Человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

В последние годы стало всеобщим мнением, что эффективность развития экономически современных государств в огромной степени зависит от того, сколько средств оно вкладывает в своих людей. Без этого невозможно обеспечить его поступательное развитие. Так, в США, по некоторым оценкам, доля инвестиций в человеческий капитал составляет более 15% ВВП, что превышает «чистые» валовые инвестиции частного капитала в заводы, оборудования и складские помещения. И даже если специальные исследования по этому вопросу не проводились, можно с высокой долей уверенности предположить, что одним из самых важных показателей уровня вложений в человеческий капитал в мире положительно связан с самыми высокими в мире показателями уровня развития экономики.

Содержание работы

Введение
Сущность и подходы к изучению человеческого капитала
Классический подход к изучению человеческого капитала
Современные подходы к изучению человеческого капитала
Оценка человеческого капитала
Методы оценки человеческого капитала
Показатели эффективности вложений в человеческий капитал
Воспроизводство человеческого капитала – необходимый элемент экономической стратегии предприятия
Позитивные и негативные тенденции воспроизводства человеческого капитала
Прогнозная оценка стоимости воспроизводства человеческого капитала

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

chel_kapital.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

3) моральный ущерб, так как получение образования является трудным и часто неприятным занятием, поиск работы утомляет и истощает нервную систему, а миграция приводит к потере старых друзей и знакомых.

Процесс определения экономической  эффективности образования включает три последовательных этапа:

  • определение структуры затрат и их стоимостная оценка;
  • определение структуры выгод и их стоимостная оценка;
  • сопоставление приведенных к одному моменту времени исчисленных величин затрат и выгод.

Инвестиции в образование работника  образуют его человеческий капитал и через определенное время приносят (отдачу) доход своему владельцу.

Экономическая эффективность образования  определяется соотношением прямых денежных выгод (доходов), приходящихся на образование, и издержек, связанных с его приобретением. По форме экономическая эффективность образования похожа на норму прибыли.

Инвестиции в образование работника  образуют его человеческий капитал и через определенное время приносят (отдачу) доход своему владельцу.

Упор делается на анализе различий в заработках, обусловленных неравенством в уровнях образования и квалификации. Заработную плату работника с определенным уровнем общей и специальной подготовки можно представить в виде двух основных частей. Первая часть представляет собой тот уровень заработной платы, которую бы он получал, имея нулевой уровень образования. Вторая часть — рост заработной платы от образования или доход на человеческий капитал, сформированный в результате инвестиций.

Уд = Хо + RCn,

где Уд — заработки человека, имеющего л лет образования; Хо — заработки человека, имеющего нулевое образование; R — текущая норма отдачи вложений в образование; Сд — объем инвестиций в течение п лет обучения.

В рамках теории человеческого капитала заработная плата рассматривается  в виде некоей слоистой структуры, в  которой каждому слою соответствует определенный уровень образования. Величина заработков конкретного слоя, соответствующего данному конкретному уровню образования, представляет собой денежный доход от него.

В последние десятилетия отмечается стабильность норм отдачи на вложения в образование, несмотря на непрерывно возрастающий приток новых контиигентов высокообразованных работников. Это свидетельствует о том, что спрос на высококвалифицированную рабочую силу увеличивается теми же темпами, что и ее предложение. Хотя во время крупных структурных сдвигов в экономике общий спрос на труд может сократиться, но спрос на высококвалифицированную рабочую силу остается более стабильным по сравнению с менее квалифицированной.

 

 

 

 

3.1 Позитивные и негативные  тенденции воспроизводства человеческого капитала

 

Соответствие рабочей силы требованиям потенциальных инвесторов - один из факторов инвестиционной привлекательности того или иного региона или предприятия. Сохранение существующего разрыва между требованиями инвесторов к профессиональным качествам работников и возможностями системы подго товки и переподготовки кадров, не способной их вовремя удовлетворить, несомненно, отрицательно скажется на динамике капиталовложений При сохранении имеющихся недостатков существующая система подготовки и переподготовки кадров будет препятствовать развитию прежде всего тех видов производств, которые базируются на использовании современных технологий, а также затормозит привлечение иностранных инвестиций

Специалисты отмечают определенные тенденциии взаимосвязи, существующие в общественно – экономических и исторических процессах, влияющих на воспроизводство человеческого капитала:

  • технологический прогресс и человеческий капитал;
  • демографическая ситуация;
  • сдвиги на структуру спроса на рабочую силу;
  • информационные технологии и дистантные формы организации труда.

К опасностям в воспроизводстве  человеческого капитала на современном  этапе развития экономики можно  отнести:

    • расширение зоны деградации человеческого капитала (депопуляция, ухудшение здоровья населения, нарастающая инвалидизация; падение трудовой морали и этики; «моральный износ» ЧК; снижение интереса к получению образования);
    • невыгодное положение российских работников в международной трудовой миграции (выезд из страны квалифицированных кадров и въезд неквалифицированной рабочей силы, т.е. снижение качества человеческого капитала);
    • инерция экономического мышления (небрежное, безразличное отношение человека к труду);
    • неэффективность системы профессионального образования;
    • несоответствие рабочей силы требованиям потенциальных инвесторов – фактор инвестиционной привлекательности того или иного региона.

Какие тенденции в  воспроизводстве человеческого  капитала будут преобладать –позитивные  или негативные? Это зависит от позиций всех его участников государства, предприятий и организаций, населения . Если их поведение будет экономически и социально эффективным, то негативные тенденции, перечисленные выше, удастся блокировать.  Учитывая это, в рамках поискового прогнозирования необходимо рассмотреть возможные альтернативы сегодняшнему поведению участников процесса воспроизводства человеческого капитала В первую очередь следует сосредоточиться не на частных проблемах, как бы важны они ни были, а на системных, т.е. тех, от которых зависит развитие не отдельных элементов, а всей социально-трудовой сферы. Определение форм участия государства в процессах воспроизводства человеческого капитала очень важно. Российская экономика настоятельно требует быстрого изменения качества (и структуры) человеческого капитала. Ресурсов же для этого ни у предприятий, ни у населения явно недостаточно. Разорвать порочный круг без активного участия государства невозможно, однако полагаться только на его силы было бы не реалистично.[13]

Какую же роль могло бы сыграть государство?  В самом общем виде его функции в этой сфере следующие:

  • разработка государственной политики в сфере воспроизводства человеческого капитала на федеральном и региональном уровнях;
  • осуществление соответствующего законодательного и административного регулирования;
  • привлечение в сферу воспроизводства человеческого капитала негосударственных предприятий и учреждений, создание им благоприятных условий;
  • координация деятельности населения, негосударственных и государственных предприятий и представляющих их интересы союзов и ассоциаций в рамках институтов социального партнерства.

Использование институтов социального  партнерства в сфере воспроизводства  человеческого капитала. Структурный дисбаланс рынка труда и связанные с ним потери неизбежны в любой сколько-нибудь динамичной экономике. Однако масштабы потерь напрямую зависят от наличия институтов, обеспечивающих своевременную и адекватную реакцию экономики и общества на изменения профессиональной структуры спроса на рабочую силу.У нас такие институты еще недостаточно развиты, что делает проблему структурного дисбаланса российского рынка труда особенно острой. Ее решение видится прежде всего в плоскости институционального строительства, активизации всех социальных партнеров.

Россия остро нуждается в жизнеспособных институтах социального партнерства в сфере занятости. В развитых рыночных экономиках именно такие институты обеспечивают устойчивые, эффективные связи между работодателями, образовательными учреждениями и населением, и, соответственно, быструю адаптацию трудовой сферы к изменениям в экономике. В нашей стране такие институты только нарождаются.

Очевидные минусы российских профессионально-квалификационных стандартов обусловлены, в частности, недостаточным участием работодателей в их формировании. Разрыв между профессионально-квалификационными и образовательными стандартами можно объяснить отсутствием стабильных связей между работодателями и учреждениями профессионального образования. Между тем установление профессионально-квалификационных стандартов, отвечающих реальным требованиям работодателей, - одно из важнейших в сфере воспроизводства человеческого капитала системных мероприятий. Они жизненно необходимы как для построения современной системы подготовки и переподготовки кадров, так и для подбора кандидатов на вакантные места, помощи людям в трудоустройстве. Такие стандарты играют роль языка, позволяющего понимать друг друга всем, кто так или иначе контактирует с миром профессий: абитуриентам, их родителям, руководителям учебных заведений, кадровым службам предприятий, посредникам на рынке труда. Только на основе этих стандартов удастся достаточно эффективно использовать возможности новых информационных технологий, применяемых при поиске места работы и учебы.[13]

Создание эффективных механизмов финансирования воспроизводства человеческого капитала - необходимое условие прогресса в социально-трудовой сфере.

Сейчас широко обсуждается  проект введения "образовательных  ваучеров", позволяющих гражданам  самим решать, какому из заведений профессионального образования направить "персональную" долю бюджетных средств, выделяемых на образовательные нужды. Однако не следует забывать, что эффективное функционирование рынков труда и образовательно-квалификационных   услуг предполагает значительно больший, чем сегодня, уровень их информационной прозрачности.

Абитуриенты и студенты, их родители, работники, желающие получить новую профессию, должны иметь доступ не только к рекламным проспектам учебных-заведений, но и к реальным сведениям об их кадровом составе, учебных планах и перспективах трудоустройства по их окончании. Любой человек, заинтересованный в получении таких сведений, должен быть обеспечен информацией относительно того, где и как их найти. Это намного облегчит каждому процесс профессионального "самоопределения".

Совершенствование структуры  службы занятости, ее функций и системы финансирования. Ключевым здесь является вопрос о том, какой принцип - страховой или бюджетный - необходимо положить в основу финансирования пособий по безработице и расходов на осуществление деятельности государственной службы занятости в целом. Согласно одному варианту, наступление безработицы рассматривается как страховое событие и, следовательно, требует заблаговременного создания соответствующих страховых фондов. При этом возможны различные подходы к их формированию и участию в них государства, работодателей и населения. Другой вариант финансирования затрат на пособия по безработице и на реализацию государственной политики занятости предполагает их перевод на полное бюджетное финансирования (в пределах субъектов Федерации и в целом по стране). Именно такой подход и реализуется в настоящее время.

 

 

3.2 Прогнозная оценка  стоимости воспроизводства 

будущего человеческого  капитала

 

Характеризуя уровень разработанности  методологии оценки человеческого капитала, следует отметить во-первых, что существующие методы оценки и описания ЧК сосредоточены на функционирующей рабочей силе, а не на будущем человеческом капитале. Во-вторых,  отсутствует четкая привязка соответствующих расчетов к тому или иному объекту приложения способностей индивидуума к трудовой деятельности (т.е.  его навыков, умений, общеобразовательных и профессиональных знаний). Ведь экономическая ценность человека для себя, семьи либо общества объективно различается. Так, высококвалифицированный специалист, оставивший свою семью, как правило, сохраняет высокую ценность для общества и самого себя. Однако «ценность» этого человека для семьи с позиций его участия в  труде по воспитанию детей обычно резко снижается.

 Если не учитывать указанные   различия,  то абстрактная оценка  человеческого капитала «вообще» малорезультативна: во всяком случае, для определения стоимости воспроизводства ЧК.   Целесообразно дифференцировать расчеты общей (интегральной)   стоимости человеческого капитала, выполняя также локальные оценки типа:

  • стоимость человеческого капитала индивидуума (в части, сформированной за счет вложения личных средств индивидуума); 
  • стоимость человеческого капитала в социуме (та часть общей величины стоимости этого капитала, которая сформирована за счет вложений общества в его создание);
  • стоимость человеческого капитала в семье по воспитанию детей (т.е. часть общей стоимости человеческого капитала, которая может быть отнесена на счет финансового и трудового участия родителей в формировании этой стоимости).

Такого рода дифференциация необходима для того, чтобы, во-первых, определить реальный вклад каждого участника  процесса по воспроизводству человеческого капитала в создание стоимости будущего человеческого капитала, а во-вторых, чтобы сконструировать иные, более рациональные пропорции.

 Обращает на себя внимание также статичность расчетов стоимости человеческого капитала. Обычно оценка его величины выполняется по состоянию на рассматриваемый момент/период  времени либо ретроспективно – например, по фактическим затратам, уже  произведенным ранее на репродукцию. Одномоментость и обращенность в прошлое таких расчетов снижает их ценность. Между тем, целый ряд стран Запада стремятся придать определенный динамизм подобным расчетам.

 Например, Министерство труда США регулярно публикует индекс стоимости рабочей силы (employment cost index). Он включает в себя заработную плату и пособия по безработице и может служить индикатором наличия инфляционных процессов в экономике страны. Индекс стоимости рабочей силы является одним из тех показателей, за которыми пристально следит Федеральная резервная система при проведении своей денежной политики [2].

 Аналогичный индикатор может  быть использован для контроля за репродукционными затратами. Дело в том, что общая динамика удельных репродукционных затрат с дифференциацией ее по основным видам и участникам репродукционного процесса позволяет организовать мониторинг условий воспроизводства человеческого капитала. Если происходит стремительный рост стоимости репродукции (или отдельных важнейших ее составляющих), либо наблюдаются значительные отклонения от установленных индикативных показателей вклада каждого участника репродукции, то это является основанием для оперативного вмешательства с целью исправления ситуации. Иными словами, при статичности расчетов стоимости человеческого капитала невозможно эффективное управление репродукционным процессом.

Информация о работе Человеческий капитал