Учет затрат по центрам ответственности в системе управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Центр ответственности - это структурное подразделение организации, по которому аккумулируется информация о его деятельности; отчеты центров ответственности включают только те статьи затрат и поступлений, на которые может повлиять руководитель центра. Его также называют центром подотчетности. Каждый центр ответственности возглавляет руководитель (менеджер). Система учета по центрам ответственности персонализирует документы, определяя области ответственности (за конкретные статьи затрат и поступлений) определенных руководителей или исполнителей.

Файлы: 1 файл

Учет затрат по центрам ответственности в системе управленческого учета.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

В принципе эта  формула универсальна, может быть применена на российских предприятиях, причем даже в случае неполной загрузки производственных мощностей и отсутствием устойчивых рыночных цен, используемых в качестве базы при расчете потерянного маржинального дохода. 

В дополнение к  формуле, приведенной выше, существуют определенные принципы, которым необходимо следовать, когда рыночные цены используются в качестве трансфертных: 

1. Покупающее  подразделение должно покупать  «у себя» до тех пор, пока  продающее подразделение следует  существующим внешним рыночным  ценам и желает продавать «у себя». 

2. Если продающее  подразделение не соблюдает добросовестные  внешние цены, то покупающее может  покупать на стороне. 

3. Продающее  подразделение должно иметь свободу  продавать свою продукцию на  стороне. 

При использовании  переменной себестоимости в качестве трансфертных цен возникает несколько проблем: 

1) трансфертная  цена не возмещает постоянные  затраты и не показывает прибыль.  Деятельность руководителя такого  центра ответственности не может  быть оценена на базе показателей  прибыли или валового дохода, и роль центра ответственности в этом случае ограничивается ролью центра затрат; 

2) если затраты  передаются другому центру ответственности  автоматически, то руководитель  центра затрат будет лишен  стимула контролировать издержки, которые в результате могут расти. 

Поэтому, в этой ситуации, по нашему мнению, необходимо использовать стандартные (нормативные) переменные затраты. 

При определенных условиях переменную себестоимость  можно использовать как трансфертную цену с целью максимизации валовой прибыли предприятия, если продающее подразделение имеет возможность реализовывать свою продукцию как у «себя», так и на стороне. Предпочтение установлению трансфертной цены на основе переменной себестоимости отдается в случае реализации продукции на сторону или наличия неиспользуемых мощностей. Поэтому увеличить маржинальный доход можно, применив порядок образования трансфертной цены ниже полной, но выше переменной себестоимости. 

Трансфертная  цена не может прямо повлиять на финансовые результаты предприятия в целом, если все промежуточные продукты продаются и покупаются внутри самой фирмы. Выбор метода для установления трансфертной цены в этом случае сводится к «дележу пирога». Косвенное же влияние трансфертного ценообразования на результаты деятельности предприятия, связанное с проблемой стимулирования эффективной работы управленческого персонала в условиях отсутствия конкурентной рыночной среды представляет собой отдельный вопрос, выходящий за рамки данного исследования. 

Проблемы, связанные  с трансфертными ценами на основе переменных затрат, также применимы к трансфертному ценообразованию на основе полных затрат. Если используется полная себестоимость, то трансфертная цена, по нашему мнению должна выражаться в стандартных или нормативных затратах. Такие трансфертные цены должны быть использованы в центрах затрат. 

Когда трансфертная цена выше себестоимости, в качестве базы ее установления необходимо использовать стандартные затраты. Если используется «себестоимость плюс», продающий центр  ответственности может быть центром прибыли или центром инвестиций, что позволит оценивать деятельность руководителей и их подразделений по конечным результатам. Проблема использования такой трансфертной цены в том, что она не связана с конкуренцией на рынке аналогичных товаров или услуг. Однако, и стандартная себестоимость, и величина гарантируемого превышения над ней могут быть необоснованными. Тем не менее, при отсутствии рынка промежуточных продуктов, этот метод может быть достаточно эффективен. В случае отсутствия рынка промежуточных продуктов, аналогичных производимым подразделением предприятия, трансфертная цена носит договорной характер. Для установления такой трансфертной цены может быть использована приведенная выше формула, в которой в качестве базы используется конъюнктурная рыночная цена. В соглашениях между подразделениями может быть использована и прочая информация о затратах, но выбранная трансфертная цена может не иметь жесткую связь с себестоимостью или рыночными ценами. 

В табл 1. приведены  данные об использовании методов трансфертного ценообразования в крупных корпорациях различных стран. 
 

Таблица 1. 

Данные об использовании  методов трансфертного ценообразования  в различных странах. 
 

 

Методы трансфертного  ценообразования 

В процентах 

США 

Австралия 

Канада 

Япония 

Индия 

Велико Британия 

1. Рыночные цены 

30 

46 

34 

34 

47 

41 

2. Себестоимость:  переменная 

6 

полная 

45 

37 

37 

44 

47 

19 

прочая 

  

  

  

4 

Итого: 

50 

45 

46 

46 

53 

29 

3. Договорные  цены 

18 

18 

19 

  

24 

4. Прочие методы 

  

  

6 

5. Всего: 

100 

100 

100 

100 

100 

100 
 
 

Проблеме трансфертного  ценообразования на Западе уделяется  достаточно много внимания и, что  особенно важно, именно в связи с  управленческим учетом. Ей посвящаются  специальные статьи, книги; относительно недавно на страницах научных изданий происходила дискуссия, связанная с трансфертными ценами. Пока существует рыночная экономика, эта тема несомненно будет представлять большой интерес для изучения. Особенность нашей страны, по сравнению с развитыми рыночными странами, заключается в том, что, скорее всего, в ближайшие несколько лет для нашего ценообразования в сфере производства продуктов группы «А» будут характерны структурные перекосы, нестабильность одних цен и жесткое регулирование других. Все это, несомненно, отразится на характере внутреннего ценообразования, в сторону ли его либерализации или дальнейшего ужесточения. Многие крупные производственные объединения уже сейчас, на пороге рыночных реформ, сталкиваются с этим вопросом. На данный момент решение этой проблемы во многом связано не с самими ценами, сколько с характером взаимоотношений предприятия в целом и его структурных подразделений, с вопросами собственности, распоряжения, прав и ответственности руководителей различного уровня, претендующих на самостоятельность. Только решив правовые, экономические аспекты организационной структуры предприятия можно решать вопросы учета затрат и внутреннего ценообразования в рамках управленческого учета.

Информация о работе Учет затрат по центрам ответственности в системе управленческого учета