Анализ социально-экономического положения города Перми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования в курсовой работе является социально-экономическое развитие города Пермь.
Целью курсовой работы является проведение анализа социально-экономического положения города Пермь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I. Понятие и методики анализа социально-экономического положения муниципального образования…………………………………………………….5
Определение и характеристика муниципальных образований………...…5
Сравнительная характеристика методик анализа и оценки социально - экономического положения МО …………………………………………8
Глава II. Характеристика объекта исследования………………………………..13
2.1. Общие сведения об объекте исследования………………………………13
2.2. Социальное развитие……………………………………………….………14
2.3 Характеристика социальной сферы…………………………………….18
2.4. Экономика муниципального образования………………………………..25
2.5. Сравнительная характеристика статистических показателей г. Перми и края……………………………………..…………………………………………..26
Глава III. Анализ проблем муниципального образования и выявление путей их решения……………………………………………………………………………30
3.1. Оценка положения города Перми, SWOT-анализ ………………………30
3.2. Ранжирование проблем муниципального образования и нахождение путей их преодоления…………………………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………...…38
Список используемой литературы……………………………………………….41

Файлы: 1 файл

Анализ социальноэкономического положения гПермь.doc

— 696.00 Кб (Скачать файл)

         Поэтому, основываясь на практической деятельности в российских городах, разработчики попытались найти ограниченное количество наиболее важных для каждой сферы городской жизни показателей (индикаторов), отражающих качественные процессы в городской экономике и социальной сфере. Использование ограниченного числа индикаторов позволит при относительно небольших усилиях организовать оперативный мониторинг (например, с периодичностью раз в квартал / раз в полгода / раз в год в зависимости от характера отслеживания первичных данных).

         Таким образом, система показателей не создается громоздкой, перегруженной информацией. В то же время она будет достаточной для первичного анализа ситуации в муниципальных образованиях, определения ключевых проблемных сфер и “точек роста”. Хранение, обработка, передача информации будет проводиться с использованием компьютерной техники. В дальнейшем обозначенные с помощью данной системы показателей вопросы могут быть изучены дополнительно, на основе вновь собранной информации, ее уточнения и более глубокой обработки.

  1. Возможность насыщения системы достоверной информацией и сопоставимость показателей во времени и пространстве. Система показателей должна быть реалистичной, то есть включать показатели, которые фактически могут быть получены, причем на постоянной основе. Исключительно важное условие формирования системы показателей - сопоставимость показателей во времени и пространстве, необходимая как для отслеживания динамики социально-экономических развития, так и для сопоставления муниципальных образований друг с другом, сравнений данных показателей со средними значениями по регионам, стране в целом, в других странах.

         При разработке системы показателей в качестве основы использовались стандартные классификации, разработанные Госкомстатом. Кроме того, в систему включались показатели, для которых требуется информация, не представленная в стандартных статистических классификациях. В эту категорию попадают данные отраслевого характера (они, как правило, существуют в качестве “внутренней" информации в различных отраслевых подразделениях - ЖКХ, пассажирского транспорта и др.), оценочные данные и некоторые прочие. Возможны также ситуации, когда для отдельных показателей потребуются дополнительные исследования, однако целесообразность использования таких показателей в соотнесении с затратами на их получение предстоит оценить дополнительно.

  1. Возможность расширения пространственных и временных границ. Изначально система показателей создавалась с целью разработки и последующего отслеживания хода выполнения программ социально-экономического развития, разработанных в 1998-1999 г. г. в российских городах с участием Фонда "Институт экономики города". В числе этих городов были Нижний Новгород, Саратов, Ярославль, Калининград, Хабаровск, Чебоксары, Арзамас, Дзержинск и некоторые другие.

          В дальнейшем задачи системы показателей расширились. По мере накопления достаточного массива данных увеличивается возможность проводить аналитические исследования, включая прогнозные. Система ориентирована в основном на города, с которыми работает Фонд “Институт экономики города”, а также на муниципальные образования, заинтересованные в непосредственном контакте и интерактивном информационном обмене с Фондом. На начальном этапе существования системы в основном отслеживалась ситуация в городах, однако в принципе система ориентируется на работу с муниципальными образованиями различного статуса.

          С самого начала система создавалась не только для простого позиционирования муниципальных образований, но и для отслеживания динамики их развития. Ориентация на ее “динамический" характер остается в числе принципиальных установок. С учетом этого сбор информации проводится с ретроспективой, с последующим накоплением данных.        Принципиально важно еще раз отметить необходимость ориентации на отлаженную, стабильную информационную базу, которая обеспечила бы преемственность временных динамических рядов.

  1. Открытость системы показателей для пользователя. Практика показывает, что прозрачность и доступность информации о социально-экономическом развитии муниципального образования во все большей мере становится одним из решающих условий для привлечения инвесторов, а также для эффективного использования муниципальных ресурсов. Открытие информации о муниципальном образовании - существенный элемент городской маркетинговой программы и вполне отвечает принципу: лучше наличие отрицательной информации о муниципальном образовании, чем ее полное отсутствие.

         Потребителями информации - как первичной (по выборке), так и вторичной, получаемой в результате аналитической обработки базы данных Фонда “Институт экономики города” о муниципальных образованиях, - должны стать участники данной информационной программы. Кроме того, в числе потребителей предполагаются органы государственной власти (региональные и федеральные), общественные организации, научные и образовательные организации, консалтинговые структуры.

        6. Однозначная интерпретация показателей. Этот критерий является существенным условием сопоставимости показателей. Определения показателей и способы их расчета основаны на единой методологии.

        Разработка методологии включает следующие основные этапы:

  1. идентификация явлений и процессов, подлежащих статистическому изучению, формулирование целей, ради которых должны быть исчислены те или иные показатели, определение типа данных, требующих разработки;
  2. определение содержания показателей;
  3. определение методов оценки показателей, процедур обработки первичных данных с целью получения обобщающих показателей;
  4. определение основных источников данных, необходимых для исчисления показателей.

          Необходимо подчеркнуть, что данная система индикаторов не была предназначена для детального описания ситуации в муниципальных образованиях. Она лишь давала "срез" ситуации и возможность проследить изменение тех или иных параметров муниципального развития в динамике и в сравнении с другими муниципальными образованиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Характеристика объекта исследования

2.1 Общие сведения  об объекте исследования

    Объектом исследования в данной работе является город Пермь Пермского края.

     Пермь - город на востоке европейской части России, административный центр Пермского края. Пермь современная - это крупный многоотраслевой промышленный центр, третий по площади город России после Москвы и Санкт-Петербурга (799,68 кв. км). Город вытянут вдоль реки Камы и по протяженности занимает третье место после Санкт-Петербурга и Сочи.

     В Перми пересекаются трансконтинентальные железнодорожные, автомобильные и воздушные линии с водным путем в Северную и Южную Европу. Пермь находится на перекрестке магистральных воздушных линий. Аэропорт республиканского значения «Большое Савино» имеет статус международного, осуществляет регулярные авиаперевозки в города России и зарубежья, имеет таможенную и пограничную службы.

Пермь - это речной порт на Каме, которая является предметом особой гордости пермяков.

Река Кама - крупнейший левый приток Волги, главная река Западного Урала, водная магистраль Перми. По протяженности это пятая река Европейского материка: длиннее её лишь Волга, Дунай, Урал и Днепр. Протяженность в современном зарегулированном состоянии равна 1805 км. Кама - одна из наиболее водоносных рек страны, она принимает более двухсот значительных притоков и по многоводности может спорить с Волгой. С древнейших времен Кама была главным путем торговли для народов, населявших её берега. Уже в 11 веке здесь появлялись русские челны.

 

 

 

2.2 Социальное  развитие

2.2.1 Демографическая характеристика населения муниципального

образования.

        Население - это важнейшая функциональная подсистема муниципального образования. Анализ демографических показателей необходим для понимания процессов, происходящих с населением МО и, соответственно, для разработки мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации.

 

       Таблица  2.2.1.1Численность населения города Пермь 2005-2009гг.

 

Наименование  показателя

2005

2006

2007

2008

2009

Численность постоянного  населения,

тыс. чел.

 

 

998,7

 

 

993,3

 

 

987,2

 

 

985,8

 

 

985,8


 

       Таблица  2.2.1.2 Темпы роста численности населения города Пермь

 

 

2006

2007

2008

2009

Базисные

99,5%

98,8%

98,7%

98,7%

Цепные

99,5%

99,4%

99,9%

100%


 

 

      Таблица 2.2.1.3 Темпы прироста численности населения города

 

 

2006

2007

2008

2009

Базисные

-0,5%

-1,2%

-1,3%

-1,3%

Цепные

-0,5 %

-0,6%

-0,1%

0%


 

      Из данных таблицы видно, что численность населения города Пермь уменьшилась на 12,9 тыс.чел или на 1,3%. Особенно начала уменьшаться численность в 2006,2007 годах, а в 2008 и 2009 гг. не изменялась. Изменения были незначительны.

 

      Таблица 2.2.1.4 Половозрастная характеристика

 

 

2005

2006

2007

2008

2009

мужчин

448,7

445,6

442,3

442,3

441,6

женщин

550,0

547,8

544,9

543,6

543,4


 

 

       Таблица 2.2.1.5 Темпы роста мужчин и женщин

   

2006

2007

2008

2009

Базисные

Муж

99,3

98,6

98,6

98,4

Жен

99,6

99,1

98,8

98,8

Цепные

Муж

99,3

99,3

100

99,8

Жен

99,6

99,5

99,8

100


 

Вывод: в связи со снижением  общей численности населения снижается численность, как мужчин, так и женщин. В базисном периоде с 2006 по 2009  численность мужчин уменьшается. Количество женщин преобладает над количеством мужчин.

 

Таблица 2.2.1.6 Распределение по возрастным группам (тыс. чел.)

 

 

2005

2006

2007

2008

2009

Моложе трудоспособного

156,7

152,2

153,2

168,2

152,1

Трудоспособный

645,6

643,5

641,4

644,5

640,1

Старше трудоспособного

196,4

197,6

192,6

196, 6

191,8


 

  

  Рисунок 2.2.1.1 Удельный вес каждой группы в общей численности населения на 2009 г.

 

Коэффициент общей нагрузки = 537

Коэффициент замещения = 238

Коэффициент пенсионной нагрузки = 300

Средний возраст населения = 40 лет.

  Вывод: на тысячу человек в трудоспособном возрасте приходится 238 человек моложе трудоспособного возраста и 300 человек старше трудоспособного возраста. Общая нагрузка составляет 537 человек.

  Заметны кризисные процессы в обществе: доля лиц старше трудоспособного возраста превышает 8%, значит, общество характеризуется как старое – происходят процессы старения населения, в тоже время доля молодых людей достаточно невелика, значит, наблюдаемая тенденция сохраняется.

 

 

 

 

 

 

  

   Таблица 2.2.1.7 Естественное и механическое движение населения (чел)

 

2005

2006

2007

2008

2009

Количество родившихся

10033

10000

10 094

11300

11 926

Количество умерших

14734

13700

13 167

13300

12 984

Естесственный прирост (убыль)

-4701

-3700

-3 073

-2000

-1 058

Коэффициент рождаемости

10,1

10,09

10,2

11,5

12,1

Коэффициент смертности

14,8

13,8

13,3

13,5

13,2

Коэффициент естественного  прироста (убыли)

-4,7

-3,7

-3,1

-2,0

-1,1

Прирост (убыль) населения  за счет миграции

-652

473

-

-548

1 737

Коэффициент механического  прироста

-0,7

-1,2

-

-0,5

1,8

Информация о работе Анализ социально-экономического положения города Перми