Управление качеством в проекте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие основной экономической проблемы: улучшения качества продукции на предприятии «Nokia».
Задачи исследования:
1) изучить пути реализации концепции TQM в современных условиях;
2) проанализировать деятельность предприятия «Nokia» по Всеобщему управлению качеством;
3) разработать проект мероприятий по улучшению деятельности предприятия «Nokia» в соответствии с концепцией TQM.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...………………………...3
1 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ПРОЕКТЕ…………………………………….5
1.1 Теоретические основы управления качеством…………...……………………5
1.2 Реализация принципов управления качеством на современных предприятиях.………………………………………………………………………11
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Nokia ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ…….………………………………………………………………...18
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия …………………...18
2.2 Организация – социально-экономическая система управления…………….21
2.3 Организационная структура управления предприятия………………………25
2.4 Функции и методы менеджмента качества…………………………………...27
3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………30
3.1 Систематический метод профилактики дефектов……………………………30
3.2 Метод структурирования функций качества…………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………….....................42

Файлы: 1 файл

тема 2.doc

— 1.72 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...………………………...3

1 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ПРОЕКТЕ…………………………………….5

    1. Теоретические основы управления качеством…………...……………………5
    2. Реализация принципов управления качеством  на современных предприятиях.………………………………………………………………………11

2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИ Nokia  ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ…….………………………………………………………………...18

2.1 Организационно-правовая  характеристика предприятия …………………...18

2.2 Организация  – социально-экономическая система  управления…………….21

2.3 Организационная структура управления предприятия………………………25

2.4 Функции  и методы менеджмента качества…………………………………...27

3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………30

3.1 Систематический метод профилактики дефектов……………………………30

3.2 Метод  структурирования функций качества…………………………………35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………….....................42

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Качество проекта - целостная совокупность характеристик  объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Управление качеством проекта включает следующие процессы, обеспечивающие выполнение проекта. Планирование качества - определение стандартов качества, применимых к проекту, и мер, необходимых для их достижения. Обеспечение качества - регулярная оценка общего хода выполнения проекта для обеспечения соответствия принятым стандартам качества.

Контроль качества - контроль результатов проекта для определения их соответствия принятым стандартам качества и определение путей устранения причин неудовлетворительного выполнения. Современная концепция менеджмента качества имеет в своей основе следующие основополагающие принципы:

- качество является неотъемлемым  элементом проекта в целом, а  не некой самостоятельной функцией управления;

- качество рассматривается с  позиции потребителя, то есть оно должно соответствовать требованиям потребителя, а не изготовителя;

- ответственность за качество  должна быть адресной; внедрение  новых технологий - необходимое условие для реального повышения качества; повышения качества можно добиться только совместными усилиями всех работников предприятия;

- контроль рабочего процесса - контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат (продукцию);

- политика в области качества должна быть продуманной составляющей обшей политики предприятия.

Целью курсовой работы является раскрытие основной экономической проблемы: улучшения качества продукции на предприятии «Nokia».

Задачи исследования:

1) изучить пути реализации концепции TQM в современных условиях;

2) проанализировать деятельность  предприятия «Nokia» по Всеобщему управлению качеством;

3) разработать проект мероприятий  по улучшению деятельности предприятия  «Nokia» в соответствии с концепцией TQM.

В современной рыночной экономике конкурентоспособность выпускаемой предприятием продукции определяет жизнеспособность данного предприятия. Одним из главных факторов, влияющих на конкурентоспособность продукции, работ и услуг, является их качество. Программа улучшений разрабатывается с целью увеличения конкурентоспособности фирмы, а значит с целью определения направлений развития фирма.

Наиболее эффективный путь повышения конкурентоспособности продукции, работ услуг – умение оперативно управлять качеством продукции в зависимости от меняющихся запросов потребителей при минимальных затратах на обеспечение этого качества. Наилучший результат дает комплексное использование методов TQM, инструментов управления и контроля качества.

 

1 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ПРОЕКТЕ

 

    1. Теоретические основы управления качеством

 

Качество проекта — совокупность атрибутов качественного и количественного характера, зависящих от соответствующих характеристик продукции, деятельности и услуг по проекту. Качество рассматривается в разрезе стратегий, планов, процедур, проектных решений, материально-технического обеспечения и объединяется системой поддержки качества в рамках так называемого всеобщего управления качеством [8, с. 71].

Под качеством проекта понимается выполнение работ по созданию продукта проекта в соответствии с согласованными требованиями заказчика или в соответствии с техническим заданием в заданные сроки и без превышения плановой сметы.

Если в компании уже внедрена система менеджмента качества (СМК, или Total Quality Management), есть служба качества, прописаны процедуры и стандарты, то в таком случае часть вопросов по управлению качеством реализуемого компанией проекта уже снята. Существующие культура и технология управления качеством в компании переносятся и на проект.

Очень часто в действительности компании не имеют возможности за реализацией текущих операционных задач уделять должное внимание качеству; соответственно, это переносится и на управление качеством проекта. В качестве примера можно привести отрасль ИТ 20 лет назад, где из-за недостатка внимания к качеству:

• 15% всех проектов, связанных с программным обеспечением, так и не достигли своего завершения;

•   превышение стоимости проектов на 100-200% являлось обычным явлением.

Превышение стоимости «всего лишь» на 30% в отрасли разработки программных продуктов считается настоящим успехом.

Управление качеством в проекте включает ряд типовых процессов: планирование качества, процесс обеспечения качества (выполнение плановых работ по качеству) и процесс контроля качества. Как и в случае других областей знаний по управлению, эти процессы пересекаются друг с другом. Фактически управление качеством выполняется в течение всего жизненного цикла проекта. Управление включает в себя работу с соответствующей документацией, являющейся частью документооборота компании.

Участники процессов обеспечения качества, процедуры, документация, информационные системы, приборы/инструментарий вместе представляют систему обеспечения и контроля качества проекта, необходимую для того, чтобы выполнение каждого проекта качественно удовлетворяло потребности (цели, требования и ожидания) всех заинтересованных сторон (участников проекта), и в первую очередь заказчика и потребителей [5, с. 49].

Планирование качества предполагает определение того, какие из стандартов качества относятся к данному проекту и продукции проекта, а также определение путей их удовлетворения. Цель планирования качества -удостовериться в том, что продукт/результат проекта будет соответствовать планируемым целевым показателям. Планируемый гипермаркет будет принимать ровно столько покупателей каждый день, сколько озвучивалось в плане проекта, вмещать такой ассортимент, который утвержден заказчиком, и т. п. План управления качеством устанавливает критерии, по которым будет измеряться продукт/результат проекта по его завершении, т. е. критерии приемки заказчиком. При планировании качества определяются спецификации качества и типов используемых материалов, стандарты работ по созданию продукта/результата, способы определения уровня качества (тестирование, инспекция, экспертиза).

В число вспомогательных данных, которые могут использоваться на этом этапе, входит общая политика качества компании и СМК предприятия (при ее наличии); видение и формулировка содержания проекта (техническое задание, спецификации, требования к проекту и его продукту); существующие нормы, стандарты и правила; результаты других процессов и видов деятельности. Структура разбиения работ и календарно-сетевой план проекта облегчают планирование качества.

Среди основных подходов при планировании качества представлены следующие.

Анализ затрат и выгод.

Это анализ выгод от соответствия планируемого уровня качества продукта и процессов управления проектом, а также затрат на его обеспечение. Нужно обеспечивать ровно то качество, которого ждут от вас заказчик и потребитель, или лучшее (но только если это улучшение не требует дополнительных затрат или приводит к возрастанию ценности продукта, а, значит, прибыли). Если компания строит дом по так называемым экономическим ценам, то обеспечение более высокого качества не приведет к новым выгодам, так как потребитель не сможет заплатить более высокую цену. Незапланированное повышение качества ремонта квартиры, как правило, увеличивает стоимость ремонта (но кто понесет затраты, если при этом строительная компания не уговорит заказчика на новую цену ремонта?)

Сравнительный анализ.

Сравнение исполнителей, процессов, работ, оборудования, комплектующих, поставщиков данного проекта с другими аналогичными в компании или за ее пределами.

Построение причинно-следственных диаграмм и блок-схем управленческих и производственных процессов, так называемых паспортных систем.

Диаграммы и блок-схемы будут подробно описаны далее. Подчеркнем лишь, что основной смысл первых — в систематизации поиска возможных причин, приводящих к следствию, т. е. нарушению качества. Основное назначение вторых — гарантировать контроль и обеспечение качества на всех этапах управленческих и производственных процессов.

Планирование экспериментов.

Планирование специальных экспериментальных процедур и работ для определения, какие параметры могут иметь наибольшее влияние на общий результат проекта.

Определение стоимости работ по планированию, контролю и обеспечению качества.

Управление качеством должно быть обеспечено финансовыми и иными ресурсами. Затраты на управление качеством входят в общую смету проекта, а сами работы — в план управления проектом [12, с. 37].

На основании упомянутых подходов и необходимой информации руководитель проекта готовит план управления качеством, похожий на план системы контроля. Его шаги следующие:

  1. Составляется перечень измеряемых показателей качества проекта, например: требования к продукции и проектной документации; требования к компетенции членов команды; их удовлетворенность; время начала совещаний; время поступления сырья и т. д. Например, когда вы планируете проект «отдых на море», то отбираете показатели, по которым будете судить о его качестве, например: экскурсионные возможности и предложения по экстремальному отдыху, показатели проживания в гостинице и варианты питания, качество трансфера и т. д.
  2. Далее определяются стандарты или нормативы качества, с которыми эти показатели будут сравниваться. К ним могут относиться внешние стандарты: ГОСТы, ТУ, СНиП, ЕСКД, ЕНиР, параметры «евроремонта» или «звездности» и др.; внутренние стандарты компании: СМ К, регламент по управлению проектами, моральный кодекс сотрудника компании, политика документооборота, международные стандарты (ISO), план контрольных точек и т.п. С чем можно сравнить показатели проекта отдыха на море? Можно привлечь свой предыдущий опыт, советы и описания друзей, информацию в туристическом ваучере, каталоги туроператоров, телевизионные сюжеты о стране и т. п.

На основании этих данных формируются стандарты, с которыми и будут сравниваться показатели отдыха.

3. Установление необходимого уровня показателей качества проекта, исходя из сравнения с соответствующими показателями других проектов, экспертной оценки, результатов тестирования и т. д. Если в качестве одного из показателей отобрано время начала совещания по проекту, а в качестве стандарта - правила внутреннего распорядка работы компании (наиболее близкий стандарт), то установленная задержка начала совещания не должна превышать общепринятой в компании.

При совпадении ожиданий (или при превышении их) проект считается качественным; если стандарты оказались лучше фактических параметров, то последние нужно изменять при дальнейшем выполнении проекта. Например, при получении номера в гостинице, которая явно не соответствует трем звездам и по стандарту, и по вашим ожиданиям, вы ищете другую, желательно не превышая выделенной сметы (т. е. за счет турфирмы). Однако иногда это, к сожалению, невозможно, и вы вынуждены, превышая смету, переселяться в другую гостиницу самостоятельно. Этот отель вы находите подходящим вашим стандартам, и вопрос обеспечения текущего качества вашего проекта пока решен.

4. Устанавливаются возможные допуски отклонения показателей качества от стандарта, т. е. измеримые границы показателя, при превышении которого вы предпринимаете действия по корректировке качества. Если вернуться к нашему отдыху и злосчастной гостинице — то это, по сути дела, определение, при каком отклонении от нормы вы уедете из предложенной в путевке гостиницы: одно полотенце вместо ожидаемых двух будет той каплей, которая переполнит вашу чашу терпения, или же это будет отсутствие телевизора и фена в ванной.

Возьмем в качестве примера проведение совещаний по проекту, где один из показателей качества - это длительность совещания. Стандарт определяется корпоративной культурой компании, ее режимной политикой и существующими принципами управления временем (например, это один час). Возможным превышением может быть время в 10 мин. То есть при превышении длительности совещания менее чем на 10 мин качество этого процесса считается допустимым и никаких корректирующих действий не осуществляется. Однако если совещание растягивается на 1 ч 12 мин, то идентифицируется проблема качества управления и производятся необходимые корректирующие действия. Упомянем о так называемом правиле «Джурана», которое гласит, что если при многократном повторении процесса показатели колеблются, не превышая допуска в 10-15%, то это обусловлено внешними причинами. Превышение 15% связано уже с ошибкой данного процесса. Такими многократными процессами в проекте могут быть ограниченное число работ — проведение регулярных совещаний, подготовка типовых отчетов, строительство типовых этажей в большом доме и т. д.

5. После определения величины допуска необходимо указать используемые инструменты и методы и погрешность его измерения, определить ответственных и пути документирования. Кроме того, необходимо определить: лиц, принимающих решение о корректировке качества при его нарушении; процедуры проведения такой корректировки; даты контроля и наименование используемой документации.

Обеспечение качества — это регулярная проверка хода реализации проекта, осуществляемая в течение всего проекта (в части проектной и предметной деятельности) в целях установления соответствия определенным ранее требованиям к качеству. Ее входными данными являются план управления качеством (стандарты, технологические карты, проверочные листы) и результаты измерений параметров (данные о качестве, полученные в результате контроля и испытаний).

Информация о работе Управление качеством в проекте