Качество как фактор обеспечения конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 01:11, курсовая работа

Описание работы

В современной рыночной экономике основным конкурентным преимуществом любого предприятия становится качество. Это слово – «качество» - стало общим местом в программных речах руководителей всех рангов. Итак, что же такое качество? В советские времена качественным товаром можно было считать товар, соответствующий установленным стандартам. Однако стандарты несовершенны и быстро устаревают. Такое понимание качества не годится в условиях рынка. В современной экономике общим мерилом являются нужды и требования потребителей. Если товар удовлетворяет их - он является качественным.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….….2

1. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе………………………………………………..….3


1.1. Понятие конкурентоспособности…………………………………3

1.2. Параметры конкурентоспособности продукции…………….…..4


1.3. Факторы (критерии), определяющие конкурентоспособность продукции………………………………………………………………6

2. Качество как основная категория оценки потребительских ценностей…………………………………………………………….…8


2.1. Показатели качества продукции……………………………….…8

2.2. Факторы влияющие на качество продукции……………………14


2.3. Управление качеством продукции……………………………....16

Заключение……………………………………………………………….….20


Список литературы…………………………………………………….…..21

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 36.52 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Введение…………………………………………………………….….2

 

  1. 1. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе………………………………………………..….3

 

 

  1. 1.1. Понятие конкурентоспособности…………………………………3

 

  1. 1.2. Параметры конкурентоспособности продукции…………….…..4

 

 

  1. 1.3. Факторы (критерии), определяющие конкурентоспособность продукции………………………………………………………………6

 

  1. 2. Качество как основная категория оценки потребительских ценностей…………………………………………………………….…8

 

 

  1. 2.1. Показатели качества продукции……………………………….…8

 

  1. 2.2. Факторы влияющие на качество продукции……………………14

 

 

  1. 2.3. Управление качеством продукции……………………………....16

 

  1.   Заключение……………………………………………………………….….20

 

 

  1.   Список литературы…………………………………………………….…..21 

Введение

В современной рыночной экономике  основным конкурентным преимуществом  любого предприятия становится качество. Это слово – «качество» - стало  общим местом в программных речах  руководителей всех рангов. Итак, что  же такое качество? В советские  времена качественным товаром можно  было считать товар, соответствующий  установленным стандартам. Однако стандарты  несовершенны и быстро устаревают. Такое понимание качества не годится  в условиях рынка. В современной  экономике общим мерилом являются нужды и требования потребителей. Если товар удовлетворяет их - он является качественным. Таким образом, качество - есть способность товара или услуги наилучшим образом  удовлетворять потребности людей.

В любой стране мира высококачественная продукция оценивается высоко и  имеет спрос у потребителя. Поэтому  новейший подход к стратегии производства и предпринимательства состоит  в понимании того, что качество является единственным и самым эффективным  средством в борьбе с конкурентами, удовлетворении требований потребителей, снижении издержек производства. А  для достижения высокого уровня качества продукции необходимо уметь управлять  качеством.

 

  1. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе
    1. Понятие конкурентоспособности

Рыночная  экономика в качестве одной из важнейших характеристик включает конкуренцию между субъектами и  объектами рынка. Под конкуренцией понимают соперничество между отдельными лицами или хозяйственными единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели на каком-либо поприще.

С конкуренцией тесно связано и  понятие конкурентоспособности. Конкурентоспособность  – способность выдерживать конкуренцию, противостоять ей. При этом понятие конкурентоспособности применяют как к товарам (услугам), так и к предприятиям, фирмам и другим организациям. Конкурентоспособность товара — это его относительная характеристика, которая отражает отличие данного товара от товара конкурента по следующим критериям: 

-По степени соответствия одной и той же общественной потребности; 
 
-По затратам на удовлетворение этой потребности. 
 
          Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей: 
 
-Полезностью (качество, эффект от использования и т. п.); 
 
-Определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, и т. п.); 
 
-Конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т. д.).

 

    1. Параметры конкурентоспособности продукции.

Параметры конкурентоспособности  продукции подразделяются на: 
 
-Нормативные (соответствие товара стандартам, техническим условиями, законодательству); 
 
-Технические (технологические свойства товара, определяющие область его применения, надежность, долговечность, мощность и т. д.); 
 
-Экономические (уровень расходов покупателя на приобретение, потребление и утилизацию товара, т. е. цена потребления); 
 
-Организационные (система скидок, комплектность поставок, сроки и условия поставок и пр.).

Изучение  конкурентоспособности товаров  очень важно для предприятий - производителей, поскольку рыночные отношения не позволяют им длительное время занимать устойчивое положение  на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособности товара не учитывая издержек на его производство и реализацию. Конкурентоспособность производителя – это его способность сохранять и расширять рынки сбыта за счет целенаправленной деятельности как по отношению к качественным характеристикам продукции, так и по отношению к производителям-конкурентам. Обеспечению конкурентоспособности предприятия подчинены все решения, связанные с выходом на новые рынки сбыта, реорганизацией организационной структуры, модификацией и освоением новых видов продукции, изменением объемов ее выпуска, сменой основных производственных фондов, изменением хозяйственных связей и маркетинговой политикой.

Категории «конкурентоспособность товара» и  «конкурентоспособность производителя» взаимозависимы. Предприятие не может  быть конкурентоспособным, если его товар не имеет сбыта. Однако конкурентоспособность товара не решающий фактор в конкурентоспособности предприятия. В ряде случаев конкурентоспособность товара обеспечивается за счет его реализации по демпинговым ценам, не компенсирующим затрат на его производство и сбыт (что при достаточно длительном периоде времени может привести к разорению производителя).

Будучи  тесно взаимосвязанными, категории  конкурентоспособности товара и  предприятия имеют и существенные различия:

1)конкурентоспособность продукции оценивается и исследуется во временном интервале, соответствующем жизненному циклу товара, а в основе исследования конкурентоспособности предприятия лежит более длительный отрезок времени, соответствующий периоду функционирования предприятия;

2) конкурентоспособность продукции  рассматривается применительно  к каждому ее виду, а конкурентоспособность  предприятия охватывает всю изменяющуюся  номенклатуру выпускаемой продукции  и его производственно-технический  потенциал;

3)анализ  уровня конкурентоспособности предприятия  осуществляется им самим, а  оценка конкурентоспособности товара  – прерогатива потребителя.

 

    1. Факторы (критерии), определяющие конкурентоспособность продукции.

 

Рассматривая  конкурентоспособность продукции, можно утверждать, что в большинстве работ она оценивается на основе двух критериев: полезного эффекта от потребления продукции и цены потребления.

Часто в качестве полезного эффекта  продукции используются комплексные  показатели ее качества: 
-При некоторых ограничениях доля рынка, занимаемая продукцией, функционально зависит от ее конкурентоспособности; 
-Конкурентоспособность продукции связана с получаемой прибылью от этой продукции; 
-Качество «является главным конкурентообразующим фактором».

С. Калмийцев определяет интегральный показатель конкурентоспособности печатной рыночной продукции как сумму нескольких факторов (стимулирующего, временного и комплексного показателей качества продукции, отнесенного к цене изделия), взаимная значимость (весомость) которых не учитывается.

И. Ш. Дзахмишева предлагает оценивать конкурентоспособность услуг торговли на основе качества реализуемой продукции, рациональности ассортимента продукции, культуры обслуживания, условий обслуживания, доступности услуг.

Для оценки конкурентоспособности продукции  Е. П. Голубков предлагает собранную информацию представлять по следующим основным направлениям: продукт и его критерии качества, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта[2064]. P. A. Фатхутдинов приводит таблицу со следующими индикаторами конкурентоспособности товара[2065]: относительная доля рынка, издержки, отличительные свойства, степень освоения технологии, метод продаж, имидж (известность).

Проведенный анализ литературных источников показал, что:

-Разные  авторы в зависимости от своих  научных взглядов и области  исследований обосновывают разный  набор факторов, определяющих конкурентоспособность  организации и продукции;

-Конкурентоспособность  продукции определяется совокупностью  факторов, определяющих ее качество, цену, доведение продукта до потребителя,  продвижение продукта;

-Другим  подходом определения конкурентоспособности  продукции, хорошо зарекомендовавшим  себя на практике при проведении  оценок качества сравниваемых  вариантов продукции является  подход, основанный на использовании  двух критериев: полезного эффекта  от потребления продукции и  цены потребления. Полезный эффект  продукции характеризует фактическую  способность продукции удовлетворять конкретную потребность пользователя. В качестве полезного эффекта продукции часто используются комплексные показатели ее качества; 
 
           -Итоговым критерием оценки конкурентоспособности продукции можно считать долю рынка, занимаемую данной продукцией, и связанные с ней показатели.

 

 

  1. Качество как основная категория оценки потребительских ценностей

 

    1. Показатели качества продукции

 

Сегодня на рынке большое количество разнообразной  продукции с самыми различными ценами на кажущиеся одинаковые товары и  в тоже время одинаковыми ценами на товары, явно, по мнению покупателя, этим ценам не соответствующие. Каждый потребитель выбирает тот товар, который для него представляет наибольшую ценность, исходя из своего представления  о качестве товара, его цене и  возможных затратах на эксплуатацию. Получается, что потребительская  ценность товара не является одинаковой для всех покупателей, она сугубо индивидуализирована. 
 
          Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. 
 
          Совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по следующим признакам:

1.По количеству характеризуемых свойств (единичные, комплексные и интегральные показатели); 
 
2. По отношению к различным свойствам продукции (показатели надежности, технологичности, эргономичности и др.); 
 
3. По стадии определения (проектные, производственные и эксплуатационные показатели); 
 
4. По методу определения (расчетные, статистические, экспериментальные, экспертные показатели); 
 
5. По характеру использования для оценки уровня качества (базовые и относительные показатели); 
 
6. По способу выражения (размерные показатели и показатели, выраженные безразмерными единицами измерения, например, баллами, процентами).

Показатель  качества продукции, характеризующий  одно из ее свойств, называется единичным  показателем качества продукции (например, мощность, калорийность топлива и  т. д.). 
 
         Относительный показатель качества продукции – отношение значения показателя качества продукции к соответствующему (то есть принятому за исходное) значению, выражается в безразмерных числах или процентах

Среди показателей качества имеются такие, которые невозможно выразить численными значениями (оттенки, запах, тембр и  т. д.). Они определяются при помощи органов чувств (органолептически) и называются сенсорной характеристикой.

Оценка  уровня качества продукции может  производиться дифференциальным или комплексным методами. При применении дифференциального метода производится сопоставление единичных показателей качества новой продукции с идентичными базовыми показателями качества, а при комплексном – фактических комплексных показателей с базовыми комплексными показателями. 
 
         Числовые значения показателей качества устанавливаются с помощью объективных и субъективных методов. Объективные методы: измерительный, регистрационный и расчетный. Субъективные методы: органолептический, социологический и экспертный. Объективные методы базируются на применении технических измерительных средств, регистрации, подсчете событий, выполнении вычислений. Основа субъективных методов – анализ восприятия органов чувств человека, сбор и учет различных мнений, решения, принимаемые группой специалистов-экспертов. 
 
             ГОСТ 22851-77 устанавливает следующую номенклатуру основных 10 групп показателей качества по характеризуемым ими свойствам продукции. Рассмотрим их по применению к грузовым автомобилям:

1. Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения. 
 
В эту группу входят: 
 
а) классификационные показатели: тип, грузоподъемность, габариты, весовые показатели, тип и мощность двигателя, вместимость, тип кузова, колесная формула, тип трансмиссии, топливо; 
 
Б) функциональные (эксплуатационные): производительность, скорость, удобство погрузки-разгрузки, универсальность, обьем кузова, КПД, высота центра тяжести, запас хода, козффициент тары, коэффициент эффективности. размеры и обьем платформы.; 
 
В) конструктивные: тип и расположение кабины, подвеска, база, колея, клиренс, свесы, радиус колеса, число передач в КПП. тип главной передачи, число мест в кабине; 
 
Г) показатели состава и структуры: структура агрегатов, количество наименований деталей, применяемые материалы, комплектация 
 
Показатели этой группы играют основную роль в оценке уровня качества, они часто используются как критерии оптимизации и применяются совместно с другими видами показателей. 
 
2. Показатели надежности характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости. 
 
Безотказность: вероятность безотказной работы, средняя наработка на отказ, интенсивность отказов, наработка на отказ, параметр потока отказов, гарантийная наработка. 
 
Долговечность: средний ресурс, у-процентный ресурс, пробег до капремонта, срок службы. 
 
Ремонтопригодность: коэффициент готовности, средняя оперативная трудоемкость ТОР, среднее время восстановления, коэффициент технического использования, коэффициент оперативной готовности. 
 
Сохраняемость: y - процентный срок сохраняемости, средний рок сохраняемости, назначенный срок хранения. 
 
3. Эргономические показатели характеризуют систему «человек – изделие» и учитывают комплекс свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах. К ним относятся гигиенические, антропометрические и психофизиологические.

Информация о работе Качество как фактор обеспечения конкурентоспособности