Идентификация и фальсификация сливочного масла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

За последние годы ассортимент и производство масла сливочного значительно увеличились. На рынке коровьего масла, пользующегося стабильным спросом, находятся сотни его наименований, и многие из них активно рекламируются, поэтому соблазн подделать или увеличить объемы масла путем разбавления маргарином всегда имеется у производителя молочной продукции.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 25.80 Кб (Скачать файл)

 

За последние годы ассортимент  и производство масла сливочного значительно увеличились. На рынке  коровьего масла, пользующегося  стабильным спросом, находятся сотни  его наименований, и многие из них  активно рекламируются, поэтому  соблазн подделать или увеличить  объемы масла путем разбавления  маргарином всегда имеется у производителя  молочной продукции.

Сливочное масло – продукт  с высокой концентрацией молочного  жира, обладающего среди природных  жиров наибольшей пищевой и биологической  ценностью.

Возникают проблемы с проведением всесторонней экспертизы подлинности всех видов масла, поступаемого на рынки.

При проведении экспертизы подлинности коровьего масла  могут достигаться следующие  цели исследования:

1. Идентификация вида масла коровьего;

2. Способы фальсификации и методы их выявления.

При проведении экспертизы подлинности с целью идентификации  вида масла коровьего эксперт  должен определить для себя круг решаемых при этом задач и методов, которыми он располагает. Рассмотрим круг задач, которые может решить эксперт  для достижения данной цели.

Идентификационные признаки масла сливочного

Сливочное масло представляет собой продукт, изготовленный из молочных жирных сливок путем сбивания или преобразования и формирования жировой основы (61,5—82,5%) и воды (35—16%).

Идентификационные признаки отдельных видов коровьего масла.

Сладкосливочное масло вырабатывается из несквашенных молочных сливок и содержит молочного жира не менее 81,5 или 82,5%, воды не более 16%.

Кислосливочное масло изготавливают из сквашенных молочных сливок, содержит молочного жира не менее 81,5 или 82,5%, воды не более 16%.

Вологодское масло производят из несквашенных молочных сливок, подвергнутых пастеризации при 95—98°С, содержит молочного жира не менее 82,5%, воды не более 16% и хранится не более 60 суток.

Любительское масло получают из сквашенных и несквашенных молочных сливок, содержит молочного жира не менее 78%, воды не более 20%.

Крестьянское масло вырабатывают из сквашенных и несквашенных молочных сливок, содержит молочного жира не менее 71 и 72,5%, воды не более 25%.

Бутербродное масло производят из сквашенных и несквашенных молочных сливок, содержит молочного жира не менее 61,5%, воды не более 35%.

Шоколадное масло изготавливают  из несквашенных молочных сливок, оно содержит молочного жира не менее 62%, воды не более 16%, сахара не менее 18% и какао-порошка не менее 2,5%.

Фруктовое масло получают из несквашенных молочных сливок, оно содержит молочного жира не менее 62%, воды не более 16%, сахара не менее 16% и фруктово-ягодные соки или припасы.

Селедочное, креветочное  и т.п. масло производят введением  в сливочное масло различных  паст, содержит не менее 52% молочного  жира и не менее 25% соответствующих  наполнителей.

Топленое сливочное масло  вырабатывают путем удаления влаги  из вышеперечисленных масел без  наполнителей, содержит жира не менее 98%.

Экспертиза подлинности  может проводиться и с целью  установления способа фальсификации  масла коровьего.

Сливочное масло, пожалуй, является самым фальсифицируемым на сегодня  продуктом. Магазины завалены разного  рода "мягкими", "легкими", "облегченными", "сверхлегкими" маслами.

Суть проблемы

На сегодня производство натурального сливочного масла (ГОСТ 37-91) – как правило, становится делом  убыточным. Чтобы получить один килограмм  натурального сливочного масла, нужно  переработать 20-25 кг высококачественного  молока, с соблюдением технологических  процедур, оговоренных ГОСТом. В  то же время существует реальная возможность  удовлетворить спрос на сливочное  масло за счет массового выброса  на рынок разнообразных масложировых смесей или, как их называют повсеместно  за рубежом – «спредов» (от английского  существительного” Spread” – пастообразный продукт и от глагола to spread - намазывать), или «миксов» (”Mix” – смесь). В спредах животный жир заменяют растительным либо полностью, либо частично. В результате получается продукт, который не твердеет даже в холодильнике. Он имеет нежную консистенцию, обладает за счет вкусовых добавок приятным вкусом и легко намазывается на хлеб.

За рубежом практика миксирования (смешивания) весьма популярна. Первые спреды, которые начали ввозить в начале 90-х, явно не укладывались в рамки ГОСТа на маргариновую продукцию. Эта «правовая щель» – отсутствие  отдельного ГОСТа на спреды – позволила отечественным производителям «мягких масел» не относить свою продукцию к пластифицированным и твёрдым маргаринам. Следует отметить, что подобная ситуация не уникальна. Точно так же кетчуп не является вариантом томатного соуса, а йогурт нельзя считать разновидностью простокваши или кефира.

В настоящее время нельзя отрицать того, что сложилось положение, при котором происходит постепенное  вытеснение с российского рынка  натурального сливочного масла невзаимозаменяемыми  продуктами. Налицо очевидная деформация рынка сливочного масла в стране и угроза его дальнейшему функционированию.

Кроме того, нужно учитывать  все возможные нежелательные  последствия такой деформации. Среди  отрицательных последствий нужно  иметь в виду такие, как например, угроза здоровью населения, потребляющего  во всё больших масштабах грубые подделки с вредными добавками, резкое сокращение молочного стада страны из-за неконтролируемого роста потребления  псевдомасел с дешёвыми растительными наполнителями вместо животных жиров, неконтролируемый сдвиг баланса потребления в стране в сторону вегетарианства, что способствует детской и подростковой деградации, ухудшение экспортных возможностей натурального продукта, рост импортной зависимости (агрессивная реклама импортных спредов делает своё дело!), ухудшение платёжного баланса страны, создание благоприятных условий для криминала и коррупции, искажение продовольственной статистики.

Основные виды и формы фальсификаций

1. Распространённым примером грубой формы подделки является продажа маргарина в упаковках из-под сливочного масла.

2. Добавление в животное масло «энного» количества растительного жира. Вроде бы и дешевле и безвредней (меньше холестерина). Однако не все растительные заменители безвредны. Например, пальмовое или знаменитое арахисовое масло увеличивают нагрузку на печень.

3. Использование наиболее известных сортов и марок зарубежных производителей. Как только появилась покупательская тенденция отдавать предпочтение качественным конкурентоспособным сортам отечественных масел «Вологодское», «Экстра», «Крестьянское» и др., немедленно появились «миксы» с теми же названиями. Такое «масло» обычно имеет беловатый цвет. Как правило, мошенники берут несколько жировых смесей очень низкого качества (в лучшем случае растительных и коровьих) перемешивают их и расфасовывают. Низкая цена ингредиентов, из которых делают подделки, очень привлекает преступников. В продажу может пойти полностью негодный продукт.

4. Добавление в животное масло жиров морских животных. Жиры морских животных содержат огромное количество вредного холестерина.

5. Добавки ароматизаторов (Е-600 – Е-699) и консервантов (Е-200 – Е-299). Характерный вкус и запах топлёного продукта – это заслуга ароматизаторов. Большинство используемых ароматизаторов и консервантов запрещены в ряде стран и/или не рекомендованы для детского питания.

 

Признаки подделок

1. Поддельный продукт обычно имеет более рыхлую консистенцию, нежели нормальное сливочное масло. Цвет белесый, часто неоднородный по массе.

2. Имеет место привкус осаленности или солеистая нота (привкус растительного масла).

3. На упаковке отсутствует полная информация о составе масла, обычно не указан сорт масла и срок годности.

4. Качество печати на кашированной фольге, в которую фасуют масло, обычно много хуже, чем на упаковках известных молочных комбинатов.

 

Органолептические показатели с наибольшей надёжностью могут  показать, что перед вами не сливочное  масло, а смесь растительных жиров. Это единственный способ внелабораторного определения потенциальной подделки при продаже нерасфасованного масла. К сожалению, практика продажи «брускового» масла всё еще широко распространена в регионах.

 

Способы продвижения  фальсифицированного товара на рынок

1. Фальшивка чаще всего выдаётся за подлинник при помощи поддельной документации.

2. Организация подпольных цехов по производству и фасовке поддельного масла. Использование рабского наёмного труда в подпольных цехах не редкость.

3. Имеют место случаи массовой скупки качественной продукции у сельских производителей в отдалённых районах, по поддельным векселям с дальнейшими махинациями по фальсификации закупленного масла.

4. В регионах комбинированные жиры и «мягкие» маргарины особенно быстро заполняют рынок сливочного масла.

5. Сырьё и упаковочные материалы получают от несуществующих компаний, без производства контроля качества и уплаты налогов.

6. СМИ приводят случаи контрабанды, осуществляемой, в ряде случаев, с помощью военных кораблей.

7. Захват рынка сливочного масла спредами во многом облегчён известным «лингвистическим лукавством» - спред продвигают на рынок под названием лёгкого или мягкого сливочного масла. Как уже отмечалось, статистика вместе с покупателем легко «глотает» фальсификат не отличая его от сливочного масла.

8. Массовому выбросу фальсификата на рынок, как правило, предшествует назойливая и дорогая реклама в СМИ. Дальше всё, как обычно. Если продукт, приготовленный из качественного сырья, приобретает устойчивый спрос, то затраты на его производство начинают постепенно уменьшать за счет частичной замены натуральных исходных продуктов и введения вкусовых добавок. На этом этапе предприятие быстро окупает затраты на рекламу и качественное сырьё и начинает получать незаконную прибыль. При этом покупатель зачастую не замечает плавной трансформации вкуса и полезности полюбившегося ему продукта. Тем более, что сведения о составных ингредиентах на упаковке продукта неизменны с момента начала продаж. Подобные нарушения законов о рекламе, конкуренции и защите прав потребителя остаются без должного пресечения.

Основные выводы

1. Единой нормативной документации для масложировых смесей в настоящее время не существует. Отсутствие ГОСТов на масложировую продукцию сложного сырьевого состава приводит к заполнению рынка сливочного масла невзаимозаменяемыми продуктами, суррогатами и прямыми подделками. В большинстве регионов на прилавках вместо сливочного масла царит фальсификат.

2. Существует реальная угроза функционированию рынка сливочного масла. Серьёзно нарушены его структура и характеристика, не учитываемые и искажаемые государственной продовольственной статистикой. По существующей статистике, ежегодное производство масла таково, что на его производство должно не хватить производимого в стране молока.

3. В настоящее время значительная часть рынка сливочного масла оккупирована спредами – продуктами, в которых животный жир заменён растительным либо полностью, либо частично. Следует отметить, что как самостоятельный продукт спреды имеют свою достаточно широкую нишу на рынке маслопродуктов. Эта ниша определяется, прежде всего, их относительно низкой стоимостью и привлекательностью потребительских свойств. Статус фальсификата спреды приобретают на рынке натурального сливочного масла. Захват этого рынка спредами во многом облегчён известными «лингвистическими» уловками - спред продвигают на рынок под названием «лёгкого» или «мягкого» сливочного масла. Как уже отмечалось, статистика вместе с покупателем легко «заглатывают» данный фальсификат, не отличая его от сливочного масла.

4. Информация о продуктах выдаваемых за сливочное масло не обеспечивает покупателю возможность правильного выбора. Внешний вид упаковки, её внутреннее содержание и сведения о составе (или их отсутствие), наряду с агрессивной рекламой в СМИ вводят потребителя в заблуждение. Налицо прямое нарушение закона о защите прав потребителя. Одновременно имеются существенные признаки нарушения законов о конкуренции и рекламе.

5. Широкое распространение в регионах получили грубые подделки натурального сливочного масла. В обёртки известных марок фасуют маргарин и различные смеси на базе жёлтых жиров и жиров морских животных. Разоблачение подобных мошенничеств не составляет особого труда для контролирующих органов. Однако для пойманных с поличным мошенников также не составляет большого труда уходить от заслуженного наказания. Сверхмягкие приговоры в виде мелких штрафов (в единицах МРОТ) или условных сроков на деле поощряют криминал и плодят коррупцию.

6. Распространены случаи открытия подпольных цехов по производству и фасовке поддельного масла лицами не имеющими украинского гражданства. В «цехах» царит грязь и антисанитария. Использование рабского наёмного труда бомжей в подпольном бизнесе не редкость, а практика. Уклонение от налогов не единственное правонарушение в подобном «бизнесе». Главное - продукция «цеховиков» несёт в себе прямую угрозу здоровью населения.

Информация о работе Идентификация и фальсификация сливочного масла