Управление налоговой деятельностью РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

В работе рассмотрены лишь основные моменты взимания налогов с
населения, так как это тема неисчерпаема и до настоящего времени многие
методологические аспекты налогообложения трактуются учеными и практиками неоднозначно. Дискуссионный характер теоретико-практических положений о налогах отражает не только трудности становления в России адекватной рынку практики налогообложения. Он свидетельствует о разработке новых научных подходов к решению проблем методологии налогов.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Развитие термина «управление»
1.1 Донаучный период управления
1.2 Научный период управления
Глава 2. Налогообложение и налоговая система
2.1 Понятие и сущность налога и налогообложения
2.2 Эволюция научной мысли о налоге и налогообложении в России
2.3 Особенности налоговой политики в РФ
2.4 Недостатки налоговой политики РФ
Глава 3.
3.1 Основные направления налоговой политики РФ

Файлы: 1 файл

курсовая new.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

Идею разделения властей  в дальнейшем развил французский  мыслитель Ш.Л. Монтескье. Его учение оказало существенное влияние на развитие теории и практики правовой государственности. Подобно многим своим предшественникам Монтескье считает, что для обеспечения эффективности управления необходимо рациональное разделение труда в сфере государственной жизни. Он отмечает, что каждая из трех ветвей власти в соответствии со спецификой ее функций должна осуществляться особым самостоятельным органом. Однако Монтескье идет гораздо дальше в исследовании системы государственных органов, характера взаимоотношений между ними, механизма их взаимодействия и противодействия в целях предотвращения произвола и обеспечения свободы личности. Монтескье неоднократно подчеркивает важность независимости властей и органов, их осуществляющих, в отношении условии их формирования, сроков деятельности, а также их взаимной несменяемости. Он считает недопустимым, чтобы одни и те же лица принимали участие в осуществлении функций более чем одного из трех органов правления.

Мощным толчком к развитию управленческой мысли стала промышленная революция, начавшаяся в середине ХVIII в. в Англии. Здесь необходимо назвать имена англичан-предпринимателей, инженеров, ученых, которые обратили внимание не только на инженерно-технические аспекты производства, но и социально-психологические: М. Болтона, Д. Уатта, Р. Аркрайта, Э. Юра, Ч. Бэббиджа. Одним из первых примеров комплексного научного подхода к управлению производством имел место в компании М. Болтона и Д. Уатта, где рабочий процесс стал осуществляться по заранее составленному проекту. Были изучены скорости каждой машины, с тем, чтобы узнать их производительность. После этого трудовые операции расчленили на более мелкие элементы, проанализировав которые, отбросили лишнее и составили новые, но уже более рациональные. По сути дела, был применен хронометраж, который позднее получил завершение у Тейлора. Кроме этого были осуществлены и другие инновации: стандартизированы и разбиты по группам производственные задачи, благодаря чему удалось осуществить тарификацию оплаты труда в зависимости от его содержания; введено дополнительное вознаграждение рабочих за превышение выработки; организован экономический учет. Большое внимание было уделено поддержанию высокой трудовой морали и удовлетворенности не только работой, но и всей производственной сферой: на выгодных для рабочих условиях строили жилые дома, практиковался так называемый заботливый стиль управления.

 Ряд идей научного подхода к управлению производством были высказаны также Р. Аркрайтом, Ч. Бэббиджем и Э. Юром. Англичанин Р. Аркрайт, официально считавшийся изобретателем прядильной машины, объединил под крышей своей фабрики все процессы прядильного производства и ввел иерархический принцип его организации. На основе разделения труда, рационального размещения оборудования, координации работы машин и работников, обеспечения дисциплины труда ему удалось добиться непрерывности технологических процессов, что, в свою очередь, позволило существенно снизить издержки производства и добиться значительных успехов в борьбе с конкурентами. В сущности, Р. Аркрайт заложил основы того, что в современном менеджменте называется организацией производства.

Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном  управлении в этот период принадлежит  А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления. Он сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства. [5]

Ч. Бэббидж в своей книге «Экономика машин и промышленных предприятий», явившейся фактически первой в мире публикацией в области управления, обосновал необходимость разделения труда и специализации. Надо отметить, что Ч. Бэббидж в этом отношении не был пионером. Более чем за полвека до него А. Смит в своем труде “Богатство народа” достаточно убедительно доказал преимущества разделения физического труда. Ч. Бэббидж развил эту идею дальше, применив ее к сфере умственного труда. Его соотечественник Э. Юр в книге “Философия производства” изложил общие принципы, на основе которых должно быть организовано материальное производство с помощью самостоятельно функционирующих машин. Таким образом, соглашаясь с необходимостью специализации, обоснованной А. Смитом и Ч. Бэббиджем, Э. Юр пошел дальше, обосновывая необходимость замены ручного труда специалистов машинами.

1.2 Научный период

В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в.. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означало, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. В результате были выбраны лучшие работники, которых обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Они и стали менеджерами.

Самые первые исследования в области  управления были сделаны классической школой.

Крупный шаг к рассмотрению менеджмента  как науки был сделан Ф.Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался  не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления. Благодаря разработке концепции данной школы менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. В своих работах «Управление фабрикой» (1903) и «Принципы научного менеджмента» (1911) Ф.Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.

Фредерик Тейлор считал, что управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут применяться ко всем видам социальной деятельности.

Основные принципы Фредерика  Тейлора.

  1. Научное изучение каждого отдельного вида трудовой деятельности.
  2. Отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев.
  3. Сотрудничество администрации с рабочими.
  4. Равномерное и справедливое распределение обязанностей.

Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах; должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями. Следует нормировать и стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. В своей концепции Тейлор значительное внимание уделяет «человеческому фактору».

Становление науки об управлении также связывается с именами Гилбертов. Они провели исследования в области трудовых движений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали научные принципы организации рабочего места.

Таким образом, к 1916 г. сформировалось целое направление в исследованиях: первая научная школа, получившая несколько названий, - школа «научного управления», «классическая», «традиционная».

Разновидностью классической школы  управления является «административная» школа. Она занималась изучением вопросов роли и функций менеджера. Считалось, что как только определялась суть работы управляющего, легко можно было выявить наиболее эффективные методы руководства.

Особенности административной школы. Представители классической (1920—1950) школы, а именно —А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к работе всей организации. «Классики» (работы которых в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии) старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций.

Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым несомненно приведет организацию к успеху. Эти принципы были связаны с двумя аспектами. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса как финансы, производство и маркетинг, «классики» были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или группы. Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций.

Вторая категория принципов  касалась построения структуры организации и управления работниками.

А. Файоль сформулировал 14 принципов управления:

  • разделение труда. Целью разделения является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия;
  • полномочия и ответственность. Полномочия дают право отдавать приказ, ответственность — ее противоположность;
  • дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между организацией и ее работниками. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций;
  • единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника;
  • единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;
  • подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника не должны превалировать над интересами компании;
  • вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату;
  • централизация. Необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий;
  • скалярная цепь, то есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, — вниз, до руководителя низового звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу;
  • порядок. Место — для всего, и все — на своем месте;
  • справедливость— сочетание доброты и правосудия;
  • стабильность рабочего места для персонала. Большая текучесть кадров снижает эффективность организации;
  • инициатива. Означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации;
  • корпоративный дух. Союз — это сила, а она является результатом гармонии персонала. [6]

 

Определенный прорыв в области  менеджмента был сделан на рубеже 30-х гг., ознаменовавшийся появлением «школы человеческих отношений» (поведенческой школы).

В основу школы человеческих отношений  положены достижения психологии и социологии. В науке управления произошло  перемещение усилий: от выполнения технических задач — к отношениям между людьми, т.е. в рамках этого  учения предлагалось сосредоточить  внимание уже не на задании как таковом, а на работнике («человек — главный объект внимания»). 
Ученые, изучающие поведение человека в трудовом процессе, были заинтересованы в повышении производительности труда не менее, чем любой из «классических» менеджеров. Сосредоточив внимание на рабочем, они полагали, что так смогут лучше стимулировать его труд. Считалось, что люди — живые машины и в основе управления должна лежать забота об отдельном работнике. В этом отношении подлинным реформатором выступил Р.Оуэн, который считал, что фирма много времени тратит на уход за станками и машинами (смазка, ремонт и т.п.) и мало заботится о людях. По мнению Р.Оуэна, вполне разумно тратить такое же время и на «уход» за работниками (живой машиной) и тогда «ремонт» людей не потребуется. Особо следует сказать о Р. Оуэне, который больше известен как представитель последней волны социалистов-утопистов, хотя с точки зрения его вклада в теорию и практику социального управления - это выдающаяся фигура. Он стал первым реформатором во взглядах на управление организацией. Среди тех благ, которыми обеспечивались его рабочие, были приличное жильё, бесплатное образование для детей и сельский магазин, где продукты отпускались по их себестоимости, запретил труд детей не достигших 10 лет, сократил продолжительность рабочего дня с 14 до 12 часов, развивал материальную заинтересованность с помощью дополнительных выплат за хорошую работу. В период бурного развития в ХХ в. капиталистического строя динамично рождались и развивались параллельно общественно-политические идеи в социальной сфере и организационные - в экономической.

Родоначальником «школы человеческих отношений» принято считать Э.Мэйо. Он обнаружил, что группа рабочих - это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определенным образом воздействуя на такую систему, можно улучшить, как считал тогда Э.Мэйо, результаты труда. В результате движение «человеческих отношений» стало противовесом всему научному движению. Это связано с тем, что акцент в движении «человеческих отношений» делался на людях, а в движении научного управления - на заботе о производстве. [7]

Информационный период (1950 г. по настоящее время). Более поздние теории управления разработаны в основном представителями «количественной школы», часто называемой управленческой. Появление данной школы - следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.

По своей сути, исследование операций - это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывают модель ситуации. После создания модели, переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Вероятно, самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач.

Главная идея системной теории состоит  в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

В 70-е гг. появилась идея открытой системы. Организация как  открытая система имеет тенденцию  приспосабливаться к весьма многообразной  внутренней среде. Такая система  не является самообеспечивающейся, она  зависит от энергии, информации и  материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Мыслители

год

определение

Гераклит 

544—540 гг. до н. э .

Управление - это видоизменяющийся процесс, который исходит из принципа неравенства граждан. Наилучшей формой управления, по Гераклиту, являлась олигархия.

Платон

427-347 гг. до н.э.

Идеальное государственное управление — это процесс, который базируется на принципах жесткой детерминации вертикальных связей в государственном аппарате. Поэтому система управления Платона склоняется в сторону олигархии и тирании.

Древний Рим

753-476 гг. до н.э.

Управление – это процесс, у которого  имеется наличие права как четкой и разветвленной системы законов.

В данной системе гармонично сочетались элементы монархии (власть консулов), аристократии (сенат) и демократии (комиции).

Конфуций

(направление-конфуцианство)

551 – 79 гг. до н.э.

Управление - этическая система, основанная на пиетете перед древностью, т.е. на признании незыблемости традиций и норм обычного права. Конфуций опирался на принцип гуманности (любви к людям) и развитое чувство долга, основанное не на страхе и материальной выгоде, а на собственном убеждении действовать во имя блага других.

Шан Ян

(направление - легизм)

390—338 гг. до н.э.

Управление – процесс сосредоточения всей полноты власти в руках верховного правителя, лишение наместников властных полномочий и превращение их в обыкновенных чиновников. Умный правитель, говорится в трактате «Шан цзюнь шу», «не потворствует смуте, а берет власть в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок».

император Уди 

140-87 гг. до н.э.

Управление — процесс сосредоточения всей полноты власти в руках верховного правителя с признанием незыблемости традиций и норм обычного права (смесь  конфуцианства и легизма).

Н. Макиавелли

1469-1527

«Спокойное управление» в понимании  Макиавелли, это жизнь без войн, без раздоров и внешних (недаром  ведь он участвовал во многих посольствах  к Папе римскому, германскому и  французскому королям) угроз, почитание, уважение и любовно-трепетное отношение народа к государю.

Томас Мор 

1478-1535

Управление — это процесс, который  позволяет создать идеальную  утопию, подразумевающий отсутствие частной собственности и равенство  всех единиц государства.

Джон Локк

1632-1704

Управление — это процесс, основанный на принципах равенства, справедливости, независимости людей друг от друга, регулируемое нормами морали религии, но не нормами права, которое создается волей и деяниями людей.

Ш.Л.Монтескье

1689—1755

Управление — это процесс, который подразумевает эффективное разделение труда.

М. Болтона 

1728-1909

Управление — это процесс  составление проекта, для достижения наилучшего результата. В процессе управления   внимание было уделено поддержанию высокой трудовой морали и удовлетворенности не только работой, но и всей производственной сферой.

Ф.Тейлор

1856-1915

Управление — это система, основанная на определенных научных принципах, в которой значительное влияние  занимает человеческий фактор.

Классическая школа управления

1885-1920

Управление — это процесс использования наблюдения, замеров, логики и анализа,который помогает усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.

Административная школа управления

1920-1950

Управление — это использование универсальных принципов управления, которые несомненно приведут организацию к успеху.

Школа человеческих отношений 

1863-1916

Управление — это процесс  сосредоточения на работнике, как «живой машине».

Количественная школа управления

1950-настоящее время

 Управление - это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации.

Информация о работе Управление налоговой деятельностью РФ