Социальное проектирование в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 20:08, контрольная работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит подробном изучении форм и методов социального планирования в управлении.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:
Изучить теоретические основы социального планирования в управлении. Такие как: понятие и сущность, формы и методы, ресурсы и резервы социального планирования.
Показать степень важности социального планирования на общегосударственном, региональном уровнях и планирование на предприятиях.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы социального планирования
1.1 Понятие и сущность социального планирования…………………......6
1.2 Формы и методы социального планирования…………………………11
1.3 Ресурсы и резервы социального планирования……………………….16
2 Социальное планирование в управлении
2.1. Социальное планирование на общегосударственном уровне………..20
2.2. Социальное планирование на региональном уровне…………….…...21
2.3. Социальное планирование на предприятиях…………………….…....25
Заключение………………………………………………………………………...27
Список использованных источников…………………………………………..29

Файлы: 1 файл

курсовая по социальному проектированию в системе управления.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

В-третьих, существуют нормы, связанные с использованием системы «человек—человек». Иначе говоря, сколько лиц той или иной профессии приходится на 1 тыс. населения, например, продавцов, учителей, работников культуры и т.д. Практика показывает, что чем меньше это соотношение, тем больше жалоб на качество их работы, оперативность, маневренность, на социально-психологический климат. Определенной модификацией этого требования может быть обеспеченность кадрами в расчете на 1 тыс. населения по видам профессий.

Социальные нормативы  и ориентиры могут быть разработаны для различных уровней социальной организации общества. Одни из них используются для сравнения по всей стране, другие — только в определенном регионе, третьи — в отрасли народного хозяйства, четвертые — в небольшой группе организаций, в том числе и первичных. Социальные нормативы и ориентиры могут быть дифференцированы в зависимости от социальной структуры общества, ибо несомненно, что, например, проблемы повышения квалификации и образования в нормативном аспекте будут разными в зависимости от специфики каждой из социально-демографических групп. И наконец, социальные нормативы и ориентиры изменяются и будут изменяться на каждом этапе развития не только общества, но и каждого региона, каждого производства. Большие и еще не до конца использованные возможности для совершенствования планирования имеют социальная карта региона и социальный паспорт организации, которые констатируют многообразие социальных процессов и изменений на этих уровнях. Такие документы позволяют постоянно осуществлять анализ и сравнение между объектами планирования. Особенно отчетливо это проявляется при планировании социального развития крупного региона, при рассмотрении состояния социальной инфраструктуры Социальная карта или социальный паспорт предполагают использование различных коэффициентов, что вызывается объективной необходимостью учета различной демографической структуры населения, природно-климатических условий или национальных особенностей. Применение их на новостройках, в молодых городах наглядно вскрывает это противоречие и показывает, какие меры могут быть приняты для решения поставленных проблем.

Сложившийся опыт социального  планирования показывает, что обычно в социальной карте или паспорте характеризуется в первую очередь социальный состав населения, демографическая ситуация, а затем показатели трудовой, общественно-политической, культурной и семейно-бытовой сферы. Зачастую в них находит отражение кадровое обеспечение социального развития и его материально-техническая база, которые могут рассматриваться и анализироваться как по сферам общественной жизни, так и самостоятельно. Такие данные дополняются характеристиками, полученными в ходе социологических исследований.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ

    1. Социальное планирование на общегосударственном уровне

Законодательные органы власти, реализуя свои функции, приняли  ряд законов, регулирующих социальное планирование: например, Федеральный  Закон о «О минимальных государственных  социальных стандартах» от 11 июня 2003 года, «Национальный стандарт Российской Федерации Социальное обслуживание населения Основные виды социальных услуг» ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва ГОСТ Р 52143—2003. 7

На основе действующего законодательства посредством социального планирования разрабатываются федеральные программы социального развития.

Также на общегосударственном  уровне выбираются формы социального  планирования. Конкретное, или, как  сейчас принято говорить, что подобное планирование включает формулирование ряда задач, исполнение которых делегируется различным государственным и общественным учреждениям.

Социальное планирование в своей сущности призвано определить оптимальные сроки решения этих задач. И, естественно, чем сложнее  проблема, тем больше времени уйдет на достижение поставленной цели. Это время будет затрачено и на теоретическое обоснование целей планирования и на внедрение в жизнь необходимых мер улучшения социальной ситуации. Общий срок социального планирования не может быть задан изначально, он выбирается с учетом совокупности качественных и количественных критериев. Адресное планирование, хотя и имеет ряд преимуществ, но связанно с некоторыми негативными факторами, в числе которых частое применение командных методов, сочетающееся с игнорированием научно обоснованных направлений социального развития.

Если планирование социальных процессов идет, прибегая к косвенным  рычагам, то детально анализируются  конкретные возможности и потребности. В ходе следующего этапа, выискиваются те элементы, которые не подлежат социальному  регулированию со стороны государства или социума. Их необходимо количественно измерить и прогнозировать варианты их развития. После чего найти вероятные способы нейтрализации их негативного влияния на социальную сферу и тех последствия, которые уже обнаружились под их воздействием.

Пример практического применения социального планирования можно привести на примере улучшения системы предоставления социальных услуг. Система социальных услуг, которая сегодня существует в России, малоэффективна и предельно фрагментирована. Так как, социальные услуги предоставляются учреждениями, подчиненными целому ряду разных министерств. Они финансируются из бюджетов разных уровней, причем схемы финансирования значительно отличаются в зависимости от того, к системе какого распорядителя бюджетного средства принадлежит тот или другое учреждение.

Практически никто серьезно не занимается оценкой того, какие  именно социальные услуги нужны в  том или другом регионе и в  каком количестве, а делать такую  оценку необходимо.

Для этого можно применить  систему адресного, конкретного планирования. Устанавливаются задания по достижении определенного уровня предоставления социальных услуг. На основании поставленных заданий создаются рабочие группы при министерствах. Разрабатываются и реализацию программы предоставления мини-грантов, призванной создать и внедрить в практику инновационные, социальные услуги для конкретных заведений, предоставляющих социальные услуги. Разработанная программа передается региональным органам социального планирования: органам местного самоуправления и другим.

2.2. Социальное  планирование на региональном  уровне

Социальное планирование на уровне территориальной общины имеет  целью анализ социальных условий, постановку целей и оценку деятельности имеющихся  служб для их усовершенствования и развития новых учреждений.

Социальное планирование, вместе с местным развитием и  социальной деятельностью, считается  одним из трех ключевых моделей социальной работы в органах местного самоуправления, направленной на уравновешенность условий  жизни уязвимых групп населения и достижения социальной стабильности.

Стратегия действий в  рамках социального планирования выходит  из того, что нужно найти факты, которые свидетельствуют об актуальности для населения той или иной проблемы, и логически прийти к  возможным альтернативам решения этих проблем (определением надлежащих услуг, программ и мероприятий). Модель социального планирования предусматривает: привлечение общественности к определению потребностей и путей их решения, во многих случаях - и к выполнению мероприятий. Также в нее входят оценивание потребностей населения региона; оценивание ресурсов и возможностей местных органов в целом, имеющихся социальных служб и организаций; разработка планов, которые отвечают ключевым принципам организации предоставления услуг в территориальной единице и которые поддерживаются самими органами местного управления; социальное контрактирование (социальная договоренность), направленное на привлечение общественных и частных организаций к предоставлению услуг за бюджетные средства (во многих случаях), право клиента на выбор социальной службы.

Все этапы работы по социальному  планированию координируются местными органами власти, которые также реализуют  свои функции. Например, привлекает к  социальному планированию негосударственные  организации, реализую функцию взаимодействия с общественными объединениями.

Планирование и инициирование  социальных программ в регионах предусматривает  и определение содержания изменений. К ключевым элементам этого процесса относят: создание инициативного комитета по планированию, избрание местного координатора или организатора; выбор организационной структуры, которая может обеспечить участие населения: совещательный комитет или надзирательный совет, рабочая группа или коалиция, ведущее учреждение или организация, неформальная сеть и т.п. А также поиск, отбор и привлечения членов для организационной структуры, которые будет внедрять программы в регионе; определение цели и задач программы, распределение ролей и обязанностей, обеспечение обучения.

Социальное планирование на региональном уровне заключается в том, что территориальные органы получают возможность самостоятельно выбрать метод определения социальной проблемы, над чем должна на работать местная власть. Для этого могут быть использованы разные методы привлечения общественности к обсуждению планов развития населенного пункта, а именно:

- углубленное интервьюирование  ключевых лиц для определения  конкретных вопросов, над которыми  нужно работать, и построения  основания для дальнейшего консенсуса, создание организационного комитета;

- выборочные и/или  сплошные опрашивания об отношении  к определенной проблеме, что  дает возможность выделить основные  проблемы и возможные пути  их решения;

Следующий этап социального  планирования заключается в разработке планов (местных социальных программ, которые учитывают как нужды и ресурсы региона, общее видение членов муниципалитета тех или других социальных проблем, видение местных чиновников). Часто местные программы являются региональной организацией федеральных социальных программ, разработанных в процессе общегосударственного социального планирования.

Социальное планирование на местном уровне классифицируют по тем изменениям, которые оно вносит у жизнь населения региона при внедрении социальных программ:

- пассивное планирование (разрабатываемые социальные программы направлены на сохранение статус-кво, предотвращение возможных или предполагаемых изменений);

- реактивное планирование (разрабатываемые социальные программы  должны удовлетворить выявленные  социальные нужды в регионе);

- проактивное, опережающее планирование (социальные программы направлены на предотвращение социальных трудностей в будущем);

- деятельное планирование (цель программ - достижение в  будущем социальной справедливости, направленность на существенное  изменение системы). 8

Вместе с тем эти  планы должны отражать определенные принципы предоставления социальных услуг  на местном уровне, подчинятся местной  законодательной базе, что регулирует социальные стандарты.

Среди важных принципов  можно отметить:

  1. Отказ от биологического и соблюдение холистического подхода, т.е. такого подхода, который предусматривает отношение к пользователям социальных услуг не как к патологическим субъектам, а прежде всего как к личностям. Согласно такому отношению предоставления услуг должны происходить с наиболее полным учетом всех нужд личности.

2. Непрерывность опеки.  Этот принцип заключается в  обеспечении

поддержки пользователей  услуг на всех этапах их жизни, т.е. организации  схем и программ согласно нуждам людей  каждой возрастной группы. Куратор одной социальной службы передает клиента на определенном этапе куратору другой организации.

  1. Деинстетуализация – сужение сферы влияния социальных институтов.
  2. Нормализация («социальная вапоризация») и интеграция в общество. Основывается на мнении, что пребывание в учреждениях закрытого типа нежелательное для людей с любым типом патологии; почти все лица, даже со стойкими недостатками, могут и должны иметь по возможности нормальной и полноценной жизни в обществе.9

Социальное планирование на местном уровне позволяет реализовать экономические функции органов власти. Так как предусматривает возможность для членов муниципалитета получать услуги в разных организациях (диверсификацию социального обслуживания), т.е. привлечение к выполнению местных социальных программ разных представителей социальных услуг, экономя при этом средства бюджета.

Во многих европейских  странах действует так называемая «контрактная» система отношений  между государством и негосударственными организациями. Это означает, что  из тех организаций, которым выданы лицензии в местном органе управления, могут быть поручены отдельные категории населения на социальное обслуживание. В России расходы на социальные программы за последние годы увеличились, что подтверждает наличие государственного хозяйствования в стране. Если в США государственное хозяйствование – это постоянно модифицируемая функция государства, опирающаяся на федеральный бюджет, федеральная контрактная система (ФКС) и федеральная налоговая система, то в России государственное хозяйствование также должно основываться на подобных механизмах.10

Информация о работе Социальное проектирование в системе управления