Государственная программа энергосбережения и повышения энергоэффективности на период до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Отсутствие должного объема инвестиций в основные фонды отечественной инженерной инфраструктуры на протяжении последних десятилетий, при одновременном росте объема нагрузок на коммуникации серьезно тормозят развитие экономики. Поэтому неудивительно, что внимание проблемам энергосбережения сегодня уделяется на самом высоком уровне. Так, в подписанной президентом Дмитрием Медведевым «Стратегии национальной безопасности РФ» одним из главных направлений в экономической сфере названа энергетическая безопасность, которая во многом зависит от энергосберегающих технологий. Следовательно, актуальность темы определяется особой ролью электроэнергетики страны в реформировании экономики России.
Цель данной работы: рассмотреть проблемы энергосбережения в России и пути их решения.

Содержание работы

Введение
1. Энергосбережение как энергетический ресурс
1.1 Содержание понятия «энергосбережение»
1.2 Цели и принципы энергосбережения
1.3 Задачи энергосбережения и повышения энергоэффективности
2. Проблемы энергосбережения в России и пути их решения
2.1 Современное состояние развития энергосбережения в России
2.2 Основные направления эффективного энергопотребления
2.3 Потенциал энергосбережения
3. Государственная программа энергосбережения и повышения энергоэффективности на период до 2020 года
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Проблемы энергосбережения в России .doc

— 427.00 Кб (Скачать файл)

 

2. Проблемы энергосбережения  в России и пути их решения

 

2.1 Современное  состояние развития энергосбережения  в России

 

Потребление электроэнергии в России после спада 1992-2000 гг., в 2000-2007 гг. неуклонно росло и в 2007 г. достигло уровня 1995 г. При этом пиковая  нагрузка в единой энергетической системе России зимой 2006 года превысила показатели 1993 г. и составила 153,1 ГВт [4].

В соответствии с основными  параметрами прогнозного баланса  электроэнергетики на 2008-2012 гг., энергопотребление  в России к 2012 году вырастет до 1045 млрд кВтч по сравнению с показателем 2007 г. – 939 млрд кВтч. Соответственно, ежегодные темпы роста электропотребления прогнозируются на уровне 2,2 %. Среднегодовые темпы увеличения зимнего максимума нагрузки прогнозируются на уровне 2,5 %. В результате к 2012 г. этот показатель может вырасти на 18 ГВт – с 143,5 ГВт в 2007 году до 160 ГВт в 2012 году. Таким образом, общая потребность в установленной мощности электростанций в России к 2012 г. возрастет на 24,9 ГВт до 221,2 ГВт. При этом увеличение потребности в резерве мощности в период с 2007 до 2012 г. составит 3 ГВт, а потребность в мощности электростанций для обеспечения экспортных поставок в 2012 г. вырастет на 3,4 ГВт – до 5,6 ГВт [11].

Проблемы энергосбережения относятся к актуальнейшим проблемам  глобальной постиндустриальной экономики. Для России они являются особенно важными потому, что расход энергии на единицу валового внутреннего продукта в стране в среднем на 30% выше, чем в остальных индустриально развитых странах. Из стран, входящих в десятку крупнейших потребителей энергии в мире, ни одна не потребляет больше энергии на единицу ВВП, чем Россия.

Объем неэффективного использования  энергии в России в настоящее  время равен годовому потреблению  первичной энергии во Франции.

С одной стороны, нельзя не учитывать тот факт, что более высокий уровень энергоемкости российской экономики может быть объяснен объективными, существенными причинами такими как: высокая доля энергоемких отраслей в промышленном производстве, суровые климатические условия, огромные масштабы территории страны и другие. С другой стороны, можно действительно говорить о наличии неэффективного, расточительного расходования энергетических ресурсов. Доля энергетических затрат в себестоимости российской продукции составляет 10-25%.

Уровень развития экономики, географические размеры, температуры воздуха и структура промышленности объясняют, конечно, некоторую долю российского энергетического «аппетита», но не весь масштаб энергопотребления.

Подобные объяснения, безусловно, заслуживают внимания, поскольку в России сложились уникальные условия: она занимает второе место в мире по показателю самых низких средних температур воздуха, первое место в мире по величине территории, и первое место среди республик бывшего Советского Союза по уровню индустриального развития. Однако совокупность этих факторов не объясняет в полной мере существующий уровень высокой энергоемкости в России.

В целом, чем выше ВВП какого-либо государства, чем больше его территория, ниже средние температуры воздуха  и выше доля промышленной продукции в общем объеме производства, тем выше его энергопотребление. Вкупе эти факторы объясняют большинство различий между уровнями потребления энергии в разных странах. Однако они объясняют только около 80% объема энергопотребления в России.

Оценка степени влияния разнообразных факторов на различия в уровнях энергопотребления между странами, а также степени, в которой эти факторы объясняют уровень энергопотребления в России выявила что, по меньшей мере, некоторая часть энергопотребления в России обусловлена не доходами, размером, температурой воздуха и структурой промышленности, а другими факторами.

Так, например, энергосбережение в  ЖКХ намного отстает от промышленного  и коммерческого секторов, где  чётко определена роль хозяина –  рачительного владельца, который умеет считать свои затраты. Энергосберегающие технологии фрагментарно вводятся на строящихся объектах ЖКХ, но они не стали еще системообразующей основой для энергокомплекса ЖКХ. Не закончен даже первый этап его реконструкции – повсеместно не проведена установка приборов учета тепловой энергии. В виду недостаточного финансирования ЖКХ, проблема учёта и регулирования расхода энергоресурсов второстепенна в сравнении, например, с ремонтом кровли, заменой обветшавших коммуникаций или санацией жилых домов в целом. Даже в крупных городах состояние коммунальной энергетики можно оценить как неудовлетворительное. В регионах оно еще хуже – теплоснабжение работает аварийно и малоэффективно.

Анализ показывает, что крупнейшей угрозой надежному, устойчивому энергоснабжению промышленности и особенно ЖКХ является неудовлетво-рительное состояние энергоисточников, магистральных и распределительных тепловых сетей. Участившиеся в последние годы сбои в тепло- и электро-снабжении, аварии и техногенные катастрофы в ТЭК приводят к огромным экономическим потерям в народном хозяйстве и даже к человеческим жертвам.

Рост неплатежей за энергоносители, несовершенство налоговой и тарифной политики являются причиной убыточности  многих предприятий ТЭК, что не позволяет  проводить активную инвестиционную политику.

Управляющие организации не заинтересованы в проведении энергосберегающих  мероприятий в связи с тем, что достигнутая экономия, в соответствии с Постановлением Правительства  РФ № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» от 23 мая 2006 г. подлежит перерасчету и возврату гражданам в течение года. Это ограничение не позволяет вернуть кредитные средства, поскольку сэкономленных за год денежных средств не хватает на покрытие затрат по установке узлов учета и регулирования

Однако, в результате неуклонного роста издержек на энергоснабжение и мощнейшего государственного давления на потребителей ТЭР, предприятия вынуждены принимать срочные меры по повышению энергетической эффективности. Этот же путь предстоит пройти и населению страны для снижения оплаты коммунальных услуг.

 

2.2 Основные направления  эффективного энергопотребления

 

В настоящее время  Россия разворачивается лицом к  проблеме энергосбережения и с этой целью разрабатывает реальную стратегическую политику повышения энергоэффективности. Государственная политика в области цен на энергоресурсы заключается в том, чтобы в перспективе сравнять внутренние и мировые цены на газ (увеличатся в 7 раз), нефть и нефтепродукты, электроэнергию и уголь (увеличатся в 2...4 раза). Это неизбежно приведет к дальнейшему повышению оплаты энергоресурсов.

Продвижение экономических, поведенческих, административных механизмов в области энергосбережения осуществляется органами управления государственной власти через систему мер, сводящихся к следующим:

- правового регулирования  через установление правовых, в  первую очередь законодательных,  норм и правил. Регулирование должно осуществляться как через создание отдельного законодательства непосредственно регулирующего вопросы энергосбережения, так и внесением изменений в другие нормативные акты, включая гражданское, жилищное, административное, тарифное, налоговое, бюджетное и иное законодательство. Разработка современной нормативно-правовой базы является основным условием развития энергосбережения и энергоэффективности в стране;

- административного регулирования  совместно с субъектами Российской  Федерации через введение административной ответственности за нарушение действующих нормативно-правовых актов в сфере энергосбережения;

- контрольно-надзорного  регулирования через осуществление  контроля и надзора за исполнением  обязательных требований в сфере  энергосбережения; утверждение нормативов потерь, а также через систему допусков и разрешений;

- экономического регулирования  через создание механизмов ведения  экономически оправданной предпринимательской  деятельности в сфере энергосбережения. Создание условий для доступности этой деятельности, в том числе для малого и среднего бизнеса;

- налогового регулирования  через систему льгот, акцизов  на энергорасточительные товары, отсрочку выплат налогов, льготы  на строительство особо важных  объектов и т.д., а также могут вводиться неналоговые льготы и надбавки, включая таможенные, экологические платежи;

- тарифного регулирования  через установление взаимоувязанной  системы тарифов и плат стимулирующей  повышение энергоэффективности  процессов как у энергоснабжающих  организаций, так и у потребителей;

- создания системы  общественного регулирования через  объединения потребителей и саморегулируемые  организации поставщиков;

- использования полномочий  по управлению государственными  предприятиями, акционерными обществами  с участием государства для продвижения решений о разработке программ энергосбережения предприятий, экспертизе этих программ, организации выпуска энергоэффективной продукции, исследованиях в области энергосбережения. А также через создание системы управления процессами энергосбережения в государственных учреждениях, включая армию, МЧС, МВД, ФСБ, Министерство юстиции, а также объекты федеральной собственности, переданные в управление или аренду;

- антимонопольного регулирования  через устранение и предотвращение  действий со стороны естественных монополий, препятствующих процессам повышения энергоэффективности, таких как взимание платы за недоиспользование энергии или топлива, препятствия по допуску к сетям общего пользования энергоэффективных энергоисточников, ограничения на использование не аккредитованных у организаций монополистов технологий и типов оборудования, отсутствие прозрачной системы распределения природного газа;

- разработки топливно-энергетических  балансов страны и регионов, включая  оценку уровня энергоэффективности и потенциала энергосбережения, определения минимального уровня заданий регионам по повышению энергоэффективности. Определения принципов и внедрения государственной статистической отчетности по уровню энергоэффективности процессов, товаров, организаций и муниципалитетов;

- организации технологических  и экономических научных исследований  путем создания федеральных исследовательских  центров и внедрения методов  экономического поощрения организаций,  ведущих такие исследования. Финансирования  проведения контрольных долговременных испытаний на подтверждение энергосберегающего эффекта и обеспечение доступности информации об испытаниях;

- создания системы  пропаганды энергосбережения и др.

 

2.3 Потенциал энергосбережения в России

 

Для определения путей  повышения энергоэффективности российской экономики необходимо определить, на каком уровне страна находится в настоящее время, и выявить потенциал энергосбережения.

В процессе экономического развития у каждой страны были периоды недооценки возможности и необходимости экономии энергии. Важность экономии энергии в производственной сфере определяется тем, что на каждую единицу энергии, затраченной на этой стадии, приходиться расходовать при производстве и передаче энергии около трех единиц первичного энергоресурса. Расчеты показывают, что 1% экономии энергоресурсов в России дает прирост валового внутреннего продукта на 0,35%. Вызвано это тем, что затраты на осуществление мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов в промышленности, коммунальном хозяйстве в 2-3 раза ниже по сравнению с капитальными вложениями, необходимыми для эквивалентного прироста их производства в виде природного газа, нефти, каменного угля. Следовательно, энергосбережение есть дополнительная мощность энергоисточника, так как позволяет за счет экономии энергии на энергоисточнике или у потребителя подать дополнительную энергию другому потребителю при сохранении существующих мощностей. Энергосбережение позволит растянуть на более продолжительное время ограниченные запасы высококачественных видов топлива, находящихся в земле. Оно также позволяет зарезервировать часть запасов ископаемого топлива для неэнергетических нужд: производство лекарств, смазочных и других материалов. В 2009 году ЦЭНЭФ был проведен анализ различных секторов экономики, на основании которого выявлены и сформулированы необходимые действия для реализации потенциала снижения потребления энергии. При рассмотрении периода с 2000 по 2007 годы выявлено, что энергоемкость ВВП в стране действительно достаточно быстро снижалась. Что касается того, в каких секторах в стране происходил прирост энергопотребления за 2002–2007 годы, то в последние годы активно увеличивалось потребление энергии в двух секторах – в промышленности и на транспорте (рис.1) [11].

 

Рисунок 1 - Прирост энергопотребления в 2002–2007 годах в России

 

В секторах со значительным финансовым потенциалом (промышленность и транспорт) в первую очередь  следует осуществить меры, которые не оказывают влияния на уровень цен и не предполагают субсидирования, но направлены на устранение нефинансовых барьеров. В секторах с низким финансовым потенциалом повышения энергоэффективности (производство электроэнергии и тепловой энергии) для достижения экономии необходимо в первую очередь скорректировать цены или предложить другие инструменты, которые повысят привлекательность инвестиций в энергоэффективность.

Сегодня, когда темпы  экономики начинают замедляться, и  темпы роста ВВП промышленности и жилого фонда становятся более близкими, вклад фактора структурных сдвигов существенно снижается. Если говорить о технологическом снижении энергоемкости, то за счет модернизации и замены оборудования в разных отраслях производства, которые были проанализированы ЦЭНЭФ, снижение получается очень умеренным, примерно на 1 % в год.

Информация о работе Государственная программа энергосбережения и повышения энергоэффективности на период до 2020 года