Проблема поддержания качества на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Качество - это неотъемлемая часть продукта, которая занимает особо важное значение в предпринимательской деятельности. И не секрет, что для того, чтобы компании «выжить» в конкурентной среде нужно производить только качественный товар. Каждый знает, что потребитель предпочтительнее отнесется к товару высокого качества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
Понятие качества продукции и его показатели
Значения качества продукции в рыночных условиях
Система управления качеством продукции
Проблемы поддержания качества в рыночных условиях
КОНКУРЕНТСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
Конкурентоспособность товара и его преимущества
Параметры оценки конкурентного положения товара
Пути обеспечения конкурентного положения в рыночных условиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая (Автосохраненный).docx

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Для управления качеством  продукции и его повышением необходимо оценить уровень качества. Область  деятельности, связанная с количественной оценкой качества продукции, называется квалиметрией.

Оценка уровня и качества продукции является основой для  выработки необходимых управляющих  воздействий в системе управления качеством продукции. Для оценки уровня качества продукции используют показатели качества.

Целью оценки является определение  того, какие показатели качества следует  выбирать для рассмотрения, какими методами, и с какой точностью  определяют их значения, какие средства для этого потребуются, как обработать и в какой форме следует  представить результаты оценки.  
При определении целесообразности повышения качества продукции важное значение имеет учет показателей качества. От повышения качества по его отдельным показателям зависит объем затрат предприятия, поэтому необходимо учитывать финансовые и производственные возможности предприятия при планировании повышения качества. Одни и те же показатели могут иметь разную степень значимости для предприятия в зависимости от выпускаемой продукции. Показатель качества продукции численно характеризует степень проявления определенного свойства, входящего в состав качества. Качество продукции – совокупность свойств, которые количественно выражаются в показателях качества.

Общепризнанной является классификация на десять показателей. 
1.       Показатели назначения – характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения готовой продукции.  
2.       Показатели надежности – безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность и долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все 4, так и часть из названных показателей.   
3.       Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности достигаются массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, трудовых ресурсов и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.  
4.       Показатели стандартизации и унификации – это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя, так и для потребителя.  
5.       Эргономические показатели – отражают взаимодействие человека с изделием и комплексом гигиенических, антропометрических, физиологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием. 
6.       Эстетические показатели – характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия. 
7.       Показатели транспортабельности – выражают приспособленность продукции к транспортировке.  
8.       Патентно-правовые показатели – характеризуют патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.  
9.       Экологические показатели могут вообще отсутствовать в продукции когда производство данной продукции не может быть экологически опасным - в принципе, например, при телевизоров, компакт-дисков. Это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции.  
10.  Показатели безопасности – характеризуют особенности для безопасности покупателя и обслуживающего персонала то есть обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке, потреблении продукции. 2      Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции. Однако помимо всех этих показателей важна и цена изделия. Именно с ней связан вопрос экономически оптимального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена набор свойств, которыми оно обладает. Если при улучшении качества цена буде слишком высокой, то тогда эффективности повышения качества не будет.

 

    1. Значения качества продукции в рыночных условиях

 

Представление о качестве постоянно изменяется. Качество, удовлетворявшее  потребителя год назад, может  уже не отвечать его требованиям  в этом году. Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной степени определяет выживаемость и успех предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Следует отметить, что от выпуска высококачественной продукции выигрывает и национальная экономика, поскольку в этом случае увеличиваются экспортный потенциал и доходная часть платежного баланса страны, повышается авторитет государства в мировом сообществе.

Отсюда вытекает необходимость  постоянной, целенаправленной, кропотливой  работы товаропроизводителей по повышению  качества продукции в сравнении  с аналогами конкурентов. Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной степени определяет выживаемость и успех предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Следует отметить, что от выпуска высококачественной продукции выигрывает и национальная экономика, поскольку в этом случае увеличиваются экспортный потенциал и доходная часть платежного баланса страны, повышается авторитет государства в мировом сообществе. Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов.

Наличие конкурентной среды  в условиях рыночной экономики обязывает  уделять огромное внимание проблемам  качества. По методам осуществления  конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой  за ту же цену предлагается товар с  более высокими качественными параметрами  и комплексом услуг, что называется на языке маркетинга «товар с сопровождением».

Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. Возникла необходимость  выработки объективных показателей  для оценки способностей фирм производить  продукцию с необходимыми качественными  характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители  имеют системы качества, соответствующие  международным стандартам.

В настоящее время именно сертификат, подтверждающий соответствие продукции международным стандартам на систему качества, служит решающим фактором для заключения контракта  на поставку продукции. Успешная реализация качественного продукта потребителю  является главным источником существования  любого предприятия. В рыночной экономике  производитель и потребитель  сами находят себя на рынке, мотивация  их деятельности основывается на финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта. При этом потребитель имеет  выбор между наилучшими товарами различных производителей. Потребитель, являясь главной фигурой, определяет направления развития производства, приобретая товары и услуги в соответствии с собственным желанием. Говоря о  проблеме качества, следует отметить, что за этим понятием всегда стоит  потребитель. Именно он выбирает наиболее предпочтительные свойства.

В области качества произошла  подлинная революция. Именно с помощью  современных методов менеджмента  качества многие известные зарубежные фирмы добились лидирующих позиций  на различных рынках. Российские предприятия  пока еще отстают в области  применения современных методов  управления качеством. Между тем  повышение качества имеет поистине колоссальный потенциал. Однако повышение  качества невозможно без изменения  отношения к качеству на всех уровнях.

Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как образу жизни. Между  качеством и эффективностью производства существует прямая зависимость. Повышение  качества способствует повышению эффективности  производства, приводя к снижению затрат и увеличению доли рынка.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Система управления качеством продукции

 

Под управлением качеством продукции  понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях  на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование. Непосредственными объектами управления в данном случае являются потребительские характеристики продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла. Субъектами управления являются различные органы управления и отдельные лица, функционирующие на различных иерархических уровнях и реализующие функции управления качеством в соответствии с общепринятыми принципами и методами управления.

До недавнего времени  при решении проблем качества предприятия ориентировались на технический уровень качества продукции  без учета потребностей рынка. Вместе с тем, следует отметить, что отечественная система управления качеством внесла существенный вклад в развитие подходов к управлению качеством продукции во всем мире. В этом вопросе отечественный опыт учтен при разработке международных стандартов по системам качества.                                 

 Система качества, регламентированная международным стандартом ИСО 9004, охватывает весь жизненный цикл изделия от проектирования до утилизации и распространяется на такие элементы системы, как маркетинг, материально-техническое обеспечение, сбыт, обслуживание.          Системный подход к управлению качеством продукции предполагает четкое взаимодействие всех отделов и органов управления предприятием. Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции. Система управления качеством продукции включает следующие функции:

  1. Функции стратегического, тактического и оперативного управления.
  2. Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные.
  3. Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции.
  4. Функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.

В соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 выделяются политика в области качества и  непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение  и управление качеством продукции.

Политика в области  качества может быть сформулирована в виде направления деятельности или долгосрочной цели и может  предусматривать:

-улучшение экономического положения предприятия;

-расширение или завоевание новых рынков сбыта;

-достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм;

-ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или регионов;

-освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

-улучшение важнейших показателей качества продукции;

-снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

-увеличение сроков гарантии на продукцию;

-развитие сервиса.

В соответствии со стандартами  ИСО жизненный цикл продукции, который  обозначается как петля качества. С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции .

Рис.1 Политика прелприятия в области качества

 

Таким образом обеспечение качества продукции - это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа "петли качества", чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству. В условиях конкурентной борьбы предприятия смогут успешно развиваться, внедряя системное управление качеством продукции. В настоящее время растущая требовательность к улучшению качества изделий - одна из характерных черт развития мирового рынка.

 Всеобщее (тотальное) управление качеством (TQC), осуществляемое фирмами Западной Европы, США и Японии, предполагает три обязательных условия.

1. Качество как основная стратегическая цель деятельности признается высшим руководством фирм. При этом устанавливаются конкретные задачи и выделяются средства для их решения. Поскольку требования к качеству определяет потребитель, не может существовать такого понятия, как постоянный уровень качества. Качество должно постоянно возрастать, ибо качество -это постоянно меняющаяся цель.

2. Мероприятия по повышению качества должны затрагивать все подразделения без исключения. Опыт показывает, что 80-90% мероприятий не контролируется отделами качества и надежности. Особое внимание уделяется повышению качества на таких этапах, как НИОКР, что обусловлено резким сокращением срока создания новых изделий.

3. Не прекращающийся процесс обучения (ориентирован на определенное рабочее место) и повышение мотивации персонала.

Современное развитие системы  управления качеством получило в  результате перехода от тотального управления качеством (TQC) к тотальному менеджменту качества (TQM). Если TQC - это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQM - еще и управление целями и самими требованиями. В TQM также включается и обеспечение качества, которое трактуется как система мер, вызывающая у потребителя уверенность в качестве продукции. Система TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку точно в срок. Основная идеология TQM базируется на принципе - улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка - стремление к "0 дефектов", к "0 непроизводительных затрат", к поставкам точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, однако необходимо постоянно к этому стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах. Эта идеология имеет специальный термин - "постоянное улучшение качества" (quality improvement). В системе TQM используются методы управления качеством, адекватные целям. Одними из ключевых особенностей системы являются использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива. Особое место в мировой практике управления качеством продукции занимают кружки качества как форма привлечения работников предприятия к осознанному участию в процессе повышения качества продукции, имиджа фирмы и собственного благополучия. Кружки качества впервые появились в Японии в 1962 г. и стали важным фактором повышения качества и конкурентоспособности продукции, что в значительной мере способствовало выдвижению Японии в число лидеров на мировом рынке товаров. С конца 70-х гг. движение по созданию кружков качества приняло массовый характер во многих странах мира (Венгрия, США, Франция, ФРГ, Швеция, Югославия и др.). Их широкому распространению способствовала активная пропаганда, многочисленные публикации, устройство конференций и семинаров. Па Кружок качества - это небольшая группа (от 3 до 12 человек) рабочих или служащих одного производственного подразделения, которые регулярно (один раз в неделю) собираются и в течение часа (в рабочее или нерабочее время) обсуждают проблемы, возникшие в их работе. Коллективными силами под руководством лидера находят пути решения производственных задач и сами претворяют их в жизнь или с помощью специалистов.

Информация о работе Проблема поддержания качества на предприятии