностью, подразделить на пять следующих групп.

В первую из них входят развивающиеся  страны, специализирующиеся только на добыче и экспорте бокситов и не располагающие даже первой стадией  их переработки. Примерами могут служить Гайана и Сьерра-Леоне. Вторая группа состоит из стран, которые наряду с добычей бокситов имеют уже и производство глинозема, предназначаемого, как и бокситы, только для экспорта. Это, например, Гвинея, Ямайка, Суринам. В третью группу попадают страны, которые на базе собственных бокситов и глинозема организовали уже крупную выплавку первичного алюминия, но также преимущественно в расчете на его экспорт. К их числу относятся Австралия, Бразилия, Венесуэла, Гана. В четвертую группу входят страны, алюминиевая промышленность которых, несмотря на наличие собственной добычи бокситов и собственного производства глинозема, производит металлический алюминий в основном или в значительной степени из импортного сырья, от которого она довольно сильно зависит.

 

    1. Машиностроение мира   

 

А)Машиностроение – главная по числу занятых, по стоимости продукции и соответственно по доле во всем промышленном производстве отрасль современной промышленности. Это объясняется тем, что именно оно в первую очередь обеспечивает все отрасли хозяйства орудиями производства (машинами, оборудованием, приборами и др.), а население – предметами потребления, в том числе и длительного пользования.

Б)При размещении предприятий каждой из этих подотраслей решающую роль могут играть самые различные факторы – трудовой, сырьевой, потребительский, научно-технического прогресса и др. Понятно также, почему именно машиностроение отличается наиболее развитой системой специализации и кооперирования, причем и на внутриотраслевом, и на межотраслевом, и на международном уровнях.

           В)Географическое распространение мирового машиностроения во многом определяется соотношением между экономически развитыми и развивающимися странами. Поскольку эта отрасль служит одним из главных индикаторов научно-технического прогресса, перевес стран Севера над странами Юга в ней особенно заметен: по данным ООН, соотношение между этими двумя группами стран в 1968 г. составляло 95:5, в 1985 г. – 92:8. Однако, как уже было отмечено выше, к 2000 г. эта пропорция заметно видоизменилась – до 75:25.

Среди экономически развитых стран  Запада выделяется небольшая группа государств (США, Япония, ФРГ, Великобритания), обладающих полной номенклатурой машиностроительного  производства, доля которого в структуре  их обрабатывающей промышленности составляет 35–38 %, а в экспорте – 50 % и более. Непосредственно за этой группой идут страны (Франция, Италия, Испания, Канада, Республика Корея) с несколько менее полной структурой машиностроения и меньшей его долей в структуре обрабатывающей промышленности (25–33 %), а также в экспорте. В отдельную группу обычно выделяют некоторые малые страны Западной Европы (Швеция, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Дания, Финляндия, Австрия), в которых получили очень большое развитие отдельные отрасли машиностроения, ориентированные в первую очередь на экспорт. В остальных странах машиностроение менее развито, и импорт машин преобладает над их экспортом.

Несмотря на сохраняющееся отставание развивающихся стран, в последнее  время и в их машиностроении заметен прогресс. Но он касается лишь сравнительно небольшого числа стран – Китая, Бразилии, Индии, Мексики, Аргентины, новых индустриальных стран. Все они имеют достаточно квалифицированную и в то же время гораздо более дешевую, чем в Западной Европе, США и Японии, рабочую силу. Но нужно учитывать и то, что во многих из них машиностроение в значительной степени находится под контролем иностранного капитала и работает на рынки развитых стран. В большинстве остальных стран Юга эта отрасль представлена сборными и ремонтными предприятиями, находится на уровне металлообработки или вообще отсутствует. Тем не менее, по некоторым оценкам, доля развивающихся стран в мировом экспорте машин и оборудования также постепенно возрастает.

Экономико-географы при изучении мирового хозяйства обычно выделяют три главных машиностроительных региона.

1.Северная  Америка

Во-первых, это регион Северной Америки, включающий США, Канаду и интегрирующуюся  с ними Мексику. Он дает более 30 % всей мировой продукции машиностроения. Его отличают особенно широкая номенклатура производства и высокое качество продукции, весьма высокая экспортность, но в то же время и значительная зависимость от импорта. Благодаря Соединенным Штатам для этого региона характерна особенно большая доля в мировом производстве таких отраслей, как АРКП, электроника, автомобилестроение.

2.Зарубежная Европа

Во-вторых, это регион зарубежной Европы. По размерам производства он примерно равен региону Северной Америки  и фактически делит с ним первое-второе места. В качестве бесспорного лидера здесь выступает ФРГ, затем следуют Франция, Великобритания, Италия, Испания, специализирующиеся прежде всего на массовых видах машиностроения, включая станкостроение, автомобилестроение и т. п. Доля машиностроительной продукции в экспорте наиболее велика у ФРГ. Но по экспорту машин и оборудования из расчета на душу населения первое место не только в регионе, но и в мире занимает Швейцария.

3. Страны Восточной и Юго-Восточной Азии

 В-третьих, это регион, включающий в себя страны Восточной и Юго-Восточной Азии. На него приходится более 1/5 мирового машиностроения. Лидирует в нем Япония, которая по темпам роста этой отрасли опередила и США, и зарубежную Европу. Еще в середине 1950-х гг. по стоимости машиностроительной продукции Япония находилась на уровне Италии, но к середине 1960-х гг. достигла уровня ФРГ и Великобритании, а в середине 1970-х гг. намного его превзошла. В наши дни по общим размерам машиностроения эта страна уступает США примерно в два раза, но по отдельным его видам опережает и США. Доля машиностроения в экспорте Японии – самая большая в мире (2/3). Помимо Японии в состав региона правомерно включить и такие новые индустриальные страны, как Республика Корея, Сингапур, а также Китай.

4. Страны СНГ

Нельзя не сказать и о том, что четвертый машиностроительный регион мира образуют страны СНГ, отличающиеся большим объемом производства машин и оборудования, но отстающие по развитию наукоемких отраслей.

 Для машиностроительного комплекса России в целом характерны высокий уровень развития, наличие сложной системы внутриотраслевых и межотраслевых связей. Однако в кризисные 1990-е гг. падение производства в машиностроении было большим, чем по промышленности в целом: оно сократилось примерно наполовину. Доля отрасли в структуре промышленного производства снизилась с 25 % в 1991 г. до 18 % в 1998 г. Одновременно снизились производительность труда, уровень наукоемкости, еще больше стала сказываться отсталость отраслевой структуры, которая, по выражению А. Т. Хрущева, является излишне «утяжеленной», т. е. ориентированной преимущественно на производство средств производства. Однако в последнее время положение стало улучшаться, в том числе и благодаря созданию объединенных авиастроительной и судостроительной корпораций.

 

9. Химическая промышленность мира

 

А)Химическая промышленность, наряду с машиностроением, относится к числу ведущих отраслей как в отдельных развитых странах, так и в мировом хозяйстве в целом. Она возникла задолго до начала НТР, и по формальным признакам ее следовало бы отнести в лучшем случае к новым отраслям производства. Однако во второй половине XX в. в этой отрасли произошли такие революционные изменения, которые позволяют причислить ее к разряду новейших.Ее значение определяется продолжающимися процессами химизации хозяйства и быта. Ныне практически уже нет такой сферы человеческой деятельности, где бы химические продукты не находили широкого применения. Эта отрасль характеризует степень модернизации экономики любой страны, уровень использования ею достижений НТП.

Б).Основными факторами размещения химической, промышленности являются высокая сырьеемкость, водоемкость, теплоемкость электроемкость, трудоемкость, капиталоемкость, наукоемкость. В последнее время на размещение многих химических производств, относящихся к особенно «грязным», все большее воздействие оказывает экологический фактор. ах.

В)Наиболее высокими темпами мировая химическая промышленность развивалась с начала 50-х – до середины 70-х гг. XX в. Затем, под влиянием энергетического и сырьевого кризисов, эти темпы несколько замедлились: химической промышленности потребовалось определенное время для новой структурно-технологической перестройки. А далее они снова стали достаточно высокими и, что еще важнее, стабильными. В результате в конце 1990-х гг. мировой выпуск химикатов достиг 1,5 млрд долл., так что по стоимости выпускаемой продукции эту отрасль ныне опережает только электроника. В развитых странах по доле в структуре промышленного производства она уступает только машиностроению.

Отраслевая структура химической промышленности отличается очень большой сложностью: всего разного рода подотраслей и производств в ней насчитывается свыше 200, а ассортимент видов ее продукции доходит до 1 млн. Ясно, что необходима группировка подотраслей химической промышленности, которая обычно бывает трехчленной с подразделением на: 1) горно-химическую промышленность, связанную с добычей и обогащением горно-химического сырья – фосфоритов, поваренных и калийных солей, серы и др.; 2) основную химическую промышленность (производство минеральных удобрений, кислот, солей, щелочей идр.); 3) промышленность полимерных материалов, основанную прежде всего на органическом синтезе и включающую производство синтетических смол и пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, синтетических красителей и др. Первые две группы подотраслей образуют как бы «нижние этажи» этой комплексной отрасли, а третья – ее «верхний этаж». К нему относят и производства, продукция которых предназначена для удовлетворения потребительских нужд людей (фармацевтические препараты, моющие средства, фотохимия, парфюмерно-косметические товары).

С течением времени значение этих подотраслей и производств в  мировом хозяйстве менялось. Постепенно совершался переход от преобладания «нижних этажей» к преобладанию «верхних».

В последние два-три десятилетия  довольно отчетливо стала проявляться  тенденция к сосредоточению горно-химической и основной химической промышленности (а после энергетического кризиса  и некоторых полимерных производств) в развивающихся странах. Это именно те отрасли, которые чаще бывают представлены многостадийными комбинатами. Соответственно подотрасли и производства «верхних этажей» стали все больше ориентироваться на развитые страны. Постепенно стали расширяться производственно-технические связи между теми и другими, что привело к увеличению роли таких факторов размещения, как экономико-географическое положение и транспортный. Несмотря на упомянутые тенденции, и в наши дни более 2/3 мировой продукции химической промышленности дают развитые страны и лишь около 1/3 – развивающиеся. При этом нужно учитывать и то, что многие химические предприятия в странах Азии, Африки и Латинской Америки фактически принадлежат крупнейшим ТНК западных стран, таким как «Дюпон», «Доу кемикл» (США), «Байер», БАСФ, «Хёхст» (ФРГ), «Империэл кемикл индастриз» (Великобритания), «Монтэдисон» (Италия) и др.

Информация о работе Химическая промышленность мира