Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 00:58, контрольная работа

Описание работы

Мировая практика по управлению качеством выработала методы и приемы, действенность которых подвергать сомнению, нет оснований. Мировой опыт управления качеством продукции показал, что обеспечить стабильное качество изделия невозможно, если не добиться стабильности качества исходных материалов. Поэтому отмечается тенденция к все более тесному взаимодействию изготовителя изделий с поставщиками сырья, материалов, комплектующих деталей. Это имеет место, как в развитых, так и развивающихся странах, хотя и в разной форме. Не случайно процедуру выбора поставщика международный стандарт предлагает как элемент системы обеспечения качества.

Содержание работы

Введение 3
1. Управление качеством продукции в Японии. Организация кружков качества, их преимущества и недостатки 5
1.1 Японские модели управления качеством 5
1.2 Кружки качества в Японии 9
1.2.1 Преимущества и недостатки кружков качества 15
2. Правовые основы стандартизации 17
3. Закон РФ «О техническом регулировании», его структура и содержание 22
Заключение 26
Библиографический список 27

Файлы: 1 файл

тема 16 Управл Кач готово.docx

— 122.61 Кб (Скачать файл)

3. Кружки качества создают  условия для повседневного роста,  развития творческих способностей  человека.

Основная  цель деятельности кружков качества:

• изыскивать дополнительные возможности для эффективного управления со стороны мастеров и линейного руководства нижнего уровня, способствовать их саморазвитию;

• поднять уровень трудовой морали рабочих на производстве и  создать атмосферу, в которой  усилится сознательное отношение каждого  члена трудового коллектива к качеству и к недостаткам на производстве;

• функционировать как  «ядра» общей системы управления, что обеспечит поддержку и внедрение политики обеспечения качества продукции.

По мнению основателя и  теоретика управления качеством в Японии Исикава Каору, для организации кружков руководителям необходимо следовать следующими принципами:

• добровольности. Кружки должны создаваться на добровольной основе, а не по команде сверху.

• саморазвитие. Члены кружка должны проявлять желание учиться.

• групповая деятельность.

• применение методов управления качеством.

• взаимосвязь с рабочим местом.

• деловая активность и непрерывность функционирования.

• взаимного развития. Члены кружка должны стремиться к расширению своего кругозора и сотрудничать с членами других кружков.

• атмосфера новаторства и творческого поиска.

• всеобщего участия в конечном итоге. Конечной целью кружков качества должно стать полноценное участие всех рабочих в управлении качеством.

• осознание важности повышения качества продукции и необходимости решения задач в этой области.

 

Реализация  в кружках качества положительной  мотивации труда.

Мощным резервом повышения  производительности и качества является положительная мотивация труда. Рабочие должны чувствовать себя полноправными членами коллектива, быть уверенными в том, что руководство относится к ним справедливо, учитывает их нужды и думает об их благополучии. Только в этом случае у них будет соответствующее «рабочее настроение». Эта проблема становится все более важной по мере повышения уровня жизни и уровня образования в стране.

Иерархия человеческих потребностей сформулирована американским ученым Маслоу. По мере удовлетворения потребностей одного уровня они перестают служить мотиваторами, и возникают новые потребности более высокого уровня. Материальные потребности постепенно сменяются духовными.

Поскольку с развитием  человека как личности расширяются  его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворены. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации.

В 70-е годы проблема положительной  мотивации труда получила новое  развитие. В работе Нисибори, формулируется альтернатива принятой в большинстве стран мира такой организации труда. По мнению Нисибори, труд человека должен включать три фактора:

  1. творческий элемент (работа мысли);
  2. элемент активности (собственно труд);
  3. социальный элемент (удовлетворение).

В повседневной работе рабочего в рамках принятой системы труда  первый и третий факторы обычно отсутствуют.

Внедрение кружков  качества на японских предприятиях явилось  в значительной степени реализицией концепций Маслоу и Нисибори.

Добровольное участие  рабочих в кружках качества пропагандируется организаторами кружков как надежный путь к удовлетворению индивидуальных потребностей. Действительно:

1. творческий труд в  кружке стимулирует активность  и снимает утомляемость, повышает интерес к работе;

2. постоянная учёба в  кружке повышает квалификацию  рабочего, успехи и достижения повышают его ценность как работника для фирмы, поощрения руководства увеличивают его уверенность в завтрашнем дне;

3. гарантируют обеспеченность в будущем;

4. работа в кружке, где  обеспечивается атмосфера человечности, доброжелательности, внимания, повышает чувство коллективизма, удовлетворяет социальные потребности;

5. успешная работа в  кружке, рациональное решение возникающих  проблем, приносящее прибыль фирме,  повышает значимость кружка, способствует появлению чувства собственного достоинства членов кружка;

6. в кружках качества  обеспечиваются возможности свободного  высказывания суждений и оценок, внесения предложений, творческого самовыражения.

Успехи Японии в деле использования  структурированного метода участия работников и повышения качества побудили в начале 70-х годов скопировать этот подход в США, а затем – в других странах. Внедрение гибких автоматизированных систем и такой формы организации производства, как «точно вовремя», активизировало развитие групповых форм рационализаторского движения. Кружки качества и их разновидностям отводится промежуточное место между традиционными методами организации труда и самоуправляемыми производственными группами. 

Следует отметить, что западные фирмы, создавая кружки качества, ожидали  получить такой же успех, как японские фирмы. Однако, недоучет таких факторов, как различия в культурных и национальных традициях, недостаточная подготовленность фирм и персонала, определенный консерватизм управленцев и настороженное отношение профсоюзов, не дал ожидаемого результата. Кроме того, в Японии деятельность кружков качества основана на системе «пожизненного найма», при который размеры заработной платы и социальных выплат растут при увеличении стажа работы и возраста, а также деления всех занятых на «постоянных» и «временных» работников. Последние не имеют гарантии занятости. В Японии активная творческая деятельности в кружках качества – это показатель их «важности», полезности и лояльности фирм, гарантии не быть переведенным во «временные» работники.

Этим объясняется тот  факт, что  материальное вознаграждение за рационализаторскую деятельность в Японии минимальное, а эффект – максимальный. Во внимание принимаются все предложения, имеющие какое-либо влияние на улучшение организации трудового процесса. В США учитываются только предложения, дающие принципиальное решение тех или иных производственных вопросов

В последние годы круг вопросов кружков качества значительно  расширился за счет включения следующих проблем: повышение производительности труда, энергосбережение, экология, создание на рабочих местах благоприятной обстановки и т.д. Часто эти кружки имели другие названия. В литературе встречаются следующие виды общественных объединений работников иностранных фирм для решения производственных задач: проблемно-ориентированные бригады, специализированные бригады, самоуправляемые бригады.

Заседание кружков - единственный вид непроизводственной деятельности, разрешенной в рабочее время. Заседания еженедельные.

 Если кружки собираются  после работы, то компания выплачивает  компенсацию, как за сверхурочное  время. Лозунги кружков качества: «Качество определяет судьбу предприятия»; «Что сегодня кажется прекрасным, завтра - устареет»; «Думай о качестве ежеминутно».

   После регистрации  Японским союзом ученых и инженеров  (JUSE) и соответствующей публикации  в журнале «Мастер и контроль  качества» кружок получает официальный статус. Регулярно проводятся цеховые и заводские конференции кружков качества. Дважды в год конференции кружков качества проводятся на уровне всей компании. Проводятся и все японские съезды представители кружков качества.

1.2.1 Преимущества и недостатки кружков качества

 

Кружки качества имеют  свои преимущества и недостатки. К первым относятся развитие и рост квалификации персонала, повышение производительности труда, рост удовлетворенности трудом и самореализации, развитие демократических начал в управлении, совершенствовании планирования, растущую кооперацию между работниками и др. Вместе с тем отмечают недостатки: дополнительные капвложения на внедрение мероприятий (предложений), первоначальное падение производительности труда, недопроизводство продукции из-за проведения собраний в рабочее время, либо дополнительных затрат на оплату сверхурочных часов работы, если собрания проводятся во внеурочное время. Имеет место и оппозиция со стороны управляющих, угроза потери позиций некоторых групп работников (прежде всего – молодых и пожилых); рост недоверия между руководителями и подчиненными и др. Тем не менее, кружки качества не потеряли своего значения и в настоящее время.

 

.

 

 

«Думай о качестве ежеминутно!» 


«Что сегодня кажется  прекрасным, завтра - устареет»

«Качество определяет судьбу предприятия»

После регистрации Японским союзом ученых и инженеров (JUSE) и  публикации в журнале "Мастер и  контроль качества" кружок получает официальный статус


Принципиальное отличие японской практики по организации кружков качества – ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ СНИЗУ ВВЕРХ (с мастеров и рядовых работников, но не с руководства высшего звена). Это означало медленный рост, но полную поддержку со стороны работников, что явилось одной из причин успеха движения



Координатор кружка качества согласовывает программы по внедрению кружков качества с руководством организации



 

Рисунок 1 – Сущность понятия  «кружок качества»

 

 

2. Правовые основы  стандартизации

 

Правовые основы стандартизации в России установлены  Законом Российской Федерации «О стандартизации». Положение Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями.

Закон определяет меры государственной  защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.

Сущность  стандартизации в РФ закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в  соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (например, природные и техногенные катастрофы); к обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Кроме  данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ, например, Федеральным Законом «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов РФ “ О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг» (1995 г.); Постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполнение Закона «О стандартизации», приказами Госстандарта РФ. Например, приказом Госстандарта РФ утвержден «Порядок проведения Госстандартом России Государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией».

Закон «О стандартизации» регламентирует:

  • организацию работ по стандартизации,
  • содержание и применение нормативных документов по стандартизации,
  • информационное обеспечение работ по стандартизации,
  • организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов,
  • финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзову,
  • стимулирование применения государственных стандартов,
  • ответственность за нарушение положений Закона «О стандартизации».

На основании  правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в России.  

 Принципы стандартизации следующие:

1) целесообразность разработки  стандарта определяется путем  анализа его необходимости в  социальном ,экономическом и техническом аспектах;

2) приоритетным направлением  стандартизации является безопасность  объекта  стандартизации для человека и окружающей Среды, обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;

3) стандарты не должны  быть техническим барьером в  торговле. Для этого необходимо  учитывать международные стандарты  (и их проекты), правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран;

4)  разработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено мнение каждого по всем вопросам, представляющим взаимный интерес;

Информация о работе Управление качеством