Конкурентоспособность продукции на внешнем рынке и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 22:41, контрольная работа

Описание работы

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономичных методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы. Поскольку конкуренция предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего её на мировом рынке. Самая важная характеристика продукции, производимой предприятием в рыночной экономике, - её окупаемость, т.е. то, насколько покупатели предпочитают продукцию конкретного предприятия аналогичной продукции других предприятий.

Содержание работы

1. Понятие конкурентоспособности………………………………. ………3
2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность………………………8
3. Пути повышения конкурентоспособности товаров…………………….18
Список использованной литературы…………………………………26

Файлы: 1 файл

Конкурентоспособность для инета.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

План

 

 

1. Понятие конкурентоспособности………………………………. ………3

2. Факторы, влияющие  на конкурентоспособность………………………8

3. Пути повышения конкурентоспособности товаров…………………….18

         Список использованной литературы…………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие  конкурентоспособности

 

Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране. Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной организации от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:

- конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;

- вид производимого товара;

- ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);

- лёгкость доступа на рынок; 

- однородность рынка;

- конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке; 

- конкурентоспособность отрасли;

- возможность технических новшеств в отрасли;

- конкурентоспособность региона и страны.

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономичных методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы. Поскольку конкуренция предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего её на мировом рынке. Самая важная характеристика продукции, производимой предприятием в рыночной экономике, - её окупаемость, т.е. то, насколько покупатели предпочитают продукцию конкретного предприятия аналогичной продукции других предприятий. Иначе говоря, насколько продукция данного предприятия конкурентоспособна.

Конкурентоспособность продукции – совокупность потребительских и стоимостных характеристик производимой продукции, позволяющая ей выдержать конкуренцию на конкретном рынке и в определённом промежутке времени. Это динамичная характеристика потенциальной способности продукции, а не раз и навсегда приобретённое свойство: оно привязано к определённым рынкам и конкретному времени. Продукция, обладающая конкурентоспособностью на одном географическом рынке, может не иметь этого свойства на другом. И напротив, продукция, терпящая провал, вытесняемая с рынка, через определённое время может пользоваться успехом на нём. Это может произойти по разным причинам, например из-за ухода основного конкурента, удачно проведённой рекламной кампании, роста цен на продукты-заменители. Фундаментальной основой обеспечения конкурентоспособности продукции является формирование и обеспечение её конкурентных преимуществ.

Конкурентное преимущество продукции – это ярко выраженное проявление превосходства над конкурентами в различных областях. К конкурентным преимуществам относятся низкая себестоимость, качество и технический уровень производимой продукции, наличие развитой сбытовой сети.

Конкурентоспособность продукции в отличие от её конкурентных преимуществ испытывает на себе сильное влияние стратегических и тактических изменений на рынке, не связанных с деятельностью предприятия (изменения спроса, демографических сдвигов, природных явлений и т.д.). Поэтому конкурентоспособность предполагает умелое маневрирование в рыночном пространстве и во времени и максимальный учёт требований и возможностей конкретных групп покупателей.

 Важнейший составляющий элемент конкурентоспособности - качество товара. Продукция может удовлетворить ту или иную потребность человека только в том случае, если она обладает качеством, которое определяет её назначение. Качество является важнейшим показателем деятельности предприятия. Вопрос качества – вопрос экономии всех видов ресурсов. В условиях рынка повышение качества продукции определяет темпы технического прогресса, рост эффективности производства, внедрение инноваций, адаптацию предприятия в условиях конкурентной борьбы. Повышение качества продукции имеет большое значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объёма реализации и рентабельности капитала, росту престижа предприятия. Потребление продукции улучшенного качества и большей потребительской стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает полное удовлетворение потребностей. Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала доходной части платёжного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе. Ухудшение качества продукции приводит к появлению обратных тенденций: уменьшению объёма продаж, прибыли и рентабельности, снижению экспорта, национального богатства и благосостояния народа.

Конкурентоспособность товара меняется в зависимости от конъюнктуры рынка, рекламы и  других внутренних и внешних факторов. Товар с более высоким уровнем  качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно  повысилась за счёт придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей для, которой он предназначен. Таким образом, при неизменных качественных характеристиках конкурентоспособность товара может существенно меняться, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействие рекламы и других факторов.

Коммерческие условия конкурентоспособности:

- ценовые показатели;

- характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары;

- показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы;

- показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий.

Уровень цены непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность  товара. Понятно, что чем ниже уровень, тем при прочих равных условиях выше конкурентоспособность производимой продукции на рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее изготовителя в соперничестве с другими производителями аналогичной продукции.               Более высокий уровень цены снижает ценовую конкурентоспособность товаров, сводя ее нередко к нулю. С учетом этого и формируется ценовая политика в борьбе за повышение конкурентоспособности производимых товаров.  Та же картина просматривается и с выполнением условий поставок и платежей. Чем эти условия более гибкие, чем более они соответствуют интересам покупателей, тем предпочтительнее товар в конкретном соперничестве с другими товарами на рынке. В первую очередь это касается сроков и форм поставок товаров и предлагаемого продавцом разнообразия форм расчетов и платежей за осуществление поставки. Также напрямую влияет на конкурентоспособность, принимаемые на себя изготовителем товара гарантии и ответственность за выполнение обязательств по поставкам в установленные сроки товаров высокого качества и надежности.

 Условия приобретения товаров производителями обеспечивают реальное выполнение коммерческих показателей по конкурентоспособности.

К ним относят:

- обеспечение максимально возможного приближения продавцов товара и к показателям, влияющего на снижение издержек обращения и, значит, на уровень его цены;

- доставка товара до места потребления не только крупным оптом-транзитом, но и мелкими партиями через складские предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность

 

Все факторы  определяющие конкурентоспособность  можно разделить на группы:

- качество товаров и услуг

- цена товаров и услуг

- квалификации персонала

- технологический уровень производства

- доступность источников финансирования

- насыщенность рынка, спрос и предложение

Рассмотрим  более подробно каждую группу.

          Качество товаров и услуг.

Качество главная характеристика товара. Товар может занять достойное место в ряду аналогов (то есть стать конкурентоспособным) только обладая определённым качеством. В понятие качества входят долговечность, надёжность, точность, простота эксплуатации, а также отсутствие дефектов и брака. Однако не все эти качества являются в каждом товаре необходимыми. Поэтому есть такой важный показатель качества как соответствие стандартам. Кроме этого товар должен удовлетворять следующие потребности потребителей:

- физические;

- технические;

- эксплуатационные;

- эстетические;

- затратные (ценовые и расходы, связанные с эксплуатацией).

           Факторы, влияющие на определение цены товара:

- совокупные издержки производства;

- затраты общественного труда;

- качество товара;

- функции и свойства товара;

- квалификация персонала;

- технологический уровень производства;

- законодательство страны;

- затраты, связанные с транспортировкой и хранением товара

- затраты, связанные с арендой помещений для реализации товара

- упаковка товара;

- известность фирмы;

- уровень сервисного и гарантийного обслуживания;

- маркетинговая деятельность фирмы;

- спрос и предложение на данную продукцию;

- торговая наценка фирмы.

При выборе стратегии ценообразования  необходимо решить, какие цели будут  преследоваться для конкретного  товара. В основном преследуются следующие  цели: обеспечение выживаемости фирмы, например, в случае острой конкуренции, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям доли рынка, завоевание лидерства по  показателям качества товара, т.е. определённого имиджа товара.

Уровень квалификации персонала. Наличие квалифицированных рабочих позволяет постоянно поддерживать высокое качество продукции при минимальных расходах на расходные материалы. Огромный ряд товаров просто не может быть произведён без высококвалифицированного персонала. Огромное значение имеет и наличие  высококвалифицированного менеджмента, так как даже при  наличии идеально обученных рабочих вряд ли возможно создать конкурентоспособный продукт без высоко подготовленных технологов, инженеров и трудно организовать его сбыт без предварительных расчётов опытных маркетологов.

          Технологический уровень наряду с уровнем квалификации персонала позволяет производить продукцию высокого качества с низкими затратами и в кратчайший срок. Тем самым снижая себестоимость продукции при неизменном качестве. Обойти постоянное техническое перевооружение производства, при изготовлении массы товара практически не возможно, в этом случае большое значение имеет доступность финансирования.

Доступность источников финансирования. В основном используется два финансирования это заёмное и размещение ценных бумаг (в основном выпуск и котирование на бирже акций). Обеспечение финансирования предприятия посредством акционерного капитала является наиболее реалистичным. Существует несколько проблем, препятствующих принятию руководством предприятия о выпуске и размещении акций.

Во-первых, руководители предприятия, как правило, могут  владеть значительной долей в  капитале предприятия и фактически безраздельно пользоваться акционерной  собственностью. В этом случае выбор  способа финансирования предприятий посредством размещения акций зачастую приводит к конфликту интересов менеджмента и потенциальных инвесторов.

Во-вторых, причиной отказа от этого способа финансирования может быть опасение управляющих  в том, что в случае ненадлежащего  выполнения менеджментом предприятия своих функций, новый акционер потребует смещения существующих управляющих с занимаемых должностей.

В-третьих, непреодолимым  препятствием на пути принятия решения  о размещении акций может стать  требование инвестора обеспечить полную прозрачность финансовой отчетности. Это вызвано тем, что руководители предприятий, скрывая прибыль от налогообложения, не могут, а иногда не желают демонстрировать ее инвесторам. Таким образом, если руководители

предприятия действительно  желают привлечь капитал, реальные источники и способы решения этой задачи сегодня существуют.

          Безусловно, процесс привлечения капитала посредством размещения акций требует значительных усилий, затрат времени и денег. Необходимо не только разработать все финансовые документы в соответствии с международными требованиями, но и обеспечить проведение финансового и юридического аудита. Поэтому задача подготовки предприятий к привлечению инвестиций является одной из наиболее важных и приоритетных. Профессионально подготовленное предприятие имеет значительно больше возможностей для привлечения требуемого капитала.

Способность менеджмента  привлекать капитал из внебюджетных источников является одним из наиболее важных факторов, обеспечивающих конкурентоспособные  преимущества предприятия. То есть проблема финансирования также является, в первую очередь, проблемой качества управления предприятием. Следует учитывать, что структура капитала предприятия состоит как из заемных, так и из собственных средств. При этом соотношение собственного и заемного капитала существенно влияет на уровень дохода частных инвесторов. Частные инвесторы, финансируя предприятие, берут на себя коммерческие риски. В то же время государство может выступить гарантом перед банком по финансированию заёмной части капитала при условии, что акции предприятия будут размещены среди частных инвесторов или среди определённых инвесторов. Учитывая, что профессиональные инвесторы обычно очень глубоко и серьезно изучают объект инвестирования, такой способ государственной поддержки может быть достаточно эффективным и обеспечит возвратность средств.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции на внешнем рынке и пути ее повышения