Влияние новой методики расчета земельного налога на эффективность управления собственностью российских предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Объектом работы являются нормы гражданского и земельного права, регулирующие земельный налог и практику его реализации. Предмет исследования составляет комплекс теоретических и практических вопросов, а именно: толкование, совершенствование и применение норм земельного налога, которые регулируют основания и пределы платы за землю.
Актуальность данного исследования подтверждается и необходимостью выявления тенденций дальнейшего развития земельной реформы, и рынка земли в Российской Федерации. Итак, цель данной курсовой работы – полное и всестороннее исследование земельного налога в РФ, его сущности, роли, целей, задач, характеристики элементов, расчет налога на примере с заполнением декларации, а также выявление проблем взимания земельного налога.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….4
1 Земельный налог и его экономическая сущность, цели, задачи……...6
1.1 Понятие налога и его роль в экономике страны…………………………………6
1.2 Характеристика элементов налога……………………………………………….10
1.3 Нормативная база, регламентируемая земельный налог……………………..15
2 Расчет земельного налога на аналитическом примере………………...17
2.1 Порядок исчисления земельного налога и авансовых платежей по налогу...17
2.2 Сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей…………………….26
2.3 Налоговая декларация по земельному налогу………………………………….32
3 Влияние новой методики расчета земельного налога на эффективность управления собственностью российских предприятий…………………………………………………………………………...37
3.1 Реформа земельных платежей: методологические и практические аспекты…………………………………………………………………………………...37
3.2 Фискальный и стимулирующий аспекты нового механизма земельных платежей………………………………………………………………………………….42
3.3 Проблемы механизма платы за землю в свете эффективного управления собственностью………………………………………………………………………….45
Заключение…………………………………………………………………………….49
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

земельн.налог.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

2. Ведутся споры  по поводу исчисления налога  и предъявления требований собственникам  встроенных и встроенно-пристроенных  помещений. Как известно, право собственности на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации. В то же время по новому Жилищному кодексу РФ собственник встроенного помещения в жилом доме становится собственником общего имущества дома, в том числе земельного участка, в силу закона с 1 марта 2005 г., но не ранее даты формирования земельного участка, т.е. его межевания и постановки на государственный кадастровый учет. При этом никакой дополнительной регистрации не подразумевается. Получается, что налоговым органам надо иметь в виду факт формирования земельного участка под жилым многоквартирным домом, а также быть готовыми к полемике, что без регистрации права общей долевой собственности на земельный участок обязанности по уплате земельного налога не возникает.

3. Вся собственно  юридическая составляющая механизма  пересмотра кадастровой стоимости,  изменения разрешенного использования  земель, внесения изменений в  государственный земельный кадастр,  а возможно, и оспаривания налоговых  ставок, применяемых на территории конкретного муниципального образования.

Дабы смягчить отрицательные последствия как  для землепользователей, так и  для органов местного самоуправления, до окончания налогового периода  необходимо принять следующие меры:

1) органам местного  самоуправления подготовить экономическое обоснование ставок земельного налога и тем самым снять риск будущих претензий к произвольному установлению налоговых ставок;

2) федеральным  законом (скорее всего, поправками  в ст. 65 Земельного кодекса РФ) закрепить понятие кадастровой стоимости, а также периодичность ее пересмотра с указанием органов, компетентных утверждать порядок пересмотра результатов кадастровой оценки;

3) разъяснить  п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ, согласно  которому "в случаях определения  рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости";

4) на федеральном  уровне закрепить методологические  основы установления арендной  платы за пользование земельными  участками в процентах от кадастровой стоимости земельных участков;

5) доработать  положения Жилищного кодекса  РФ в части возникновения права  общей долевой собственности  на земельный участок в силу  закона с момента его формирования, а именно установить требование  о необходимости государственной регистрации этого права;

6) разъяснить  порядок уплаты земельных платежей  в случае отсутствия зарегистрированного  права на земельный участок;

7) ускорить доработку  механизма определения выкупной  цены земельных участков при  их продаже собственникам расположенных на них зданий и сооружений, определив размер выкупной цены в процентах к кадастровой стоимости, а также разъяснить методику расчета площади земельного участка.

Остальные аспекты  можно будет обобщить и доработать по окончании первого налогового периода. Но уже сейчас ясно, что предстоит титаническая работа, о масштабах которой можно судить, если перемножить количество кадастровых кварталов в каждом поселении на 14 видов разрешенного использования земельных участков. Кроме того, необходимо осознать, что сменилась не просто методика расчета земельных платежей, а наступил период рыночного платного землепользования, принципы которого должны в ближайшей перспективе способствовать эффективному управлению российскими земельно-имущественными комплексами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с Федеральным  законом от 29.11.2004 № 141-ФЗ (далее - Закон  №141-ФЗ) НК РФ дополнен новой главой - "Земельный налог". Закон № 141-ФЗ был официально опубликован  в "Российской газете" 30.11.2004 и с учетом положений пункта 1 статьи 8 вступает в силу с 1 января 2005 года.

Что же нового появляется во взимании земельного налога?

О самом главном изменении - земельный налог стал истинно  местным налогом, введение и отмена которого находится теперь в исключительной компетенции уполномоченных органов. Глава 31 НК РФ на федеральном уровне закрепляет основные элементы налога - налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, налоговые льготы, порядок исчисления налога. Уполномоченные органы при введении земельного налога определяют конкретные размеры налоговых ставок (не более установленных статьей 394 НК РФ), порядок и сроки уплаты налога (этот срок не может быть более ранним по сравнению с установленным НК РФ), а также могут устанавливать дополнительные налоговые льготы и порядок их применения.

Статья 388 НК РФ относит  к налогоплательщикам земельного налога организации и физических лиц, обладающих земельными участками на праве:

собственности;

постоянного (бессрочного) пользования;

пожизненного наследуемого владения.

Здесь же делается оговорка о том, что организация или  физическое лицо не являются налогоплательщиками  земельного налога, если обладают правом безвозмездного срочного пользования  земельным участком или если участок передан им по договору аренды.

Подобное определение  круга налогоплательщиков земельного налога является безусловным достоинством главы 31 НК РФ (Закон о плате на землю вообще не содержит подобных положений), поскольку позволяет  однозначно идентифицировать обязанное лицо, используя легальные понятия гражданского законодательства. Наличие у организации или физического лица соответствующих вещных прав устанавливается на основании правоустанавливающих документов, выдаваемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", или иных правоустанавливающих документов (ст. 8 Закона № 141-ФЗ). При этом бы хотелось напомнить, что ВАС РФ неоднократно указывал, что при уклонении лица от надлежащего оформления возникших прав на земельный участок все равно имеет место публичная обязанность по уплате земельного налога.

По Закону о плате  за землю налог уплачивается исходя из средних ставок налога в рублях за квадратный метр в зависимости от территориального расположения (дифференциация проведена как на федеральном, так и на местном уровне). В связи с этим в действующей системе исчисления земельного налога имеют место весьма многочисленные градации при установлении конкретного размера налога в отношении земельных участков различного целевого назначения, причем эти градации не всегда являются экономически обоснованными. Глава 31 НК РФ предусматривает механизм уплаты налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка по данным кадастрового учета на 1 января соответствующего налогового периода (ст. 390, 391 НК РФ).

Еще одной победой  налогоплательщиков необходимо признать введение законодателем принципа установления максимального размера ставок налога на федеральном уровне с возможностью их дифференциации местными уполномоченными органами. Подобный механизм в отношении имущественных налогов мы уже наблюдаем в главах 28 "Транспортный налог", 29 "Налог на игорный бизнес" и других главах НК РФ. Данный подход в свое время был озвучен Конституционным Судом РФ, который указал, что на федеральном уровне в любом случае должны предусматриваться максимально возможные ставки налога, что такой порядок является одной из гарантий определенности при установлении налога. Статьей 393 НК РФ предусмотрены всего две ставки:

0,3 % в отношении земельных  участков сельскохозяйственного  назначения, жилищного фонда и  жилищно-коммунального хозяйства,  для личного подсобного хозяйства,  садоводства, огородничества или  животноводства;

1,5 % в отношении всех прочих земельных участков.

В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ сведения о кадастровой  стоимости земельных участков доводятся  до налогоплательщиков в срок до 1 марта  налогового периода в порядке, установленном  уполномоченными органами. Пункты 15 и 16 статьи 396 НК РФ воспроизводят положения, аналогичные предусмотренным статьей 8 Закона о плате за землю (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 20.08.2004 № 116-ФЗ), которые увеличивают ставки земельного налога в отношении земельных участков, занятых под жилищное строительство. В то же время уполномоченным органам предоставлено право введения дифференцированных налоговых ставок (п. 2 ст. 394 НК РФ).

Еще одним важным новшеством главы 31 НК РФ является порядок утверждения  формы авансового расчета и налоговой декларации по земельному налогу - их должен утвердить Минфин России (в отличие, например, от транспортного налога, где это право федеральный законодатель передал региональным властям).

Помимо вышесказанного необходимо отметить отражение в главе 31 НК РФ общей тенденции в области налогообложения - отказ государства от предоставления налоговых льгот, за исключением льгот для социально-значимых категорий налогоплательщиков или в отношении стратегических объектов налогообложения. Федеральный законодатель предоставляет право уполномоченным органам вводить дифференцированные ставки налога (п. 2 ст. 394 НК РФ), а также налоговые льготы (п. 2 ст. 387 НК РФ), однако для уполномоченных органов в свете проводимой реформы межбюджетных отношений и без того стоит проблема увеличения доходной составляющей бюджета. Поэтому не стоит надеяться на сохранение налоговых льгот на региональном уровне.

В заключение, хотелось бы заметить, что в настоящее время  существует огромное количество проблем  взимания налога, не на все проблемы еще найдены решения. Земельный налог, как таковой, новый. Во всех экономических журналах он вызвал массу споров. У бухгалтеров возникает путаница в отчетности по этому налогу, но, без сомнения, пройдет некоторое время, споры утихнут, проблемы разрешаться различными путями и земельный налог станет точным и понятным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации.

2. Земельный Кодекс Российской Федерации.

3. Конституция Российской Федерации.

4. Налоги и налогообложение. Учебник для вузов. Сердюков, Вылкова, Герасевич. Санкт-Петербург, «Питер», 2006.

5. Налоги под редакцией Черника.  Москва, «Финансы и статистика», 2005.

6. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. Перов, Толкушин. Москва, «Юрайт», 2005

7. Налоги под редакцией Черника. Москва, «Финансы и статистика», 2006.

8. Практикум по налоговым расчетам. Терещенко. Новосибирск, 2005

9. Земельный налог. Редактор – Четвертакова. Москва, 2004

10. Земельные споры. Сборник документов. Редактор – Тихомиров. Москва, 2006

11. Журнал «Комментарии и консультации. Помощь бухгалтеру» 5.2006

12. Журнал «Финансы» 2. 2006

13. Журнал «Финансы» 4. 2006

14. Журнал «Финансы» 5. 2006

15. Финансовая газета. Региональный выпуск. № 35, 2006

16. Журнал «Российский налоговый курьер» №1-2/2006

17. Журнал «Российский налоговый курьер» №4/2006

18. Федеральный  закон от 27.07.06 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

19. Федеральный закон от 21 07.97г. N9 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

20. Управление земельными ресурсами: Учеб. пособие / П.П. Кухтин, А.А. Левов, В.В. Лобанов, О.С. Семкина. СПб.: Питер, 2005. С.

21. Алпатов А.А. Анализ эффективности землепользования // Экономико-правовой бюл. 2005. N 1. С. 25 - 63.




Информация о работе Влияние новой методики расчета земельного налога на эффективность управления собственностью российских предприятий