Конституция Российской Федерации в системе источников трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 17:44, доклад

Описание работы

Конституция РФ занимает высшую ступеньку в иерархии источников трудового права. Другие источники трудового права должны соответствовать конституционным требованиям. Действующая Конституция РФ предполагает организацию определенного правопорядка, в том числе и в сфере труда. С принятием Конституции РФ обеспечено и применение международно-правовых актов о труде. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. До появления данного правила в Конституции РФ нормы международно-правовой регламентации труда не применялись. Например, Конвенция МОТ о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю, хотя и ратифицирована в 1956 году, на территории России не применялась.

Файлы: 1 файл

доклад тп (2).docx

— 20.55 Кб (Скачать файл)

Конституция Российской Федерации в системе источников трудового права

 

Конституция РФ занимает высшую ступеньку в иерархии источников трудового права. Другие источники  трудового права должны соответствовать  конституционным требованиям. Действующая  Конституция РФ предполагает организацию  определенного правопорядка, в том  числе и в сфере труда. С  принятием Конституции РФ обеспечено и применение международно-правовых актов о труде. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. До появления данного правила в Конституции РФ нормы международно-правовой регламентации труда не применялись. Например, Конвенция МОТ о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю, хотя и ратифицирована в 1956 году, на территории России не применялась. Вплоть до 7 октября 1992 года норма рабочего времени в России составляла 41 час в неделю. Казалось бы, работники могли потребовать на основании данной Конвенции МОТ оплаты одного часа как сверхурочной работы за весь период с 1956 по 1992 год. Однако до принятия Конституции РФ нормы международно-правовой регламентации труда не были включены в правовую систему России. Поэтому их применение стало возможным с момента принятия Конституции РФ, то есть с 1993 года. В связи с изложенным следует признать, что нормы Конституции РФ имеют приоритет и перед международно-правовой регламентацией труда.

С точки зрения формального  выражения организации общего правопорядка в сфере труда, Конституция РФ является источником трудового права. Материальное выражение Конституции  РФ в конкретных отношениях при регулировании  труда связано с применением  ее отдельных норм. При регулировании  отношений, составляющих предмет трудового  права, применяются, а следовательно, и проявляются в материальном смысле отдельные конституционные нормы.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ права и свободы  человека и гражданина должны стать  высшей ценностью, охрана которых объявлена  обязанностью государства. Данная конституционная  норма позволяет применить предписания  трудового законодательства, наиболее полно отражающие права и свободы  человека и гражданина в сфере  труда. Причем обязанность обеспечить их реализацию возложена на полномочные  государственные органы.

В ст. 7 Конституции  РФ Российская Федерация провозглашена  социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека, охрану труда и  здоровье людей. Государством, исходя из перечисленных требований, должен устанавливаться гарантированный  минимальный размер оплаты труда. Названная конституционная норма применима во всех случаях оценки условий труда, их влияния на здоровье людей, а также при рассмотрении заявлений о величине минимальной заработной платы.

Включение в правовую систему Российской Федерации норм международно-правовой регламентации  позволяет при каждом случае их материализации в конкретные отношения делать ссылку и на ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

В ч. 3 ст. 15 Конституции РФ закреплено правило, согласно которому любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. Данное требование применимо ко всем без исключения нормативным актам, направленным на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. В частности, локальные акты, в том числе приказы работодателя, имеющие нормативный характер, должны быть доведены до сведения работников организации. До момента ознакомления работников с ними они не должны применяться.

В ст. 18 Конституции  РФ права и свободы человека и  гражданина объявлены непосредственно  действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, они обеспечиваются правосудием. Из данной нормы следует, что само существование системы  судов общей юрисдикции обусловлено  обеспечением правосудием прав и  свобод человека и гражданина. Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления также  должна быть подчинена обеспечению  непосредственного действия прав и  свобод человека и гражданина. Поэтому  каждое решение органов государственной  власти и местного самоуправления, судов должно получать оценку с точки  зрения защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе и  в сфере труда. С данных позиций  следует оценивать прежде всего законность вынесенных решений, связанных с применением трудового законодательства.

В ст. 19 Конституции  РФ провозглашены равенство всех перед законом и судом, недопустимость дискриминации по перечисленным  в этой статье признакам. Рассматриваемая  конституционная норма не позволяет  устанавливать различные подходы  к регламентации труда в зависимости  от должностного положения. В частности, запрещено устанавливать различные  коэффициенты и надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах  Крайнего Севера и приравненных к  ним местностях, в зависимости  от должностного положения.

В ч. 3 ст. 35 Конституции РФ запрещается лишение имущества, в том числе и заработной платы, без вынесения судебного решения.

В ст. 37 Конституции  РФ провозглашены свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, право  на труд в условиях, отвечающих требованиям  безопасности и гигиены, право на получение вознаграждения за труд без  какой бы то ни было дискриминации, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, право на отдых и  запрещение принудительного труда. Содержание данной конституционной нормы позволяет применять ее непосредственно при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права. Например, никто не может ограничить право работника на свободу выбора места работы, а также на выражение добровольного волеизъявления при расторжении трудового договора по инициативе работника. Отсутствие подобного волеизъявления, подтвержденного письменным заявлением работника об увольнении, не позволяет работодателю ни при каких обстоятельствах издать приказ о расторжении трудового договора по инициативе работника, поскольку отсутствует свободное распоряжение им своими способностями к труду.

В ч. 5 ст. 32 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантировано право на участие в отправлении правосудия. В связи с чем при возникновении трудовых споров заинтересованные лица вправе требовать участие в их разрешении не только профессиональных судей, но и представителей общественности.

В ст. 39 Конституции  РФ гарантируется социальное обеспечение, в том числе при утрате трудоспособности. Данное право реализуется и при  получении работником трудового  увечья или профессионального заболевания.

В ст. 43 Конституции  РФ сказано, что каждый имеет право  на образование. Указанная конституционная  норма может применяться при  реализации обучающимися предоставленных трудовым законодательством льгот в связи с обучением. Отказ работодателей предоставить такие льготы необходимо рассматривать и как нарушение права на образование.

В ч. 3 ст. 41 Конституции РФ представителям работодателя запрещено скрывать факты и обстоятельства, создающие угрозу для жизни и здоровья людей. Невыполнение представителями работодателя данного запрета является основанием для прекращения работниками работы, создающей угрозу для жизни и здоровья, а также для предъявления требований о возмещении причиненных работодателями убытков и компенсации морального вреда.

В ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждому предоставлено право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В связи с чем следует признать, что данный в ст. 379 ТК РФ перечень форм защиты работниками трудовых прав и свобод не является исчерпывающим. С целью самозащиты трудовых прав и законных интересов работники могут использовать любые не запрещенные законом способы.

В ст. 46 Конституции  РФ каждому гарантируется право  на судебную защиту, в том числе  и прав в сфере труда. Реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от должностного положения. В связи с чем следует признать незаконным отказ судебных органов  в защите трудовых прав всенародно избранного Президента Мордовской ССР  Гуслянникова В. Д. на основании решения Верховного Совета МССР об упразднении занимаемого им поста. Несмотря на то что 5 июля 2002 года Закон МССР от 7 апреля 1993 года "Об упразднении постов Президента и вице-президента Мордовской ССР и о внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Мордовской ССР" отменен, Гуслянников В. Д. не может быть лишен права требовать в судебном порядке компенсации морального вреда и возмещения убытков, причиненных нарушением трудовых прав.

При ограничении  трудовых прав и свобод следует руководствоваться  требованиями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, позволяющей проводить такие ограничения лишь путем принятия федерального закона и только для достижения перечисленных в этой конституционной норме целей, перечень которых является исчерпывающим.

При разработке и  принятии нормативных правовых актов  на федеральном, региональном, местном  и локальном уровнях должны быть соблюдены требования ст. ст. 72, 76 Конституции  РФ, в которых определена компетенция  органов государственной власти по регулированию отношений, составляющих предмет трудового права.

В свою очередь, органы местного самоуправления, работодатели не могут вторгаться в сферу предоставленных  органам государственной власти Российской Федерации и ее субъектов прав.

При применении норм трудового права следует учитывать, что в ст. 71 Конституции РФ гражданское  процессуальное право отнесено к  ведению Российской Федерации. Переход  от формального к материальному  проявлению источников трудового права  строится на нормах гражданского процессуального  законодательства. Поэтому новые  способы, обеспечивающие реализацию норм трудового права, как минимум, не могут противоречить установленным  в гражданском процессуальном законодательстве правилам. Данные в нем правила  не могут обеспечить переход от формального  к материальному выражению подавляющего большинства норм трудового права. Конституционные нормы, которые  могут быть применены к отношениям в сфере труда, также далеко не всегда переходят в материальное воплощение в конкретные отношения, так как в содержании гражданского процессуального законодательства способов для их реализации явно недостаточно. В связи с изложенным требуется  разработка специального нормативного правового акта, создающего самостоятельную  процессуальную базу для реализации источников трудового права, в том  числе и конституционных норм. Таким актом может стать Трудовой процессуальный кодекс РФ.

Учебник "Трудовое право России" Миронов В. И.


Информация о работе Конституция Российской Федерации в системе источников трудового права