Дальний Восток

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 16:21, реферат

Описание работы

В него входят: Хабаровский край, Камчатка, Приморье, Амурская область, Чукотка, Якутия. Территория Дальнего Востока протянулась вдоль побережья Тихого океана на 4500 км., площадь – 6,2 млн. км2 (36% от площади страны). Она располагается в зоне контрастных процессов и явлений, здесь взаимодействуют разнородные блоки земной коры, различные воздушные массы, холодные и тёплые морские течения, рядом соседствуют представители северной и южной флоры и фауны. Всё это определяет большую пестроту природных условий. Реки - богаты гидроэнергией, самая полноводная из них - Амур. Большинство городов расположены в Хабаровском крае. Также сильно развита добыча полезных ископаемых, таких как: каменного угля, бурого угля, полиметаллических и оловянных руд, нефти, природного газа, слюды, поваренной соли, алмазов, также здесь же находятся важнейшие порты востока России.

Содержание работы

1. География Дальнего Востока…………………………………………………3
2. Инвестиционный потенциал Дальнего Востока……………………………5
3. Развитие торговых отношений со странами АТР…………………………8
4. Программа развития Дальнего Востока и Забайкалья……………………12
Литература……………………………………………………………………..16

Файлы: 1 файл

Дальний Восток.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

• Энергомост "Сахалин-Япония" на основе строительстве на Сахалине тепловой электростанции на природном газе суммарной мощностью 4 млн. кВт, электроэнергия будет передаваться по линии и подводному кабелю 500 кВ с передачей в Японию до 25,5 млрд. кВтч в год.

Следующим направлением взаимовыгодного сотрудничества является воссоздание и модернизация Транссибирского контейнерного моста “Европа-АТР” за счет реконструкции Транссиба и БАМа, морских портов и магистральных автомобильных дорог.

      Транспортно-транзитная  функция Дальнего Востока может  и должна развиваться по всем  направлениям. Это касается и  морских, и железнодорожных, и авиаперевозок  и транзита.

Более того, формирование трансконтинентального коридора будет эффективным, если он будет формироваться комплексно, включая автодороги, трубопроводы, линии электропередачи, оптико-волоконную связь.

      Содействие процессам  развития широкого сотрудничества государств Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона – проблема сложная, многоаспектная и, в некоторых аспектах, дискуссионная. В то же время без практических шагов она может еще долго оставаться лишь перспективной, в то время как имеются почти все основания для реального экономического и инвестиционного сотрудничества государств этого региона.

Значение такой кооперации выходит за рамки собственно экономических эффектов. Ее роль проявляется по пяти важнейшим направлениям:

• Приобретение выгод от международного обмена энергоресурсами, передовыми энергетическими технологиями, капиталами, опытом;

• Укрепление стабильности и региональной энергетической безопасности в Северо-восточной Азии посредством создания в регионе СВА "российского сектора добычи, производства и транспорта энергоресурсов";

• Усиление условий для конкуренции на энергетических рынках СВА посредством формирования международной инженерно-технической инфраструктуры (строительство магистральных нефтегазопроводов, объединение электроэнергетических систем);

• Совместное решение глобальных и региональных экологических проблем;

• Получение мультипликативного эффекта от увязки в единую транспортно-экономическую сеть наиболее эффективных в экономическом смысле промышленные узлов и ресурсных зон РДВ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Программа развития Дальнего  Востока и Забайкалья

 

 

 

Начиная с 1990—1991 гг. Дальний Восток, если иметь в виду государственную экономическую политику, фактически погружен в систему автаркичного развития. Политика по отношению к Дальнему Востоку была

сформулирована как политика экономической автаркии. Это значит, что территория Дальнего Востока и Забайкалья фактически оказалась отделена помощью транспортного и энергетического барьера, который очень прочно экономически «отрубил» всю эту территорию от национального рынка.

Я хочу привлечь внимание к 1996 г., потому что тогда, в значительной степени оперируя действительно пиковым положением, которое ложилось

На Дальнем Востоке в связи  оторванностью от внутреннего рынка, дальневосточные губернаторы подвигли Президента РФ Б.Н. Ельцина подписать указ о разработке очередной государственной программы развития Дальнего Востока и Забайкалья для того, чтобы решить проблемы региона.

Ельцин подписал указ, в соответствии с которым была разработана

президентская программа на 1996—2005 гг. Она была утверждена в 1996 г.

Было выделено три основных цели:

во-первых, закрепить население, потому что на границе живет 100 млн. китайцев, а на Востоке 7 млн. россиян;

во-вторых, компенсировать транспортные расходы, чтобы привязать Дальний Восток к национальному рынку;

в-третьих, компенсировать энергетические затраты для того, чтобы издержки производства на Дальнем Востоке не мешали продукции дальневосточных производителей конкурировать на национальном рынке.

Для чего была затеяна корректировка президентской программы до

2005 г.? По очень простой  причине: Министерство экономического  развития в Для чего была затеяна корректировка президентской программы до

2005 г.? По очень простой  причине: Министерство экономического развития

все время критиковали в Государственной Думе за то, то оно не выделяет

достаточно средств Дальнему Востоку в соответствии с утвержденной

программой. Значит, надо было откорректировать программу и пообещать

столько средств, сколько действительно дадут, то есть на порядок

меньше. В рамках подписанной Ельциным в 1996 г. программы до 2005 г. при продолжающемся падении производства, когда стагнация экономики не была преодолена, пообещали, что на Дальнем Востоке с помощью всевозможных мероприятий, которые  так и не попали в  программу всевозможных институциональных инноваций, будет вложено за 10 лет 75 млрд. долларов по курсу на тот момент — примерно 5,5 рублей за доллар. Из них 18 млрд. долларов будут инвестициями из бюджета.

Примерно половина этих инвестиций была обещана из федерального бюджета, вторая половина — из региональных бюджетов субъектов федерации. Предполагалось, что на 1,2 млн. человек увеличится и численность населения.

Задачи программы до 2005 г.

• Создание равных условий для региона.

• Снижение (компенсация) транспортных и энергетических тарифов.

• Обеспечение энергетической безопасности.

• Закрепление населения.

• Структурная перестройка экономики.

• Активная интеграция в АТР.

Что получилось? К началу 2001 г. из этого мало что получилось, и

наиболее ощутимый провал был в населении, потому что вместо прироста

примерно в 700 тыс. человек за этот первый программный период получили

новое падение населения. Ничего с этим сделать не удалось. Не добрали и

по всем остальным показателям: по продукции, по ВРП, по инвестициям.

Как выглядела утвержденная Ельциным стратегия по затратам за эти 5

лет? Всего из того, что намеривались вложить в Дальний Восток, вложили

10 %, примерно столько же  вложили и из федерального  бюджета. Больше не

получилось, и, соответственно, среди всех регионов Российской Федерации

дальневосточный регион продолжал по численности населения выделяться

отрицательными показателями. Продолжала нарастать безработица.

 К 2001—2002 гг., когда встал вопрос о корректировке утвержденной

программы для Дальнего Востока, основные показатели Дальнего Востока

выглядели следующим образом: за время действия программы никаких

больших достижений не удалось добиться. Правда, некоторые исключения

представляют собой инвестиции, которые начали на Дальнем Востоке расти

довольно быстро по сравнению с Российской Федерацией, начиная с 2000 г.

Пик чистого экспорта на Дальнем Востоке после 1992 г. был достигнут

к 1996 г., и такой быстрый рост экспортных показателей, конечно, помог

Дальнему Востоку произвести замещение внутреннего национального рынка

на внешний рынок. Но после 1996 г. практически

экспорт вышел на плато. Само плато поддерживается только благодаря

тому, что в период 1997—2001 гг. было много больших и стабильных

экспортных заказов на производство вооружения, главным образом, боевых

самолетов, которые производятся в Комсомольске-на-Амуре.

Если говорить вообще о машиностроении Дальнего Востока, то сейчас на

60 % это машиностроение  Хабаровского края, а в Хабаровском  крае все

машиностроение на 90 % — это один завод в Комсомольске-на-Амуре,

который производит самолеты «СУ». Много самолетов в Китай продают —

хорошая экономика и хороший бюджет, мало самолетов в Китай продают или совсем не продают — полная беда наступает не только для экспорта, но и для бюджета.

А если в целом говорить о том, как Дальний Восток выходит, и как он

может выйти во внешний мир, то обращает на себя внимание экспортная

структура по основным товарам в 2000 г. (см. Приложение, рис. 10) Весь

экспорт концентрируется в очень ограниченной номенклатуре, и если

посмотреть, то основной экспорт в Китай — это машины и оборудование.

Это те самые боевые самолеты, больше никакого машинного оборудования

туда не идет. Если в первой половине 1990-х гг. туда еще реэкспортом

шли через Дальний Восток белорусские большегрузные автомобили, то

сейчас это почти исключительно боевые самолеты. В остальном же это

древесина и рыбная продукция, немного нефтепродуктов, которые идут в

основном в Корею. Это вся товарная номенклатура, которую способен

экспортировать Дальний Восток.

Эти рынки мало мобильны. Дальний Восток практически полностью выбрал

емкость этих рынков на сегодняшний день.

Столь же узкой является номенклатура и по импорту основных товаров.

Но импорт не является важной сферой деятельности на Дальнем Востоке,

поскольку основным является все-таки экспорт.

Было много разговоров об иностранных инвестициях, и действительно,

для Дальнего Востока иностранные инвестиции играют более заметную роль,

чем для России в целом. Но в 1998—1999 гг. и позднее это в основном

были шельфовые инвестиции в Сахалин.

Какие возможности в принципе есть у региона? Их три. Это отсутствие

инфраструктурных ограничений, наличие пока еще эффективных природных

ресурсов и сравнительно благоприятный инвестиционный климат.

Существуют угрозы для региона, их гораздо больше. Для того, чтобы их парировать, была предложена новая программа до 2010 г. Структура целей этой программы мало отличается от той, которая была в программе 2005 г.

Новинки, которые здесь появились, чисто стратегические, связаны с тем,

что предлагается сделать упор на несколько «изюминок»: Дальний Восток —

это место, где надо развивать международные транспортные коридоры;

Дальний Восток — это транзитный регион, надо заниматься транзитом.

 

 

Литература

 

1. Интервью полномочного представителя президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Константина Борисовича Пуликовского. Журнал «Валовой внутренний продукт» №3, июль 2004

2.  “Российский Дальний Восток в Азиатско-тихоокеанском регионе: проблемы и перспективы” Доклад Губернатора Хабаровского края, член-корреспондента РАН В.И. Ишаева на международной научной конференции “Дальний Восток России: плюсы и минусы экономической интеграции” ИЭИ ДВО РАН, 25-26 ноября 2003 г

3. Региональная экономика: Учеб. пособие/ Под ред. М.В.Степанова - М.:ИНФРА-М, Изд-во Рос. экон. акад., 2000.

4. Стратегия регионального развития: Дальний Восток и Забайкалье. Материалы  Семинара «стратегия развития» от 27 октября 2003 г. Москва

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Дальний Восток