Классификация прогнозов, функции и методы прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 22:05, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности процесса прогнозирования и планирования, их этапы, принципы, методы и приемы экономического анализа, способы прогнозирования и планирования и методик разработки прогнозов для определения сущности, областей применения и наиболее эффективных методов прогнозирования и планирования. Для этого необходимо решить следующие задачи: определить сущность прогнозирования и планирования и области их применения в ходе изучения основ методологии прогнозирования; дать характеристику методов прогнозирования и планирования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..………….....…3
Классификация прогнозов, функции и методы прогнозирования…..….4
Планирование целей предприятия………………………………..………5
Этапы и принципы планирования…………………………………..…….7
Виды планирования……………………………………………..…………9
Методы планирования……………………………………..……………..11
Заключение………………………………………………….……………………14
Список использованной литературы ……………………………

Файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 40.79 Кб (Скачать файл)

В современной литературе широко освещаются подходы к формированию комплекса целей. Можно обозначить следующие направления:

    • Положение и доля предприятия на рынке
    • Работа с клиентами
    • Эффективность
    • Управленческие и организационные аспекты
    • Социальная ответственность
    • Инновации

В стратегическом планировании необходимо уделять внимание анализу  внешней среды. Это дают предприятию  время для прогнозирования возможностей, составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, разработки системы  раннего предупреждения на случай возможных  угроз и на разработку стратегий, которые могут превратить прежние  угрозы в выгодные возможности. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается предприятие, обычно выделяют в семь областей: экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное  поведение и социальное поведение.

Анализ факторов внешней  среды, правильное и полное представление  о сильных и слабых сторонах предприятия  позволяют составить прогноз  сбыта, являющийся основой всего  внутрифирменного планирования.

Тактическое планирование представляет собой конкретизацию стратегического. Оно призвано направлять текущую деятельность фирмы на достижение стратегических целей, выбирать оптимальные пути для из достижения, обеспечивать согласованную работу структурных подразделений.

Тактическое планирование имеет  более узкий «плановый горизонт»  и ориентировано преимущественно  на выбор средств для достижения целей.

Оперативное планирование базируется на планах конкретных действий, мероприятий, акций, которые обеспечивают достижение намеченных целей.

В рамках оперативного планирования предприятие намечает конкретные задачи для каждого из направлений и  участников работы.

В зарубежной литературе широко применяется термин «внутрифирменное планирование». Его выявляют как определение перспектив развития внешнего окружения фирмы, формулирование целей и вероятных стратегий, определение первостепенных задач, а также действий для их достижения.

Основными элементами внутрифирменного планирования является:

  • прогнозирование;
  • постановка задач на базе прогноза и установление приблизительных сроков их выполнения и определение ресурсного обеспечения;
  • корректировка плана;
  • составление бюджетов (балансов), в том числе балансов денежных доходов и расходов;
  • конкретизация плана.

Внутрифирменное планирование может относится к тому или иному типу в зависимости от признака, по которому осуществляется классификация. Таким признаками могут быть:

  1. Степень неопределенности планирования: детерминированное планирование – планирование, применяемое к системам, действующим в полностью предсказуемой среде без недостатков информации; стохастическое (вероятностное) планирование – планирование, которое зависит от неопределенности внешней среды и связано с недостатком информации.
  2. Временная ориентация идей планирования: планирование ориентированное на настоящее, в прошлое и будущее.
  3. Горизонт планирования: краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное планирование.

 

  1. Методы планирования

Методы планирования представляют собой способы преобразования экономической информации с целью определения темпов и оптимальных пропорций развития объекта планирования, а также путей наиболее эффективного использования ресурсов. Методы планирования предполагают обоснование и непосредственные расчеты показателей хозяйственной деятельности ПОП.

Основные методы планирования – балансовый, нормативный, индексный, расчетно-аналитический (экономико-статистический), экономико-математическое моделирование.

Сущность балансового метода заключается в том, что он позволяет путем построения соответствующих балансов взаимно увязывать имеющиеся в наличии ресурсы (материальные, трудовые, финансовые) и фактические потребности. Построение различных балансов позволяет определить возможные конечные результаты хозяйственной деятельности в плановом периоде, наиболее эффективную структуру источников ресурсов, вскрыть резервы улучшения использования ресурсов. Каждый баланс состоит из отдельных статей, в которых указываются размеры отдельных видов ресурсов, с одной стороны, и потребностей в этих ресурсах – с другой. Экономическое обоснование показателей этих статей представляет собой сложный самостоятельный этап планирования с применением различных методов. Финансовый план организации ОП имеет форму баланса, в котором увязываются источники денежных доходов и направления расходов.

Применение балансового  метода при планировании деятельности ресторанного хозяйства позволяет  непосредственно увязывать выпуск продукции и объем товарооборота  с продовольственными ресурсами. Зная формулу продуктового баланса, связь  между его элементами, поступление  сырья и товаров можно определить так:

П = Р + Е + Зк – Зн,

где П – поступление сырья и товаров;

Р – расход сырья и товаров;

Е – естественная убыль в пределах нормы;

Зк – запасы сырья и товаров на конец периода;

Зн – запасы сырья и товаров на начало периода.

В планировании применяется  также нормативный метод, предполагающий использование при расчете показателей плана технико-экономические нормативы, которые позволяют обосновать величину этих показателей. Технико-экономические показатели характеризуют рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Они базируются на использовании прогрессивных научно обоснованных норм и нормативов расходования отдельных видов ресурсов на единицу объема услуг или единицу продукции. Нормы и нормативы, используемые при планировании, не являются постоянными. Они должны пересматриваться по мере НТП, рационализации организации труда, совершенствования технологии. При разработке нормативов также следует учитывать практику эффективно работающих предприятий, опыт зарубежных компаний и фирм, конъюнктуру рынка, колебания спроса.

Этот метод применяется  при планировании издержек ПОП. При  этом используются нормы расхода  электроэнергии, нормы амортизационных  отчислений, нормы обеспеченности МБП  и т.д. планировании численности  работников базируется на нормах обслуживания, нормах выработки.

При планировании используются различные индексные построения, которые представляют собой определенные расчетные операции, основанные на использовании существующих зависимостей между некоторыми индексами.

Как правило индексные построения отражают взаимосвязь между тремя индексами. Зная характер этой взаимосвязи, по двум индексам можно найти третий.

В практике планирования широко применяется расчетно-аналитический метод, который заключается в том, что при разработке плана экономические явления и процессы изучаются путем анализа их отдельных частей. Анализ позволяет установить зависимость между показателями и наметить в плане изменения в соответствии с имеющимися ресурсами.

Экономико-математическая модель – выражение существенного в изучаемом процессе в математической форме (в форме уравнений, неравенств, их систем). Модель должна выражать главное – закономерности и основные взаимосвязи, решающие факторы и условия.

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотрев данную тему, можно сделать следующие выводы.

Прогнозирование – разработка планов по достижению стратегических целей ПОП.

Планирование – процесс  формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения.

В зависимости от результатов  планирование делится на нормативное, стратегическое и оперативное. Стратегическое планирование нацелено не просто на увеличение объемов производства и улучшение качества продукции, а на изучение запросов и потребностей конкретных групп потребителей.

Важным аспектом деятельности предприятия является выбор методов  прогнозирования и планирования.

Общими методами как для прогнозирования, так и для планирования являются расчетно-аналитический, экономико-статистический методы и экономико-математическое моделирование. Специфическими методами для планирования являются балансовый, нормативный и индексный методы, а для прогнозирования – метод прямого расчета.

Следует отметить, что при  прогнозировании деятельности предприятий  нельзя ограничиваться одной или  двумя стратегиями. Необходимо применять  многовариантные расчеты, каждый из которых будет отражать определенную сторону развития предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

    1. http://otherreferats.allbest.ru/marketing/00057688_0.html
    2. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook120/01/part-003.htm
    3. http://www.ereport.ru/articles/market/mktng11.htm
    4. http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/vidy-sprosa.html
    5. http://knowledge.allbest.ru/law/3c0b65625a2ad68b5c43b88521316c27_0.html
    6. http://crisis-blog.ru/russia-ukraine/zkx-antikrizisnaya-platforma-sov-ros-ekonomiki.html

 

 


Информация о работе Классификация прогнозов, функции и методы прогнозирования