Земельный налог – неотложные проблемы и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение понятия и классификации налоговых споров, изучение земельных споров, рассмотрение земельных споров в суде, разграничение дел по земельным спорам по подведомственности и подсудности.
Для того чтобы выяснить все наиболее существенные вопросы, связанные с темой курсовой работы, мне поставили следующие задачи:
- Во-первых, необходимо дать общее понятие земельного спора, сложившееся в законодательстве РФ. Для решения данной задачи важно дать характеристику земельным спорам, их классификацию по различным основаниям, понятие предмета и сторон в земельных спорах, причин появления споров.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1 Рассмотрение налоговых споров ………………………………………5
1.1. Понятие и классификация налоговых споров…………………………...…5
1.2. Административный порядок разрешения налогового спора……………..8
1.3. Предмет доказывания при пересмотре судебных дел по налоговым спорам………………………………………………………………………….…11
Глава 2 Арбитражная практика разрешения налоговых споров по земельному налогу………………………………………………………………………….….16
2.1. Порядок рассмотрения споров. Особенности доказательств по земельному спору………………………………………………………….…….16
2.2. Разграничение дел по земельным спорам…………………….………...…22
2.3. Судебная практика по земельным спорам………………………...............29
Глава 3 Земельный налог – неотложные проблемы и пути их решения….….38
Заключение……………………………………………………………………….45
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая земельные споры .docx

— 69.79 Кб (Скачать файл)

     При этом  необходимо учитывать, что такая   жалоба может быть рассмотрена  вышестоящим  налоговым органом,  вышестоящим должностным лицом  налогового органа, акты, действия, бездействие должностных лиц  которого обжалуются, только до  момента вступления в силу  решения арбитражного суда, принятого  по заявлению о признании незаконным  указанного в жалобе акта налогового  органа, действий, бездействия должностных  лиц налогового органа. Если в  процессе рассмотрения жалобы  на акт налогового органа, действия, бездействие должностных лиц  налогового органа рассматривающему  жалобу лицу станет известно  о вступлении в силу решения  арбитражного суда по заявлению,  лицу, подавшему жалобу, будет отказано  в ее рассмотрении. Необходимо  также принимать во внимание, что на основании ст. 137 Налогового Кодекса РФ налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам — организациям, индивидуальным предпринимателям предоставлено право обжаловать только те акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц налоговых органов, которые нарушают их права.

     Согласно  ст. 139 Налогового Кодекса РФ жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие должностного лица налогового органа подается в вышестоящий налоговый орган либо вышестоящему должностному лицу этого органа.

     Из  вышеприведенной  нормы следует, что жалоба на  ненормативный акт налогового  органа может быть подана только  в вышестоящий налоговый орган.

     Должностным  лицам налогового органа, ненормативный   акт которого обжалуется, не предоставлено  право вынесения решения по  жалобе налогоплательщика, плательщика  сбора, налогового агента. 

     Письмом МНС  России от 24.08.2000 №-ВП-6-18/691 разъяснено, что в случае подачи налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым  агентом — организацией, индивидуальным  предпринимателем жалобы в нарушение положений ст. 139 Налогового Кодекса РФ в налоговый орган, которым было принято решение в отношении этих налогоплательщиков, налоговым органом должно быть разъяснено право данного налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента на подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган.

     Между тем  жалобы налогоплательщика, плательщика  сбора, налогового агента на  действия, бездействие должностного  лица налогового органа могут  быть поданы как в вышестоящий  налоговый орган, так и вышестоящему  должностному лицу налогового  органа, действия, бездействие должностных  лиц которого обжалуется.

     В связи  с вышеизложенным необходимо  иметь в виду, что одновременное   направление нескольких жалоб  об обжаловании одного и того  же акта, действия, бездействия должностных   лиц налогового органа в два  соподчиненных  органа является  нецелесообразным, поскольку в случае, если лицом, рассматривающим жалобу, будет документально установлен  факт принятия аналогичной жалобы  к рассмотрению вышестоящим налоговым  органом (должностным лицом), жалоба, поданная в нижестоящий налоговый  орган (должностному лицу нижестоящего  налогового органа), будет оставлена  без рассмотрения.

     Пунктом 2 ст. 139 Налогового кодекса РФ установлено, что жалоба подается в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

     При этом  течение вышеуказанного срока   начнется на следующий день  после  того, как налогоплательщик  узнал  или должен был узнать  о нарушении  своих прав, на  основании ст. 6.1 Налогового кодекса РФ.

     Несоблюдение  налогоплательщиком, плательщиком  сбора, налоговым агентом —  организацией, индивидуальным предпринимателем  вышеуказанного срока при подаче  жалобы может стать основанием  для оставления жалобы без  рассмотрения.

     Вместе  с  тем, Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что в случае пропуска налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом срока подачи жалобы по уважительной причине этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

     Поскольку  Налоговым кодексом РФ не определен перечень так называемых “уважительных” причин пропуска срока подачи жалобы, вопрос о том, является ли уважительной указанная лицом, подавшим жалобу с нарушением срока, причина, разрешается соответствующим должностным лицом налогового органа исходя из каждой конкретной ситуации.

 

    1. Предмет доказывания при пересмотре судебных дел по налоговым спорам

 

  В теории процессуального  права выделяют полную и неполную  апелляцию. Основное отличие заключается  в том, что в первом случае  лицам, участвующим в деле, разрешается  заявлять о новых обстоятельствах  и, соответственно, представлять  в апелляционные суды наряду  с уже рассматриваемыми и новые  доказательства. Кроме того, арбитражный  суд апелляционной инстанции  не имеет права вернуть дело  для нового рассмотрения в суд первой инстанции, а должен самостоятельно разрешить существо спора. При такой конструкции суд, обнаружив ошибки в определении предмета доказывания по делу, вправе исправить их самостоятельно.

     Анализ  действующего  арбитражного процессуального   закона показывает, что разрешение  налоговых споров осуществляется  по промежуточной модели: с одной   стороны, по общему правилу,  суд апелляционной  инстанции  не вправе направить дело на  новое рассмотрение в суд первой  инстанции (ст.269 АПК РФ), с другой  стороны, закон ограничивает возможность  представления дополнительных доказательств  (ч.2 ст.268 АПК РФ).

     Для решения  такой задачи судопроизводства  в арбитражных судах, как защита  нарушенных или оспариваемых  прав (ст.2 АПК РФ), законодателю необходимо  последовательно реализовать модель  полной апелляции. 

     При разрешении  налоговых споров суд  имеет  дело с большим объемом   фактического материала, в том  числе  в связи с проведением  налоговых  проверок по различным  налогам. Далеко не всегда суду  первой инстанции удается выделить  ту цепочку умозаключений, которая  приведет к правильному выводу  о фактах, относящихся к предмету  доказывания. Кроме того, стороны  могут неправильно понимать значимость  отдельных обстоятельств, вывод  о наличии которых указывал  бы на юридически значимый  факт. Сторона, упустившая возможность  сослаться в первой инстанции  на обстоятельства и подтверждающие  их доказательства, должна иметь  возможность исправить сложившееся  положение. 

     Ограничения  в представлении дополнительных  доказательств препятствуют достижению  основной цели, состоящей в защите  права.

     Кроме того, требования закона о том, что   дополнительные доказательства  принимаются  при условии обоснования  лицом, участвующим в деле, невозможности  их представления в суд первой  инстанции (ч.2 ст.268 АПК РФ) ставит изначально в неравное положение лицо, подающее апелляционную жалобу, и противостоящую сторону в том случае, когда инициатива представления новых (дополнительных) доказательств исходит от апеллятора. В соответствии с абз.2 ч.2 ст.268 АПК РФ документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы, принимаются и рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции по существу. Поскольку в основе производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, лежит исковое производство (ч.1 ст.189 АПК РФ), предмет доказывания по налоговому спору занимает положение фактического основания. В соответствии с ч.3 ст.266 АПК РФ в арбитражном суде апелляционной инстанции невозможно изменение основания иска. Можно сделать вывод о том, что законодательно установлен запрет на изменение состава юридических фактов в суде апелляционной инстанции.

     Однако  здесь  усматривается определенное противоречие, поскольку при условии обоснования  лицом, участвующим в деле, невозможности  представления в суд первой  инстанции дополнительных доказательств  суд апелляционной инстанции  их принимает (ч.2 ст.268 АПК РФ).

     Дополнительные  доказательства могут содержать  новое знание об обстоятельствах  дела, которые не были предметом  исследования в суде первой  инстанции. Они влияют на оценку  тех фактических обстоятельств,  которые составляют основание  иска. При этом они не влекут  изменение основания иска.

     Процессуальный  закон, в отличие от ранее  действовавшего АПК РФ 1995 г., проводит  известный большинству западных стран принцип–  сколько жалоб - столько решений.

     Вместе  с  тем, на взгляд ученых, в тех  случаях, когда суд апелляционной  инстанции усматривает в необжалованной  части решения неправильное установление  предмета доказывания по налоговому  спору, он имеет право самостоятельно  устранить нарушение закона.

     Даже  в апелляционном  суде оправдано  усиление следственных  начал процесса, активности суда, поскольку в противном  случае  существенно нарушается принцип  законности. В научной литературе  признается, что в современном  процессуальном законодательстве  как российском, так и зарубежном, кассационной инстанции в классическом  виде уже не существует.

     Действующий  арбитражный процессуальный закон  нацеливает федеральные арбитражные  суды округов на оценку не  только вопросов права, но и  проверку фактической стороны  дела. Вместе с тем, резонно  ссылаются на волю законодателя  о том, что кассационный суд  не вправе устанавливать новые  обстоятельства дела, ему не предоставлено  полномочий по установлению фактических  обстоятельств дела. Делается вывод  о невозможности исправления  ошибок при установлении обстоятельств,  составляющих предмет доказывания  по делу.  Определение предмета  доказывания по делу неразрывно  связано с разрешением вопроса  о правильности применения норм  материального и процессуального  права, так как в соответствующих  нормах права содержится ответ  на вопрос о том, какие обстоятельства  по делу будут установлены. 

     Проверку  правильности  применения норм права и определение  предмета доказывания нельзя  разрывать. При разрешении налогового  спора суд независимо от положения,  занимаемого в системе арбитражных  судов, совершает в принципе  однотипные правоприменительные  действия, которые именуются циклами  применения права. Другим и  исключительным способом пересмотра  судебных актов по налоговым  спорам, вступивших в законную  силу является производство по  пересмотру судебных актов в  порядке надзора. При отмене  судебных актов по налоговым  спорам надзорная инстанция в  качестве основания чаще всего  ссылается на нарушение единообразия  в толковании и применении  арбитражными судами норм права  (п.1 ст.304 АПК РФ).

     В настоящее  время суд надзорной  инстанции  отменяет судебные акты по  налоговым спорам как в связи  с их незаконностью, а также  по причине необоснованности. Вместе  с тем, незаконность или необоснованность  являются необходимыми, но не  единственными условиями передачи  дела для пересмотра.    Отказывая  в передаче дела в Президиум  Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации для пересмотра судебного  акта в порядке надзора, коллегиальный  состав суда нередко указывает  на отсутствие факта нарушения  единства в толковании и применении  арбитражными судами норм материального  и процессуального права.   Практика  применения п.1 ст.304 АПК  РФ не выработала объективные  критерии, которые могли бы служить  ориентиром для лиц, участвующих  в деле, при решении вопроса  о наличии оснований для пересмотра  судебного акта в порядке надзора  в том случае, когда, по мнению  таких лиц, неправильно определен  предмет доказывания по налоговому  спору. Преследуя цель обеспечения  единства судебной практики, надзорной  инстанции необходимо обеспечить  пересмотре тех дел, в которых  по-разному определен предмет  спора при сходных обстоятельствах. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Арбитражная практика разрешения налоговых 

споров по земельному налогу.

2.1. Порядок рассмотрения споров по земельному налогу.

 

 Рассмотрение споров по земельному налогу осуществляется на принципе состязательности и равноправия сторон (п. 3 ст. 123 Конституции РФ), обеспечению которого служат следующие основные принципы судебного разбирательства1):

 а) недействительность  отказа в праве на обращение  за судебной защитой нарушенных  земельных прав (ст. 3 ГПК). Поэтому,  например, формулировка о том,  что стороны отказываются от  обращения в суд и решают  все вопросы во внесудебном  порядке, является юридически  недействительной, не препятствующей  любой из сторон договора обращаться  за защитой в суд;

 б) равные процессуальные  права сторон на представление  в суде доказательств и исследование  их, заявление ходатайств, дачу устных  и письменных объяснений, возражений  другой стороне и т.п. (ст. 35, 40 ГПК,  ст. 33, 41, 43, 46 АПК);

 в) равная обязанность  сторон в доказывании тех обстоятельств,  на которые она ссылается как  на основание своих требований  или возражений (ст. 56 ГПК, ст. 44 АПК);

Информация о работе Земельный налог – неотложные проблемы и пути их решения