Возникновение и развитие налогообложения. Налоговая реформа в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 04:06, доклад

Описание работы

1 этап налоговой реформы современной России (1990-1997).
2 этап налоговой реформы современной России (1998-2004 гг.)
3 этап налоговой реформы современной России (2006-2007).

Файлы: 1 файл

Копия Копия Доклад.docx

— 26.86 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Вопрос 3. Возникновение и развитие налогообложения. Налоговая реформа в РФ.

Налоги - обязательные сборы, взимаемые  государством с хозяйственных субъектов  и граждан по ставке, установленной  в законодательном порядке.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием  налоговой системы. В современном  обществе налоги - основной источник доходов  государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для  экономического воздействия государства  на  общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Проблемы налогообложения постоянно  занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых  разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226-1274) определял налоги как дозволенную  форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько  мудрости и ума, как определение  той части, которую у подданных  забирают, и той, которую оставляют  им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил  о том, что налоги для тех, кто  их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних стадиях государственной организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом. Еще в Пятикнижии Моисея сказано: «...и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу». Видно, что процентная ставка данного «налога» четко определена.

По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась  в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так в Др. Греции в VII-VI вв. до н.э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, строительство храмов, укреплений и т.д.

В то же время в древнем мире имелось и серьезное противодействие  прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный  гражданин не должен платить прямых налогов. Другое дело - добровольные пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.

Многие же стороны современного государства зародились в Др. Риме. Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время граждане не платили денежных податей. Расходы по управлению городом и государством были минимальны;  избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства, т.к. это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий, а эти расходы обычно покрывались сдачей в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами.

Определение суммы налога определялась каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление  о своем имущественном состоянии  и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о  доходах. В IV-III в.в. до н.э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались все новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговом праве. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан, и их определение происходило каждые 5 лет.

Римские граждане, проживавшие за пределами Рима, платили как государственные, так и местные налоги.

В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись. Необходимые  средства же обеспечивались контрибуцией завоеванных земель. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне  Рима, взимались постоянно. Рим превращался  в империю, в состав которой входили  провинции, жители которых были подданными империи, но не пользовались правами гражданства. Они были обязаны платить налоги, что было свидетельством их зависимого положения. При этом единой налоговой системы не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация часто сохраняла местную систему налогов. Изменялось лишь ее направление и использование.

Длительное время в римских  провинциях не существовало государственных  финансовых органов, которые могли  бы профессионально устанавливать  и взимать налоги. Римская администрация  прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла должным  образом контролировать. Результатом  была коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, разразившийся в I в. до н.э.

Необходимость реорганизации финансового  хозяйства Римского государства, в  том числе и налоговая реформа, были одной из важнейших задач, которые  решал император Август Октавиан (63г. до н.э. - 14г. н.э.). Была значительно сокращена практика откупов, переоценена налоговая база провинций, составлены кадастры, проведена перепись, введены обязательные декларации, налоговая служба стала преемственной (т.е. опиралась на предшествующие результаты).

Основным налогом в Др. Риме был поземельный и единая подушная подать для жителей провинций. Существовали и косвенные налоги (с оборота, налог на наследство и т.д.). Уже в Др. Риме налоги выполняли не только фискальную, но и стимулирующую функцию, т.к. население вносило налоги деньгами, оно вынуждено было развивать рынок и товарно-денежные отношения, углублять процесс разделения труда, урбанизации. Многие хозяйственные традиции Др. Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов. Широко практиковались в Византии и чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинских контингентов и пр. Но обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, чрезмерное налоговое бремя имело своим последствием сокращение налоговой базы, а далее последовали финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства.

В Российской Федерации налоговая  реформа в своем развитии прошла три этапа. Долгие годы регулирование  налоговой сферы не признавалось важнейшей государственной задачей  и осуществлялось подзаконными актами, в том числе множеством ведомственных  инструкций. Чисто фискальная функция  налогов выражалась в прямом их изъятии  и накоплении на союзном уровне с  последующим распределением средств сверху -  вниз. Проведение реформ в России потребовало коренного изменения налоговых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 этап налоговой реформы  современной России (1990-1997)

Начиная с 1990 года в России началось полномасштабное строительство новой налоговой системы. Так, в апреле 1990 года был принят Закон «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». В июне этого же года принят еще один важный Закон «О налогах с предприятий, объединений и организаций». 
Однако основы существующей в настоящее время российской налоговой системы были заложены в конце 1991 г. с принятием Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов) и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 г. 
Таким образом, действующая ныне налоговая система России практически была введена с 1992 г. и основывалась на более чем 20 законодательных актах. В этом же году 21 ноября Указом Президента РФ была образована самостоятельная Государственная налоговая служба РФ (раннее она входила в состав Министерства финансов), на которую были возложены основные функции по разработке и реализации налоговой политики в стране. 
Налоговая система Российской Федерации периода 1992 года включала 4 группы налогов: 
общегосударственные налоги и сборы, определяемые законодательством РФ; 

  • республиканские налоги и сборы республик в составе РФ, национально-государственных и административных образований, устанавливаемые законами этих республик и решениями государственных органов этих образований; 
  • местные налоги и сборы, устанавливаемые местными органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ;
  • общеобязательные республиканские налоги и сборы республик в составе РФ и общеобязательные местные налоги и сборы. 

2 этап налоговой реформы  современной России (1998-2004 гг.)

С начала 1999 г. начался новый виток  совершенствования системы налогов  и сборов в РФ. Этот этап реформы  налоговой системы ознаменовался  вступлением в действие 1 января 1999 г., после долгих обсуждений, первой (общей) части Налогового Кодекса. В  ней были определены права и обязанности  участников налоговых правоотношений, регламентирован процесс исполнения обязанности по уплате налогов, правила  налогового контроля, ответственность  за налоговые правонарушения, введены  в обращение важные дефиниции  и новые инструменты.  
В период с 2000-2002 г. Правительство предпринимает решительные шаги по реформированию налоговой системы России, которые находят отражение в Программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.). Это снижение избыточной налоговой нагрузки, создающей стимулы к уклонению от уплаты налогов; ослабление фискальных интересов государства в пользу стимулирующих функций налоговой системы; снижение неравномерности распределения налоговой нагрузки; сокращение количества и изменение направленности налоговых льгот. 

3 этап налоговой реформы  современной России (2006-2007)

Летом 2005 г. был принят и с 2006 г. вступил  в силу целый комплекс изменений  и дополнений налогового законодательства, среди которых:

  • установление общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений;
  • введение «амортизационной премии» в виде разрешения отнесения на расходы и учета при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию, 10% стоимости введенных в действие основных фондов;
  • увеличение с 30 до 50% верхнего предела для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль в следующем году на сумму убытков, полученных организациями в предшествующие годы;
  • совершенствование действующего порядка отнесения затрат на осуществление опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ при расчете налога на прибыль;
  • совершенствование применения нулевой ставки НДС по транспортным услугам, а также режима налогообложения при реорганизации;
  • переход на обязательное определение даты возникновения обязанности по уплате НДС всеми налогоплательщиками по методу начисления;
  • индексация специфических ставок акцизов на 9% (кроме акцизов на нефтепродукты); по табачным изделиям — в среднем на 15%;
  • отмена налогового режима акцизного склада в отношении алкогольной продукции и исключение из числа налогоплательщиков акцизов акцизных складов оптовых организаций;
  • отмена льготы по денатурированному спирту и денатурированной спиртосодержащей продукции, отмена «нулевой» ставки по прямогонному бензину с одновременным установлением ставки акциза по прямогонному бензину на уровне ставки, действующей по бензину с октановым числом до «80»;
  • увеличение специфической ставки НДПИ при добыче газа на 9% (установление ставки в размере 147 руб. за 1 тыс. м3газа)
  • отмена налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
  • повсеместное введение главы Налогового кодекса, регулирующей уплату земельного налога;
  • внесение поправок в действующие специальные режимы налогообложения малого бизнеса;
  • увеличение ставки налога на игорный бизнес по игорным столам в два раза;
  • исключение из перечня доходов, освобождаемых от налогообложения по налогу на доходы физических лиц, доходов, полученных в порядке дарения;
  • введение особого режима налогообложения в особых экономических зонах.

    Проведение в среднесрочной перспективе активной социальной политики, повышение роли государства в стимулировании инвестиционного процесса (в частности, в рамках государственно-частного партнёрства) и реализация национальных проектов потребует в среднесрочной перспективе поддержания расходов федерального бюджета на достаточно высоком уровне. Учитывая важность обеспечения долгосрочной макроэкономической устойчивости, это, по мнению Минфина РФ, делает преждевременным дальнейшее снижение за период до 2009 г. ставок основных налогов.

 

В трехлетней перспективе 2013–2015 годов  приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой  политики остаются такими же, как и  ранее – создание эффективной  и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной  деятельности.

Важнейшим фактором проводимой налоговой  политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.

В то же время необходимо сохранить  неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут  ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной  системы Российской Федерации.

Отмечается, что Министерство финансов в настоящее время проводит инвентаризацию льгот в налоговой сфере, исполняя бюджетное послание президента РФ о  бюджетной политике в 2010—2012 годах, а также для расширения налоговой  автономии региональных и местных  властей.

Минфин в 2013-2015 годах продолжит  оценивать эффективность налоговых  преференций, предусмотренных законодательством  РФ о налогах и сборах, чтобы  их оптимизировать.

По данным Минфина, в российской налоговой системе действует  около 200 различных льгот и преференций  — по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам.

Они напрямую не приводят к расходованию бюджетных средств, но оборачиваются  сокращением доходов бюджета, уменьшая ресурсы государства, констатируют в Минфине.

«Поэтому правомерно рассматривать  налоговые льготы, освобождения и  прочие стимулирующие механизмы  в качестве «налоговых расходов»  бюджетной системы Российской Федерации», — говорится в документе.

Более 90% выпадающих доходов бюджета  составляют потери, связанные с применением  налоговых освобождений, подсчитали в ведомстве.

Информация о работе Возникновение и развитие налогообложения. Налоговая реформа в РФ