Земельный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является исследование основных теоретических и практических основ, касающихся установления и взимания земельного налога.
В связи с намеченной целью, поставлены следующие основные задачи исследования:
- определение понятия и функций земельного налога;
- рассмотрение принципов правового регулирования земельного налога;
- определение правового статуса плательщиков земельного налога;
- изучение правовой характеристики объекта земельного налога;
- исследование основных элементов земельного налога;
- разработка предложений по совершенствованию законодательства о земельном налоге.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основные положения Земельного Законодательства Российской Федерации
1.1. Основные положения, субъекты и объекты налогообложения
1.2. Основные элементы налогообложения
1.3. Порядок определения размера земельного налога
Глава 2. Анализ исчисления налога и авансовых платежей по налогу
2.1. Выявление и анализ трудностей, возникающих при расчете земельного налога
2.2. Земельный налог как источник формирования местных бюджетов в Российской Федерации
Глава 3. Основные направления совершенствования российского законодательства о земельном налоге
3.1. Повышение ответственности плательщиков земельного налога за нарушение законодательства о налогах и сборах
3.2. Определение суммы налога по участкам, находящимся на территории нескольких муниципальных образований и повышение эффективности кадастровой оценки
3.3. Расширение полномочий представительных органов муниципальных образований по изменению ставок земельного налога с учетом интересов налогоплательщиков
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсач пример 2.docx

— 88.05 Кб (Скачать файл)

Старейшими дошедшими  до нас документами являются описания земель периода татарского ига. Первая татарская перепись киевских земель проведена в XIII веке. Наряду с татарскими переписями в период монгольских  завоеваний описания земель вели русские  князья. Чтобы определить размеры  дохода и взимания татарской дани, во владениях каждого князя составлялись специальные писцовые книги.

Наиболее яркое и полное описание земельных владений в России к периоду ликвидации феодальной раздробленности и возникновения  централизованного государства. В  описаниях приводились сведения о количестве земель во владениях, давалась оценка этих земель путем приведения их к определенным условным единицам. Основной единицей податного обложения  считалась соха. В связи с этим система переписи земель получила название сошного письма. Кроме налоговых  целей, описание земель по сошному письму имело большое значение для определения  количества ратников, лошадей и продовольствия, необходимых для обороны. Раздача  земель за службу и необходимость  приведения вотчинных и поместных  земель в соответствие с отправляемой службой стали одной из основных причин частых переписей земель в XV - XVI вв. При царе Иване IV (Грозном) были описаны почти все земли России, а некоторые из них - даже по нескольку  раз.

Для описания земель в XVI в. было создано специальное учреждение - Поместный приказ, которое стало  общегосударственным руководящим  центром, объединяющим все межевые, кадастровые и крепостные работы. Описания земель проводились лицами, называвшимися писцами, дозорщиками  и мерщиками. Писцовый наказ 1622 г. возлагал на писцов измерение пашни, перелогов, сенокосов, лесов и других угодий. Количество земли исчислялось приблизительно. Сведения о земле отражали в писцовых книгах. Их составляли в двух экземплярах : один посылался в Москву в Поместный приказ, а второй предназначался для воевод, наместников и дьяков.

Писцовые книги имели  юридический и правовой характер. При их заполнении проверяли права  землевладельца на описываемые земли. Купля-продажа земли, обмен земельными владениями, передача земель по наследству подтверждались документами и отражались в писцовых книгах. Эти книги признавались государством в качестве важнейшего доказательства прав на землю, а сама запись в них получила характер земельной  регистрации. Составление писцовых книг велось по населенным пунктам : город, уезд, стан, волость.

Следующий этап развития земельного налога был обусловлен политикой  Петра I, он уничтожил поместную систему, сравнял прежние поместья с вотчинами  и ввел подушную подать. В результате качественный учет земель и их оценка утратили свое значение. Вместе с тем  значительно повысилась точность полевых  измерений, впервые основанная на геометрии  и применении геодезических инструментов. Однако замыслы Петра I о производстве сплошного межевания выполнить  не удалось, и первое генеральное  межевание было начато в 1754 г. Оно  было основано на писцовом наказе 1684 г. и помимо учета земель имело целью  лишение прав владения и изъятия  не соответствующих документам земель. Такой формальный подход привел к  возбуждению споров соседствующих  владельцев даже в случаях отсутствия взаимных претензий до начала межевания. Это вызывало отрицательное отношение  землевладельцев к самой идее генерального межевания и предопределило его неудачный исход.

Главная задача межевания 1765 г. состояла в регистрации казенных и других земельных владений. На каждый уезд составлялись межевые книги  и планы с указанием землевладельцев, местоположения и общего количества земель, их распределения по угодьям  и составлением перечня угодий по провинциям и губерниям. К планам прилагались алфавитные реестры  с характеристикой землевладений  и отражением проведенных измерений. Кроме того, при межевании составлялись экономические описания, содержащие сведения о качестве пахотных земель.

В 1837 году министерство государственных  имуществ приступило к разработке нового земельного налога. Были проведены большие работы по съемке и определению размеров усадебных земель, пашни, сенокосов, пастбищ. Каждое из этих угодий делилось на несколько разрядов. На основе собранных данных об урожайности за 12 лет определяли условный валовой доход пашни и сенокосов. Из дохода исключалась стоимость семян, расходы на удобрения, обработку почвы, перевозку продукции и определялся условный чистый доход. По данным о средних рыночных ценах на сельскохозяйственные продукты вычисляли условный чистый доход в денежном выражении.

Дальнейшее развитие и  совершенствование системы учета  и оценки земельных ресурсов стимулировалось  такими этапными реформами, как отмена крепостного права в 1861 г., предусматривавшая  выкуп земли крестьянами у  помещиков, отмену взимания выкупных платежей в 1905 г. и Указ 1906 г., дающий крестьянам право выделения или выхода из общин.

19 февраля 1861 года был  подписан Манифест об отмене  крепостного права и Положения  о крестьянах, вышедших из крепостной  зависимости.

Реформа сохранила в руках  крестьян значительную часть земельной  площади, находящейся в их распоряжении до воли. Но досталась им земля далеко не даром. Не одному поколению пришлось нести за нее тяжелые платежи по цене, заведомо завышенной против действительной стоимости. Платежи эти сопровождались особой выкупной операцией в форме земельного кредита. Притом ссудное обеспечение не требовало волеизъявления тех, кому оно предназначалось, и ссуды назначались подневольно, причем - на выкуп земли, которую крестьянин уже давно считал своей, а следовательно, признавал несправедливым платить за нее.

Новая аграрная политика России 1906 – 1910 гг. связана с именем Петра  Аркадьевича Столыпина. 19 ноября 1906 г вышел в свет Указа императора Николая II - «Об изменении и дополнении некоторых постановлений об крестьянском землевладении». Главное содержание реформы составило разрушение общины и насаждение частной крестьянской земельной собственности. Разрешением продажи и купли наделов облегчался отлив бедноты из деревни, и происходила концентрация земли в руках зажиточных крестьян.

Накануне реформы формы  землевладения и землепользования в России отличались большим разнообразием. Землепользование практически сохраняло  сословно - феодальный характер, когда  наряду с формирующейся буржуазной частной собственностью существовали и другие виды собственности на землю. Крупнейшим собственником являлось государство (казна). В 1905 году ему принадлежало почти 35 % общего землевладения в  европейской России (или 138 млн. десятин).

Основными тенденциями развития в области земельных отношений  в России к началу ХХ века были значительное сокращение дворянской земельной собственности, некоторое уменьшение государственной  и увеличение площадей крестьянского  землевладения. Всего с 1906 по 1915 год 2,8 млн. крестьянских хозяйств заявили  о закреплении земли в собственность (30 % их общего числа). Закреплена земля  была за 2,0 млн. хозяйств (22 %), которым  отошло в собственность 13, 9 млн. десятин, или 16 % всей надельной земли.

После 1917 года земельные  отношения в России резко изменились. Одним из первых законодательных  актов о земле был Декрет «О социализации земли» 1918 года, причем этим актом была закреплена всенародная  собственность на землю, трудовой характер землепользования, учреждено равное право на пользование землей, исходя из потребительско-трудовой нормы землепользования на землях сельскохозяйственного значения. А положения «О социалистическом землеустройстве» и «О мерах перехода к социалистическому землепользованию» 1919 года закрепили две основные формы: государственную и коллективную. Одновременно с этим земля фактически перестала являться объектом налогообложения. В то же время государство нуждалось в сведениях о земле. Эта потребность определяла состав сведений земельного кадастра и порядок его ведения.

Начиная с 1955 года, был введен государственный учет наличия и  распределения земли по угодьям  и землепользователям, а также  государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной  системе. В последствии в 1970 году Совет Министров СССР утвердил положение  «О государственном контроле за использованием земель», возложив контроль на Советы народных депутатов и землеустроительные службы системы Министерства сельского хозяйства и продовольствия СССР.

В период с ноября 1989 г. По март 1990 г. Верховным советом СССР были приняты законы об аренде, о  собственности и о земле. Эти  законы разрешили гражданам арендовать земельные участки как внутри, так и вне колхозов и совхозов. Данные законы также предоставили право  владения землей, включая наследуемое  право работать на земле, но без прав купли-продажи и залога земли.

С распадом Союза Советских  Социалистических республик возникла необходимость разработки новых  законодательных актов, регламентирующих учет недвижимости и решения всего комплекса вопросов по созданию кадастра. Существующие законодательные акты, действующие на территории РФ, не регламентируют многих вопросов, возникающих при создании кадастра недвижимости. Перемены в жизни общества, вызванные перестройкой экономических отношений, появление частной собственности и других форм собственности, высветили ряд проблем в развитии городских территорий и использовании ресурсов, среди которых проблема городского кадастра является одной из актуальных.

Правовой основой изменения  этой ситуации явились Конституция  Российской Федерации, закон Российской Федерации «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельный кодекс РСФСР  и другие нормативные акты [22, с. 11].

В 1997 году были продолжены работы по формированию автоматизированной системы  государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю. В  субъектах РФ были разработаны и  утверждены региональные программы  создания систем государственного земельного кадастра.

В соответствии с федеральным  законом от 29 ноября 2004 г «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и  некоторые другие законодательные  акты Российской Федерации, а также  о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» налоговой базой  стала являться кадастровая стоимость  земли.

Главная цель земельных преобразований в Российской Федерации состоит  в обеспечении рационального  использования и охраны земель как  важнейшего природного ресурса, создании правовых, экономических, организационно-технологических  и других условий для воспроизводства  и повышения плодородия почвы, сохранения сельских, лесных и других земель, улучшения  природной среды, развития сельских и городских поселений [6].

2. Социально-экономическая  сущность земельного налога

В настоящее время ст. 8 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Земельный налог можно  определить следующим образом:

·  Прямой

·  Местный

·  Общий

·  Количественный

·  Регулярный

Земельный налог взимается  в процессе приобретения и накопления материальных благ, что определяет прямой характер этого налога [4].

Ст. 3 Закона РФ «О плате за землю» устанавливает положение  о том, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной  деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей. Он (налог) устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной  площади в расчете на год [2].

Земельный налог относится  также к группе количественных (долевых, квотативных) налогов. Они исходят не из потребности покрытия определенного государством расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог, учитывая при этом имущественное состояние налогоплательщика.

Он выделяется в доходах  и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используется исключительно на:

– финансирование мероприятий  и компенсацию затрат (по нормативу) землепользователя (в том числе  по погашению ссуд) по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель;

– инженерное и социальное благоустройство территории.

Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего  времени владения имуществом либо занятия  плательщиком каким-либо видом деятельности, приносящей доход. К числу регулярных относится и земельный налог, который взимается на ежегодной основе [6, с. 75-79].

Кроме того, в соответствии с классификацией, закрепленной НК РФ (ст.12-15), земельный налог относится  к группе местных налогов и  сборов. Представительные органы местного самоуправления в нормативных определяют элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком [10].

Основными плательщиками  земельного налога признаются организации  и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями. Понятия «собственники земельных участков», землепользователи» и «землевладельцы» определены п. 3 ст. 5 Земельного Кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, согласно которому собственники земельных участков – это лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи – это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцы – это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.

К организациям в целях  уплаты земельного налога относятся  юридические лица, образованные в  соответствии с законодательством  Российской Федерации, а также иностранные  юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные  в соответствии с законодательством  иностранных государств, международные  организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации; к физическим лицам – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объектом обложения земельным  налогом являются земельный участок, части земельных участков, земельные  доли (при общей долевой собственности  на земельный участок), предоставленные  организациям и физическим лицам  в собственность, владение или пользование [1].

Информация о работе Земельный налог