Виды налогов и состояние налоговой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы очевидна, ведь с налогами сталкивается каждый представитель современного общества, и необходимы хотя бы минимальные знания о данном явлении, что бы быть полноценным членом общества. «Совершенно ясно и признано всеми, что все подданные государства нуждаются в его защите, без которой они не могут существовать, и государь, глава и правитель страны, не может дать им эту защиту, если подданные не доставляют ему необходимых средств» - говорил Себастьян Ле Претр де Вобан (1633–1707), маршал Франции, писатель, экономист.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Сущность и значение налогов 4
§1.1 Понятие и функции налога 4
§1.2 Налог как основной вид дохода бюджета. 11
Глава 2. Виды налогов и состояние налоговой системы Российской Федерации 15
§2.1 Виды и классификация налогов 15
§2.2 Правовое регулирование налоговой системы РФ 19
§2.3 Структура действующей налоговой системы в РФ 22
Заключение. 27
Список литературы: 28

Файлы: 1 файл

курсач ФИК налоги.docx

— 73.67 Кб (Скачать файл)

 

Проанализировав виды и классификацию налогов, можно сделать вывод о том, что налог – очень многофункциональное и хорошо развитое явление, хорошо изученное, следствием чего является  наличие широкого круга оснований для классификации.

 

§2.2 Правовое регулирование налоговой системы РФ

 

Состав налогового законодательства включает:

1) федеральное налоговое законодательство;

2) региональное налоговое законодательство;

3) муниципальные налоговые акты.

Федеральное налоговое законодательство состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов, например, Закона РФ «О налоговых органах в Российской Федерации», а также норм, содержащихся в ряде иных федеральных законов: «О соглашениях о разделе продукции», «О закрытых административно-территориальных образованиях»10.

Налоговый Кодекс РФ занимает особое место в системе налогового законодательства. В частности, только им могут устанавливаться виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращение действия ранее введенных налогов и сборов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц (п. 2 ст. 1 НК)11.

Региональное налоговое законодательство включает в себя законы субъектов РФ. Налоговая компетенция субъектов РФ ограничена. Они уполномочены устанавливать региональные налоги, вводить указанные налоги на территории субъекта РФ и определять некоторые элементы налогообложения (налоговые ставки и налоговые льготы в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по региональным налогам).

Муниципальные налоговые акты складываются из актов представительного органа местного самоуправления, которыми устанавливаются и вводятся местные налоги и сборы. Налоговая компетенция местного самоуправления так же ограничена, налоговые акты могут регулировать лишь налоговые ставки местных налогов и сборов в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по местным налогам.

Часть первая НК РФ является основополагающим нормативным правовым актом, комплексно закрепляющим наиболее важные положения об организации и осуществлении налогообложения в России12.

За неисполнение обязанностей по уплате налогов налогоплательщики могут быть привлечены к административной (включая налоговую) и уголовной ответственности.

В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.

Итак, проведем промежуточный итог. Нормативно-правовое регулирование системы налогообложения в России базируется на основных положениях Законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и разработанных в их развитие приказах и методических рекомендациях. Главным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, который разрабатывает данные методические рекомендации и приказы и на который возложены основные функции по надзору и контролю соблюдения действующего на территории страны налогового законодательства, является Федеральная налоговая служба России (ФНС). Например, ФНС издала приказы: Приказ от 01 ноября 2004 № САЭ-3-09/16 «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя», Приказ от 23 ноября 2004 № САЭ-3-09/123 «Об утверждении образца бланка свидетельства»,  Приказ от 23 ноября 2004 № САЭ-3-09/123 «Об утверждении образца бланка свидетельства», Приказ от 31 декабря 2009 № ММ-7-4/737 «Об утверждении Методических рекомендаций по выявлению налоговыми органами коррупционных преступлений», Приказ от 13 февраля 2014 № ММВ-7-6/51 «Об утверждении форматов представления бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений в электронной форме» 13и др. Проанализировав нормативные акты изданные ФНС нетрудно определить роль данного ведомства в нормативно-правовом регулировании налоговой системы РФ. ФНС обеспечивает однородность налоговой системы, устанавливая общие бланки, правила их заполнения, методические указания к налоговым органам субъектов, также контролирует деятельность всех налоговых органов, давая им общие указания и ориентиры.

Федеральная налоговая служба также обязана следить за правильностью и полнотой исчисления налогов и прочих обязательных платежей. Своевременностью налогов и сборов внесения в бюджеты соответствующих уровней, в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, правовое регулирование налоговой системы РФ осуществляется на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов. Основу эффективности налоговой системы составляют принципы ее построение, несоблюдение которых приводит к существенным проблемам. Особую роль в правовом регулировании занимает ФНС, являясь основным источником нормативных актов в форме приказов и методических разъяснений.

 

§2.3 Структура действующей налоговой системы в РФ

В состав налоговой системы входят:

  • виды налогов, установленные на территории государства;

  • субъекты налога (налогоплательщики);

  • законодательная база - законы и нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения;

  • органы государственной власти, на которые возложена обязанность по взиманию налогов и сборов с налогоплательщиков и контролю за своевременной и полной уплатой соответствующих налогов и сборов.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

1) Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Федеральные налоги:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина.

2) Региональными налогами и сборами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Региональные налоги:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

3) Местными налогами и сборами признаются налоги, которые устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено НК РФ14.

Местные налоги:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

Как упоминалось  ранее, принадлежность налога (сбора) к конкретному уровню системы налогов и сборов не означает, что он является источником доходов только федерального бюджета, или региональных бюджетов, или местных бюджетов. Законодатель, например, может предусмотреть полное или частичное закрепление конкретных федеральных налогов в качестве источника доходов региональных и местных бюджетов. В соответствии с законодательством часть поступлений региональных налогов может направляться в доход местных бюджетов.

Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы:

    1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
    2. Упрощённая система налогообложения;
    3. Единый налог на вменённый доход;
    4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    5. Патентная система налогообложения.15

Специальные налоговые режимы являются особенностью налоговой системы России, которые представляют собой особый установленный Налоговым кодексом РФ порядок исчисления и уплаты налогов и сборов. Указанные налоговые режимы нацелены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования организаций, относящихся к сфере малого и среднего предпринимательства. Они предусматривают освобождение от обязанности по уплате отдельных видов налогов и сборов при соблюдении определённых условий, а также особый порядок определения элементов налогообложения. Общим для всех специальных налоговых режимов является единый налог, но взимание данного налога не освобождает налогоплательщиков от обязанности уплаты некоторых других налогов, которые невозможно либо нецелесообразно заменить единым налогом из-за специфики, значимости и особой целевой направленности данных налогов.

Так же говоря о структуре налоговой системы РФ необходимо установить: кто является налогоплательщиком и какие существуют элементы налогообложения. Согласно общим условиям установления налогов и сборов налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики.

К налогоплательщикам относятся, в частности:

1) организации и физические  лица, признаваемые в соответствии  с настоящим Кодексом налогоплательщиками  или плательщиками сборов;

2) организации и физические  лица, признаваемые в соответствии  с настоящим Кодексом налоговыми  агентами;

3) налоговые органы (федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы). 16

Элементами налогообложения являются:

1) объект налогообложения - им могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога;

2) налоговая база - представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения;

3) налоговый период - под ним понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога

4) налоговая ставка - представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога17.

Причем налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

За неисполнение обязанностей по уплате налогов налогоплательщики могут быть привлечены к административной (включая налоговую) и уголовной ответственности.

 

 

 

 

Заключение.

 

Выполненная курсовая работа позволяет получить базовые знания о таком социальном явлении, как налог. В работе была проанализирована сущность налога, основные функции и классификация налогов, структура и правовое регулирование действующей системы налогообложения РФ, что дает нам общее представление о налоговой системе и необходимые знания для дальнейшего изучения не только дисциплины «Финансы и Кредит», но и многих других дисциплин, ведь налог – это распространенное явление и имеет социально-экономическую выраженность. Также понимание налога важно для любого члена современного общества, ведь когда-нибудь каждый из нас в той или иной степени столкнется с ним.

Изучив данную работу, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, налог – очень «возрастное» явление, но все же сущность его со временем не менялась. Ведь многие ученные разных эпох определяли налог почти одинаково. Стабильность налога и наличие его почти во все времена и во всех государствах, дает нам основания утверждать, что это явление неотъемлемая часть любого государства, так как без налога существование самого государства было бы затруднительным. Оно не смогло бы обеспечить выполнение своих функций и нормального функционирования государственного аппарата. Также в современном обществе, налог выполняет особенно важную функцию распределения и перераспределения национального дохода.

Информация о работе Виды налогов и состояние налоговой системы Российской Федерации