Государство и рынок в охране окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

Опыт восточноевропейских стран показал неэффективность жесткого централизованного планирования и управления экологическими процессами. В рамках командной экономики существовал техногенный тип экономического развития, развивался экологический кризис.
Таким образом, использование экономических механизмов только прямого государственного регулирования ведет к "провалу" эколого-экономической эффективности.

Содержание работы

Ведение………………………………………………………………………………3
1 Часть. Теоретическая……………………………………………………………..4
1.1.О неэффективности рынка и государства в охране окружающей среды…...4
1.2. Макроэкономическая политика и экологический фактор…………………..7
1.3.Типы экономического механизма природопользования и
проблема их формирования………………………………………………………...9
1.4. Экологический маркетинг…………………………………………………….18
1.5. Экологическое право…………………………………………………………..19
2. Практическая часть………………………………………………………………24
2.1 Определение экономического ущерба от загрязнения окружающей среды..24
2.1.1 Оценка загрязнения атмосферного воздуха………………………………...24
2.1.2 Оценка загрязнения водоемов……………………………………………….25
2.2. Расчет платежей за загрязнение окружающей среды………………………..26
Список литературы………………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

экономика экологии.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

          Важным элементом в системе экономического механизма природопользования являются платежи за загрязнение природной среды.

           Платежи за загрязнение являются средством наказания предприятий-загрязнителей и средством реализации принципа "загрязнитель платит".

          Россия оказалась одной из первых стран в мире, где введены платежи за загрязнение (январь 1991 года). Введено три вида платы:

- за выброс в атмосферу загрязняющих веществ;

- за сброс в водные объекты или на рельеф местности загрязняющих веществ;

- за размещение отходов.

          В зависимости от степени воздействия на окружающую среду устанавливаются два вида нормативов оплаты: за предельно допустимые выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в природную среду (в рамках установленных нормативов) и за превышение этих показателей. В последнем случае платежи возрастают в несколько раз. При этом платежи в пределах нормативов включаются в себестоимость, а сверхнормативные - в прибыль предприятия. Современные нормативы, хотя у нас и низкие, но они играют важную роль для рождения новой ситуации.

          Для России актуально сегодня и создание рынка природных ресурсов (бирж, проведение аукционов, создание ипотечной системы).

           Проблема совершенствования ценообразования на природные ресурсы может быть рассмотрена в двух аспектах:

- разумное повышение цен на природные ресурсы. Более полный учет экологического фактора в цене на продукты природоэксплуатирующих отраслей стимулировал бы переход производителей на режим ресурсосбережения;

- цена должна более полно учитывать уровень экологической безопасности продукции.

            Экологически чистая продукция должна иметь более низкую цену для потребителя, чем экологически грязная. Для этого следует вводить систему налогов на экологически грязную продукцию и систему наценок, субсидий, и льгот для производителей и потребителей чистой продукции. Например, в сельском хозяйстве нужно сделать так, чтобы производителям было выгоднее использовать биологические средства защиты, чем пестициды, органические удобрения, чем минеральные.

           Важное значение для финансирования охраны природы имеют внебюджетные экологические фонды. Экофонды должны быть дополняющими государственные затраты на экологические нужды. Они должны дополнять финансирование и кредитование программ экологической направленности, содействовать развитию экологического образования и воспитания.

           Источники формирования фондов: платежи предприятий за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, штрафные платежи, средства за возмещение экологического ущерба при нарушении природоохранного законодательства предприятиями, добровольные взносы и другое.

          Большое значение для общества имеет формирование экологических программ (на международном уровне, внутри страны, региона). Можно привести примеры грандиозных по затратам экологических программ в США по возрождению Великих Озер, японские экологические программы и так далее.

Для России - это программы  охраны озера Байкал, "чистые речные системы", Чернобыльская зона и другие.

          Использование рыночного инструмента продажи прав на загрязнение широко распространено прежде всего в США. Но возможна такая сделка и в межстрановом аспекте.

          Пожалуй, самым старым и проверенным экономическим инструментом в охране окружающей среды является залоговая система, или система "залог - возврат". Это хорошо знакомая всем система. Когда мы покупаем какой-нибудь товар, то оплачиваем также дополнительную стоимость, которая затем возвращается к нам (возврат пустых бутылок, израсходованных электрических батареек, пластиковых контейнеров и так далее). Данный механизм позволяет снизить поступления отходов в окружающую среду, в том числе и токсичных, сберечь значительные средства и ресурсы за счет утилизации.

           Экологическое страхование - страхование ответственности предприятий - источников повышенного риска за причинение убытков в связи с аварией, технологическим сбоем или стихийным бедствием, приводящим к загрязнению окружающей среды - это инструмент, смягчающий последствия аварий.

           Таким образом, экономический механизм природопользования в рыночной экономике должен быть нацелен на решение природоохранных задач.

 

1.4. Экологический маркетинг.

 

          В последние годы быстрое развитие получил маркетинговый механизм охраны окружающей среды. К основным маркетинговым направлениям следует отнести: во-первых, формирование финансовых структур поддержки экологических действий; во-вторых, экологическую оценку (аудит) уровня воздействия на окружающую среду; в-третьих, экологическое страхование действий компаний; в-четвертых, изменение форм отчетности деятельности производителей; в-пятых, новые формы рекламы; в-шестых, формирование новых принципов торговли (например, продажа экологически чистых продуктов).

           Главная цель маркетинговых подходов к управлению природной деятельностью направлена на обеспечение рационального использования ассимиляционного потенциала природной среды. Схема ее реализации в масштабах страны такова: Правительство определяет допустимые масштабы воздействия на природу, распределяет лицензии (разрешения) между заинтересованными сторонами, а затем предпринимателям дается полная свобода перераспределять или продавать эти лицензии.

          Формирование в России маркетингового механизма охраны окружающей среды включает возможность становления отрасли экологических услуг (аудит и страхование). Кроме этого сотрудничество в области развития экологически приемлемого предпринимательства предполагает:

- подготовку кадров, экологически ориентированных предпринимателей;

- формирование кадров, то есть специалистов по созданию систем управления экологической деятельностью компаний;

- изучение опыта западных компаний, западного и международного законодательства. Обратимся далее к экологическому законодательству.

 

1.5. Экологическое право.

 

           Экологическое законодательство находит свое концентрированное выражение в экологическом праве.

          Экологическое право - это отрасль российского права, представляющая собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений людей.

          В любом правовом государстве основным источником экологического права должен быть закон, адекватно регулирующий экологические права человека и гражданина, обеспечивающий механизм их защиты, а также формирующий общественные отношения собственности на природные ресурсы, содержащий правовые нормы по природопользованию и охране окружающей природной среды, по пресечению и профилактике правонарушений в этой области.

          Систему источников экологического права в России образуют Конституция РФ, федеративные договоры, международные договоры, общепризнанные нормы международного права, федеральные законы, нормативные указы и распоряжения Президента РФ, Конституции, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, нормативные правовые акты министерств и ведомств, органов местного самоуправления и так далее.

           Регулирование отношений в области использования природных ресурсов предусматривается Земельным, Водным, Лесным кодексами РФ, Федеральным законом "О животном мире". Источники экологического права процессуального характера - это Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, различные правовые акты и постановления Правительства РФ.

          Охрану и защиту прав собственности на природные ресурсы, экологических прав и законных интересов человека и гражданина, выполнение правовых требований природопользования и охраны окружающей среды обеспечивают в нашей стране правоохранительные органы (милиция, прокуратура, Конституционный суд РФ, общие и арбитражные суды). В своей деятельности они основываются на федеральных законах, Арбитражном и Процессуальном кодексе РФ, Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ и других соответствующих правовых документах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическая часть (Вариант №14)

2.1 Определение экономического  ущерба от загрязнения окружающей среды

2.1.1 Оценка загрязнения  атмосферного воздуха

 

1

Диоксид серы

30,65

2

Оксид углерода

160,59

3

Оксиды азота

23,10

4

Углеводород

44,04

5

Фенолы

0,0015

6

Углерод

0,003

7

Формальдегид

0,044

8

Нитраты

11,8

9

Хлороводород

0,2

10

Окись азота

0,21


 

Экономическая оценка методом  укрупненного счета удельного ущерба Уатм (руб. / год), причиняемого выбросом загрязнений в атмосферный воздух, для любого источника определяется по формуле

 

                                     Уатм = γ · δ · f · Μ,                     

 

где, g - константа, численное значение которой равно 3,3 руб./усл. т (может меняться в зависимости от роста цен), для 2003 года поправочный коэффициент роста цен – 128;

δ - коэффициент относительной  безопасности, зависящий от типа территории ( для курортов и заповедников – 10; для пригородных зон и зон  отдыха 8; для населенных мест с плотностью населения n чел. / га 0,1 чел. / га; для лесов 0,2–0,0 025; для пашен – 0,25; садов – 0,5; для атмосферы города Красноярска – 1,68; Железногорска – 1,4);

Коэффициент относительной безопасности определяется по формуле

                                       ,                                

 

где S  – площадь  части зоны активного загрязнения (ЗАЗ), определяемая опытным путем;

Sзаз – площадь зоны активного загрязнения, определяемая по методике, га;

i – номер части ЗАЗ, относящейся к одному из типов территорий;

j – общее число типов территорий, попавших в ЗАЗ.

f – безразмерный множитель, учитывающий характер рассеивания примесей в атмосфере. Его величина зависит от скорости оседания частиц, высоты их выбросов от земли, температуры газа. В частности, для частиц, оседающих со скоростью 1…20 см / с, она находится в пределах 0,89…4, для частиц, оседающих со скоростью менее 1 см / с – 1…0,08;

М – приведенная масса  годового выброса загрязнений из источника, усл. т / год.

Величина приведенной  массы выброса загрязнений в  атмосферу определяется по формуле

                                                                      N

          Μ = ∑(Ai · mi),      

                                             i=1

где N  общее число загрязнителей;

mi масса годового выброса вида в атмосферу, т или на 1т продукции

Ai – безразмерный показатель относительной активности примеси вида, усл. т / т;

Ai = 1 / ПДК.   

Решение:

 Ai1= 1 / ПДК=1/0,05=20 усл. т / т

Ai2= 1 / ПДК=1/3=0,333 усл. т / т

Ai3= 1 / ПДК=1/0,06=16,667 усл. т / т

Ai4= 1 / ПДК=1/300=0,003 усл. т / т

Ai5= 1 / ПДК=1/0,003=333,333 усл. т / т

Ai6= 1 / ПДК=1/1,5=0,6667 усл. т / т

Ai7= 1 / ПДК=1/0,003=333,333 усл. т / т

Ai8= 1 / ПДК=1/0,3= 3,333усл. т / т

Ai9=1 / ПДК=1/0,2=5 усл. т / т

Ai10=1 / ПДК=1/0,06=16,6667 усл. т / т1

 

М= (20*30,65)+(0,333*160,59)+(16,667*23,1)+(0,003*44,04)+(333,333*0,0015)+

+(0,6667*0,003)+(333,333*0,044)+(3,333*11,8)+(5*0,2)+(16,6667*0,21)=1110,6144 усл. т / год

 

Уатм = γ · δ · f · Μ=3,3*1,68*1*1110,6144= 6157,2462 руб. / год

2.1.2 Оценка загрязнения водоемов

1

SO2

81,655

2

Cu

42,95

3

Н2S

6,699

4

Sn

3,7

5

CS2

14,18

6

NO2

0,004

7

NH4

0,005

8

Co

0,83141

9

Fe

0,1533

10

NO3

0,266


 

 

Экономическая оценка удельного  ущерба Ув (руб. / год) от сброса источником загрязнения примесей в водоем определяется по формуле

Информация о работе Государство и рынок в охране окружающей среды