История создания стандартов качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:42, контрольная работа

Описание работы

Одним из важнейших показателей деятельности предприятия является качество продукции. Улучшение качества определяет выживаемость и конкурентоспособность предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. А конкурентные войны развертываются главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

Файлы: 1 файл

управление качеством.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)
  1. История создания стандартов качества

 

Одним из важнейших показателей  деятельности предприятия является качество продукции.  Улучшение качества определяет выживаемость и конкурентоспособность  предприятия в условиях рынка, темпы  технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. А конкурентные войны развертываются главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

Эволюционный процесс  создания стандартов качества непосредственно связан с эволюционным процессом развития производства. Этот непрерывный процесс в области управления качеством может быть разбит на 5 этапов.

1-й этап соответствует раннему периоду производства, вплоть до начала 1950-х годов. Все внимание производителей было направлено только на качество готового продукта, потому что только качественная продукция, удовлетворяющая основным требованиям, имела повышенный спрос на рынке.

Основной задачей производителей на этом этапе было отбраковать дефектную  продукцию. Поэтому конечный продукт тщательно проверялся и сортировался, а выявляемые при этом дефектные изделия дорабатывались, как правило, без исследования причин дефектов. Достижение качества с помощью инспекции готовой продукции, характерно для производителя вплоть до конца второй мировой войны, позволяло ему поставлять на рынок продукцию требуемого качества, хотя при этом он имел большие издержки на производство и последующую доработку, в результате чего стоимость качественного продукта была высока.

Чтобы снизить издержки на переработку некачественной готовой продукции, к концу 1 этапа эволюции качества производитель начинает направлять свои усилия на обнаружение дефектов будущей продукции в процессе ее изготовления – достижение качества с помощью контроля процесса. Это обеспечивалось с помощью методологии статистического контроля качества и анализа способностей процесса производить бездефектную продукцию, что позволило повысить качество готовой продукции и одновременно снизить ее стоимость за счет снижения издержек производителя на переработку дефектных изделий.

2-й этап соответствует  1950 – 1960 гг. на этом этапе производитель начинает обращать внимание не только на качество процесса изготовления, обеспечивающего параметры готовой продукции, но и на качество проектирования, как самой продукции, так и процесса ее изготовления. Основное внимание при проектировании на этом этапе уделялось прочности, надежности, ремонтопригодности продукции и производительности процесса ее изготовления. Именно производительность и надежность обеспечивали конкурентную способность продукции на рынке.

3-й этап соответствует периоду от 60 до 70 гг. когда ужесточающаяся борьба потребовала исследования рынка и поставок высококачественных материалов и сырья, удовлетворяющих высоким требованиям качества продукта.

На этом этапе производитель  начинает интересоваться запросами  потребителей и качеством продукции  своих поставщиков.

4-й этап соответствует периоду от 80 до 90 гг. на этом этапе производитель вынужден заниматься также процессами доставки, установки и сервисного обслуживания проданной продукции.

Характерной особенностью 4 этапа эволюционного развития качества является то, что в понятие качественной продукции входит не только качественное ее проектирование и производство, но и качество послепродажного ее обслуживания.

5-й этап соответствует периоду с начала 1990-х годов и в перспективе вплоть до начала нашего столетия.

Этот этап характеризуется  интенсивным освоением новых  технологий, и поэтому усилие производителя  направлено в большей степени на предупреждение ошибок, чем на их обнаружение и исправление. Управление качеством, поставленное в зависимость от нужд, пожеланий и требований потребителя, охватывает на этом этапе всю деятельность производителя, включающую в том числе, управление человеческими ресурсами, администрирование, логистику – процесс, относящийся к передвижению продукции и снабжению.

Качество не является больше эксклюзивной сферой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и содержание сертификации

 

В настоящее время, особенно в условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок, они сталкиваются с проблемой оценки качества и надежности своей продукции.

Международный опыт свидетельствует  о том, что необходимым инструментом гарантирующим соответствие качества продукции требованиям нормативно-технической документации НТД является сертификация. Сертификат от лат. certim – верно, facere – делать.

Сертификация в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия. Национальные законодательные акты различных стран конкретизируют: соответствие чему устанавливается, и кто устанавливает это соответствие.

Сертификация – это  документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям.

Сертификация продукции  представляет собой комплекс мероприятий (действий),проводимых с целью подтверждения  посредством сертификата соответствия (документа), что продукция отвечает определенным стандартам или другим НТД.

Сертификация появилась  в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной  к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды  заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность поставщика (производителя, продавца и так далее) за ввод в обращение недоброкачественной продукции; с другой стороны – устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение. К первым относятся такие законодательные акты, как например, Закон "О защите прав потребителей", принятый в России, или закон об ответственности за продукцию, принятый в странах Европейского Сообщества. Законы, устанавливающие минимальные требования по характеристикам, могут относиться в целом к группе продукции или к отдельным ее параметрам. Примером таких законов могут стать закон об игрушках, закон об электромагнитной совместимости и так далее.

Таким образом, устанавливается  ограничение на ввод в обращение продукции, которая в целом или по каким-либо отдельным параметрам подпадает под действие законодательных актов.

Поскольку процедура  сертификации весьма дорогостоящая, то она может повлечь за собой  либо снижение прибыли поставщика, либо увеличение стоимости продукции, что в свою очередь может снизить ее конкурентоспособность на рынке. Поэтому поставщик должен отчетливо представлять механизм извлечения выгоды из процедуры сертификации, например, посредством проведения рекламной компании с привлечением заключения независимой третьей стороны.

В руководстве ИСО  определены восемь схем сертификации третьей стороной:

• Испытания образца продукции.

• Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами, закупаемыми на открытом рынке.

• Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами.

• Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за образцами, приобретенными на открытом рынке и полученными с завода.

• Испытания образца продукции и оценка заводского управления качеством с последующим контролем на основе надзора за заводским управлением качества и испытаний образцов, полученных с завода и открытого рынка.

• Только оценка заводского управления качеством.

• Проверка партий изделий.

• 100%-ный контроль.

 

Преимущества  сертификации продукции 

Применение предприятиями и  в России сертификации продукции  в условиях рыночных отношений дает следующие преимущества:

• обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции;

• облегчает и упрощает выбор необходимой продукции потребителям;

• обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве продукции;

• способствует более длительному успеху и защите в конкуренции с изготовителями не сертифицированной продукции;

• уменьшает импорт в страну аналогичною продукции;

• предотвращает поступление в страну импортной продукции не соответствующего уровня качества;

• стимулирует улучшение качества НТД путем установления в ней более прогрессивных требований;

• способствует повышению организационно-технического уровня производства;

• стимулирует ускорение НТП.

Вся сертификационная деятельность осуществляется в соответствующей  системе обладающей собственными правилами  и руководящими положениями.

Системы сертификации продукции  можно классифицировать по различным  классификационным признакам.

Национальная система сертификации продукции создается на национальном уровне правительственной или неправительственной организацией. В качестве национального органа по сертификации в Российской Федерации определен Госстандарт России. Помимо государственных форм контроля за безопасностью и качеством продукции в условиях формирующегося рынка развиваются и другие параллельные формы этой деятельности, в частности система сертификации биржевых товаров. Для разработки и практической реализации этой системы создано АО "Сертификация биржевых товаров".

Региональная международная система сертификации продукции создается на уровне некоторых стран одного региона, например в рамках Европейской экономической комиссии ООН на региональном уровне функционирует около 100 систем и соглашений по сертификации.

Международная система сертификации продукции создается на уровне ряда стран из любых регионов мира правительственной международной организацией.

Обязательная система создается для продукции, на которую в НТД должны содержаться требования по охране окружающей среды, обеспечению безопасности жизни и здоровья людей. В этом случае изготовитель без соответствующего сертификата не имеет права не только реализовать продукцию, но и производить.

Добровольная система сертификацией предусматривает сертификацию продукции только по инициативе ее изготовителя. В этом случае он вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям НТД, в т. ч. зарубежной. Данный вид сертификации может дать очень многое в повышения конкурентоспособность продукции.

Самостоятельная система сертификации продукции (само-сертификация) создается самим предприятием-изготовителем продукции. При этом сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под свою ответственность. По существу, само-сертификация является заявлением изготовителя о соответствии его продукции и производства требованиям НТД.

Система сертификации продукции третьей стороной создается стороннею организацией, которая проверяет, оценивает и подтверждает соответствие выпускаемой изготовителем продукции и проводимых им мероприятий требованиям НТД. Очень важно в данной ситуации для проведения сертификации продукции иметь хорошо оснащенные испытательные центры, лаборатории (стенды).

Основополагающим межотраслевым  документом федерального уровня в области  сертификации сегодня являются "Правила  по проведению сертификации в Российской Федерации". Данные правила применяются  при организации работ по обязательной и добровольной сертификации, служат основой для создания систем (правил) сертификации, однородной продукции.

Обязательная сертификация в стране, как это предусмотрено  Законом РФ "О сертификации продукции  и услуг", вводится законодательными актами РФ для определенной продукции  и проводится уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.

Первым законодательным актом, вводящим обязательную сертификацию в стране, является Закон РФ "О защите прав потребителей", согласно которому обязательной сертификации подлежат товары (работы, услуги), на которые законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя.

Организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на Госстандарт России. На этой основе сформулирована обязательная система сертификации – Система сертификации ГОСТ РФ. Применительно к ней сформулирована номенклатура продукции, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Привязанная к классификаторам ОКП и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), данная номенклатура однозначно устанавливает необходимые для проведения сертификации государственные стандарты (в том числе принятые в РФ межгосударственные и международные стандарты), санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, нормы по безопасности, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством РФ содержат обязательные требования к продукции.

Информация о работе История создания стандартов качества