Оценка качества обслуживания долга и учет операций по формированию резерва на возможные потери

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:51, реферат

Описание работы

Качество обслуживания долга - это показатель, характеризующий насколько своевременно и в полном объеме производит заемщик/дебитор погашение своих обязательств по кредитному договору/договору факторинга.
В зависимости от того насколько своевременно и в полном объеме заемщик гасит обязательные платежи по своим обязательствам перед банком, качество обслуживания долга относят в одну из трех категорий:
• хорошее качество обслуживания долга;
• среднее качество обслуживания долга;
• неудовлетворительное или плохое качество обслуживания долга.

Файлы: 1 файл

Департамент науки и образования Кемеровской области.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Департамент науки и  образования Кемеровской области

ГОУ СПО Профессиональный колледж  г. Новокузнецк

Оценка качества обслуживания долга и учет операций по формированию резерва на возможные потери

Качество обслуживания долга - это показатель, характеризующий насколько своевременно и в полном объеме производит заемщик/дебитор погашение своих обязательств по кредитному договору/договору факторинга.

В зависимости от того насколько своевременно и в  полном объеме заемщик гасит обязательные платежи по своим обязательствам перед банком, качество обслуживания долга относят в одну из трех категорий:

• хорошее качество обслуживания долга;

• среднее качество обслуживания долга;

• неудовлетворительное или плохое качество обслуживания долга.

Определение качества обслуживания долга по ссуде производится в соответствии с критериями, определенными Положением Банка России № 254-П от 26.03.2004 № «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (далее – Положение №254-П).

Качество обслуживания долга по ссудам оценивается банком по каждойвыданной ссуде, качество обслуживания долга по договорам факторингаоценивается банком в рамках каждого уступленного денежного требования к дебитору/поставщику.

 

 

Основным документом, регламентирующими общий порядок  формирования резерва на возможные  потери является Положение Банка России от 20.03.2006 г. № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» [1].

При формировании резерва необходимо исходить из принципа приоритета экономического содержания операций (сделок) над их юридической формой.

Резерв формируется  в валюте Российской Федерации.

Бухгалтерский учет резерва осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 26.03.2007 г. № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»[2].

Под возможными потерями кредитной организации  применительно к формированию резерва  понимается риск понесения убытков по причине возникновения одного или нескольких следующих обстоятельств:

Неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств контрагентом кредитной организации по совершенным  ею операциям (заключенным ею сделкам) или вследствие неисполнения обязательств лицом, надлежащее исполнение обязательств которого обеспечивается принятым на себя кредитной организацией обязательством;

Обесценение (снижение стоимости) активов кредитной организации;

Увеличение объема обязательств и/или расходов кредитной  организации по сравнению с ранее отраженными в бухгалтерском учете.

При классификации  элементов расчетной базы кредитная  организация оценивает финансовое положение контрагента с целью  выявления вероятности неисполнения либо ненадлежащего исполнения им договорных обязательств [3].

Оценка финансового  положения контрагента производится кредитной организацией исходя из оценки влияния факторов риска, выявленных в результате анализа финансовой отчетности контрагента и других данных о состоянии и финансовых результатах деятельности контрагента, в соответствии с методикой (методиками), утвержденной (утвержденными) внутренними документами кредитной организации, отвечающими требованиям Положения 283 «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» [1].

Анализ финансового  положения контрагента осуществляется с

использованием  информации, примерный перечень которой  содержится в приложении 2 к Положению  Банка России N 254-П [3].

Перечень используемых для анализа финансового положения  контрагента показателей и порядок их расчета определяются кредитной организацией самостоятельно в зависимости от отрасли (направления) и сферы деятельности контрагента, задач анализа и с учетом всей имеющейся информации как на отчетные, так и на внутримесячные (внутриквартальные) даты [3].

Элементы расчетной  базы резерва и факторы риска, на основании которых кредитная  организация выносит по ним профессиональное суждение об уровне риска и, соответственно, о размере расчетного резерва  и о величине возможных потерь (далее - профессиональное суждение), определяются кредитной организацией самостоятельно. Источники получения возможной информации о факторах риска, включая средства массовой информации и другие источники, определяются кредитной организацией самостоятельно [1]. Кредитная организация должна приложить все разумные усилия для получения информации, необходимой для вынесения профессионального суждения. При этом документ, содержащий профессиональное суждение по каждому элементу расчетной базы резерва, анализ факторов, которые легли в основу указанного суждения, а также расчет резерва включаются в досье контрагента. Указанные документы составляются с определенной периодичностью [3]. Отсутствие информации о контрагенте должно рассматриваться кредитной организацией как один из факторов риска, принимаемых во внимание при вынесении профессионального суждения.

 

Резервные требования

 

Регулирование деятельности коммерческих банков со стороны Центрального банка осуществляется посредством нескольких, тесно взаимосвязанных  инструментов.

Одним из основных экономических инструментов реализации денежно-кредитной политики Центрального банка является установление норматива резервных требований, открытие резервно-корреспондентского счета для каждого кредитного института второго уровня в региональных учреждениях ЦБ, а также определение минимальной величины остатков средств на данном счете, прежде всего исходя из состояния денежного оборота в стране.

В настоящее  время минимальные резервы –  это наиболее ликвидные активы, которые  обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в ЦБ или в иных высоко ликвидных формах, определяемых ЦБ. Норматив резервных требований представляет собой законодательно установленное процентное отношение суммы обязательных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций.

Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы  выполняют две основные функции.

Во-первых, они  как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств

коммерческих  банков по депозитам их клиентов. Периодическим  изменением нормы обязательных резервов ЦБ поддерживает степень ликвидности коммерческого банка на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

Во-вторых, минимальные  резервы являются инструментом, используемым ЦБ для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств ЦБ регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в ЦБ превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, ЦБ проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, т. е. процента резервирования средств в ЦБ. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Введение обязательного  резервирования части привлеченных банками средств обуславливает  их разделение на две основные группы:

- децентрализовано  обращающуюся;

- централизованно  обращающуюся, а именно ту часть  привлеченных банками средств,  которая потом резервируется  в ЦБ и используется последней  по своему усмотрению.

ЦБ, устанавливая и пересматривая норматив резервных требований, имеет

возможность регулировать величину и динамику каждой из этих групп, влияя тем самым на структуру  и объем привлеченных ресурсов коммерческих банков и, воздействуя на их стоимость, а также на объем ссудных, учетных, факторинговых и других доходных активов. Управляя нормой резервирования, ЦБ одновременно оказывает влияние на уровень прибыльности коммерческих банков, повышая либо понижая стоимость ресурсов, объем кредитов и депозитов. Изменяя размеры кредитно-депозитной эмиссии, ЦБ управляет величиной и темпами изменения денежной массы.

 

Использование норматива резервных требований Центральным банком

 

В случае использования  резервных требований как самостоятельного инструмента путем периодического пересмотра устанавливаемых нормативов Центральный банк устанавливает:

Механизм осуществления  расчетов через резервные (корреспондентские) счета коммерческих банков в учреждениях  Центрального банка;

Единую методику расчета  остатка средств на резервных (корреспондентских) счетах коммерческих банков;

Методику определения  и критерии пересмотра действующих  нормативов отчислений коммерческих банков в фонд регулирования кредитных  ресурсов;

Дифференцированные нормативы  отчислений коммерческих банков в фонд регулирования кредитных ресурсов по различным критериям вкладов, регионам, группам банков.

Нормативы резервных требований устанавливаются дифференцированно  в зависимости от видов депозитов. Кроме того, возможна дифференциация устанавливаемых нормативов в зависимости  от срока деятельности, величины актов  банка, региона деятельности. В некоторых странах в случае нарушения банком установленного норматива минимальных резервных требований предусматривается введение в действие специальных дополнительных резервных требований в процентах к сумме превышения.

Механизм использования резервных требований в качестве базы для проведения по рефинансированию и на открытом рынке заключается в следующем.

В случае получения коммерческим банком рефинансирования в Центральном  банке (ссуды по его официальной  учетной ставке), у коммерческого банка принадлежащих ему ценных бумаг соответствующие суммы поступают на резервно-корреспондентский счет этого банка, увеличивается остаток средств на счете, и соответственно расширяются возможности банка по выполнению резервных требований и расширению масштабов его ссудных операций.

В случае продажи ценных бумаг  коммерческому банку Центральным  банком соответствующая сумма списывается  с его резервно-корреспондентского счета, вследствие чего возникает (либо увеличивается) недостаток обеспечения  установленного норматива резервных требований и банк будет вынужден искать источники восполнения возникшего недостатка резервных средств.

Зарезервированные коммерческими банками средства находятся в распоряжении Центрального банка, который может их использовать по своему усмотрению. Например, перераспределить депонированные коммерческими банками  средства на резервных счетах, предоставляя их в качестве ссуд по своей официальной процентной ставке банковским институтам, испытывающим потребность в кредите. Пополнить остаток средств на резервно - корреспондентском счете кредитных институтов и соответственно расширить объем кредитно-денежных ресурсов, которыми они располагают.

Однако, поскольку  установление норматива минимальных  резервов является косвенным (экономическим) инструментом воздействия, реакция  рынка на его применение замедленна и не всегда адекватна. Например, повышение  норматива может не вызывать снижение объема денежной массы при превышении на рынке предложения свободных кредитных ресурсов над спросом на них. Так, если у банка имеются собственные или иные заемные кредитные ресурсы, общий размер ссуд, а соответственно и депозитов при этом может не изменяться.

Таким образом, колебания нормативов влияют, прежде всего, на размер кредитов, выданных за счет привлеченных средств, и не обязательно  вызывают изменение величины депозитной эмиссии.

Повышение гибкости и действенности системы минимальных резервов как инструмента регулирования деятельности банков достигается благодаря расширению диапазона дифференциации норматива резервирования средств. В мировой банковской практике, помимо перечисленных выше, используется еще большая дифференциация минимальных резервов в зависимости от вида банковских обязательств. Например, в ФРГ резервные требования распространяются на предъявительские ценные бумаги сроком до двух лет, а в США, Японии –на обязательствах в евровалютах.

Что касается средств, депонированных в иностранной валюте, то в большинстве стран устанавливается минимальная сумма вкладов в инвалюте, которая освобождается от действия минимальных резервных требований, а от сумм, превышающих этот установленный минимум, отчисления производятся в таком же порядке ,как и по депозитам в национальной валют.

Таким образом, резервированию подлежат различные  компоненты денежной массы. Чем поддерживается необходимый уровень ликвидности  коммерческих банков, повышается степень  защиты интересов банковских клиентов.

Информация о работе Оценка качества обслуживания долга и учет операций по формированию резерва на возможные потери