Принцип обеспечения качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 11:55, контрольная работа

Описание работы

1. Принцип обеспечения качества продукции. Факторы, влияющие на обеспечение качества продукции.
2. Значение международных стандартов качества для предприятий пищевой промышленности и агропромышленного комплекса.

Файлы: 1 файл

Управ качеством.docx

— 82.49 Кб (Скачать файл)

 

План контрольной работы:

  1. Принцип обеспечения качества продукции. Факторы, влияющие на обеспечение качества продукции.
  2. Значение международных стандартов качества для предприятий пищевой промышленности и агропромышленного комплекса.
  3. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Принцип обеспечения качества продукции. Факторы, влияющие на обеспечение качества продукции.

Качество продукции – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности потребителя.

Обеспечение качества – это процесс формирования необходимых свойств и характеристик продукции при ее создании, а также поддержание этих характеристик при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

Среди принципов обеспечения качества можно выделить три их основных группы:

1. Принципы технического  характера (конструктивные, технологические, метрологические и т.д.);

2. Принципы экономического  характера (финансовые, нормативные, материальные  и т.д.);

3. Принципы социального  характера (организационные, правовые, кадровые и т.д.).

Стабильное обеспечение качества продукции зависит от множества факторов, которые можно разделить на две основные группы: частные и общие. К общим факторам относятся: технические, экономические, социальные, политические и др. факторы, которые подразумевают уровень развития производства, средства и системы контроля качества, социальная и экономическая целесообразность и эффективность производства, материальная и личная заинтересованность и пр. Среди частных факторов выделяют: профессиональное мастерство работников, конструкцию изделий и качество технических процессов, используемые сырье, материалы, комплектующие, условия хранения, транспортировки, реализации и эксплуатации продукции, упаковка, маркировка и пр.

Устойчивого совершенствования качества продукции нельзя добиться путем проведения отдельных и даже крупных, но разрозненных мероприятий. Только путем системного и комплексного, взаимосвязанного осуществления технических, организационных, экономических и социальных мероприятий на научной основе можно быстро и устойчиво совершенствовать качество продукции.

Факторы, влияющие на качество продукции, укрупненно могут быть представлены тремя блоками: качество производимой продукции зависит от внутренних (внутрифирменных) обстоятельств, человеческого фактора и внешних условий.

В соответствии с этими блоками дадим краткую характеристику условий формирования факторов качества:

1. Внешние условия формирования  факторов качества: инвестиции, поддержка  государства; ритмичность поставок  сырья, материалов и комплектующих, их качество; оценка и подтверждение  качества продукции; правовое обеспечение  качества (юридическая ответственность  за дефектную продукцию); уровень  конструкторских разработок; взаимосогласованность требований контроля и надзора;

2. Внутренние условия: дисциплина, оборудование, технология производства; испытательная база; технический  контроль; организационная и производственная  структура управления предприятием;

3. Человеческий фактор: квалификация, опыт, профессионализм; поощрения, стимулирование, мотивация; активность и инициатива; обмен передовым опытом.

Часто при определении факторов, которые влияют на какой-либо результативный показатель, характеризующий качество, используют причинно-следственную диаграмму определения качества.

Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы, диаграмма "рыбий скелет") применяется, когда требуется исследовать и изобразить все возможные причины определенных проблем или условий.

Причинно-следственная диаграмма была разработана, чтобы представить соотношения между следствием, результатом и всеми возможными

причинами,влияющими на них.

Порядок построения причинно-следственной диаграммы:

1. Описание выбранной  проблемы, а именно: в чем ее  особенности, где она возникает, когда проявляется и как далеко  распространяется.

2. Перечисление причин, необходимых  для построения причинно-следственной  диаграммы одним из следующих  способов: проведение мозговой атаки, на которой обсуждаются все  возможные причины без предварительной  подготовки; отслеживание всех стадий  производственного процесса и  указание на контрольных листках  возможных причин возникающей  проблемы.

 

Построение причинно-следственной диаграммы.

Анализ диаграммы: факторы и условия расставляются по значимости, устанавливаются те причины, которые в данный момент поддаются корректировке.

Применение причинно-следственной диаграммы позволяет выявить и сгруппировать все условия и факторы, влияющие на данную проблему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Значение международных стандартов качества для предприятий пищевой промышленности и агропромышленного комплекса.

Стандарт — это нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарты бывают международные, региональные, государственные, отраслевые, республиканские, стандарты предприятий. При отсутствии ГОСТов, РСТ, ОСТ, и СТП и при необходимости волнения или повышения требований разрабатываются технические условия (ТУ).

Действующие стандарты периодически пересматриваются, устаревшие заменяются новыми.

В зависимости от содержания и целевого назначения стандарты делятся на 10 видов: стандарты параметров (размеров); стандарты типов и основных параметров; стандарты марок; стандарты ассортимента; стандарты конструкции и размеров; стандарты технических требований; стандарты правил приемки; стандарты методов контроля, испытаний, анализа, измерений; стандарты типовых технологических процессов; стандарты на термины и определения.

Структура стандартов на продукцию унифицирована. Каждый стандарт начинается с определения, в котором указывается, на какой объект он распространяется. Затем идет раздел классификации, в котором товар подразделяется на отдельные группы, часто называемые типами. Признаками для деления товаров и изделий на типы могут быть различные устойчивые показатели состава, качества, свойств (биологические признаки, географические, химические, физические и т. д.). Однако и эти признаки не всегда раскрывают всех особенностей продукции. Поэтому в разделе стандарта имеются технические требования, которые более детально характеризуют продукт, например, по его сортовым особенностям, категории и т. д.

Особое место занимают стандарты на методы оценки качества продукции. Для этого существуют стандартизированные методы анализа продуктов. На предприятиях пищевой промышленности для целей управления технологическими процессами чаще всего используют стандарты технических требований и стандарты на методы испытаний.

Стандарты широко используются во всех странах. В зависимости от сферы действия и области распространения различают ведомственные, отраслевые, межотраслевые, национальные, государственные, региональные и международные стандарты.

Важнейшим механизмом практической реализации качества пищевой продукции и правил безопасности в промышленности, торговле и сфере обслуживания стала международная стандартизация, переводящая на язык технических характеристик общие требования безопасности, установленные действующими законодательными актами. Международные стандарты на методы испытаний являются важными носителями информации, отражающими согласованный подход стран мирового сообщества к различным аспектам безопасности основных видов пищевой продукции. Они обеспечивают возможность гармонизации требований национальных законодательств и системного подхода к решению проблемы безопасности в интересах развития международной торговли и защиты прав потребителей.

ИСО (международная организация по стандартизации) является всемирной федерацией национальных органов по стандартам (органов-членов ИСО). Работа по подготовке международных стандартов обычно осуществляется в ИСО силами Технических комитетов. Каждый национальный орган-член ИСО, заинтересованный в той области, для которой был создан соответствующий Технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете.

 Семейство стандартов ИСО 9000, перечисленное ниже, разработано, чтобы помочь организациям всех типов и размеров внедрить и использовать эффективные системы менеджмента качества.

ИСО 9001 устанавливает детальные требования для систем менеджмента качества, в случае необходимости продемонстрировать способность организации, обеспечить соответствие продукции.

ИСО 9004 обеспечивает руководство по внедрению широко развитой системы менеджмента качества, чтобы достичь постоянного улучшения деловой деятельности.

ИСО 10011 обеспечивает руководство по управлению и проведению внутреннего и внешнего аудитов системы менеджмента качества.

Сообща они образуют комплект родственных стандартов системы менеджмента качества. Основополагающим стандартом серии стандартов качества является документ ISO 9000 "Стандарты на управление качеством и обеспечение качества. Руководящие положения по выбору и применению". Он определяет основные принципы политики руководства организаций в области обеспечения качества, описывает три возможных модели управления, устанавливает и разъясняет взаимосвязь между различными понятиями в области качества. Стандарт устанавливает новое для экономических процессов понятие "степень подтверждения", определяющее представление потребителю (заказчику) доказательств того, что система управления качеством и продукция изготовителя (поставщика) соответствует установленным в договорах техническим требованиям. В стандарте ISO 9004 "Система качества. Элементы системы управления качеством. Руководящие положения" рассматриваются 20 элементов системы управления качеством на предприятии и их применение. На основе рекомендаций этого стандарта руководитель предприятия может выбрать соответствующие элементы управления, отвечающие специфике организации. Используя рекомендации стандарта при проектировании системы управления качеством можно сократить затраты и одновременно, за счет применения уже апробированного опыта, повысить экономический эффект от проектируемой системы.

Три модели обеспечения качества, входящие в состав стандартов серии ISO 9000, отражают различные виды (сочетания) производственных этапов предприятия, которые могут быть сертифицированы. Они позволяют сделать обоснованный выбор заказчику и поставщику продукции, а также корректно зафиксировать взаимные обязательства в договоре (контракте) на разработку, поставку или испытание продукции.

Первая модель - стандарт ISO 9001 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадиях разработки (проектирования, производства, монтажа и обслуживания)". Он используется тогда, когда изготовитель (поставщик) должен обеспечить соответствие продукции установленным требованиям на всех стадиях жизненного цикла продукции - от проектирования до обслуживания. Область организационного применения - договор (контракт) на поставку, включающий проведение опытно-конструкторских работ. Требования к продукции выражаются в основном с позиций эксплуатационных характеристик. Данная первая модель качества содержит наиболее полный набор требований при строгом соблюдении всех элементов управления качеством.

Вторая модель - стандарт ISO 9002 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадиях производства и монтажа". Стандарт применяется в условиях, когда требования к продукции устанавливаются с точки зрения уже разработанного проекта. В этих случаях необходимо подтвердить возможности изготовителя (поставщика) в части производства и монтажа продукции. Хотя в договоре (контракте) рекомендуется использовать полный набор требований, строгость соблюдения некоторых из элементов управления качеством может быть ослаблена.

Третья модель - стандарт ISO 9003 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадии контроля и испытания готовой продукции". Эта модель устанавливает возможности и обязанности изготовителя (поставщика) в части контроля и испытания поставляемой продукции. Третья модель качества может содержать полный набор требований или только часть наиболее важных элементов.

Успешное управление и функционирование организации требует управления в систематической и видимой форме. Успех может быть результатом от внедрения и поддержания системы управления, которая разработана для постоянного улучшения выполнения работ, путем ее направленности на нужды всех заинтересованных сторон. Управление организацией охватывает  менеджмент качества наряду с другими дисциплинами управления.

Идентифицированы следующие восемь принципов менеджмента качества, способствующие достижению целей качества:

1) организация, сфокусированная  на заказчика - организации зависят  от своих заказчиков и поэтому  должны понимать текущие и  будущие нужды заказчика, выполнять  требованиям заказчика и стараться  превосходить ожидания заказчика;

2) руководство - руководители  устанавливают единство цели, направления  и внутреннюю окружающую среду  организации. Они создают окружение, в котором люди могут стать  полностью вовлеченными в достижение  целей организации;

Информация о работе Принцип обеспечения качества продукции