Взносы во внебюджетные фонды: экономическое содержание, эволюция и современная практика механизма исчисления и уплаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является проведение анализа действующего законодательства в области страховых взносов во внебюджетные фонды и практики его применения. В ходе анализа будут рассмотрены плательщики страховых взносов, лица, полностью или частично освобождаемые от обложения, а также порядок исчисления и уплаты взносов в соответствии с нововведениями, вступившими в силу 1 января 2012 года.
Задачей данной работы является выявление пробелов в действующем законодательстве, а также выявление проблем, связанных с порядком исчисления и уплаты взносов во внебюджетные фонды.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы исчисления и уплаты взносовво внебюджетные фонды…………………………………………………………...4
1.1. Экономическая сущность взносов во внебюджетные фонды…………4
1.2. Особенности перехода от уплаты единого социального налога к уплате взносовво внебюджетные фонды…………………………………….…5
Глава II. Анализ действующего законодательства и практики его применения………………………………………………………………………10
2.1. Анализ поступлений страховых взносов во внебюджетные фонды…10
2.2. Механизм исчисления и уплаты взносовво внебюджетные фонды…17
Глава III. Направления совершенствования действующего механизмаисчисления и уплаты взносовво внебюджетные фонды…………………….22
3.1. Основные проблемы, связанные с порядком исчисления и уплатой взносов………………………………………………………………………….22
3.2. Направления совершенствования механизмаисчисления и уплаты взносовво внебюджетные фонды…………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы…………………………………………28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 252.14 Кб (Скачать файл)

При этом выплаты до указанной суммы облагаются по полному тарифу – 22%, а с выплат, превышающих эту суммунужно доначислять взносы по тарифу 10%.

Кроме того, усложнилось распределение пенсионных взносов на страховую и накопительную части (Приложение 2). С 2012 года та доля взносов, которая шла на финансирование страховой части пенсии, распределяется на солидарную и индивидуальную части. Также на солидарную часть пойдут и взносы, которые будут начисляться с выплат, превышающих 512 000 рублей за 2012 год, по ставке 10%. Стоит отметить, что взносы на солидарную часть никак не влияют на величину будущей пенсии работника. За счет солидарной части тарифа страховых взносов будут финансироваться:

- выплаты трудовых пенсий в фиксированном базовом размере;

- выплаты социальных пособий на погребение умерших пенсионеров;

- иные цели, предусмотренные законодательством об обязательном пенсионном страховании, не связанные с формированием пенсионных накоплений. Среди них Закон N 167-ФЗ называет и финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика, включая содержание его органов. То есть 10%, уплачиваемые работодателями с зарплат высокооплачиваемых работников, пойдут, в числе прочего, и на нужды Пенсионного фонда Российской Федерации.

Также с начала 2012 года изменен список льготников по страховым платежам. Они освобождены от уплаты 10%  с выплат, превышающих взносооблагаемый уровень 512 000 рублей в год. К ним относят:

аптечные организации, уплачивающие единый налог на вмененный доход;

некоммерческие организации, находящиеся на упрощенной системе налогообложения и действующие в области социального обслуживания населения;

благотворительные организации, находящиеся на упрощенной системе налогообложения;

организации, оказывающие инжиниринговые услуги.

Кроме того, полностью освобождены от уплаты страховых взносов плательщики, производящие выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Таким образом, от нововведений в выигрыше остаются упрощенцы, имеющие право на льготу. Также, изменения не повредят работодателям, которые тратят на заработную плату работникам не более 550 200 рублей в год.Так как сумма взносов с такой заработной платы, которую работодатель заплатит в 2012 году равна сумме взносов, которую работодатель заплатил в 2011 году:

в 2012 году: (512 000 * 30%) + ((550 200 – 512 000) * 10%) = 157 420 рублей в год;

в 2011 году: 463 000 * 34% = 157 420 рублей в год.

Совершенно другая ситуация складывается с работодателями, которые платят своим работникам большие заработные платы. У них увеличивается нагрузка на фонд оплаты труда.

Что же касается индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой, то для таких страхователей расчет базы для уплаты страховых взносов привязан к минимальному размеру оплаты труда (далее – МРОТ), установленному на соответствующий период законодательством.

Расчет размера платежа производится по следующей формуле:

МРОТ*Тариф страхового взноса в соответствующий внебюджетный фонд*12.

По состоянию на 1 января 2012 года МРОТ составляет 4611 рублей2.

При расчете суммы страховых взносов данной категорией плательщиков используются следующие тарифы3:

в Пенсионный фонд Российской Федерации – 26%;

в Фонд социального страхования Российской Федерации – 2,9%;

в Фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%.

Таким образом, размер страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, подлежащих уплате в 2012 году, составит:

в Пенсионный фонд Российской Федерации:

для лиц 1966 года рождения и старше:

4611 * 26% * 12 = 14386,32 рубля – на финансирование страховой части трудовой пенсии;

для лиц 1967 года рождения и моложе:

4611 * 20% * 12 = 11066,40 рублей – на финансирование страховой части трудовой пенсии;

4611 * 6% * 12 = 3319,92 рубля – на финансирование накопительной части трудовой пенсии;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:   

4611 * 5,1% * 12 = 2821,93 рубля;

в Фонд социального страхования Российской Федерации (уплачивается добровольно):

4 611 * 2,9% * 12 = 1 604,63 рубля.

Кроме того, если в течение 2012 года МРОТ увеличится, то суммы страховых взносов подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем за 2012 год не изменится, так как стоимость страхового года определяется на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы.

Нововведениями отменена обязанность индивидуальных предпринимателей сдавать в Пенсионный фонд  отчетности по страховым взносам за 2011 год. Как следствие этого, территориальные органы Пенсионного фонда лишаются права предъявлять санкции к индивидуальным предпринимателям, не сдавших расчет за 2011 год.

Но судебно арбитражная практика по данному вопросу отсутствует,а также, мнение Пенсионного фонда может быть иным.

Все вышеизложенное, также относиться к адвокатам, нотариусам и другим лицам, занимающимся частной практикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Направления совершенствования действующего механизма исчисления и уплаты взносов во внебюджетные фонды:

3.1. Основные проблемы, связанные с порядком исчисления  и уплаты взносов.

В связи с нововведениями, вступившими в силу с 1января 2012 года,проблемы возникли у работодателей, привлекающих для работы мигрантов. Закон обязал работодателей страховать работников-иностранцев, имеющих статус временно пребывающих на территории Российской Федерации. Так, к числу застрахованных относят иностранных граждан, лиц без гражданства, временно пребывающих на  территории Российской Федерации, и работающих по трудовому договору, заключенному на неопределенных срок, а также – по срочному договору, но не менее 6 месяцев. Ранее иностранные граждане и лица без гражданства постоянно (временно) проживающие и работающие в России  подлежали обязательному социальному страхованию. С 2012 года и лица, временно пребывающие в России, также подлежат обязательному социальному страхованию. Исключение составляют лишь высококвалифицированные специалисты, имеющие опыт работы, навык и достижения в определенной области деятельности,  приглашенные на работу в Российскую Федерацию. Основополагающим критерием отнесения к данной категории является плата труда, которая не должна быть менее 2 000 000 рублей в год.

Также не подлежат обложению страховыми взносами работодатели, заключающие с иностранными гражданами трудовые договоры на срок менее 6 месяцев. Но нужно учесть, что перечень случаев, когда с работником может быть заключен срочный трудовой договор является закрытым и определен статьей 59 Трудового кодекса Российской Федерации. Следовательно, махинации со стороны работодателей в данном случае исключены, потому что в ходе проверок органами контроля будут производиться доначисления взносов тем, кто заключил с мигрантами краткосрочные трудовые договоры без необходимых на то оснований. 

В связи с нововведениями возникает вопрос: «По каким тарифам платить взносы за временно проживающих и за временно пребывающих мигрантов?» В законодательстве четко не сказано, что на данную категорию распространяются тарифы, установленные для граждан Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения. К тому же, не установлены и тарифы непосредственно для граждан Российской Федерации. Кроме того, доля взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии всегда зависит от возраста работника. Например, если работник 1966 года рождения и старше, то работодатель заплатит на страховую часть пенсии взносы по тарифу:

22% с выплат, не превышающих 512 000 рублей в год;

10% с выплат, превышающих 512 000 рублей в год.

Если же работник 1967 года рождения и моложе, то  тариф составит:

16%  с выплат, не превышающих 512 000 рублей в год;

10% с выплат, превышающих  эту сумму.

Если считать, что вышеуказанные тарифы установлены именно для граждан Российской Федерации, то получается, что тарифов для временно проживающих и пребывающих иностранцев нет.

Помимо этого временно проживающим и пребывающим иностранным гражданам и лицам без гражданства пенсии выплачиваться не будут: «Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации»4. Поэтому, «временные» мигранты по-прежнему не имеют права на пенсию.

Говоря о тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, следует отметить, что их повышение до 34% Минфин России и Минэкономразвития признали ошибочным.

В 2010 году эта ситуация вызвала волну негодований и недоверий со стороны бизнеса, в связи с чем Правительство приняло решение о временном снижении взносов до 30%. «Сохранение нынешнего уровня тарифов и после 2014 года – одна из важнейших задач, которую правительство должно решить»5, заявила министр экономики Российской Федерации Эльвира Набиуллина.

В целом увеличение тарифов привело к росту доходов фондов (Приложение 3). Но при этом резко возросла налоговая нагрузка на экономику. По данным Минфина, налоговая нагрузка в 2011 году выросла с 32,3 до 35,6%, что является не утешительным результатом, ведь как сказал ведущий специалист Центра развития НИУ ВШЭ Андрей Чернявский: – «Повышение налогового бремени делает нашу экономику неконкурентоспособной»6.

 

3.2. Направления  совершенствования механизма исчисления  и уплаты взносов во внебюджетные  фонды.

Касаясь проблем, возникших у работодателей, привлекающих для работы мигрантов, необходимо внести поправки в Закон № 212-ФЗ. Нужно создать градацию тарифов: по каким тарифам начислять взносы непосредственно гражданам Российской Федерации, а по каким платить взносы за временно проживающих и за временно пребывающих мигрантов. Если же первоначально Законом предусмотрены одни и те же ставки для обеих категорий, то это нужно четко прописать в его тексте.

Поскольку рост ставок страховых взносов привел к таким неблагоприятным для экономики результатам, как рост «серых» зарплат, потеря доверия со стороны бизнеса. Целесообразным представляетсяпонижение общей ставки страховых взносов и передача администрирования соответствующих платежей налоговым органам.Такие изменения облегчат налоговое бремя и сделают контроль за правильным исчислением и своевременной уплатой взносов более эффективным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В данной работе были рассмотрены экономическая сущность внебюджетных фондов, особенности перехода от уплаты Единого социального налога к уплате страховых взносов во внебюджетные фонды. Проанализировав переход от ЕСН к страховым взносам, можно сказать, что сама процедура прошла успешно. Как сказал на тот момент премьер-министр Российской Федерации – Владимир Путин: «Россия – единственная страна в мире, которая во время кризиса провела масштабную модернизацию в пенсионной системе и значительно повысила социальные пособия, увеличила пенсии»7. Обратной же стороной медали является повышение ставок страховых взносов, что не обеспечивает долгосрочной сбалансированности пенсионной системы. Кроме того, такое повышение привело к резкому увеличению налогового бремени, которое полностью ложится на плечи плательщика – работодателя. Таким образом, работодатель несет дополнительную налоговую нагрузку по уплате страховых взносов. Ко всему вышесказанному, повышение ставок довольно усложнило налоговое администрирование. Как известно, увеличение  налоговой  нагрузки  на труд  противоречит  общемировой тенденции.

В  этой  связи  в  числе  приоритетов  налоговой  политики  должно  быть  установлено снижение тарифов  страховых  взносов.

Также в данной работе был проведен анализ действующего законодательства и практики его применения. А именно, рассматривался Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». В соответствии с положениями этого закона, а также некоторыми изменениями, внесенными в него, были приведены расчеты сумм взносов, подлежащих уплате плательщиком.

По окончании работы были сделаны предложения по совершенствованию механизма исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды.

Можно сделать вывод, что адаптация механизма страховых взносов в Российской Федерации является тяжелым, противоречивым, но в тоже время объективным процессом. Поскольку в современных условиях для эффективного функционирования рыночной экономики необходима надежная система социальной защиты, финансовую основу которой составляют страховые взносы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

Информация о работе Взносы во внебюджетные фонды: экономическое содержание, эволюция и современная практика механизма исчисления и уплаты