Тенденции развития международной торговли и проблемы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:07, реферат

Описание работы

Если одна страна может производить какой-то товар эффективней, чем другая, то и продать она сможет его по более низким ценам, следовательно, товар такой страны будет пользоваться большим спросом. А если страна не может производить какой-то продукт или услугу, то она может приобрести их у другой страны, это называется специализацией в международной торговле. Это говорит нам об актуальности данной темы исследования.

Содержание работы

Введение
1. Формы международной торговли и их особенности на современном этапе
2 .Основные проблемы международной торговли и пути их преодоления
3. Проблемы, связанные с применением налогового
законодательства в сфере ВЭД
Заключение

Файлы: 1 файл

nalogi_ref (1).docx

— 48.42 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Проблемы, связанные  с применением налогового законодательства в сфере ВЭД

Либерализация внешнеэкономической  деятельности и предоставление права  выхода на внешний рынок практически  любому хозяйствующему субъекту, включая  физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, привели к возникновению  новой для российской экономики  и законодательства проблемы - массовой утечки из России за рубеж валютных средств. Внешне утечка валюты напоминает экспорт капитала. Экспорт российского  капитала, осуществляемый в разрешенных  законодательством формах и под  контролем государства вывоз  интеллектуального, финансового и  производственного капитала, право  собственности на который возникло на территории Российской Федерации, с целью его инвестирования в экономику зарубежных государств, как правило, без обязательства об обратном ввозе. Он имеет следующие признаки:

- легитимность: подконтрольность  государству и осуществление  в санкционированных (предусмотренных  законодательством либо, как минимум,  им не запрещенных) формах;

- трансграничность хозяйственных операций, квалифицируемых как экспорт капитала: валюта или имущество пересекает таможенную границу РФ и таможенную границу государства-реципиента;

- предметность: из страны  вывозится и инвестируется в  экономику иностранных государств  именно капитал, имеющий российское  происхождение, а не товары  или российская национальная  валюта. Однако в силу того, что  в российском праве и законодательстве  нет определения капитала, то  есть это понятие имеет скорее  экономическое, а не юридическое  содержание, бывает трудно правильно  квалифицировать ту или иную  хозяйственную операцию российского резидента за рубежом в качестве капитальной операции либо текущей валютной операции;

- бессрочность хозяйственно-правовых  связей, опосредующих капитальные  операции российских предпринимателей: капитал вывозится без обязательства  экспортера возвратить его обратно  в страну. Вернуться в Россию  может предпринимательская прибыль,  полученная с использованием  за рубежом национального капитала, а сам он остается за рубежом  до тех пор, пока существует  зарубежное предприятие. И лишь  в случае ликвидации созданного  за рубежом российскими учредителями  юридического лица его имущество  может быть возвращено в Россию.

Основная характеристика утечки капиталов - их нелегальность, тщательная скрываемость от государства, а цель - незаконное сбережение российскими предпринимателями части своего дохода путем уклонения от налогов, которыми облагаются внешнеэкономические операции на территории России

Один из самых известных  методов ухода от уплаты налогов  – использование оффшорных компаний. Основой этого метода являются законодательства многих стран, частично или полностью  освобождающие от налогообложения  компании, принадлежащие иностранным  лицам. Оффшорная компания - это компания, которая не ведет хозяйственной  деятельности в стране своей регистрации, а владельцы этих компаний являются нерезидентами этих стран.

Оффшорные зоны можно условно  разделить на три типа:

а) зоны, в которых зарегистрированные компании платят налоги по крайне низким ставкам. За деятельностью этих компаний установлен контроль со стороны надзорных  органов, и они обязаны вести  бухгалтерский учет, а также представлять ежегодное аудиторское заключение о достоверности баланса;

б) зоны, в которых зарегистрированные компании не платят налоги, а уплачивают взнос за регистрацию. При этом предприятия  должны вести бухгалтерский учет и составлять отчетность. Контроль за деятельностью этих компаний со стороны надзорных органов практически отсутствует;

в) зоны, в которых зарегистрированные компании платят установленную ежегодную  пошлину, при этом они не обязаны  вести учет, и за их деятельностью  нет никакого контроля.

Принципы международного налогового планирования с помощью  оффшоров по своей сути аналогичны тем, что применяются на национальном уровне. Это максимальное уменьшение налоговой базы для предприятия, выплачивающего большие налоги, и максимальное увеличение налоговой базы для предприятия, выплачивающего минимальные налоги, т.е. так называемое перемещение максимума прибыли на минимально налогооблагаемый субъект.

В тех случаях, когда размер таможенной пошлины не зависит от стоимости определенного товара (например, автомобили), применяется  способ искусственного завышения стоимости  товара для того, чтобы основная дельта прибыли оказалась на счете  оффшорной компании.

Такого рода схемы используются в различных отраслях.

Например, в промышленности оффшорная компания может работать по давальческой схеме, выступая в качестве заказчика. Российская фирма-исполнитель  в этом случае действует практически  безвозмездно, производя продукцию  для заказчика, который и получает основную прибыль от ее реализации. Российская фирма может действовать  в России в качестве агента оффшорной  компании по договорам комиссии и  агентирования. В этом случае в ее деятельности практически ничего не меняется, за исключением того, что  документально она получает символическое  вознаграждение, а основная часть  прибыли остается на счетах оффшорной  компании. Необходимым условием является регистрация оффшорной компании в стране, имеющей с Россией соглашение об избежании двойного налогообложения.

Лизинговая деятельность является одним из видов инвестиционной деятельности. Оффшорная компания может  передать в лизинг необходимое оборудование, закупленное за рубежом. Лизинговые платежи можно осуществлять в  течение длительного времени  без специальной лицензии ЦБ РФ, так как они не рассматриваются  как операции, связанные с движением  капитала.

Страховая деятельность. Российская компания заключает страховой договор  с российской страховой фирмой, которая, в свою очередь, перестраховывает риски  в оффшорной страховой компании, заранее зарегистрированной первой российской компанией в одной  из оффшорных юрисдикций. В результате средства, поступающие в виде страховых  премий, через российского посредника зачисляются на счет оффшорной фирмы. Необходимо отметить, что для проведения перестраховочных операций оффшорная  страховая фирма должна отвечать некоторым международно-признанным требованиям. В частности, в юрисдикции, где она зарегистрирована, должен существовать страховой надзор, а  сама фирма должна иметь лицензию.

Судовладельческая деятельность. Ряд оффшорных стран предоставляют  судам, ходящим под их флагом, очень  льготные налоговые условия. Вместо полноценных налогов с судовладельцев взимают небольшую плату за тоннаж или просто пошлину за продление  регистрации. Исключаются налоги на доход от транспортной и фрахтовой  деятельности. Таким образом, минимизируются или вообще устраняются налоги на обслуживание судов, налог на собственность, а налог на прибыль, полученную от данного вида бизнеса, может быть минимизирован до ставки 2,5%.

Инвестиционная деятельность. Если оффшорная фирма учредит  в России предприятие сама или  совместно с российским предприятием и внесет в уставный капитал необходимые  основные средства, то при их ввозе  в Россию она будет избавлена  как от уплаты НДС, так и от уплаты таможенных пошлин.

Еще одной проблемой, связанной  с налогообложением ВЭД, является использование  схем для незаконного возмещения НДС из федерального бюджета. Основной причиной, обуславливающей рост объемов  возмещения сумм НДС по экспортным операциям, а также увеличения количества предприятий, использующих схемы для  незаконного возмещения НДС из федерального бюджета, является наличие большого количества неясностей в действующем  законодательстве.

В настоящее время сложилась  определенная практика по выявлению  и пресечению криминальных схем, направленных на возмещение налога.

Однако, как показывает практика, используемые недобросовестными экспортерами схемы в своем большинстве  имеют общие черты, и все они  строятся на пробелах действующего законодательства.

Таким образом, совместные действия налоговых, таможенных, правоохранительных органов, направленные на выявление  и пресечение незаконного возмещения налога на добавленную стоимость  по экспортным операциям, недостаточны. Для наиболее эффективной борьбы с преступлениями в этой сфере  в настоящее время назрела  серьезная необходимость совершенствования  правового регулирования.

Внешнеэкономическая политика России в предстоящий период целесообразно  направить на обеспечение:

- наилучших условий доступа  российских товаров, услуг и  рабочей силы на мировые рынки;

- эффективного уровня  защиты внутреннего рынка товаров,  услуг и рабочей силы;

- доступа к международным  ресурсам, имеющим стратегическое  значение для экономического  развития (таким, как капиталы  и технологии, товары и услуги, производство которых в Российской  Федерации отсутствует или ограничено);

- благоприятного платежного  баланса страны;

- повышения эффективности  государственной поддержки экспорта  продукции с высокой добавленной  стоимостью;

- соблюдения принципа  взаимности – благоприятного  баланса взаимных уступок и  обязательств.

Отличительной и наиболее существенной чертой предстоящего периода  в области внешнеэкономической  деятельности явится проведение комплекса  мероприятий, позволяющих достичь  значительного прогресса в институциональной  интеграции России в систему мирохозяйственных  связей.

Поэтому в ближайшей перспективе  особую значимость приобретут вопросы  реализации эффективной государственной  политики содействия экспорту, направленной на его рост, диверсификацию и улучшение  товарной структуры.

В целях содействия экспорту необходимо реализовать следующие  мероприятия:

- усилить межведомственную  координацию в сфере содействия  экспорту и сосредоточить основные  функции в этой области в  специально уполномоченном федеральном  органе исполнительной власти;

- обеспечить эффективное  функционирование системы государственного  страхования и гарантирования  экспортных кредитов;

- обеспечить поддержку  участия российских организаций  в сооружении промышленных объектов  за рубежом и расширения поставок  комплектного оборудования, в том  числе на основе межправительственных  соглашений с предоставлением  кредитов;

- активизировать работу  по привлечению российских предприятий  к участию в международной  выставочно-ярмарочной деятельности;

- улучшить транспортное  обслуживание внешней торговли, особенно экспортных операций, путем  установления благоприятных тарифов  по регулируемым государством  транспортным перевозкам, расширения  строительства экспортных транспортных  магистралей, портов и портовых  сооружений и т.п.;

- осуществлять меры государственной  поддержки отечественных перевозчиков  с целью увеличения их доли  при транспортировке внешнеторговых  грузов;

- обеспечить запуск системы  внешнеторговой информации, объединяющей  информационные массивы уполномоченных  федеральных органов исполнительной  власти, их региональных представительств, а также зарубежных торговых  представительств России и обеспечивающей  доступ к ним в режиме реального  времени заинтересованных участников  ВЭД;

- обеспечить более широкое  привлечение к работе межправительственных  комиссии по торгово-экономическому  сотрудничеству представителей  регионов, отраслевых союзов и  ассоциаций производителей и  экспортеров, банков, предприятий  и коммерческих структур, активно  сотрудничающих со страной-партнером;

- активно содействовать  продвижению российских товаров,  услуг и капитала за рубежом,  поддерживать участие российского  бизнеса в перспективных международных  проектах.

Важнейшим направлением деятельности государства в области стимулирования экспорта является создание более благоприятных  условий для доступа российских товаров на внешние рынки.

В этой связи необходимо активизировать работу по отмене дискриминационных  ограничений, сохраняющихся и вводимых в отдельных зарубежных странах  в отношении российского экспорта, в том числе используя принцип  взаимности.

Для этих целей следует  также эффективнее использовать возможности членства России в международных  экономических организациях.

Российская экономика, характеризуемая  сравнительно низкой конкурентоспособностью, еще длительное время будет нуждаться  в разумной протекционистской политике. Поэтому принятие Россией обязательств по облегчению доступа на внутренний рынок товаров и услуг должно сопровождаться мерами по повышению  конкурентоспособности отечественного производства и совершенствованию  механизмов защиты национальных товаропроизводителей.

Торгово-экономические отношения  России с государствами СНГ должны оставаться приоритетными и развиваться  по следующим направлениям:

- формирование зоны свободной  торговли государств СНГ, предусматривающей  неприменение во взаимной торговле  ограничений и переход при  этом на единый принцип взимания  косвенных налогов;

- сохранение доступа к  необходимым для российской промышленности  сырьевым ресурсам в государствах  СНГ;

- достижение более тесной  интеграции России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана в  экономической области в рамках  формирования таможенного союза;

Информация о работе Тенденции развития международной торговли и проблемы налогообложения