Понятие компетентности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:53, реферат

Описание работы

Компетентность - мера владения способами решения задач, компетенция –круг задач и обязанностей.
Компетентность:
1.Профессиональная характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умений применить их на практике.
2 Социальная профкомпетентность характеризует владения способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

Файлы: 1 файл

Alyona.docx

— 23.27 Кб (Скачать файл)

             

                                           1.Понятие компетентности


    Компетентность - мера владения способами решения задач, компетенция –круг задач и обязанностей. 

        Компетентность:

         1.Профессиональная характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умений применить их на практике.

        2 Социальная профкомпетентность характеризует владения способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения. 
       3 Личностная характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему. 

Компетенции (Базаров Т.Ю.) — это требования успешной деятельности, сформулированные в терминах интегральных качеств индивидуального или коллективного субъекта. Эти качества, как правило, сочетают в себе знания, профессиональные навыки или организационно-культурные характеристики, необходимые для успешной работы (в определенной профессии, на определенной должности, в конкретной компании). Иногда компетенции могут быть описаны в виде модели профессионального поведения, необходимого для достижения высоких результатов. «Компетенции суть столь же деятельностные, сколь и организационные сущности. И поэтому о тех или иных компетенциях можно осмысленно говорить лишь в определенных организационно-деятельностных контекстах». (Генисаретский О.И.)

Говоря о компетенции  сотрудника (т.е. его компетентности), мы имеем в виду его способность  и готовность к выполнению работы определенного вида (например, проводить  переговоры или анализировать финансовые показатели) с требуемым уровнем  качества.

Компетентность (Базаров  Т.Ю.) – это совокупность ряда личностных характеристик, свойств, способностей, навыков и особенностей мотивации, которыми должен обладать человек для  успешной работы в рамках заданных компетенций (типов задач) конкретной должности или компании в целом. Компетентности персонала можно  рассматривать в качестве инструментов реализации компетенций организации.  


 

 

  

 

Компетенции – это требования конкретной деятельности к индивиду (спрос), а компетентность – это  потенциальное соответствие индивида требованиям (предложение)

3. ПВК являются составляющими  компетенции. 

 

ПВК: система устойчивых (базовых) свойств индивида (морфологических, физиологических, психологических  и культуро-обусловленных), необходимая  для успешного формирования определенных компетенций в процессе обучения.  

 

 

 

"Компетентность" - характеристика  возможностей и готовности субъекта  труда к труду (а не самих  его прав, обязанностей, функций,  которые могут проектироваться  применительно к модели работника,  а не к конкретному человеку, что ближе к теормину компетенции).  

Знания, умения, навыки - это  составляющая компетентности (они могут  принадлежать конкретным субъектам  труда, или относиться к модельным  представлениям об усредненном субъекте труда).

Под профессионализмом мы понимаем особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять  сложную деятельность в самых  разнообразных условиях. В понятии  «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.

 


Становление профессионализма связано с развитием человека как профессионала. Онтогенетическое развитие профессионала мы связываем с развитием индивидуального профессионализма человека в процессе его профессионализации, а филогенетическое – с развитием профессионализма профессионального сообщества и профессии в целом. 
 
При изучении становления профессионализма человека мы исходим из следующих предпосылок: 1) профессионализм человека – это системное образование; 2) профессиональная деятельность рассматривается как особая форма активности человека и как система его отношений с миром; 3) становление профессионализма человека – это процесс интериоризации человеком психологической нормативной (существующей в обществе) модели профессии и формирования индивидуальной концептуальной модели профессиональной деятельности (КМПД); 4) профессиональное развитие является результатом разрешения противоречий. Выделим еще одну предпосылку, которая связана с обоснованием возможности распространения категорий и концепций инженерной психологии на широкий спектр профессий, традиционно не относящихся к операторским. 

 

Профессионализм, рассматриваемый  как интегральное свойство, – это совокупность устойчивых особенностей человека-профессионала, обеспечивающих определенный качественно-количественный уровень профессиональной деятельности, характерный для данного специалиста.  

 

Профессионализм, рассматриваемый  как процесс, имеет фазы: начало, течение (экстенсивное или интенсивное развитие, стагнацию, деградацию и др.), окончание. Процессуальный аспект изучения профессионализма предполагает выделение ряда его стадий: 
а) стадию допрофессионализма, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточна высока; 
б) стадию собственно профессионализма, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты. Эта стадия включает совокупность последовательно сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется показателями, отвечающими требованиям внутренних и внешних критериев; 
в) стадию суперпрофессионализма или мастерства, соответствующую приближению к «акме» – вершине профессиональных достижений; 
г) стадию «послепрофессионализма»: человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов. 
 
Профессионализм, рассматриваемый как состояние человека, активизирует регулятивные функции в адаптации субъекта к компонентам профессиональной среды.



Информация о работе Понятие компетентности