Теоретические основы и перспективы направления стандартизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 20:11, реферат

Описание работы

Стандартизация на современном этапе определяет суть технической политики в народном хозяйстве всех стран мира и по существу является техническим законодательством.

В СССР Государственная система стандартизации была введена в действие с 1 января 1970 года. Принципиально новым является то, что в единую систему объединены работы по стандартизации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….

1. Понятие стандартизации…………………………………………………………….

2. Цели, принципы, функции стандартизации………………………………………..

3. Методы стандартизации…………………………………………………………….

4. Государственная система стандартизации в России (ГСС РФ)…………………..

Заключение……………………………………………………………………………….

Список используемой литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

    4. Государственная система стандартизации в России (ГСС РФ) 

   ГСС РФ начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России. Основой ГСС является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации. Указанный фонд представляет четырехуровневую. систему.

   Техническое законодательство.

   Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации.

   Стандарты отрасли и стандарты научно-технических  и инженерных обществ.

   Стандарты предприятий и технические условия.

   Техническое законодательство является правовой основой ГСС. Оно представляет совокупность законов РФ, подзаконных актов по стандартизации (постановлений Правительства РФ, приказов федеральных органов исполнительной власти), применяемых для государственного регулирования качества продукции, работ и услуг.                                     По существу, это технические регламенты I уровня. Правовую основу его составляют прежде всего законы РФ: “О стандартизации” (см. приложение 1); “Об обеспечении единства измерений” (см. приложение 2); “О сертификации продукции и услуг” (см. приложение 5). В перспективе техническое законодательство будет интенсивно пополняться законодательными и подзаконными актами, устанавливающими требования к группам однородной продукции и услуг в целях обеспечения их безопасности для людей и окружающей среды. В целом законодательная база ГСС находится только в стадии становления.

        В ряде промышленно развитых  стран национальные системы стандартизации  базируются на хорошо развитом  техническом законодательстве.

        За рубежом действует множество законов в области стандартизации качества и защиты интересов потребителей. Так, в США еще в начале века были приняты законы о качестве мяса и молока. К середине 70-х гг. количество законов, направленных на защиту интересов потребителей, достигло 150. Среди них Закон об обеспечении безопасности движения автомобильного транспорта, Закон о достоверности рекламных средств и информационных этикеток. Закон о защите детей и обеспечении безопасности игрушек и пр.  

        В Японии в сфере стандартизации и правовой защиты потребителей действует более 50 общенациональных законов. Центральным звеном правовой системы является Основной закон об охране интересов потребителей (принят в 1968 г.). Все законы можно разбить на семь групп: к 1-й группе относится Закон о мерах и весах; в законах 2-й группы (около 20 законов) регламентируются вопросы предотвращения физического и материального ущерба потребителей; в 3-ю группу входят:

   Закон о стандартизации и маркировке сельскохозяйственной продукции. Закон о питании. Закон о стандартизации промышленных товаров и Закон о маркировке предметов бытового назначения; в 4-ю группу входят шесть законов, в том числе Закон об обозначении качества предметов домашнего обихода, Закон об обеспечении безопасности товаров широкого потребления. Законы трех остальных групп (22 закона) направлены на недопущение ограничений конкуренции, укрепление позиций потребителей, повышение уровня осведомленности в их отношениях с производителями и сбытовиками, рациональную организацию повседневного быта и т.д.

   Техническое законодательство хорошо развито в  Европейском Союзе (см. с. 84).

   Нормативные документы II уровня представлены: государственными стандартами Российской Федерации;  межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в действие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартов Российской Федерации;  государственными стандартами бывшего Союза ССР (ГОСТ); правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации; общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации (рассмотрены в разделе 7).

        По состоянию на 1 января 1999 г.  в федеральном фонде находилось 22 тыс. государственных стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р), в том числе 1400 ГОСТ Р. 

   Техническими  регламентами II уровня являются: государственные и межгосударственные стандарты (далее — государственные стандарты), содержащие обязательные требования; правила по стандартизации, метрологии, сертификации; общероссийские классификаторы.

        Нормативные документы III уровня представлены стандартами, сфера применения которых ограничена, определенной отраслью народного хозяйства — отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности — стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО).

        Категория ОСТ введена еще  в 60-е гг., поэтому их фонд является достаточно обширным (около 30 тыс.).

        Категория СТО впервые введена  в 1992 г. Одним из первых представителей  СТО явились стандарты, разработанные  Российским обществом оценщиков  и Научно-техническим обществом  бумажной и деревообрабатывающей промышленности. Общие требования к ОСТ и СТО установлены ГОСТ Р 1.4—93 “ГСС. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения”.

        Нормативные документы IV уровня представлены НД, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) — стандартами предприятий (СТП) и техническими условиями (ТУ).

        ТУ могут выступать в роли  технических и нормативных документов. К НД, относятся не ТУ, на которые делаются ссылки в договорах на поставляемую продукцию (оказываемые услуги). По состоянию на 1 января 1996 г. действовало около 140 тыс. ТУ.

   Общие требования к разработке СТП установлены  вышеупомянутым ГОСТ Р 1.4.

   Характеристика  стандартов разных категорий дана в подразделе 3.3, технических условий — 3.8.

   Важнейшими  структурными элементами ГСС являются органы и службы стандартизации; комплекс стандартов, система контроля за внедрением и соблюдением стандартов. 
 
 
 

  1. Тенденции и основные направления развития стандартизации в Российской Федерации
 

   Особенности организации проведения работ по стандартизации на современном этапе, выбора приоритетных направлений стандартизации определяются тремя обстоятельствами

   необходимостью, выполнения Соглашения по техническим барьерам в торговле как условия присоединения России к ВТО и членства в этой организаций;

   условиями проекта “Развитие стандартизации”, финансируемого главным образом  за счет займа Международного банка  реконструкции и развития (МБРР);

   необходимостью  финансирования работ по государственной  стандартизации не только за счет государственного бюджета, но и внебюджетных источников (средств хозяйствующих субъектов  и пр.).

   В перспективе предстоит решать ряд  задач.

   1. Интенсивное развитие работ по стандартизации в приоритетных направлениях.

Как и  прошлое пятилетие (1992—1997- гг.), приоритетными  направлениями остаются:  экология и безопасность (в первоочередном порядке должны решаться задачи стандартизации детского питания, пищевых продуктов с повышенным риском токсикологического воздействия на человека, потенциально опасной техники);

   информационные  технологии;

   ресурсосбережение.

   В число приоритетных за последнее  время выдвинулись:

   нормативное обеспечение качества продукции  с целью защиты прав потребителей — внесение в стандарты на продукцию требований безопасности, стандартизация идентификационных параметров и методов их определения для предотвращения фальсификации продукции (алкогольная и табачная продукция, косметика и парфюмерия и т.п.);

   стандартизация  бухгалтерской и банковской деятельности;

   стандартизация  услуг по оценке имущества.

   2. Формирование технического законодательства  в области стандартизации.

   Развитие  технического законодательства (технических  регламентов) должно осуществляться в  следующих направлениях:

   разработка  по конкретным группам и видам  продукции или деятельности законодательных  актов, которые должны определять особенности (или более жесткие режимы, чем это принято в основополагающих законах) проведения работ по стандартизации, метрологическому обеспечению и сертификации;

   включение непосредственно в законодательные  акты — законы, постановления Правительства  РФ и т.д. (как аналоги применяемых в ВТО технических регламентов) — конкретных требований, в частности нормативов, т. е. норм прямого действия.

   Предполагается, что законы должны разрабатываться  в двух основных случаях: если в рамках процедур разработки стандартов не удается  достигнуть консенсуса, в связи с чем принятие стандартов затягивается или откладывается на неопределенное время, а необходимость регулирования параметров продукции (работ, услуг) на общегосударственном уровне стала очевидной; когда несоблюдение требований по ранее принятым действующим стандартам, имеющим общегосударственное значение, приобретает систематический характер.

   3. Выполнение условий присоединения  России (c ВТО). Основные условия членства  в ВТО в части стандартизации  предполагают решение двух задач: 

   обеспечение гармонизации отечественных стандартов с международными;

   информационное  взаимодействие с государствами - членами  ВТО.

   Решение первой задачи следует увязывать  с возможностью финансирования работ. В первую очередь должна осуществляться гармонизация стандартов в тех областях, где зафиксировано наличие технических барьеров.

   Для решения задачи информационного  взаимодействия с государствами  — членами ВТО создан Центр  обработки запросов (НИЦ ВТО), касающихся отечественных и зарубежных стандартов. Технически работа этого Центра должна обеспечиваться телекоммуникационной компьютерной сетью, основными пользователями которой будут международные и зарубежные экспортеры и импортеры. Как уже отмечалось выше, разработка и внедрение указанной сети — основной объект, финансируемый МБРР.

   Взаимодействие  в рамках ВТО также предполагает опубликование не реже одного раза в шесть месяцев программы  работ по стандартизации; выявление  отступлений (различий) в отечественных  НД от международных стандартов и  направление в секретариат ВТО соответствующих уведомлений (нотификаций); представление по запросам членов ВТО копий проектов НД.

   4. Актуализация действующего фонда:  государственных стандартов.

   Она должна осуществляться в темпах, соответствующих  передовой зарубежной практике стандартизации (сейчас в России ежегодное обновление НД находится в пределах 2%, тогда как в ЕС, США, Японии - 10-12%).

   5. Повышение роли добровольных  стандартов. Добровольные стандарты,  заключая в себе рекомендуемые  требования, предпочтительны для  применения в целях повышения конкурентоспособности продукции (услуг). Переход в России на полностью добровольный характер применения стандартов должен быть постепенным. Его полному завершению должны предшествовать: расширение масштабов законодательного регулирования безопасности и качества продукции; более широкое использование субъектами хозяйствования практики применения ссылок на стандарты в договорах (контрактах) и другой коммерческой документации.

   К сугубо добровольным стандартам на современном  этапе можно отнести в первую очередь стандарты с перспективными требованиями, опережающими возможности традиционных технологий; стандарты разных категорий на основе международных (региональных) стандартов и национальных стандартов ведущих стран, уровень требований которых превосходит отечественные государственные стандарты, а их массовое внедрение является капиталоемким мероприятием.

   6. Широкое участие субъектов хозяйствования  и иностранных инвесторов в  финансировании разработки новых  стандартов.

   Сознавая  особую социальную значимость обеспечения населения безопасными и высококачественными продуктами питания, разработку стандартов на продовольственные товары спонсируют, например, такие организации, как Калининградский ЦСМ, Ростест—Москва, журнал “Стандарты и качество”,, Национальный фонд защиты потребителей. Так, например, последняя организация организовала и профинансировала разработку первого отечественного стандарта на йогурт. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                

Информация о работе Теоретические основы и перспективы направления стандартизации