Сущность качества и понятие «управления качеством»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 11:12, лекция

Описание работы

Показатель качества продукции — количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления. Например, при оценке качества эмалевой краски для пола такое свойство, как жаростойкость, не будет приниматься в расчет, тогда как для краски, предназначенной для отделки кухонной плиты, это свойство следует считать важнейшим. Показатель качества количественно характеризует пригодность товара удовлетворять те или иные потребности. Так, потребность иметь прочную ткань определяется показателями «разрывная нагрузка», «сопротивление истиранию» и др.
Показатели качества могут выражаться в различных единицах и могут быть безразмерными. При рассмотрении показателя следует различать наименование показателя (разрывная нагрузка, ресурс) и значение показателя (соответственно 50 Н, 1000 ч).

Файлы: 1 файл

Управление качеством1.docx

— 32.30 Кб (Скачать файл)

Третий этап. В 1950-е годы была выдвинута концепция тотального (всеобщего) контроля качества –TQC (Total Quality Control). Ее автор, американский ученый А. Фейгенбаум, который опубликовал в 1957 г. статью «Комплексное управление качеством». К главным задачам TQC относятся прогнозированное устранение потенциальных несоответствий в продукции на стадии конструкторской разработки, проверка качества поставляемой продукции, комплектующих и материалов, а также управление производством, развитие службы сервисного обслуживания и надзор за соблюдением соответствия заданным требованиям к качеству. Фейгенбаум призвал обратить внимание на вопросы изучения причин несоответствий и первым указал на значение системы учета затрат на качество.

На этом этапе появились  документированные системы качества, устанавливающие ответственность  и полномочия, а также взаимодействие в области качества всего руководства  предприятия, а не только специалистов служб качества. Системы мотивации  стали смещаться в сторону  человеческого фактора. Материальное стимулирование уменьшалось, а моральное  увеличивалось. Главными мотивами качественного  труда стали работа в коллективе, признание должностей коллегами  и руководством, забота фирмы о  будущем работника, его страхование  и поддержка его семьи. Все  большее внимание уделяется учебе. В Японии и Южной Корее работники  учатся в среднем от нескольких недель до месяца, используя в том числе  и самообучение.

Одна из лучших — система  КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), заведомо опередившая  свое время. Система включала комплекс инженерно-технических и организационных  мероприятий, обеспечивающих выпуск продукции  высокого качества и надежности с  первых промышленных образцов. Характерными особенностями КАНАРСПИ были:

  • комплексность задач обеспечения качества продукции;
  • поисковый характер системы, предполагающий всемерное развитие исследований, направленных на повышение качества продукции и развитие конструкторских, технологических и испытательных служб предприятия;
  • организация работ по получению объективной и своевременной информации о качестве выпускаемых изделий;
  • интенсивное использование периода подготовки производства для выявления и устранения причин, снижающих качество изделий;
  • проведение конструкторско-технологической отработки в процессе создания серийного образца;
  • активное участие предприятия-изготовителя и эксплуатирующих организаций в совершенствовании конструкции изделия и повышении технологического уровня его эксплуатации;
  • универсальность, т.е. возможность применения в различных отраслях промышленности.

Многие принципы КАНАРСПИ актуальны и сейчас. Автором системы  был главный инженер Горьковского авиационного завода Т. Ф. Сейфи. Он одним  из первых понял роль информации и  знаний в управлении качеством, перенес  акценты обеспечения качества с  производства на проектирование, большое  значение придавал испытаниям.

Четвертый этап. В 80-е гг. начался переход от тотального контроля качеством (TQC) к тотальному менеджменту качества (TQM). В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества -–-стандарты ИСО 9000 (1987г.), оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества. В 1994 г. вышла новая версия этих стандартов, которая расширила в основном стандарт МС 9004-1, -2, -3, -4, большее внимание уделив вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам.

Специфика тотального управления качеством состоит в том, что  если раньше на предприятиях принимались  компромиссные решения по таким  параметрам, как объем выпускаемой  продукции, сроки поставки, затраты  и качество, то теперь на первый план выдвигается качество продукции, и  вся работа предприятия подчиняется  этой цели. Таким образом, управление всеми сферами деятельности предприятия  организуется исходя из интересов качества. Этот переход сравнивают с переходом  от системы Птоломея к системе  Коперника, имея в виду что не Солнце (потребитель) вращается вокруг Земли (производителя), а наоборот.

Пятый этап. В 90-е гг. усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов серии ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.

Сертификация  систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000. Существенно возросло влияние  гуманистической составляющей качества, усиливается внимание руководителей  предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала.

Внедрение стандартов ИСО 14000 и QS 9000, а также методов  самооценки по моделям премий по качеству — главное достижение пятого этапа  развития систем управления качеством.


Информация о работе Сущность качества и понятие «управления качеством»