Современные методы разработки планов качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – планирование качества.
Предмет исследования – методы и технологии анализа и разработки планов качества.
Цель исследования – анализ существующих подходов и методов разработки планов качества.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
• проанализировать основные подходы в планировании качества;
• рассмотреть системный подход к разработке планов качества;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Планирование качества………………………………………….. 5
1.1. Планирование качества: основные подходы………………………… 5
1.2. Системный подход к разработке планов качества…………………... 9
Глава 2. Современные методы разработки планов качества…………… 14
2.1. Функционально-стоимостный анализ………………………………... 14
2.2. Метод FMEA-анализа…………………………………………………. 15
2.3. Функционально-физический анализ…………………………………. 19
2.4. QFD – технология развёртывания функций качества……………….. 21
Заключение…………………………………………………………………. 24
Список использованных источников и литературы……………………... 26

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 422.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

3

Глава 1. Планирование качества…………………………………………..

5

1.1. Планирование качества: основные  подходы…………………………

5

1.2. Системный подход к разработке  планов качества…………………...

9

Глава 2. Современные методы разработки планов качества……………

14

2.1. Функционально-стоимостный анализ………………………………...

14

2.2. Метод FMEA-анализа………………………………………………….

15

2.3. Функционально-физический анализ………………………………….

19

2.4. QFD – технология развёртывания функций качества………………..

21

Заключение………………………………………………………………….

24

Список использованных источников и литературы……………………...

26

   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

По данным исследователей, около 80% всех дефектов, которые выявляются в процессе производства и использования изделий, обусловлены недостаточным качеством процессов разработки концепции изделия, конструирования и подготовки его производства. Около 60% всех сбоев, которые возникают во время гарантийного срока изделия, имеют свою причину в ошибочной, поспешной и несовершенной разработке. По данным исследовательского отдела фирмы Дженерал Моторс, США, при разработке и производстве изделия действует правило десятикратных затрат - если на одной из стадий круга качества изделия допущена ошибка, которая выявлена на следующей стадии, то для ее исправления потребуется затратить в 10 раз больше средств, чем если бы она была обнаружена вовремя. Если она была обнаружена через одну стадию – то  уже в 100 раз больше, через две стадии – в 1000 раз и т.д. Концепция всеобщего менеджмента качества требует изменения подхода к разработке новой продукции, поскольку ставится вопрос не просто поддержания определенного, пусть и достаточно высокого, уровня качества, а удовлетворенность потребителя.

Ориентация на потребителя в системе менеджмента качества требует разработки комплексной совокупности планов качества, ориентированных на повышения качества по различным показателям качества.

Для разработки комплексных планов  качества необходимы специальные методы анализа и разработки планов качества.

Определение наиболее подходящих методик, позволяющих провести анализ действующей системы менеджмента качества и провести разработку планов качества в различных аспектах, является актуальной темой для исследования в рамках курсовой работы.

Объект исследования – планирование качества.

Предмет исследования – методы и технологии анализа и разработки планов качества.

Цель исследования – анализ существующих подходов и методов разработки планов качества.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

  • проанализировать основные подходы в планировании качества;
  • рассмотреть системный подход к разработке планов качества;
  • проанализировать современные методы анализа качества и разработки планов качества.

В курсовой работе использовались следующие общенаучные методы: системный анализ, структурно-функциональный анализ.

Методологическая база курсовой работы – международные стандарты ИСО 9000, а также работы таких авторов, как М.Г. Миронов, В.А. Никитин, Н.К. Розова, А.Д. Шадрин.

Для достижения поставленных задач была выбрана следующая структура работы. Курсовая работа состоит из двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

В первой главе рассматриваются основные подходы разработки планов качества в их системном единстве.

 Во второй главе рассматриваются  основные современные методы  анализа качества продукции и  разработки планов качества на  основе результатов проведённого  анализа.

В заключении подводятся итоги проведённого исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Планирование качества

1.1. Планирование качества: основные подходы

 

Одним из основных инструментов реализации положений МС ИСО 9000 является планирование качества. В соответствии с концепцией          комплексного управления качеством долгосрочное планирование осуществляется на базе программно-целевого подхода к процессам обеспечения качества. Теоретически это обусловлено пониманием сложности объекта планирования, каким является качество продукции, и влиянием, на которое оказывают многочисленные, различные по направленности воздействия внешнего и внутреннего характера.1

Достоинство программно-целевого подхода заключается в том, что на его основе можно объединить наличные ресурсы и наиболее эффективно их использовать для решения поставленных стратегических и тактических задач. При правильном применении данный подход обеспечивает гибкость, динамичность и адаптивность системы качества, создает условия, при которых повышается ответственность за выполнение определенных руководством задач, облегчает работу администрации предприятия.

Применение программно-целевого подхода предполагает:2

  • наличие проблемы и определение цели;
  • формирование целереализующей программы;
  • создание механизма реализации программы.

Определение цели, то  есть, предполагаемого или желаемого результата деятельности считается одним из наиболее трудных и ответственных моментов в реализации программно-целевого подхода. Это связано с тем, что цели должны быть конкретными, реальными и поддающимися контролю.

Отдельного анализа заслуживает трактовка содержания понятия «программа», соотношение между планом и программой. В теории и на практике даются различные определения и по-разному трактуются взаимоотношения «план-программа». В ряде случаев программа рассматривается как предплановый документ, представляющий собой основу для планирования; в другом, - программа является средством реализации плановых заданий, включенных в план. Но, программу следует рассматривать как метод планирования. В этом случае программа – это совокупность мероприятий, конкретизированных, по срокам и исполнителям, направленных на осуществление поставленных целей и обеспеченных необходимыми, заранее определенными, финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами.

Рекомендации, разработанные ВНИИС Госстандарта СССР,  в эпоху плановой экономики  предусматривали следующие разделы программы качества:

  • задания по повышению технического уровня и качества важнейшей продукции;
  • плановые задания предприятия по улучшению качества продукции;
  • мероприятия, обеспечивающие реализацию заданий программы.

Структура такой программы отражает подход к ней как к плановому документу, содержащему взаимоувязанные по срокам, ресурсам и исполнителям задания по улучшению качества продукции, а также комплекс мероприятий, обеспечивающих их выполнение. Такой подход в принципе не противоречит термину, принятому в МС 8402 и согласно которому «программа качества» - это  документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, распределение ресурсов и последовательность действий, относящихся к конкретной продукции, услуге, контракту или проекту». Однако, если в отечественной практике основной упор раньше делался на выполнение установленных или принятых заданий по повышению качества, то в зарубежной - планирование качества, в первую очередь, - это планирование ресурсов, необходимых для реализации альтернативных вариантов, связанных с удовлетворением требований потребителя. Поэтому совершенно очевидно было различие стратегий планирования  качества.

В ведущих фирмах США и стран Западной Европы постепенно отходят от жестких методов планирования повышения качества и ориентируются на взаимоувязку различных видов деятельности по    обеспечению    качества   с   учетом   требований   потребителей.  

При этом поиск путей повышения эффективности планирования качества ведется в следующих направлениях: разграничение стратегических и оперативных функций управления качеством и их раздельное финансирование; применение многовариантности планирования, т.е. разработка целого ряда ситуационных планов с целью быстрой адаптации к имеющимся внутренним и внешним условиям.

Очевидно, что с развитием товарно-денежных отношений и присущего им рыночного механизма стратегия планирования на современных российских предприятиях претерпевает кардинальные изменения, ориентируясь не на планируемые в административном порядке показатели, а на требования конкретного потребителя. По этой причине  меняется и подход к разработке программ и планов повышения качества.

Поэтому, рассмотрим основную структуру современной программы «Качество».

Программа «Качество» должна занимать ключевое положение в создании органической взаимосвязи системы общего руководства, закрепленной в МС ИСО 9004,3 с моделями обеспечения качества конкретной продукции в соответствии с МС ИСО 9001-9003.

Исходя из этого, программа «Качество» должна быть двухуровневой.

Программа первого уровня  - это сугубо внутренний документ предприятия, который должен содержать мероприятия стратегического характера. Эти мероприятия призваны реализовать политику предприятия в области качества, обеспечив систематическое и планомерное улучшение качества продукции, ее конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынках. Эту программа направлена, прежде всего, на обеспечение конкурентноспособности предприятия.

Содержание этой программы должно составлять коммерческую тайну предприятия, которая не подлежит разглашению, передаче другим предприятиям и организациям.

Содержание программы первого уровня формируется на основе отчетов по маркетинговым исследованиям и рекомендаций по конъюнктуре внешнего и внутреннего рынков продукции, определяющей профиль предприятия и основные объемы производства, его возможности по разработке и освоению принципиально новых видов продукции, модернизации выпускаемой продукции, расширению модификаций, типов и видов изделий.

Разработка программы первого уровня включает следующие этапы:

  • анализ материалов маркетинговых исследований;
  • экспертную оценку заключений ведущих специалистов по материалам маркетинговых исследований;
  • выбор направлений формирования  программы;
  • определение ответственных исполнителей из числа  руководителей предприятия по каждому направлению   (подпрограмме);
  • разработка мероприятий по реализации выбранных направлений (подпрограмм);
  • обсуждение и согласование предложенных мероприятий с учетом сроков и ресурсов, необходимых для их реализации;
  • подготовку окончательного варианта программы и ее утверждение.

Учитывая долгосрочный характер мероприятий, которые включаются в подпрограммы, особенно в условиях самофинансирования, появляется риск принятия неверных решений, что может при вести к значительным финансовым и другим потерям. Поэтому на этапе   разработки   подпрограммы   и   программы   в   целом необходимо использовать специальные методы, позволяющие оценить возможный риск.

При разработке подпрограмм целесообразно использовать методы сетевого планирования. Разработанные сетевые графики должны утверждаться вместе с программой и служить для контроля ее выполнения.

Комплекс мероприятий по каждой подпрограмме целесообразно формировать по отдельным стадиям петли качества (жизненного цикла продукции).

При разработке программы «Конкурентоспособность» в соответствии с принципом закрепления ответственности, изложенным в стандартах ИСО серии 9000, следует использовать функциональный подход на основе матрицы функций. Это позволяет на любом этапе разработки и реализации программы однозначно установить ответственность руководителей предприятия и его структурных подразделений за выполнение конкретных мероприятий.

Программа второго уровня должна разрабатываться для реализации целей и задач технического характера, в частности обеспечения качества продукции по заключенным договорам на выпускаемую продукцию.4 Ее целесообразно именовать «Программа обеспечения качества продукции». Мероприятия, включенные в эту программу, должны быть нацелены на снижение производственных издержек за счет уменьшения брака, расхода материальных ресурсов и др.

Отличительной особенностью этой программы является го, что она разрабатывается для конкретного изделия или группы изделий одинакового назначения, поставляемых одному заказчику (или нескольким заказчикам при идентичности технических требований к продукции, обусловленных условиями использования). Эта программа может предъявляться потребителю при заключении договора для демонстрации усилий изготовителя по обеспечению стабильности качества продукции и по его требованию прилагаться к договору.

Программа   должна   включать,  если   это   необходимо,  мероприятия   по   совершенствованию  технологии   и   методов   контроля   качества,   метрологическому  обеспечению   производства,  по проведению авторского   надзора   за   качеством изготовления продукции, а также графики  периодического  контроля соблюдения технологической дисциплины, аттестации испытательного оборудования, проверки оборудования   на   технологическую   точность,   пересмотра технической документации.   В   отдельных   случаях   могут разрабатываться программы   по  отдельным   видам  деятельности,   связанной   с  обеспечением качества   продукции:   например,   программы   внедрения   статистических   методов   контроля,  организации   групп  качества и т.п. В каждом    конкретном    случае   эти   вопросы   решает   руководство   предприятия.

Информация о работе Современные методы разработки планов качества