Виды налогов и принципы налогообложения. Налоговые ставки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 11:23, контрольная работа

Описание работы

В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают хлесткие, достаточно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Активно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы. Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности. Поиск путей повышения эффективности российской системы налогов просто необходим

Файлы: 1 файл

титульный.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

2. Налог, который обязан уплатить  определенный субъект налога, должен  быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3. Каждый налог должен взиматься  в то время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего оплатить.

4. Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сфер того, что он приносит казначейству государства (в противном случае, сбор налога потребует такой большой армии чиновников, что заработная плата их может поглотить значительную долю того, что приносит налог).

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного, тройного обложения.

На основе этих принципов к настоящему времени сложились следующие концепции налогообложения:

1. Субъекты налога должны уплачивать  налоги пропорционально тем выгодам,  которые они получают от государства, т.е. те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды. Например, те, кто желает пользоваться хорошими дорогами, должны оплачивать затраты на поддержание и ремонт этих дорог.

Однако всеобщее применение этой концепции  связано с определенными трудностями: практически невозможно точно определить, какую личную выгоду и в каком  размере получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, бесплатное здравоохранение, просвещение и т.п. Кроме того, следуя этой концепции, необходимо было бы облагать налогом малоимущих, безработных для финансирования выплаты им же пособий, что само по себе лишено смысла.

2. Согласно другой концепции,  юридические и физические лица  должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода.

Данная концепция отличается большой  рациональностью и справедливостью, поскольку, естественно, существует разница между налогом, который взимается с предполагаемых расходов на предметы роскоши, и налогом, который удерживается из их предполагаемых расходов на предметы первой необходимости

Однако при внедрении и этой концепции на практике возникают  определенные проблемы, связанные прежде всего с тем, что нет строго научного подхода к изменению возможности того или иного лица платить налоги. Ясно только, что средний потребитель действует всегда рационально, т.е. в первую очередь тратит свои доходы на товары и услуги первой необходимости, и лишь затем - на не столь важные блага.

Известно также, что при высокой  ставке подоходного налога (выше 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения в целом, что и пытались теоретически доказать американские экономисты во главе с профессором А.Лаффером Графически так называемый эффект Лаффера отображается кривой, которая показывает зависимость поступаемых в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога (рис. 2).

рис.2. Кривая Лаффера

На кривой Лаффера отмечают следующие  критические точки:

- ставка налога равна нулю: поступлений  в бюджет нет;

- ставка налога равна 100% : поступлений  в бюджет также нет (в легальной  экономике никто не работает, все уходят в "теневую экономику").

При всех остальных значениях г  налогоплательщики будут платить  налоги, а государство их получать,

В точке А: при определенном значении Та достигается максимум поступлений налогов в бюджет, а ra считается оптимальным уровнем ставки налога. Та - максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет.

Итак, суть "эффекта Лаффера" заключается в следующем : если экономика  находится справа от точки А (например, в точке В), то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (rа) в краткосрочный период приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде - к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход из "теневой" в легальную экономику.

Иными словами, если ставки завышены, то подрываются стимулы к нововведениям, снижается экономическая активность, часть предпринимателей уходит в "теневую  экономику". Конечно, трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу налогообложения. Она должна быть основательно откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке ее справедливости имеют национальные, культурные и психологические факторы. Американцы, например, считают, что при таких ставках налогов, как в Швеции, Дании, в США никто бы не стал работать в легальной экономике. Так, рост производственной активности в США после налоговой реформы 1986 г. в значительной степени был связан со снижением предельных ставок налогообложения.

Разработчики современной российской системы налогообложения исходили из того, что лучше иметь много источников пополнения бюджета со средней ставкой налога, чем один - два источника - с высокой. Этому учит и мировой опыт. Страны стремятся разнообразить пути пополнения казны, а диверсификация источников позволяет снижать ставки налогов.

Что же реально получилось?

Во-первых, заметим, что наибольшая доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации приходится на налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на прибыль юридических лиц, в то время как, например, в Австрии, Великобритании, Германии, США, Японии лидирующее положение в структуре доходов государственного бюджета занимает подоходный налог с физических лиц, во Франции - соответственно НДС и подоходный налог с физических лиц.

Во-вторых, сравним сами ставки налогов. Подоходный налог с юридических лиц (корпоративный налог) взимается по следующим ставкам: в большинстве стран (Дания, Италия, Испания, Франция, США и др.) основная ставка налога составляет 34%, в Великобритании - 35%, Бельгии - 43%, Германии - 50% (ставка налога на нераспределенную прибыль).

В России ставка налога на прибыль  предприятий меняется в зависимости  от сферы деятельности. Фирмы и  организации, занимающиеся производственной деятельностью, платят начиная с 1995 г. в федеральный бюджет налог на прибыль по ставке 13%. В регионах органы государственной власти могут самостоятельно устанавливать ставку налога на прибыль, зачисляемого в свои бюджеты, но не более 22% для предприятий и организаций и не более 30% для банков и страховых организаций (всего - 35-42%). Для фирм, занимающихся посреднической деятельностью, эти ставки выше, а по доходам от казино, видеотек и т.п. ставки могут доходить до 80% от прибыли.

В-третьих, если по размерам ставок налогов российские налоги приближены к общемировым, то по количеству самих налогов Россия "опережает" многие страны. В настоящее время на территории России собирается свыше 50 налогов и сборов. Такое количество налогов не всегда соответствует реальной экономической ситуации. Кроме того, растут доходы и по их сбору, появляются условия для уклонения от уплаты налогов. С учетом того, что далеко не все население России является законопослушными гражданами, это приводит к росту недоимок по платежам в бюджет. Добавьте к этому исключительную сложность подсчета некоторых налогов (особенно НДС), постоянные изменения и дополнения в законодательной базе налогообложения, и станет ясно, что налоговая система России нуждается в совершенствовании. Назрела острая необходимость в упорядочении как количества налогов, так и в методах их взимания, что приведет к повышению собираемости налогов. В связи с этим по Указу Президента РФ в настоящее время готовятся предложения по изменению бюджетного законодательства. Министерство финансов РФ готовит Налоговый кодекс - общий свод правил по налогообложению.

Заключение

Как говорилось выше, разработчики налоговой  системы в России пошли по пути введения большого количества разнообразных налогов. Так, в соответствии со специальными законами облагаются налогом доходы кредитных организаций, доходы от страховой деятельности, от эмиссии и продажи ценных бумаг Существуют специальные отчисления во внебюджетные фонды. Существует налог на наследования и дарения и целая гамма местных налогов, многие из которых бездействуют, т.к. налогоплательщики пытаются уйти от их уплаты, и от волокиты которая связана с оформлением налоговых деклараций. Если хорошенько разобраться, то получится следующая картина, на содержание такого штаба налоговых инспекторов уходит больше средств, чем собирается налоговых платежей.

Я конечно не против налогов и  налогообложения, но чтобы все налоги постоянно взимались и поступали  в казну, нужно совершенствовать и разрабатывать налоговую систему РФ в течении многих лет, и не предпринимать каких-то быстрых, пугающих решений, т.к. это к хорошему не приводит (все мы в этом не раз убеждались).

Только после долгих работ над  законодательством налогообложения  мы можем придти к разумной и грамотной налоговой системе, в которой граждане не будут скрываться от уплаты налогов, а предприниматели, многие фирмы ,и организации не будут уходить в "теневую экономику".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. В.Д. Камаев «Экономическая теория» Издательство «Владос ИМПЭ», Москва 1998 год.
  2. Э.Б Фигурнов «Основы налоговой системы России» Издательство «Республика», Москва 1993 год.
  3. Л.Г. Черник «Налоги» Издательство «Финансы и статистика», Москва 1994 год.
  4. Е.Ф. Борисов «Экономическая теория», Москва 1993 год.
  5. А.В. Трушкин «Налоги и налоговая система РФ» Издательство «Coling STEAM LTD», Самара 1998 год.
  6. М.Н. Чепурин «Курс экономической теории», 2002год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………….....……………………………..2

  1. Сущность и функции налогов…………………………………………………..………….4
  2. Основные налоги……………………………………………………………………………8
      1. Подоходные налоги…………………………………………………………8
      1. НДС…………………………………………………………………………10
      2. Акцизы……………………………………………………………………...11
      3. Налог на имущество юридических лиц…………………………………..13
  1. Принципы и концепции налогообложения…………………………………….…….…14
  2. Заключение……………………………………………………………………..…………..18
  3. Список использованной литературы …………………………………………………….19

Информация о работе Виды налогов и принципы налогообложения. Налоговые ставки