Теоретические основы оценки качества и безопасности продукции в системе российских и международных стандартов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:21, лекция

Описание работы

1. Основные понятия качества товаров.
2. Безопасность как свойство товаров.
3. Эволюция правового регулирования качества и безопасности потребительских товаров.

Файлы: 1 файл

Лекция.docx

— 675.72 Кб (Скачать файл)

Когда безопасность рассматривается в товароведении имеется ввиду сведение к минимальному риску травматизма при использовании товаров в строгом соответствии с правилами эксплуатации, которые должны быть изложены в соответствующих инструкциях в ходящих в комплект информации обязательно входящих в ко

Виды безопасности:

  1. Электрические. Характеризует способность товара эффективно противостоять утечки энергии и защищать чела от действия электрического напряжения

     А) Надежность  изоляции токопроводящих частей  электронных приборов

     Б) Время  срабатывания средств защиты.

        2)  Механическая. Характеризует такие  особенности конструкций, которые  позволяют защитить человека от выступающих режущих и быстровращающихся деталей. Свойства механической безопасности определяются составом поверхностей металлических и деревянных частей , отсутствие на них заусенцев, мах защищенности режущих деталей.

3) Химическая.   Характеризует степень защиты  человека от воздействия вредных веществ, которые поступают в организм человека через дыхательные пути, через кожу, вместе с пищей. При определении химической безопасности устанавливают значения предельно допустимой концентрации вредных веществ. Это такая концентрация, которая при ежедневном контакте не может вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья сегодня и в отдаленные сроки жизни настоящего или последующего поколения.

4) Биологическая. Характеризует степень защиты  человеческого организма от воздействия микро и макро организмов. Биологическая безопасность должна обеспечиваться процессом производства товаров, средствами защиты и системой профилактических мероприятий  (пдк).

5) Физиологическая. Характеризует отсутствие риска  для жизнедеятельности целого  организма человека или отдельных  органов при использовании товаров. Решая,  насколько физиологически  безопасен товар изучают изменение различных функций живого организма, а так же исследуют регулирующую и интегрирующую роль нервной системы организма под воздействием различных товаров.

6) Акустическая. Характеризует степень защиты человека от действия шума. Длительное воздействие шума приводит к расстройству центр нервной системы, ультразвук вызывает головные боли, быструю утомляемость, при 130 дц звуковые волны вызывают болевые ощущения.

7) Вибрационная. Характеризует особенности товара, которые обеспечивают отсутствие неблагоприятного воздействия вибрации на организм человека. Появление вибрации сказывается на снижении здоровья, работоспособности, комфорта и других условий жизни. Общая вибрация воздействует на тело человека. Локальная вибрация передается через руки/ноги человека вызывая расстройство психомоторного аппарата (вибрация инструмента).

8) Электромагнитная. Характеризует такие особенности товара, кот приводят к снижению риска воздействия на чела электромагнитных излучений. Последствиями такого излучения являются сердечнососудистые заболевания, желудочно-кишечного тракта, опухоли.

9) Радиационная. Характеризует степень защита человека от радиоактивных излучений. 

10) Пожарная. Характеризует такие свойства изделий, которые способствуют защите потребителя от огня, взрыва. Показателями является температура возгорания материала, токсичность продуктов горения, время до начала возгорания.

Одним из основных показателей безопасности является качество.

Безопасность продовольственных товаров разделяют на техническую и санитарно-гигиеническую.

Техническая определяется предельно- допустимом содержанием в товаре токсических и химических веществ или их отсутствие (ртуть мышьяк , кадмий, медь, свинец, цинк, олово, железо, микотоксины. Пестициды, радионуклиды). Некоторые продовольственные товары допускают некоторое количество гормональных препаратов и антибиотиков, например молочные и мясные, в плодоовощных содержание нитратов и нитритов, нал метилового спирта.

Санитарно-гигиеничиская безопасность продовольственных товаров оценивается содержанием в них болезнетворных организмов (кишечная палочка, стафилококк, сальмонелла) а так же зараженностью и загрязнении  паразитами, насекомыми, грызунами и наличие различных разрушений.

Безопасность продовольственных товаров подтверждается при их обязательной сертификации, характеристика их пищевой ценности, сохранности и др. потреб свойств дается только после подтверждения их безопасности.

Характеризовать безопасность можно двумя показателями.

  1. Уровень требований по безопасности, отражаемый в видах перечнях опасных факторов и значении величин характеризующих эти факторы. Например, концентрация вредных веществ, предельно допустимая концентрация
  2. Уровень допустимого риска того, что реальное состояние значения показателя безопасности не превысит установленной величины.

Как предельно допустимые  уровни … так и значения предельных рисков несоответствия этим уровням должны регламентироваться международными или межправительственными соглашениями, а так же законодательными или подзаконными актами страны или региона.

В условиях рыночной экономики для успешного функционирования потреб рынка должен существовать баланс меж требованиями безопасности, спросом и конкурентоспособностью. В данных условиях необходим поиск оптимального  соотношения затрат на безопасность и возможного ущерба от недостаточной защищенности.  Эта проблема решается методом оптимизации.  Который предполагает выделение приемлемого риска. Приемлемый риск сочетает в себе технические, экологические, социальные аспекты и представляет компромисс меж приемлемым уровнем безопасности и экономическими возможностями его достижения, то есть можно говорить о снижении индустриального, технического или экологического риска, но при этом возрастает риск социальный. Концептуальная модель обеспечения безопасности потребительского рынка предусматривает оптимальное управление в большой социально-экономической системы мегаполиса по критерию  безопасности, конкурентоспособности, конечной целью которого является достижения показателей качества жизни населения определенными национальными проектами.

Схема 1 Модель обеспечения безопасности потребительского рынка

Модель обеспечивает  путем взаимосвязи 3 след условий: безопасность, спрос и качество жизни. При этом должны решаться след основные концептуальные функции:

  1. Выработка зависимости между основными факторами и решениями для снижения уровня вредного воздействия
  2. Определение баланса между ограничениями и показателями качества жизни.

Данная модель предполагает многокритериальное управление в условиях статистической неопределенности (при недостатке или отсутствии информации о статистических характеристиках возмущающего воздействия и параметрической нестабильности системы, то есть непредсказуемой изменчивости параметров).

 

Тема3. Методы определения качества товара.

  1. Общая характеристика методов.
  2. Объективные методы определения показателей качества.
  3. Эвристические методы определения качества и безопасности.
  4. Комплексные методы оценки уровня качества товара.
  5. Методы и средства определения качества потребительских товаров.

№1

Для определения качества товаров используют  различные методы которые основываются на правилах применения определенных принципов и средств испытаний. К средствам испытаний могут относиться технические устройства, вещество и материал для проведения испытаний.

Классификация методов оценки:

  1. В зависимости от источника способа получения информации:
    1. Объективные: измерительный, регистрационный, расчетный и опытной эксплуатации
    1. Эвристические: аргонометрические, экспертный, социологический

2 в зависимости от характера  контроля

    1. Разрушающий контроль
    2. Не разрушающего контроля

3 по способу нахождения  числового значения

    1. Прямое измерение искомого значения физической  величины
    2. Косвенные методы определения какой-либо характеристики.

Выбор метода определяется с учетом целей задач и условий оценки значений показателей качества.  Результаты должны быть обоснованными и воспроизводимы данным или другим приемлемым методом. Выбранный метод должен обеспечивать оценку показателей качества с необходимой точностью и полнотой на всех этапах жизненного цикла товаров.

Объективные методы.

Измерительный, он же лабораторный или инструментальный – определение численных значений показателей качества основан на информации,  полученной при использовании технических средств измерений измерительных приборов, …

Использование технических средств осуществляется в соответствии с методикой проведения измерений и включает методы измерений, средства и условия измерений отбор проб, алгоритм выполнения операций по определению показ качества, формы представления данных и оценивания точности, достоверность результатов, требования техники безопасности и охраны окружающей среды.

Измерительным методом определяется большинство показ качества, например, масса, электрическое и механическое  напряжения, число оборотов двигателя.

Достоинства: объективность, точность, легкая воспроизводимость числовых значений показателей качества.

Недостатки: сложность и длительность некоторых измерений, необходимость специальной подготовки персонала, приобретение сложного, часто дорогостоящего оборудование, в некоторых случаях необходимо разрушения образцов, требуется изготовление стандартных образцов для испытания, строгое соблюдение общих и специальных условий испытаний, систематическая проверка технических средств. При математической обработки результатов данных и анализе резервов измерений используются приближенные значения приб           (?) величины, то есть могут содержатся погрешности.

Группы погрешностей:

  1. Грубые погрешности или промахи, связанные с неверными расчетами или недостаточной тщательностью работы.  Не являются систематическими, однако они не случайны
  2. Систематические погрешности, вызваны одной или несколькими причинами действующие по определённым законам. Возникают из-за неисправных  приборов неточных гирь или нарушением методики исполнения.
  3. Допустимые приборные погрешности, они же инструментальные, аппаратурные. Обусловлены несовершенством конструкции и изготовлении правильно работающего прибора и не противоречащие существующим нормам.
  4. Случайные погрешности. Вызываются факторами, которые носят случайный характер и не поддаются учету, поэтому …вероятность ошибки в ту или иную сторону одинакова
  5. Ошибки выборки. Случаются из-за того, что берется часть материала незначительная по сравнению со всей оцениваемой массой. Поэтому выборка должна быть репрезентативной.

 

Тема 4 в Г 512

 

Тема 3. Продолжение.

Экспертный метод основан на учете мнений специалистов-экспертов.

Эксперт - специалист компетентный в решении определенных областей.

Данный метод используется, когда другими методами не могут быть определены … когда недостаточно информации или технических средств.

Этот метод является совокупностью нескольких различных методов, которые представляют собой его некоторые модификации.

Квалификация эксперта определяется не только знанием предмета обсуждения, но и возможностями эксперта. Должен обладать навыками эргонометрического метода.

Организуется рабочая и экспертная группа. Рабочая группа организует процедуру опроса экспертов, собирает анкеты, обрабатывает и анализирует экспертные оценки.

Экспертная группа формируется из высококвалифицированных специалистов: товароведы, маркетологи, дизайнеры, конструкторы, технологи.

Метод экспертных оценок также называется методом                          - то есть опрос специалистов компетентных  в определенной области.

Установленные в ходе обсуждения товаров их суждения становятся экспертными оценками.

Особенности опроса:

  1. Кол-во респондентов не велико
  2. Он не является анонимным
  3. Более сложный инструментарий
  4. Труд экспертов всегда оплачивается

Эксперт должен обладать задатками лидера, то есть стремиться к доминированию своих оценок.

Конформиский склад характера ведет к тому, что человек будет добиваться согласования со взглядами других.

Конфликтный будет оспаривать мнения других, даже когда согласен с ними. Поэтому большинство экспертов должны обладать золотой середины, то есть не допускать неверных искажений.

Проведение отборов экспертов происходит при помощи коэфицент  компетентности и самооценки.

Кк=(К1+К2+К3)/3, К1 высокая оценка – 1 бал, К2 средняя – 0,5, К3  низкая – 0   (самооценка)

А так же коллективной оценки предлагающей назвать своих конкурентов, а так же выбор напарника.

 Комплектование экспертных оценок в качестве предусматривает комплексную проблему изучения проблемы. Она должна вытекать из ранее охарактеризованных опросов и содержать перечень мер требуемых решений.

Дальше происходит ранжирование показателей.

 

Метод социологический основан на сборе и анализа мнений потребителей. Используются разные методы – устраивание опросов, распространение анкет, организация выставок и продаж, аукционов. Используются так же статистические методы для сбора и обработки информации.

Для обработки информации используется средний балл и количество будущих покупателей, которые за данный образец высказались. Затем определяется сумма балов каждого параметра и общая сумма баллов. Далее оценивания коэфицента весомости каждого параметра и проверяют результаты суммирования.

Почти 90% публикаций содержащих результаты социологических ответов получены с применением различных разновидностей социальных опросов.

Причины популярности данного метода:

  1. Историческая традиция и накопленный опыт
  2. Отличается относительной простотой
  3. Обладает уникальностью и позволяет получать информацию, как о фактах социальной деятельности, так и о мотивах совершения покупок.
  4. Можно применять при проведении, как крупномасштабных исследований, так и на малых социальных группах
  5. Удобен при количественной обработки полученной информации

Информация о работе Теоретические основы оценки качества и безопасности продукции в системе российских и международных стандартов