Факторы и предпосылки, обусловлившие современную экологическую обстановку в городе Москва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:23, реферат

Описание работы

В конце 1980-х - начале 1990-х годов Москва столкнулась с целым рядом экологических проблем. Одной из причин снижения экологической безопасности населения, ухудшения состояния окружающей среды, нерациональности природопользования является несовершенство механизма государственного управления. При этом несоответствие требованиям экологической безопасности проявляется на всех уровнях управления - федеральном, региональном, местном, отраслевом, а также на уровне отдельного хозяйствующего субъекта.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 32.52 Кб (Скачать файл)

Введение

В конце 1980-х - начале 1990-х годов  Москва столкнулась с целым рядом  экологических проблем. Одной из причин снижения экологической безопасности населения, ухудшения состояния  окружающей среды, нерациональности природопользования является несовершенство механизма  государственного управления. При этом несоответствие требованиям экологической  безопасности проявляется на всех уровнях  управления - федеральном, региональном, местном, отраслевом, а также на уровне отдельного хозяйствующего субъекта.Радикальное  решение экологических проблем  в Москве требует серьезных социально-экономических  и градостроительных исследований и проработок, долгосрочных и среднесрочных  программ и планов, в которых должны быть решены вопросы оздоровления наиболее проблемных территорий, строительства  экологически безопасных предприятий, объектов экологической инфраструктуры и т.д. В условиях наметившейся тенденции по экологизации перспективного развития города, направленной на улучшение состояния окружающей среды и условий проживания населения, именно в области градостроительства может быть сформирована единая природоохранная политика города.В настоящей работе комплексно освещены две группы проблем - охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Москвы, с одной стороны, и градостроительного развития территории города, включая планирование и разработку градостроительной документации, с другой. В дальнейшем будет полностью освещена лишь первая группа проблем. Особый акцент будет сделан на факторах и механизмах формирования экологической ситуации Москвы.

Москва как столица  Российской Федерации, центр столичного региона и Центрального Федерального округа

Объем производимой в Москве продукции  в 90-у годы резко упал. В последние  годы наблюдается уменьшение капиталоотдачи и рентабельности в связи с  падением объемов производства, что  влечет к снижению отчислений на природоохранные  мероприятия.В 1999г. миграционная ситуация в России не претерпела существенных изменений, и ее влияние на экологическое  состояние урбанизированных территорий относительно стабилизировалось. В  настоящее время миграционные процессы регулируются государственными органами в ограниченных масштабах, что приносит значительный экологический ущерб  территориям отдельных регионов. Экологическую напряженность и  ухудшение качества среды проживания населения создает внешняя, международная  миграция, миграционный прирост РФ за 1999г. составил около 165 тыс. чел. Миграционный прирост в Московской агломерации (Москва и Московская область) составил 88,8 тыс. чел. В Центральный федеральный  округ кроме Москвы включено 17 субъектов  РФ: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ярославская области. Таким образом, город Москва является столицей Российской Федерации, центром  федерального округа, центром столичного региона, включающего столицу и  Московскую область, и центром Московской области, географически расположенной  вокруг Москвы. В настоящее время  Московский столичный регион - один из наиболее динамично развивающихся  столичных регионов Европы, и в  силу этой динамики основными факторами  его развития должны стать эколого-градостроительные  принципы устойчивого развития, базирующиеся на достижениях в области устойчивого  развития городской среды, планирования городского пространства, развития деловых, жилых, промышленных и рекреационных  территорий крупнейших городов. Исходя из экологических приоритетов устойчивого  развития городов, городских агломераций  и урбанизированных регионов, мировой  опыт показывает, что необходима единая стратегия регулирования процесса городского развития и определения  границ перспективного использования  территории в целях сохранения ее природного своеобразия. Проблему загрязнения  атмосферы в городах Московской области определяют, главным образом, повышенные концентрации диоксида азота, оксида углерода, формальдегида, аммиака, фтористого водорода. Окислы азота  поступают в атмосферу города от предприятий энергетики, промышленности, городского хозяйства, использующих в  виде топлива газ, а также содержатся в выбросах автомобильного транспорта .В период 1993-1995гг. наблюдался устойчивый рост загрязнения атмосферы Москвы оксидом углерода за счет увеличения выбросов в атмосферу данной примеси  в связи с ростом автомобильного парка города. 1995-1998 годы характеризуются  сначала незначительным, а 1997-1998 гг. - заметным снижением уровня загрязненности атмосферы оксидом углерода, что  обусловлено мерами по ужесточению  контроля за выбросами этой примеси  в атмосферу от автотранспорта. В 1998-1999гг. вновь наметился рост средней  концентрации оксида углерода в атмосферном  воздухе города. Среднегодовая концентрация оксида углерода в 1999г. превысила ПДК  с.с., что можно объяснить как  ослаблением контроля за выбросами вредных веществ в атмосферу, так и увеличением выбросов в период работы двигателей автомобилей на "холостом ходу" (в автомобильных пробках). Изменение среднегодовых концентраций диоксида азота за этот же период показывает, что уровень загрязнения атмосферы города этой примесью значительно (более чем в два раза) превышает ПДК с.с. В период заметного уменьшения содержания в атмосфере города оксида углерода в 1997-1998гг. содержание диоксида азота резко возросло, что может быть обусловлено значительным увеличением выброса этой примеси с выхлопными газами (как результат регулировки карбюраторов двигателей автомобилей с целью достижения нормы выбросов по оксиду углерода). В период 1996-1997 гг. при достаточно стабильном уровне загрязненности атмосферы Москвы оксидом углерода наблюдалось уменьшение ее загрязненности диоксидом азота. Наиболее существенной причиной поступления оксидов азота в атмосферу Москвы являются процессы сжигания газового топлива на территории города. С середины 1996 г. началось значительное падение потребления газового топлива в городе, что могло явиться одной из причин уменьшения загрязненности атмосферы города диоксидом азота в этот период. В 1999 г. атмосферного воздуха в Москве, их них 5 случаев превышения ПДК м.р. диоксидом азота и 2 случая аммиаком (по сравнению с 1998 г. это меньше на 60%). Наибольшее количество случаев высокого загрязнения диоксидом азота зарегистрировано в Центральном административном округе, и это можно объяснить большой интенсивностью движения автотранспорта в данном округе. Случаи высокого загрязнения аммиаком зарегистрированы в Южном (Братеево) и Северо-Восточном (Туристская ул.) административных округах.

 

 Водные ресурсы (объекты)

Состояние водных объектов является важнейшим показателем  экологического благополучия города и  определяет качество вод р. Москва не только на территории Москвы, но и области. Главными загрязнителями берегов и  вод р.Москвы на территории города являются 14 предприятий нефтехимической промышленности, речного, железнодорожного и трамвайного  транспорта. Существенным источником загрязнения водотоков города остаются  .Объем сброса загрязненных сточных  вод в поверхностные водные объекты  снизился в 1999 г. на 7 % по сравнению с 1998г. и составил 2145,1 млн. м(79 % общего объема сброса сточных вод). По данному показателю Москва занимает 1-е место среди субъектов РФ. В 1999 г. качество воды в Москве-реке по течению реки характеризовалось широким диапазоном - от "грязной" до "очень грязной". Критическими загрязняющими веществами воды реки являлись соединения меди, азот, нефтепродукты. От г.Москвы до устья степень загрязненности воды реки высока и увеличивается ниже сбросов Курьяновской и Люберецкой станций аэрации. Максимальные концентрации в воде р.Москва достигали: фенолов - 40-42, соединений железа - 40-47 , соединений меди - 32-35 ПДК. Река Клязьма оценивается как "грязная" либо "очень грязная", на территории Московской области она наиболее загрязнена нефтепродуктами, нитритным азотом, соединениями меди, железа, концентрации которых составляли десятки ПДК. К наиболее загрязненным водотокам с индексом загрязнения воды (ИЗВ) от 6,8 до 7,7, классифицирующимся как "очень грязные воды", в 1999г. отнесены р.Яуза и р.Москва (от г.Москвы до устья). Стабильно высокий показатель ИЗВ на реках данного класса вызван большой загрязненностью сбрасываемых вод нитритным и аммонийным азотом, фенолами, нефтепродуктами, фосфатами, органическими веществами, медью и железом (8-16 ПДК).При этом р.Москва (в районе г.Звенигорода) классифицируется как "загрязненные воды" (4-й класс). В 1999 г. водоохранные мероприятия осуществлялись на 105 предприятиях, в том числе велись работы по строительству и реконструкции 77 очистных сооружений общей мощностью 356 тыс. м/ сут, строительству 28 систем оборотного водоснабжения общей мощностью 3,0 тыс. м/ сут. В порядке эксперимента готовятся к вводу в действие четыре очистных сооружения для очистки талых вод в районе Московской кольцевой автодороги. На сегодняшний день в городе можно определить 134 наиболее крупных водотока, из них только 39 сохранили полностью открытые русла, и, следовательно, в той или иной степени естественные природные особенности. Из этих 39 водотоков 16 - наиболее крупных, протяженностью более 2 км, являющихся ценным экологическим и ландшафтно-рекреационным потенциалом города. Около 60 рек имеют частично открытые русла, их естественные природные условия имеют островной характер, частично или целиком утрачены. Остальные реки имеют четвертую стадию техногенной трансформации: русло полностью закрыто (засыпано или канализовано), естественные природные условия нарушены. Однако многие из сохранившихся водных объектов и прилегающие к ним территории продолжают оставаться уникальными природными объектами, украшением города, его экологическим каркасом и невостребованным в полной мере рекреационным потенциалом. Естественная гидрографическая сеть города Москвы насчитывает порядка 1000 отдельных элементов, включая временные водотоки и очень малые ручейки. Наибольший ущерб экосистеме нанесен в результате создания в городе полной раздельной системы водоотведения, которая предопределила использование естественной гидросети для отведения и сброса поверхностного и дренажного стока. Интенсивное градостроительное освоение территории и невозможность обеспечения выполнения санитарных и экологических требований по качеству воды в водных объектах (поскольку с поверхностными водами в них смываются загрязнения с территории города), обусловили применение практики канализования элементов гидрографической сети с постепенным превращением ее в инженерную. Наметилась тенденция ухудшения качества воды в источниках питьевого водоснабжения московского водопровода в связи с падением степени контроля за состоянием и застройкой территории в водоохранных зонах. Москве сохраняется нерациональное использование воды. При этом потребность воды в промышленности постепенно сокращается, а в жилищно-коммунальном секторе этого пока не происходит, хотя в последние годы в этом плане есть первые оптимистичные результаты. В среднем в мире горожанин тратит на себя 400 литров воды в день, а в некоторых районах Москвы этот расход превышает 500 литров в день. В то же время в 1998г. на человека уже приходилось в среднем 470 литров воды в сутки против 580 литров в 1994-1995гг. Все еще отсутствует комплексная водосберегающая политика в городе. Нет общегородской системы промышленного водопровода. В жилищном секторе особенно велики потери воды из-за несовершенства санитарно-технической арматуры, утечек в разводящих водопроводных сетях, отсутствия регуляторов давления подаваемой воды и очень низкой экологической культуры жителей в вопросах рационального водопотребления.

Производственные  и твердые бытовые отходы

Проблема управления отходами в Московской агломерации (обезвреживание, использование и размещение) осложнена  административным устройством, разделяющим  регион на два субъекта РФ, вследствие чего перемещение отходов носит  трансграничный характер. В Москве ежегодно образуется около 13 млн.т различных  отходов. Из них 42% образуются на станциях по обработке коммунальных сточных  вод, 25% - в промышленности, 20% - в коммунальном хозяйстве и 13% - в строительной индустрии. Удаление промышленных и твердых  бытовых отходов практически  сводится к размещению отходов на существующих в Московской области 46 полигонах и 200 свалках. Объем перерабатываемых промышленных отходов в Москве составляет не более 10-15% образующегося количества, сжиганию подвергается только 8% ТБО. Все  большую актуальность приобретают  вопросы утилизации автотранспортных средств, крупногабаритных бытовых  отходов и электронного оборудования. В Москве эксплуатируется 2 мусоросжигательных завода. Основная экологическая опасность  мусоросжигательных заводов обусловлена  недостаточной очисткой отходящих  газов от вредных примесей, особенно от диоксинов и оксидов азота, а также утилизацией и захоронением токсичных золы и шлака, масса  которых составляет до 30% сухой массы  ТБО.

Земли и почвы

Критическое состояние качества земель Москвы объясняется рядом  причин, наиболее существенными из которых являются:

- отсутствие правовых  норм регулирования экологически  безопасного использования земель  различных категорий;

- отсутствие системы экономических  стимулов в рациональном использовании  земель (государственная поддержка  мероприятий по рекультивации  и улучшению земель, льготное  налогообложение, штрафные санкции  за нарушение земельного и  природоохранного законодательства  и т.д.);

- диспропорции в инвестиционной  политике;

- принятие решений на  различных уровнях управления  в области хозяйственного использования  земель без необходимого обоснования  и учета природных особенностей  территорий;

- несовершенство системы  учета качества земель, слабая  обеспеченность органов управления  информацией о состоянии земельных  ресурсов.

В основу общегородской земельной  политики должен быть положен механизм создания оптимальных ландшафтных  самовосстанавливающихся систем, в  которых функциональное использование  территорий строится на динамическом равновесии техногенных нагрузок и  восстановления природных ресурсов.По данным обследований 1999 г., в Москве отмечается умеренно опасное загрязнение  почв (от 16 до 32) цинком, медью. Содержание кобальта в почвах Краснопресненского района Москвы превышает фоновое  в 5 раз и более.Учитывая неблагополучное  состояние земель города (около 25% площадей почвенного покрова характеризуются  критическим показателем суммарного загрязнения) целесообразно проведение мероприятий по реабилитации земель.Радиационный контроль и безопасность территорий, находящиеся в ведении МосНПО "Радон", обеспечены на высоком  уровне. Все территории, предназначенные  под строительство, проходят обследование на радиационное загрязнение. Регулярно  вывозятся загрязненные грунты и  проводится рекультивация свалок (в 1996г. вывезено более 169 т, проведена  рекультивация бывшей Братеевской  свалки), что способствует оздоровлению экологической ситуации в городе.Подтопление  ведет к загрязнению грунтовых  вод тяжелыми металлами, нефтепродуктами, хлоридами, соединениями серы, а в  ряде случаев радионуклидами в результате утечки сточных вод из канализационных  сетей, инфильтрации атмосферных осадков.

 

 Основные мероприятия  по решению экологических проблем  в Москве

В области  улучшение качества атмосферного воздуха:

- разработка и реализация  общегородской (региональной) программы  "Чистый воздух";

- дальнейшее развитие  системы мониторинга загрязнения  воздуха в городе и ЛПЗП;

- разработка и применение  моделей расчета выпадения и  аккумуляции в природных средах  соединений серы, азота, углерода, окислителей, органических соединений, соединений тяжелых металлов;

- повышение технологического  уровня нефтеперерабатывающих и  химических производств, предприятий  строительной индустрии, объектов  теплоэнергетического комплекса  с целью сокращения токсичных  выбросов в атмосферу;

- снижение загрязнения  воздуха транспортными средствами;

- оценка влияния загрязнения  атмосферы на здоровье населения.

В области  рационального использования водных ресурсов и улучшения качества воды:

- разработка и реализация  программ по водным ресурсам "Москва-река" и "Малые реки";

- мониторинг качества  воды, комплексная оценка состояния  водных ресурсов города;

- снижение сбросов токсичных  веществ в водные объекты;

- разработка комплексных  подходов к водозабору, водораспределению,  очистке, использованию и сбросу  вод;

- разработка и осуществление  мероприятий, направленных на  защиту подземных вод от загрязнения.

В области  защиты почв и рационального землепользования:

- мониторинг почвенного  покрова и земельных ресурсов, оценка деградации почв;

- уменьшение загрязнения  почв токсичными химическими  веществами, в том числе тяжелыми  металлами;

- разработка и применение  методов рекультивации почв и  земель.

В области  управления опасными отходами:

- мониторинг опасных промышленных  и бытовых отходов;

- разработка и внедрение  методов и средств ограничения  распространения опасных химических  веществ из отходов в окружающей  среде;

- разработка методов,  технологий и средств обезвреживания  опасных отходов;

- разработка технологий  и методов использования опасных  и других отходов в качестве  вторичного сырья;

- разработка и осуществление  требований к малоотходным и  безотходным технологиям и рециркуляции  отходов в промышленности;

- изучение воздействия  опасных химических веществ, содержащихся  в отходах, на окружающую среду  и здоровье человека.

В области  стратегии развития промышленности, энергетики и тр

- разработка критериев,  норм по планированию и размещению  производственных объектов, функциональному  зонированию территории;

- определение экологических  критериев развития и реконструкции  транспортной системы города.

В области  административного регулирования - прямой контроль и лицензирование процессов природопользования, а также введение соответствующих нормативов, стандартов и ограничений, в том числе:

- стандартов качества  окружающей природной среды, регламентирующих  допустимое состояние воздушного  и водного бассейнов, почв и  других ее составляющих (ПДК, ПДУ  и др.);

- стандартов воздействия  на окружающую среду определенного  производственного процесса (предприятия), устанавливающих уровень выбросов (сбросов, отходов) из данного  точечного источника после применения  очистного оборудования (ПДВ, ПДС,СС, лимиты размещения отходов и  др.);

- технологических стандартов, устанавливающих определенные требования  для процесса производства или  очистных технологий (например, удельные  нормативы, "наилучшие из имеющихся  технологий" и др.);

- стандартов качества  продукции (например, содержания  вредных веществ в продуктах  питания, питьевой воде и др.).

В области  непосредственного административного  воздействия на виновников загрязнения  развитие:

- прямых запретов, применяемых  в тех случаях, когда определенные  производства или первичные ресурсы  оказывают настолько нежелательное  воздействие на окружающую среду,  что эффективным становится только  их полное запрещение (ДДТ, озоноразрушающие  вещества и др.). Данный метод  часто применяется в сочетании  с лимитированием (ограничением  масштабов воздействия), предшествующим  полному запрету;

- оценки воздействия на  состояние окружающей среды (ОВОС), служащей, в т.ч., для организации  сбора и предоставления информации  о потенциальных экологических  издержках проектов;

- разрешений и лицензий, необходимых для хозяйствующих  субъектов, желающих осуществлять (развивать) деятельность в сфере,  подлежащей лицензированию или  легально осуществлять выбросы.

В области  экономических методов управления природоохранной деятельностью  развитие:

- налогов (платежей) на  загрязнение, представляющих собой косвенные рычаги воздействия и выражаюшихся в установлении платы за выбросы (сбросы, отходы);

- платежей пользователей  за получение разрешения или  лицензии;

- субсидий, представляющих  собой специальные выплаты хозяйствующим  субъектам-загрязнителям за сокращение  выбросов (инвестиционные налоговые  кредиты, займы с уменьшенной  ставкой процента, гарантирование  займов, обеспечение ускоренной  амортизации природоохранного оборудования, компенсационные выплаты за использование  первичных ресурсов и конечной  продукции и др.);

Информация о работе Факторы и предпосылки, обусловлившие современную экологическую обстановку в городе Москва